PETELIN.RUСтатьи → Кто Вы, Сергей MusicLab? Интервью, которое дал Юрию Петелину разработчик уникальных виртуальных инструментов

Кто Вы, Сергей MusicLab?

Интервью, которое дал Юрию Петелину разработчик уникальных виртуальных инструментов

Юрий Петелин

Этот человек придумал и создал такие VST-шедевры, как MusicLab RealGuitar и MusicLab RealStrat. На крупнейших мировых выставках он может целыми днями не отходить от MIDI-клавиатуры, демонстрируя удивленным посетителям… виртуозную гитарную технику игры. Вы его, наверное, знаете. Точнее говоря, возможно, видели на видеороликах его руки, порхающие над черно-белой клавиатурой. Он живет в России, а руководство пользователя для своих программ пишет сразу на английском. Он согласился на интервью, но не готов назвать свое имя.

Ю.П. Мы заочно знакомы с Вами много лет. Долго пришлось бы перечислять все книги, в которых помещен написанный мной материал о различных разработках MusicLab. Кроме того, несколько статей, посвященных им, выложены на сайте http://petelin.ru. Для русскоязычных пользователей эти книги и статьи остаются практически единственными источниками информации о Ваших программах. Вы постоянно консультировали меня, поясняли принципы функционирования тех или иных алгоритмов. И все же, в конечном счете, читатели имели дело с материалом, изложенным человеком, не имеющим непосредственно отношения к разработке этих программ. В книгах и статьях написано лишь то, что мне удалось понять в результате тестирования программ и переписки с Вами. Описание работы с программами могло бы быть более точным, если бы оно принадлежало перу разработчика. Очень хотелось, чтобы о новинке (программе MusicLab RealStrat) рассказали именно Вы. Но теперь уже ясно, что и в этот раз мне не удалось уговорить Вас написать статью. К тому же, пришлось принять и Ваше условие: я не открою читателям Вашей подлинной фамилии. Пусть героем этого интервью станет человек под псевдонимом Сергей MusicLab. Приступим? Сергей, расскажите, пожалуйста, о себе.

С.M. Я закончил музыкальную школу, училище, музыкально-педагогический институт по классу фортепиано. Увлекался рок-музыкой (не тяжелой), джазом. Играл много лет на клавишных в ресторанном ансамбле, в джаз-роковом коллективе. Преподавал джазовую импровизацию. Написал неопубликованную теоретическую работу (концепцию по ладовому мышлению в джазовой импровизации).


Рука Сергея MusicLab в кадре из видеоролика, демонстрирующего живую игру на RealGuitar

Ю.П. Как случилось, что Вы решили заниматься программами, предназначенными для создания музыки?

С.M. Это было в начале 90-х. Для оформления своей теоретической концепции мне понадобилось писать множество нотных примеров (мотивов, фраз, интонаций), классифицировать их по различным музыкальным категориям в виде своеобразного словаря, что вручную занимало много времени, даже при использовании профессиональных переписчиков нот.

Затем появилась задумка использовать такие готовые мелодические "слова" для искусственного составления более крупных джазовых музыкальных фраз и предложений с целью получения динамически изменяемого материала для занятий импровизацией (развития мелодических технических навыков игры). Понадобилось нарезать массу отдельных мотивов на кусочках нотной бумаги и складывать их в различных комбинациях, как марки в кляссере. Составляй себе все новые и новые фразы, и разучивай!

А работу мою в виде учебного пособия в Министерстве культуры обещали напечатать лет через пять, и то в случае определенных ускоряющих действий с моей стороны.

И тут я узнаю о существовании компьютерной программы, позволяющей самому редактировать и печатать нотный текст. Чудо! Мой товарищ, увлекающийся техническими новинками, показал мне такую программу, и я, впервые вживую увидев компьютер в действии, сразу "заболел". Более того, узнав о моей идее "кляссера", он сказал, что это все можно реализовать в виде компьютерной программы, которая сама будет мгновенно подбирать и выводить на монитор любые сочетания мотивов, нужно только (!) придумать определенный набор правил соединения мотивов, объяснить их программисту, и запрограммировать алгоритм подбора. Ведь словарь мотивов уже есть! Для начала мы проделали эксперимент. Я написал на отдельных кусочках бумаги два десятка однотактовых блюзовых мотивов в одной тональности, придумал простейшее правило их соединения (по сходной последней и первой ноте двух мотивов) и дал ему мотивы для "конструирования" фразы. Эксперимент был "чистый", так как мой друг, талантливый гитарист-самоучка, ноты до этого никогда не видел. Он по графическому изображению нот на линейках совмещал конец одного мотива с началом следующего и "составил" длинную фразу, которую я тут же сыграл. К нашему обоюдному изумлению получилась вполне осмысленная и интересная мелодическая линия. Это было начало нашего творческого сотрудничества, которое продолжается по сей день. Далее последовал поиск программистов-единомышленников, создание музыкальных программ и упорная многолетняя работа по их реализации и продвижению.

Ю.П. Сейчас пользователям доступно очень много программ, в которых реализованы самые различные виртуальные инструменты. В том числе, есть аранжировщики (к которым часто причисляют Rhythm'n'Chords) и синтезаторы гитарного звучания (у вас это RealGuitar, RealStrat). Чем принципиально отличается от них то, что делаете Вы? Какие синтезаторы других фирм Вы считаете ближайшими конкурентами? В чем заключается преимущество Ваших программ?

С.M. Rhythm'n'Chords, наша первая законченная программа, действительно является аранжировщиком, но не полным, если можно так выразиться, а аранжировщиком одного инструмента - аккомпанирующей гитары. При помощи Rhythm'n'Chords в MIDI-формате можно быстро создать гитарный аккомпанемент, который превращается в звучащий материал только при помощи стороннего звукового модуля (синтезатора или сэмплера). Наиболее близкая по результатам работы - канадская программа Band-In-A-Box, также на основе назначаемой аккордовой сетки генерирующая одновременно несколько MIDI-партий, в том числе и гитарную (довольно неплохо).

Однако отличие Rhythm'n'Chords, как от Band-In-A-Box, так и всех других программ, автоматически создающих гитарный (или другой) аккомпанемент, принципиальное: в Rhythm'n'Chords нет никаких звуковысотных заготовок вообще: нет наигранных, либо записанных пошагово музыкальных кусочков (аккордов, фраз, и т. п.). Программа сама генерирует музыкальный (звуковысотный) материал на основе:

а) буквенных обозначений аккордов, из которых по специальному алгоритму строятся гитарные 6-голосные аккорды;
б) ритмических рисунков, составляемых из специальных гитарных Ударов (Strokes), которые управляют голосами аккорда.

То есть без подачи построенного аккорда сами ритмические рисунки никакой музыки не воспроизводят. Этот принцип раздельного представления гитарного аккомпанемента в виде двух независимых элементов - аккорда и ритма - лежит в основе работы не только Rhythm'n'Chords, но и аккордовых режимов RealGuitar и RealStrat. Такой принцип позволил реализовать обширную библиотеку гитарных ритмических стилей (rhythm patterns), которую невозможно создать путем наигрывания на гитаре, когда ритм и звуковысотность (аккорды) связаны в одном исполнении и неотделимы. Пришлось бы записать, отобрать и классифицировать сотни тысяч звуковых образцов, учитывая разнообразность гитарных аккордовых аппликатур, позиций на грифе, а также наличие множества различных гитарных инструментов. Кстати, использование MIDI-конвертора для создания гитарных стилей в MIDI-формате, более удобном для таких целей, оказалось вообще непригодным для записи наигранных вживую гитарных партий. А ритмические паттерны библиотеки Rhythm'n'Chords представлены в стандартном MIDI-формате со всеми вытекающими преимуществами перед аудио: исполнение в любом темпе, удобное редактирование в треке секвенсора, микроскопический объем файлов, и т. д. и т. п. А самое главное - возможность мгновенно применить любой паттерн к любому гитарному аккорду или аккордовой последовательности.

RealGuitar и RealStrat, виртуальные гитарные инструменты, помимо вышеописанной интеллектуальной MIDI engine включают собственные звуки, наборы высококачественных гитарных сэмплов, а также сложный программный сэмплер, напичканный сотнями параметров для превращения набора одиночных звуков/шумов в гитарные приемы, артикуляции, призвуки, аккорды, и т. п., управляемый изнутри основной программой, использующей в своей работе около тысячи (!) параметров.

Конкурентами RealGuitar и RealStrat можно назвать любую библиотеку высококачественных гитарных сэмплов (Acoustic Legends, Prominy LPC, Direct Guitar,…), либо виртуальный инструмент, имеющий хорошо записанные гитарные звуки (Virtual Guitarist, Chris Hein Guitars,…). Однако такие широкие возможности для живого исполнения гитарной музыки (используя характерные приемы, аккордовое бренчание, переборы, подтяжки, слайды, тремоло, и многое другое) на фортепианной клавиатуре, как дают RealGuitar и RealStrat, не может пока обеспечить ни один из существующих конкурентов. К тому же наличие большой библиотеки легко редактируемых ритмических рисунков в MIDI-формате, позволяющих без особого труда быстро создавать многостилевые аккомпанирующие гитарные партии, дает всем трем программам громадное преимущество.

Ю.П. У Ваших программ англоязычный интерфейс. На сайте http://www.musiclab.com/ о программах, разработанных в России, рассказывается по-английски. Страницы на русском языке нет. Почему так сложилось?

С.M. Действительно, так уж сложилось, хотя я никогда не был сторонником русских интерфейсов. Еще со времени появления первых синтезаторов терминология, описания, руководства пользователя, связанные с музыкальной электроникой, были сугубо англоязычны, попытки переводов на русский были настолько смехотворны, непрофессиональны и трудны для понимания музыкантами-пользователями, что многим пришлось освоить технический английский. Та же ситуация сложилась и с компьютерными музыкальными программами.

Поэтому с самого начала нашей работы вся документация, интерфейсы программ, описание разработок и т. п. велись сразу на английском и никогда нами не переводились на русский. За много лет работы ни разу не пришлось показывать какие-либо материалы нашим соотечественникам в связи с полнейшей незаинтересованностью различных научно-музыкальных и деловых кругов в нашей деятельности. Конечно, попытки с нашей стороны делались, но безуспешные, и мы их полностью прекратили в свое время. К тому же, и это самое главное, легальных русскоязычных пользователей у нас практически нет, насколько я знаю. По-моему, было всего лишь одно письмо на русском языке с вопросами по поводу работы RealStrat, в котором автор, помимо слов благодарности за разработку не без юмора сам признал, что он, очевидно, единственный легальный владелец программы в России. Вот такие дела ;-)




VST-плагины MusicLab RealGuitar и MusicLab RealStrat. В России "насчитывается" один легальный их пользователь

Ю.П. Каким Вы представляете себе пользователя Ваших программ? На кого в первую очередь ориентированы Ваши продукты?

С.M. Трудный вопрос. Разработка музыкально-ориентированной программы преследует определенную цель - добиться теоретически запланированного музыкального результата. Часто в ходе работы меняется направление. Приходят неожиданные интересные решения и находки, случаются обидные неудачи, да и конечный результат может сильно отличаться от первоначально задуманного.

Сама разработка ориентирована на уровень автора идеи и идет под его полным контролем (какой математик сможет "на слух" проанализировать звучащий материал?). Автор - это первый профессиональный пользователь каждого разрабатываемого элемента, человек, который оценивает правильность промежуточных результатов.

Далее ставится задача наибольшего упрощения пользовательских качеств программы - предельное уменьшение "видимых" пользователю параметров (упрощение внешнего интерфейса). Это очень серьезная и ответственная работа. Поскольку нет непосредственных контактов с будущими пользователями, все строится на интуиции и общих, довольно расплывчатых знаниях об уровне музыкантов, работающих с компьютерами.

Принято считать наиболее массовым потребителем музыкально-компьютерных программ так называемых desktop musicians: среднего уровня музыкантов, продвинутых в техническом отношении, хорошо разбирающихся в компьютерной и звукозаписывающей технике. Тут дилемма - сильно упростив, можно потерять в качестве, то есть своими руками убрать интересные, но сложные для понимания наработки, достигнутые большим трудом. Мы чаще следуем любимой поговорке: "Сделаешь так, чтобы "и дураку было понятно" - ну и пользоваться будут одни дураки" :)

Стараемся, насколько возможно, автоматизировать большую часть сложных параметров, чтобы спрятать их от пользователя (такой вот программный "айсберг" должен получиться). Очень трудная задача, сравнимая с разработками элементов искусственного интеллекта (музыкального!).

В RealGuitar и RealStrat, мне кажется, это нам удалось - простые элементы программы может быстро освоить пользователь среднего уровня подготовки, знакомый с MIDI-работой и секвенсором. При более глубоком изучении заложенных возможностей (захочешь - освоишь), даже высоко-профессиональные музыканты с успехом используют наши гитарные инструменты в своей работе, судя по многочисленным присылаемым отзывам и музыкальным примерам (пьесам, песням).

Ю.П. Спасибо Вам, Сергей за очень интересный рассказ. В будущих номерах журнала обязательно появятся мои статьи, посвященные разработкам MusicLab.

С.M. С описанием RealStrat я, конечно же, помогу, но в виде ответов на Ваши вопросы. Хотя, честно говоря, - дело это очень сложное. Придется описывать не-гитаристам гитарные приемы. Русских названий многих из них не существует, да и некоторые английские термины я с трудом нашел в разговорных интервью с роковыми гитаристами.

Статья была опубликована в журнале "Звуковые виртуальные студии" № 1, 2008.

P.S.

Новым разработкам MusicLab посвящены две главы книги Петелин Р.Ю., Петелин Ю.В. Сочинение и аранжировка музыки на компьютере СПб.: БХВ-Петербург, 2009. - 608 с. http://petelin.ru/books/aranj/aranj.htm

При подготовке материала этих глав я постоянно консультировался с Сергеем.

В восьмой главе книги рассмотрена работа с новейшей версией VST-инструмента MusicLab RealGuitar VSTi.

Основные цели, преследовавшиеся при создании плагина, - максимальное приближение звучания виртуального синтезатора гитары к звучанию настоящей акустической гитары, правдоподобное исполнение гитарных приемов при игре на MIDI-клавиатуре.

RealGuitar VSTi базируется на собственных высококачественных сэмплах, полученных путем записи звучания реальных инструментов. При создании базы сэмплов профессиональными музыкантами с использованием характерных приемов игры записано звучание гитары для каждого лада на каждой из шести струн. Из этих звуков плагин автоматически формирует заданные пользователем аккорды.

Аккорды можно записывать в виде MIDI-сообщений на треке секвенсора программы-хоста, к которому в качестве виртуального выходного MIDI-порта подключен плагин. Аккорды также отображаются в виде отпечатков пальцев на виртуальном гитарном грифе. Любой аккорд можно взять в нескольких позициях, причем вы легко сумеете выбрать допустимые позиции, пользуясь виртуальным каподастром. Важно, что в любом случае звучат именно те ноты, которые в точности соответствуют выбранной позиции.

Особенность современной версии RealGuitar VSTi заключается в том, что в ней предусмотрена работа этого VST-инструмента под управлением встроенного менеджера паттернов. Паттерн выступает в качестве источника MIDI-сообщений, в которых закодирован ритм и характер звукоизвлечения, а естественность звучания обеспечивается VST-инструментом.

В комплекте с RealGuitar поставляется внушительная библиотека стилей (1 273 файла). Но, тем не менее, может оказаться, что вам и этого не хватит, а захочется сделать что-то свое. Для записи произвольного ритма в программу внедрена специальная таблица ударов Stroke Map, преобразующая стандартные сообщения типа Note в различные гитарные приемы исполнения аккордов, записанных на MIDI-треке хоста, или взятых на клавиатуре.

Кроме детального описания назначения элементов интерфейса и приемов работы с RealGuitar VSTi в главе приведен материал, позволяющий на основе сведений о сущности запрограммированных ударов создавать свои собственные стилевые шаблоны. Рассмотрена технология формирования с помощью RealGuitar VSTi партии для другого синтезатора, подключенного к треку хоста (путем применения новой функции MIDI Out).

Плагин RealGuitar VSTi позволяет записывать реалистично звучащие партии гитарного аккомпанемента.

В девятой главе рассмотрен еще один продукт фирмы MusicLab, Inc. Речь идет о программе RealStrat VSTi, предназначенной в основном для исполнения соло на легендарной гитаре Fender Stratocaster.

Высококачественные сэмплы записаны непосредственно с датчиков Stratocaster в "сухом" виде: без какой-либо предварительной обработки. Это позволяет создать любой желаемый гитарный звук, подключая ваши привычные виртуальные гитарные "примочки" и симулятор усилителя/акустической системы.

В состав RealStrat включен модуль Pattern Manager с полной библиотекой паттернов MusicLab Guitar Pattern Library, что облегчает создание партий гитарного аккомпанемента.
В RealStrat, также как и в RealGuitar, имеются режимы Harmony, Chords, Bass & Chord, Bass & Pick, а все основные отличия RealStrat от RealGuitar проявляются при переходе в режим Solo. В этом режиме вам доступны порядка тридцати специфических гитарных эффектов (штрихов, приемов игры), таких как тремоло, трель, флажолет, слэп, слайд, бэнд и т. д. Причем предусмотрено несколько вариантов управления ими: от клавиш, от контроллеров, от педали, в зависимости от значения Velocity.

Рассмотрен графический интерфейс программы, включая виртуальную MIDI-клавиатуру. Пояснен смысл настроек, выполняемых как перед применением инструмента, так и в ходе игры на нем. Детально описан порядок работы с плагином в режиме Solo. Приведены характеристики всех имеющихся гитарных эффектов. Описана технология их выбора и использования с помощью панели Key Switch.