PETELIN.RUСтатьи → Альтернативная виртуальная студия REAPER. Эффект качания (side chain)

Альтернативная виртуальная студия REAPER. Эффект качания (side chain)

Роман Петелин

В современной музыке большое внимание уделяется звучанию бочки (большого барабана). Музыканты идут на различные ухищрения, чтобы сделать ее звучание более выразительным и "вкусным". Если композиция насыщена большим количеством инструментов, то никакие обработки не спасут бочку. Она попросту "утонет" в грувах и пэдах. Не спасет ее и мастеринг. Чтобы этого не происходило, используется эффект качания. Данная статья о том, как организовать эффект качания средствами REAPER.

Эффект качания заключается в том, что в момент звучания одного инструмента (в нашем случае бочки) звучание других инструментов частично или полностью приглушается. Реализуется данный эффект с помощью компрессора, у которого имеется доступ к каналу управления (т. н. side chain - боковая цепь). Такой компрессор входит в поставку REAPER. Он называется ReaComp.

Рассмотрим конкретный пример (рис. 1). На трек BD из драм-машины Battery выведен сигнал бочки. В трек-контейнер SC-COMP вложены все треки (пэды, арпеджио, возвраты с эффектов реверберации/дилея и т. п.), которые требуется приглушать в моменты ударов бочки. Не следует приглушать другие ударные/перкуссию, вокал, солирующие инструменты, ритмообразующий бас, и другие приоритетные инструменты. Трек SC-COMP должен быть как минимум четырехканальным. По первым двум каналам 1/2 будет передаваться обрабатываемый стереофонический сигнал, а по каналам 3/4 - сигнал бочки, который будет управлять компрессором.


Рис. 1. Фрагмент проекта

На рис. 2 показана маршрутизация сигнала бочки (свойства трека BD). Как видно из рисунка, сигнал бочки посылается на каналы 3/4 трека-контейнера SC-COMP.


Рис. 2. Маршрутизация сигнала бочки

К треку SC-COMP подключен упомянутый выше плагин ReaComp (рис. 3). Наличие кнопки 4 in 2 out свидетельствует о том, что у плагина имеется четыре входа и два выхода. На входы 1/2 подается обрабатываемый сигнал. Входы 3/4 используются в качестве боковой цепи. На эти входы в моем случае и направлен сигнал бочки. В списке Detector input (вход, используемый детектором уровня сигнала) следует задать Auxiliary Input L+R (дополнительный стереовход, соответствующий каналам 3/4 трека). Значение параметра Attack (атака) должно быть малым, чтобы компрессор срабатывал по фронту удара бочки. Значение параметра Release (освобождение) должно быть достаточно большим, чтобы компрессор не реагировал на отдельные пики волновой формы сигнала бочки (чтобы не возникало эффекта дрожания). Регулятор Threshold (порог срабатывания) совмещен с индикатором уровня сигнала в канале управления. Параметр Threshold следует установить чуть ниже пиковых значений уровня сигнала (чтобы компрессор реагировал на удары бочки). Регулятор Dry (уровень необработанного сигнала в общем миксе) целесообразно держать в низшем положении. Регулятор Wet (уровень обработанного сигнала) нужно установить в такое положение, чтобы уровень выходного сигнала не "зашкаливал" в красную область. Остальные параметры можно подбирать по вкусу (или использовать значения, приведенные на рис. 3).


Рис. 3. Параметры компрессора ReaComp

Левее группы Output mix расположен вертикальный индикатор степени подавления сигнала компрессором. Так или иначе, вы должны добиться того, чтобы в моменты удара бочки обрабатываемый сигнал подавлялся на нужное вам количество дБ. В моем примере сигнал подавляется максимум на 6 дБ. Этого вполне достаточно и для того, чтобы бочка не тонула в миксе, и для того, чтобы эффект качания не был сильно заметен на слух. Во вступлении и в куплетах эффект можно не использовать: с помощью автоматизации, в нужные моменты времени регулятор Threshhold устанавливается в наивысшее положение и компрессор фактически перестает реагировать на удары бочки. Соответствующая огибающая автоматизации видна на треке SC-COMP (рис. 1).

Статья была опубликована в журнале "Звуковые виртуальные студии" № 3, 2009.