PETELIN.RUСтатьи → Spectrasonics Omnisphere - лучший виртуальный инструмент 2008 года

Spectrasonics Omnisphere - лучший виртуальный инструмент 2008 года

Роман Петелин

Кто сказал что лучший? На сайте производителя нет демонстрационной версии, нет даже демонстрационных треков в mp3. Просто все, кому надо, и так знают, что Omnisphere - лучший. Первые места на выставках и первые места по итогам различных голосований - все это будет потом, само собой. А сейчас - самое время начать учиться работать с этим мощным и довольно сложным инструментом.

Калифорнийская компания Spectrasonics (http://www.spectrasonics.net) была основана в 1994 году. Никаких виртуальных инструментов в то время, ясное дело, не было. Компания специализировалась на звуковом дизайне, выпускала библиотеки сэмплов. Основатель компании Эрик Персинг (Eric Persing, музыкант, композитор, аранжировщик, работал с Майклом Джексоном, Бон Джови, Селин Дион и другими звездами) с 1984 по 2005 год являлся консультантом и главным звуковым дизайнером компании Roland Corporation Japan. Он создал звуки для многих инструментов Roland и для различных карт расширения к этим инструментам (ПЗУ с банками сэмплов), создал множество библиотек сэмплов на CD-ROM. У меня лично есть карточка расширения для синтезаторов Roland серии JV уже с логотипом Spectrasonics. Одним словом, компания возникла не на пустом месте.

Библиотеки сэмплов - это, конечно, хорошо. Однако по мере того, как виртуальные инструменты совершенствовались и уже вышло несколько высококачественных программных сэмплеров, появилась новая концепция: сам по себе сэмплер - устройство банальное, особой ценности не представляющее, а ценность представляют сами звуки. Причем доступ к этим звукам должен быть максимально простым и быстрым. Зачем производителю звуков зависеть от производителей сэмплеров? Ведь в XXI веке не так уж и сложно выпустить свой собственный программный проигрыватель сэмплов и проигрывать им собственные звуки в собственном закрытом формате. В 2002 году компания Spectrasonics выпустила сразу три виртуальных инструмента, в которых была реализована данная концепция: Atmosphere, Stylus и Trilogy. Сами по себе эти инструменты довольно просты и представляют собой специализированные проигрыватели сэмплов без лишних "наворотов". Библиотека сэмплов каждого из инструментов хранится в специальном формате в виде одного файла (чтобы нельзя было конвертировать в WAV или другие звуковые файлы). Революционным для виртуальных инструментов было качество сэмплов и их объем. Например, Atmosphere поставлялась на шести CD-ROM (в 2002 году это считалось очень много). Что касается качества сэмплов, то производители постарались на славу. Они подобрали такие наборы звуков, чтобы инструменты нельзя было поставить на один уровень с какими-либо библиотеками сэмплов, чтобы никто не смог сказать: "Да ну, зачем покупать эту Атмосферу, если можно купить такую-то библиотеку и загрузить ее в любой сэмплер". После инструментов Spectrasonics от других производителей тоже стали появляться и другие виртуальные инструменты с большими библиотеками сэмплов. Но именно инструментам Spectrasonics удалось завоевать народную любовь. "Спектрасоники" относятся к категории "must have" ("обязаны иметь"): "Занимаетесь музыкой на компьютере? Тогда обязаны иметь на своем компьютере инструменты Spectrasonics".

Инструмент Atmosphere включает себя преимущественно пэды и эмбиентные звуки, хотя попадались басы, лиды и др. До сентября 2008 года замены этому инструменту особо не было. А в сентябре 2008 года вышла замена: Atmosphere - Omnisphere. Принципиальные новшества.

  • Грандиозная библиотека высококачественных звуков. Инструмент поставляется на шести двухслойных DVD-дисках. После установки библиотека звуков занимает более 40 Гб. Поэтому размещать библиотеку звуков целесообразно на выделенном быстродействующем жестком диске. Что касается качества звуков, то музыканты обычно называют такие "жирными", "яркими", "сочными", "башнесрывательными", "просто мясо". Устанавливать библиотеку звуков стало удобнее, т. к. на каждом диске имеется своя программа-инсталлятор. Если в ходе установки возникнет какой-нибудь сбой в компьютере, то не надо будет запускать повторную установку, начиная с первого диска. Библиотека сэмплов теперь хранится не в одном огромном файле, а разбита на несколько файлов по разным категориям (например, Human Voices - человеческие голоса, Retro - ретро и т. п.). У меня есть предположение, что в Omnisphere можно доустанавливать дополнительные библиотеки звуков сторонних производителей, но таких библиотек пока нет в наличии. В самом инструменте имеется удобный браузер патчей с функцией поиска.

  • Новый звуковой движок STEAM Engine, на базе которого будут выпускаться все новые инструменты Spectrasonics. Среди достоинств нового движка имеется возможность комбинирования различных методов синтеза, включая кольцевую модуляцию, FM-, гранулярный и прочие виды синтеза. Omnisphere - первый инструмент, в котором применен STEAM Engine, поэтому об этом инструменте уже нельзя сказать, что это просто проигрыватель сэмплов. Omnisphere - цифровой синтезатор. Кроме того, STEAM Engine позволяет подключать различные встроенные эффекты в различных комбинациях (т. е. в некотором смысле плагины в плагине).

  • Мультитембральность. Инструмент Atmosphere мог играть только одним тембром. Нужен другой тембр - подключаем еще один экземпляр плагина (неоправданный расход вычислительных ресурсов и оперативной памяти). Omnisphere может играть одновременно восемью голосами, управляться по восьми MIDI-каналам имеет 16 выходных звуковых каналов (восемь стереопар). Имеется режим STACK MODE (аналог режима performance в аппаратных синтезаторах) в котором синтезатор управляется по одному MIDI-каналу, но одновременно могут звучать сразу несколько частей синтезатора с различными патчами. Громкость звучания пресетов может зависеть от номера MIDI-клавиши, velocyty или значений заданных контроллеров. В результате можно получить очень сложные, распределенные по MIDI-клавиатуре звуковые текстуры.

  • Независимый для каждого из восьми частей синтезатора арпеджиатор, в который можно загружать MIDI-файлы в качестве паттернов.

  • Полезная для музыкантов функция MIDI Learn и прочие, связанные с ней удобства. Управлять Omnisphere по MIDI легко и просто.

Инструмент Omnisphere реализован в виде плагинов VSTi, RTAS, AU, работает и на PC, и на Mac.

Стоимость инструмента 499 USD. Если у вас уже есть Atmosphere, то обновление будет стоить 249 USD. Если у вас уже есть инструменты Atmosphere, Trilogy и Stylus RMX, то обновление будет стоить 149 USD.

Установка

В ходе установки вы должны выбрать, плагины каких форматов требуется установить (например, VSTi и RTAS), и можете указать папку, куда программа должна скопировать модули плагинов. Затем вы должны указать, где следует разместить библиотеку сэмплов и вспомогательные файлы. Повторюсь, библиотеку сэмплов лучше разместить на отдельном быстродействующем жестком диске или даже на массиве RAID-0. Нужно это для того, чтобы при выборе патча не ждать долго, пока загрузятся нужные сэмплы. После копирования части звуковой библиотеки с первого DVD инсталляция программы вроде бы заканчивается. Однако это не совсем так. Вставляйте следующий DVD (2, 3 и т. д.) и запускайте на каждом из них отдельный инсталлятор.

Когда информация со всех шести дисков скопирована, имеет смысл скачать и установить все существующие обновления (см. раздел UPDATES на сайте http://www.spectrasonics.net). Готово? Тогда можно запустить приложение хост и подключить к проекту Omnisphere. При первом подключении программа предложит пройти процедуру авторизации. Программа сгенерирует текстовый код (Challenge code), уникальный для вашего компьютера. Этот код нужно ввести на страницу авторизации программы в Интернет (http://www.spectrasonics.net/authorization/). В ответ вы получите код-отклик (Response code), который следует ввести в соответствующее поле на панели плагина и нажать кнопку CONTINUE. Если этого не сделать, что Omnisphere четыре дня будет работать в демонстрационном режиме, а потом работать перестанет.

Прошедший авторизацию плагин следует отключить от проекта и подключить заново. Теперь можно работать.

Браузер патчей

Сразу после подключения Omnisphere к проекту панель плагина имеет вид, показанный на рис. 1. Щелкаем мышью на любом месте панели, получаем вид, показанный на рис. 3. По умолчанию устанавливается режим MAIN - режим редактирования основных параметров синтеза.


Рис. 1. Панель Omnisphere сразу после подключения плагина к проекту

До редактирования нам пока далеко. Давайте для начала научимся выбирать патчи. В верхней части панели находится поле выбора мультипатчей. Мультипатч описывает состояние синтезатора в режиме STACK. В поле выбора патчей отображается название текущего мультипатча. С помощью кнопок мультипатчи можно перебирать. Кнопкой открывается окно браузера мультипатчей, с помощью которого нужные звуки можно выбирать более осмысленно. При выборе мультипатча происходит его немедленная загрузка (которая может занять ощутимое время) и синтезатор переключается в режим STACK, о чем будет свидетельствовать надпись STACK MODE в левой верхней части панели. Забегая вперед, скажу, что отключить режим STACK можно следующим образом: нажать кнопку MULTI, нажать кнопку STACK и выключить кнопку , расположенную слева от надписи STACK MODE.

Оставим на время режим STACK с мультипатчами и научимся работать с обычными патчами. В верхней части синтезатора расположены кнопки, пронумерованные от 1 до 8. С их помощью осуществляется выбор нужной части синтезатора. По умолчанию части синтезатора независимо управляются по MIDI-каналам с 1 по 8 (при условии, что не включен режим STACK). Для каждой из частей можно загрузить свой патч. Пускай выбрана часть 1. Чуть ниже надписи OMNISPHERE расположено поле выбора патчей. Щелкнем на кнопке , откроется браузер патчей (рис. 2). В левой верхней панели имеется список DIRECTORY. В нем можно выбрать одну из категорий патчей: All - все патчи; A Taste of Omnisphere - наиболее яркие патчи для первого знакомства с Omnisphere; Atmosphere Library - только те патчи, которые были у инструмента Atmosphere; Omnisphere Library - только новые патчи, которых не было у Atmosphere. По умолчанию включен режим Attributes, в котором патчи систематизированы по категориям (Category), жанру (Genre), сложности (Complexity), автору (Author) или по другим признакам (в зависимости от выбранной категории). Если включить режим File Directory, то логическая структура выбора патчей будет соответствовать структуре папок на жестком диске. В поле Search можно ввести часть названия патча или даже часть названия его типа (например, ввести "lead" - лид) и нажать . Браузер разыщет все патчи, которые соответствуют условию поиска.

Список отфильтрованных по заданным категориям патчей расположен в левой нижней части браузера. Кнопкой A-Z включается режим алфавитной сортировки названий патчей. В режиме Shuffle названия патчей отображаются в случайном порядке. С помощью кнопки можно послушать звучание выбранного патча.


Рис. 2. Браузер патчей

Если выбран режим Auto Load, то выбранные патчи будут сразу же загружаться в текущую часть синтезатора. Если выбран режим Preview Load, то выбранные патчи будут загружаться в память синтезатора, их звучание можно будет послушать но, при закрытии браузера в текущую часть синтезатора будет загружен исходный патч (который был загружен до открытия браузера патчей). Так будет происходить в том случае, если не принять специальных мер - не просто выбрать название патча в списке, а сделать на нем двойной щелчок. Только тогда патч будет загружен в текущую часть синтезатора. При загрузке патчей может возникнуть сообщение "Cannot load Part while Load in progress". Это означает, что в данный момент еще идет процесс загрузки патча (например, для предварительного прослушивания). И вы не сможете загрузить новый патч, пока этот процесс не завершится.

По умолчанию включен режим отображения Info, и в правой нижней части браузера патчей отображается информация о выбранном патче. NOTES - отображать примечания. TAGS - отображать тэги. Тэги - это дополнительная текстовая информация, используемая для классификации патчей и упрощения их поиска. Примеры содержимого тэгов: "Synth Mono" (монофонический синтезатор), "Electronica" (электронные звуки), "Leads" (лиды). Содержимое тэгов можно редактировать с помощью редактора, который открывается кнопкой Edit Tags.

Чтобы информация о выбранном патче не занимала площадь браузера, можно нажать кнопку . Тогда вся свободная площадь браузера будет использоваться для отображения списка патчей.

Кнопкой Settings открывается панель с настройками браузера патчей. Большинство настроек сводятся к тому, какие ноты использовать для предварительного прослушивания патчей. Полезной может оказаться опция Audition Auto-Play - автоматически воспроизводить выбранный патч.

Редактирование параметров синтеза

Большая часть пресетов Omnisphere являются двухслойными. Каждому слою (A и B) соответствует отдельный мультисэмпл или осциллятор со своими параметрами синтеза.

В режиме отображения MAIN (рис. 3) доступны три вкладки: CONTROLS - основные параметры синтеза; INFO - информация о текущих слоях, задействованных в патче; VISUALIZER - стильный осциллограф и спектроанализатор.

Последняя вкладка смотрится красиво, но практического применения не имеет. Поэтому я не буду ее рассматривать. Уделять внимание вкладке INFO тоже нет особого смысла. Перечислю параметры синтеза, доступные на вкладке CONTROLS.

VOICES - полифония. OCTAVE - транспонирование в пределах от -2 до +2 октавы. SCALE - музыкальный строй.

V-CURVE - характер зависимости параметров синтеза от значений Velocity (какие именно параметры - определяется настройками патча). Кнопкой открывается графический редактор, с помощью которого можно сформировать более сложный график зависимости параметров синтеза от значений Veolcity. Вообще, в Omnisphere многие режимы отображения включаются с помощью соответствующей кнопки , а выключаются потом кнопкой .

BEND - диапазон смещения высоты тона колесом смещения тона. PART LEVEL - общая громкость текущей части синтезатора. M и S - режимы заглушения и солирования текущей части синтезатора.


Рис. 3. Режим отображения MAIN > CONTROLS

LAYER MIXER - микшер слоев, в котором расположены регуляторы громкости, кнопки включения/выключения и назначаемый регуляторы. По умолчанию назначаемые регуляторы управляют панорамой слоев (PAN). Если щелкнуть на надписи PAN, откроется меню выбора регулируемых параметров: PAN, ATTACK - атака, RELEASE - освобождение.

Чуть ниже расположены два поля, в которых отображаются названия текущих слоев. С помощью копок можно открыть аналогичный браузеру патчей браузер мультисэмплов (SOUNDSOURCE BROWSER). С его помощью можно выбрать мультисэмпл и загрузить его в соответствующий слой.

MASTER FILTER - частота среза мастер-фильтра. Мастер-фильтром обрабатывается общий микс обоих слоев, полученный с учетом примененных эффектов. LPF, HPF - переключение типа мастер-фильтра: ФНЧ и ФВЧ соответственно. RESONANCE - добротность мастер-фильтра.

SOLO - включение/выключение одноголосого режима для текущей части синтезатора. LEGATO - включение/выключение режима легато.

GLIDE - включение/выключение портаменто. Чуть ниже расположена еще одна кнопка LEGATO. Если она включена, то портаменто будет иметь место только при игре легато. Кнопками A и B портаменто включается/выключается независимо для каждого из слоев. Вертикальным ползунковым регулятором задается время портаменто.

ARP - включение/выключение арпеджиатора. Чуть правее этой кнопки имеется маленький треугольник, открывающий меню выбора паттерна арпеджио.

В левой части панели инструмента имеется надпись Power Synth, чуть ниже расположена кнопка . С ее помощью можно послушать текущее звучание пресета, если неудобно тянуться к MIDI-клавиатуре.

Включим режим отображения EDIT (рис. 4) и перейдем к изучению более тонких параметров синтеза. Некоторые параметры аналогичны тем, что доступны для редактирования в режиме отображения MAIN. Упоминать об этих параметрах я не буду.

С помощью вкладок LAYER A и LAYER B осуществляется выбор - параметры какого слоя доступны для редактирования.

В группе MODULATION задаются параметры модуляции. Источник управляющей информации задается в списке SOURCE, а модулируемый этим источником параметр - в списке TARGET. Регулятором, который расположен справа от надписи SOURCE, задается глубина модуляции. Регулятором, что правее надписи TARGET - постоянное смещение модулируемого параметра. Сам по себе регулятор совмещен со специальным индикатором. Голубым цветом на этом индикаторе отображается диапазон, в котором может находиться модулируемый параметр. А белым цветом - текущее значение модулируемого параметра. Если появится красная точка, то это будет означать своеобразный "перегруз": возможность возникновения ситуации, когда значение модулятора будет продолжать расти или уменьшаться, а модулируемый параметр уже достигнет своего максимально возможного отклонения и не будет больше реагировать на модулятор.

В качестве источников для модуляции могут использоваться низкочастотные генераторы (LFO), генераторы огибающих (ENVELOPES), Velocity, номер MIDI-клавиши (Key Tracking), колеса модуляции и смещения тона, давление на MIDI-клавиши и др. Отдельного упоминания заслуживает специальный источник Morphing Source. Он используется для того, чтобы организовать модуляцию одного параметра синтеза сразу двумя источниками модуляции. Два реальных источника модуляции настраиваются на модуляцию параметров Morphing Input A и Morphing Input B. А уже Morphing Source, который содержит микс из двух модулирующих параметров, настраивается на модуляцию нужного параметра синтеза. Пропорцией микширования можно управлять посредством параметра Morphing Input A/B Xfade.

Пример модуляции: если модулировать генератором LFO1 частоту среза мастер-фильтра (модулируемый параметр Filter > Cutoff), то получится эффект "вау-вау". Модуляцию можно временно "заглушить" (MUTE) и инвертировать по знаку или по фазе (INVERT).

Щелчком на надписи MODULATION открывается меню, командами которого можно добавлять новые модуляции, выбирать существующие модуляции для редактирования, удалять выбранные модуляции. Но гораздо удобнее пользоваться специальной матрицей модуляции (рис. 5). Чтобы ее открыть, нужно щелкнуть на пиктограмме слева от надписи MODULATION.


Рис. 4. Панель Omnisphere в режиме EDIT

Подобные матрицы имеются у многих других виртуальных синтезаторов. Каждая строка матрицы относится к какой-то одной модуляции. Максимальное количество модуляций 24. Однако одновременно могут отображаться параметры только 12 модуляций. Переключение страниц осуществляется кнопками .

На матрице модуляции среди прочих, уже описанных параметров, присутствуют регуляторы SMOOTH. С их помощью задается степень сглаживания модуляции. При большем значении SMOOTH модулируемый параметр с инерцией реагирует на изменение значения модулятора.


Рис. 5. Матрица модуляции

Закроем матрицу модуляции кнопкой и вернемся к рассмотрению панели Omnisphere в режиме EDIT (рис. 4). В группе LFOS доступны параметры шести низкочастотных генераторов. Выбирается нужный LFO с помощью кнопки от 1 до 6. RATE - частота, DEPTH - амплитуда, DELAY - задержка перед началом генерации, SYNC - синхронизация с темпом проекта. Все остальные параметры выбранного LFO редактируются в специальном поле, в котором отображается форма волны генератора. Форма волны выбирается кнопками . Сверху расположен горизонтальный регулятор, которым задается фаза. Кнопкой + включается униполярный режим работы генератора, когда генерируемый сигнал не колеблется около нулевого уровня, а полностью находится выше него. Под изображением волновой формы отображается режим запуска генератора (на рисунке Free). Чтобы сменить режим запуска, нужно щелкнуть на названии текущего режима. Тогда откроется меню: Free - генератор всегда запущен, Note - генератор запускается для каждой ноты, Legato - генератор запускается для первой ноты в легато, Song Pos - запуск на каждой доле такта.

Если щелкнуть на надписи LFOS, откроется меню, с помощью которого можно сохранять настройки LFO в виде пресетов, выбирать эти пресеты, копировать настройки текущего LFO в буфер обмена и вставлять настройки из буфера обмена.

В группе OSCILLATOR расположены параметры осциллятора текущего слоя. В качестве источника звукового сигнала может быть выбран мультисэмпл (SAMPLE) или встроенный генератор (SYNTH). Если установлен режим SAMPLE, то под кнопками SAMPLE и SYNTH отображается название текущего мультисэмпла (рис. 5, а). Кнопкой открывается браузер мультисэмплов, с помощью которого мультисэмпл можно сменить. Если установлен режим SYNTH, то вместо названия мультисэмпла отображается изображение текущей волновой формы (рис. 5, б). Если на ней щелкнуть, то откроется меню выбора волновой формы: SawSquare Fat - трансформируется между пилообразной и прямоугольной ("жирное" звучание), SawSquare Bright - трансформируется между пилообразной и прямоугольной ("яркое" звучание), Triangle - треугольная, Sine - синусоида, Noise - шумоподобная.

Ниже расположен ряд кнопок - переключателей режимов отображения. MAIN - основные параметры осциллятора. Рассмотрим основные параметры осциллятора SAMPLE (рис. 6, а).

Регулятор TIMBRE влияет на тембр звука. Как именно - зависит от того, какой установлен режим обработки мультисэмпла: CRUSH или SHIFT. Целью этой обработки является не улучшение субъективного качества звучание, а кардинальное изменение тембра мультисэмпла. Поэтому если вам не требуется никакого экстремального звучания, то держите регулятор TIMBRE в нейтральном положении.

В режиме CRUSH применяется эффект Bit-Crushing (умышленное, заметное на слух понижение разрядности цифрового звука) и фильтрация. Если двигать регулятор TIMBRE влево, то будет применяться ФНЧ. Если двигать регулятор вправо - ФВЧ.

В режиме SHIFT происходит транспонирование мультисэмпла по MIDI-клавиатуре (смещение базовых нот сэмплов) в одну сторону и изменение высоты тона таким образом, чтобы компенсировать это смещение (чтобы для одних и тех же MIDI-клавиш высота тона оставалась неизменной). В результате происходит существенное изменение тембра мультисэмпла. Эффект проявляется в том случае, если в мультисэмпле задействовано множество сэмплов (по сэмплу на несколько MIDI-клавиш). Если в патче задействован всего один сэмпл, то эффект проявляться не будет.

Регулятором START задается смещение от начала мультисэмпла. START FADE - выбор характера нарастания громкости сэмпла в начале воспроизведения. TRACKING - включение/выключение зависимости высоты тона от номера MIDI-клавиши.

а б
в г д
Рис. 6. Параметры осциллятора

Рассмотрим основные параметры осциллятора SYNTH (рис. 6, б). Параметры SHAPE и SYMMETRY определяют степень деформации волновой формы. HARDSYNC - имитация режима синхронизации осцилляторов на аналоговых синтезаторах. ANALOG - степень расстроенности синтезатора. PHASE - смещение фазы (на слух проявляется, если задействован второй слой).

Во всех остальных режимах отображения и для осциллятора SAMPLE, и для осциллятора SYNTH доступны одинаковые параметры.

В режиме отображения FM (рис. 6, в) доступны параметры FM-синтеза. В данном случае высота тона осциллятора на основе мультисэмпла модулируется сигналом дополнительного генератора - модулятора. Кнопкой включается/выключается FM-модуляция. Регулятором FREQUENCY перестраивается частота модулятора. Кнопкой включается/выключается режим, при котором частота модулятора зависит от номера MIDI-клавши. DEPTH - глубина модуляции. Кнопками выбирается форма волны модулятора.

В режиме отображения RING MOD (рис. 6, г) доступны параметры кольцевой модуляции, которые аналогичны параметрам в режиме отображения FM. Разница заключается в способе модуляции. Кольцевая модуляция - это когда сигналы осцилляторов перемножаются. В нашем случае сигнал мультисэмпла умножается на сигнал дополнительного генератора.

В режиме отображения WS (рис. 6, д) доступны параметры метода синтеза, получившего названия WAVE SHAPER. По своей сути он похож на PD-синтез, описание которого приведено в предыдущем номере журнала в статье AlgoMusic M51 Galaxy - виртуальный инструмент на основе PD-синтеза. Разница заключается лишь в том, что за основу берется не синусоида, а сигнал мультисэмпла. Алгоритм искажения фазы выбирается с помощью кнопок 1, 2, 3, 4. DEPTH - степень деформации сигнала мультисэмпла. Кнопками OSC, FILT, AMP выбирается место в цепочке обработки звука, где сигнал будет подвергнут деформации: сразу после осциллятора, после фильтра или после усилителя, формирующего амплитудную огибающую. Регулятором MIX задаются пропорции микширования исходного и деформированного сигналов. GAIN - регулятор усиления сигнала.

В режиме отображения MULT (рис. 7) доступны параметры следующих эффектов: UNISON - унисонное звучание нескольких голосов; HARMONIA - когда вместо одной ноты звучит аккорд; GRANULAR - гранулярный синтез (только для осциллятора в режиме SAMPLE). Одновременно можно редактировать параметры только одного эффекта. Щелкните на названии текущего эффекта (на рис. 7, а текущий эффект называется UNISON). Откроется меню выбора эффекта. У каждого из перечисленных эффектов имеется кнопка включения/выключения .

Рассмотрим параметры UNISON (на рис. 7, а). Если осциллятор работает в режиме SYNTH, то справа от надписи UNISON будет поле, в котором для голосов унисона можно задать смещение фазы (на рис. 7, а к этому полю подведен указатель мыши). Регулятором DETUNE задается степень расстройки голосов унисона. Регулятор работает в двух режимах: FINE - тонкая расстройка, COARSE - грубая расстройка. С помощью кнопок OCTAVE задается разброс голосов в октавах. Регулятором DEPTH задается количество голосов унисона. SPREAD - разброс голосов на стереопанораме.

а б в
г
Рис. 7. Параметры осциллятора (режим отображения MULT)

Рассмотрим параметры HARMONIA (рис. 7, б, в). Для данного эффекта имеется возможность сохранять/загружать пресеты, копировать и вставлять пресеты из буфера обмена. Соответствующее меню вызывается щелчком на маленьком треугольнике, расположенном справа от надписи HARMONIA. В этом же меню можно выбрать заводские пресеты. На рис. 7, б показаны параметры HARMONIA для осциллятора в режиме SAMPLE. Кнопки от 1 до 4 - включение/выключение соответствующих голосов. LEVEL, PAN, DETUNE - громкость, панорама и точное смещение высоты тона голосов. Правее расположены поля, в которых можно задать грубое смещение высоты тона голосов в полутонах.

Для осциллятора в режиме SYNTH доступна дополнительная страница с параметрами HARMONIA (рис. 7, в). Переключение страниц осуществляется кнопками . SHAPE, SYM, SYNC - параметры осциллятора задаются индивидуально для каждого голоса. Также для каждого голоса можно индивидуально выбрать волновую форму осциллятора. Если выбрано OSC, то будет использоваться такая же волновая форма, что задана в настройках осциллятора. Также в режиме SYNTH доступно поле для выбора смещения фазы голосов (правее надписи HARMONIA).

В режиме SAMPLE осциллятор может работать в качестве гранулярного синтезатора. Соответствующие параметры доступны в режиме отображения GRANULAR (рис. 7, г).

Примечание. Гранулярные синтезаторы работают по следующему принципу: звук синтезируется из множества коротких фрагментов по несколько миллисекунд каждый. Эти фрагменты (гранулы) формируются или математическим путем, или из сэмплов. Тембр синтезируемого звука зависит от свойств отдельных гранул и от того, в каком порядке они воспроизводятся.

GRAIN DEPTH - количество гранул, на которые разбиваются сэмплы. PITCH GRAINS - смещение высоты тона гранул. Реальное смещение высоты тона гранул зависит от значений следующих двух параметров. INTERVAL - максимальное смещение высоты тона гранул (от 1 до 12 полутонов). Параметром GLIDING задается то, как часто будет происходить плавное (в масштабах гранул) смещение высоты тона гранул. Диапазон смещения - от высоты тона, определяемой воспроизводимой синтезатором нотой, до высоты тона, определяемой параметром INTERVAL.

INTENSITY - размер гранул (т. е. длительность их звучания). DETUNING - степень расстроенности высоты тона гранул (высота тона каждой гранулы будет случайным образом смещаться). Параметром SMOOTHING регулируется длительность перехода между гранулами, когда громкость одной гранулы плавно затухает, а громкость следующей гранулы плавно возрастает. При большом значении SMOOTHING гранулы будут сливаться друг с другом. SPREAD - разброс гранул на стереопанораме.

Порядок, в котором воспроизводятся гранулы, задается с помощью следующих кнопок: - гранулы воспроизводятся в прямом направлении, - в обратном направлении, - направление воспроизведения чередуется для одних и тех же нот, - случайное направление воспроизведения.

Настройки осциллятора можно сохранить в виде пресета, скопировать или вставить из буфера обмена. Сделать это можно с помощью меню, которое открывается щелчком на надписи OSCILLATOR.

В группе FILTERS задаются основные параметры фильтра для текущего слоя. Если щелкнуть на кнопке , включится режим отображения всех параметров фильтров для обоих слоев (рис. 8). FILTER 1 относится к первому слою, FILTER 2 - ко второму. Включение/выключение фильтров осуществляется кнопками . TYPE - типы фильтров. Переключателями SERIES и PARALLEL задается способ коммутации фильтров обоих слоев: соответственно последовательный или параллельный. MIX - пропорции микширования сигналов с выхода фильтров при их параллельном включении.


Рис. 8. Параметры фильтров

GAIN - усиление сигнала на входе (PRE) или на выходе (POST) фильтра.

Параметры, общие для обоих фильтров: CUTOFF - частота среза, RES - добротность, SPREAD - зависимость значения панорамы от частоты среза фильтра, KEY - зависимость частоты среза от номера MIDI-клавиши, ENV - зависимость частоты среза от сигнала генератора огибающей для управления фильтром. Увязка частоты среза и панорамы позволяет получить интересные эффекты, когда при открытом и закрытом фильтре звук панорамируется по-разному. Если для разных фильтров требуется установить разные параметры, то сделать это можно с помощью следующих регуляторов: CUTOFF OFFSET, RES OFFSET, SPREAD OFFSET - смещение параметров CUTOFF, RES и SPREAD соответственно.

Вернемся к рассмотрению панели Omnisphere в режиме EDIT (рис. 4). В группе Envelopes доступны параметры нескольких генераторов огибающих: AMP - генератор амплитудной огибающей, FILTER - генератор огибающей управления частотой среза фильтров, MODS - четыре генератора огибающей для модуляции различных параметров синтеза. В режиме MODS появляются дополнительные кнопки 1, 2, 3, 4. С их помощью осуществляется выбор нужного генератора. Каждый генератор может работать в двух режимах: упрощенном (индикатор режима ) и продвинутом (индикатор режима ). В упрощенном режиме генератор выдает всего четыре фазы: A, D, S, R - атака, спад, поддержка, освобождение. Если щелкнуть на кнопке , откроется графический редактор огибающей. С его помощью можно нарисовать сложную огибающую, состоящую из множества фаз. При этом генератор автоматически переключится в продвинутый режим. Вернуть генератор в упрощенный режим можно щелчком на индикаторе . Регулятором DEPTH задается глубина модуляции.

Встроенные эффекты

В режиме отображения FX (рис. 9) доступны три вкладки: A, B и COMMON - встроенные эффекты для независимой обработки слоев A, B и их общего микса соответственно. На каждой вкладке имеется по четыре слота для подключения эффектов. На каждом слоте расположена треугольная кнопка. Если к слоту подключен эффект, то аналогичная кнопка присутствует и на его панели. Щелчком на этой кнопке открывается меню выбора эффектов.


Рис. 9. Встроенные эффекты

Если эффект требуется отключить, то выберите в этом меню No Effect. Слева от каждого слота имеется еще по одной треугольной кнопке, которой открывается меню пресетов эффектов. Каждый эффект можно временно отключить, если щелкнуть на виртуальном дисплее с его названием (на рис. 9 эффекты называются VINTAGE COMP - раритетный компрессор, PRO-VERB - ревербератор, RETROPLEX - эмулятор задержки на основе магнитофона).

В левой части панели имеется кнопка PRESETS. Она открывает меню пресетов для всей цепочки эффектов.

Арпеджиатор

Параметры арпеджиатора доступны на вкладке ARP (рис. 10). Арпеджиатор представляет собой пошаговый секвенсор. На каждом шаге (от 1 до 32) с помощью соответствующей кнопки можно включить/выключить воспроизведение ноты. Для каждого шага с помощью вертикальных столбиков можно задать значение Velocity. Когда синтезатор получает сообщение о нажатии MIDI-клавиши, пошаговый секвенсор запускается. Если в поле TRIGGER задан параметр Note, то пошаговый секвенсор будет запускаться с самого начала для каждой ноты. Если задан параметр Legato, то пошаговый секвенсор будет запускаться с самого начала только для первой ноты в легато. Если задан параметр Song Position, то пошаговый секвенсор будет следовать за указателем текущей позиции проекта в рамках текущего такта. То, какие именно ноты будут воспроизводиться, зависит от режима арпеджиатора, установленного в поле MODE. В поле CLOCK задается музыкальная длительность шагов пошагового секвенсора. LENGTH - длительность воспроизводимых нот. SWING - свинговое звучание. Регулятором VELOCITY задается пропорция микширования значений параметров Velocity между теми, что запрограммированы в арпеджиаторе, и теми, которые получены в MIDI-сообщениях о нажатии MIDI-клавиш.


Рис. 10. Арпеджиатор

Справа от надписи ARPEGIATOR вы видите треугольник. Это кнопка вызова меню пресетов арпеджиатора. Имеется возможность использования MIDI-файлов в качестве паттерна арпеджиатора. Если щелкнуть на надписи Drop MIDI File Here, откроется стандартное окно выбора и загрузки файла. С его помощью и можно загрузить нужный MIDI-файл. Кроме того, можно захватить нужный MIDI-файл средствами Widows (например, из программы Проводник) и просто перетащить его на поле с надписью Drop MIDI File Here. Регулятор STRENGTH влияет на то, из какого источника арпеджиатором будет воспроизводиться информация - из пошагового секвенсора, или из загруженного MIDI-файла. Кнопка CLEAR "выгружает" MIDI-файл из памяти арпеджиатора.

Режим MULTI

В режиме отображения MULTI (рис. 11) доступны следующие вкладки:

  • MIXER - микшер с параметрами всех восьми частей: можно сопоставить части синтезатора с MIDI-каналами, загрузить патчи, установить громкость, панораму, уровни посыла на шины эффектов AUX 1, AUX 2, AUX 3, AUX 4;
  • FX - подключение встроенных эффектов к шинам AUX 1, AUX 2, AUX 3, AUX 4 и мастер-шине MASTER;
  • LIVE - упрощенный микшер с крупными элементами управления (удобно при использовании Omnisphere в качестве инструмента для живого исполнения);
  • STACK - включение/выключение режима STACK и карта распределения частей синтезатора по MIDI-клавиатуре (NOTES), по значению Velocity (VELO) и по значению заданного MIDI-контроллера (CC).


Рис. 11. Режим отображения MULTI

Управление по MIDI

Любыми параметрами синтеза и встроенных эффектов можно управлять с помощью MIDI-сообщений. Допустим, вы хотите "рулить" неким виртуальным регулятором. Щелкаете на нем правой кнопкой мыши. Открывается контекстное меню. Вот некоторые его команды:

  • MIDI CC Learn - назначить параметру синтеза первый задействованный MIDI-контроллер;
  • MIDI CC Learn Inverted - аналогично предыдущей команде, но при увеличении значения MIDI-контроллера значение параметра будет уменьшаться (и наоборот);
  • MIDI Note Learn - назначить параметру синтеза первую нажатую MIDI-клавишу;
  • MIDI Program Change Learn - назначить параметру синтеза первое сообщение о смене MIDI-инструмента;
  • Enable Host Automation - включить возможность автоматизации параметра из приложения-хоста;
  • Unlearn - "забыть" все назначения;
  • Show Learns - показать, какие MIDI-сообщения были назначены для управления параметром синтеза.

На этом я заканчиваю рассказ о замечательном виртуальном инструменте Spectrasonics Omnisphere. Не все тонкие настройки удалось описать (из-за ограниченного объема журнала). Но, надеюсь, статья поможет ускорить освоение инструмента.

Статья была опубликована в журнале "Звуковые виртуальные студии" № 6, 2008.