PETELIN.RU → Статьи → Обучение музыкальным компьютерным технологиям. Часть 1. О чем поведали сайты министерств
Обучение музыкальным компьютерным технологиям. Часть 1. О чем поведали сайты министерств
Юрий Петелин
Учиться никогда не
поздно и никому не вредно. Это в
душе понимает каждый из нас.
Наверное, поэтому вопрос о том, где
и как учат аудиомузыкальным
компьютерным технологиям, звучит
очень часто. Его задают не только
начинающие компьютерные музыканты,
но и совершенствующиеся сотрудники
звуковых студий, радиостанций и
рекламных агентств, преподаватели
колледжей, школ искусств,
институтов и консерваторий...
Меня этот вопрос тоже очень
интересует. Правда, побудительный
мотив такого интереса со временем
изменяется. Лет десять назад мне
хотелось получить уроки применения
компьютера в музыкальном
творчестве у какого-либо опытного
наставника или хотя бы найти
подходящую литературу. Не удалось
ввиду отсутствия и того, и другого.
Потом я искал "очаги"
музыкально-компьютерного
образования, чтобы рассказать о них
в выпусках своей радиопередачи.
Позже, опираясь на написанные к
тому моменту книги, сам
организовывал курсы по изучению
виртуального инструментария
музыкантов. Встречался с
интересными людьми, посещал с
трудом обнаруженные учебные
заведения, лаборатории, курсы,
пытался ознакомиться с учебными
программами, общался с педагогами и
учениками, участвовал в
организации и проведении
творческих конкурсов, выступал с
докладами на научных семинарах и
конференциях. А еще старался понять
причину острого дефицита
источников достоверных знаний в
области музыкальных компьютерных
технологий при явно высоком спросе
на них. Когда у меня появился доступ
в Интернет, то поиски вышли за
пределы Санкт-Петербурга и стали
"всероссийскими".
Так постепенно накопился
материал, который может быть
полезен и вам. А посему есть смысл
опубликовать его.
Почему, как мне кажется, я имею
моральное право рассуждать о
состоянии дел в сфере обучения
аудиомузыкальным компьютерным
технологиям? Прежде всего, я сам
преподаватель, и, более того, многие
годы возглавлял кафедру. Не важно,
что это специальная кафедра
военной академии. Организаторские
подходы, педагогические технологии
и факторы, влияющие на состояние
учебного процесса, инвариантны по
отношению к предметной области, в
рамках которой функционирует
кафедра. Поскольку я участвовал в
разработке учебных планов и
программ нескольких поколений, то
неплохо представляю себе эту "кухню".
Ну, и конечно, следует добавить сюда
знания, приобретенные в ходе
подготовки материалов книг и
статей по проблемам применения
компьютера в музыкальном
творчестве, огромную библиотеку,
накопленную за десять лет
целеустремленных усилий, а также
бездну информации, доступной в
Интернете, когда понимаешь, что и
где следует искать. Я намерен
развивать тему обучения
аудиомузыкальным компьютерным
технологиям и рассчитываю, что со
временем в ее обсуждение включатся
коллеги-преподаватели.
Можно было бы построить серию
статей на примерах нескольких
известных мне Санкт-Петербургских
учебных заведений. Но надеюсь, что
рассказ о них "прозвучит" в
будущих номерах журнала "из
первых уст". Поэтому вместо того,
чтобы заниматься "частностями",
я решил начать с верхнего
иерархического уровня, с уровня тех
министерств, от которых
предположительно можно ожидать
большого вклада в развитие
современных компьютерных
технологий в музыке и в
звукорежиссуре, а также в
организации обучения в данных
областях. Очень хотелось
ознакомиться с официальной
государственной точкой зрения,
понять, что же нас ожидает в этих
сферах в ближайшие годы. Речь здесь
идет о двух министерствах.
Министерство культуры и массовых
коммуникаций Российской Федерации.
Министерство образования и науки
Российской Федерации.
Понятно, что у меня не было
возможности личного общения с
должностными лицами министерств. А
если бы и была такая возможность, то
я не стал бы ею пользоваться, чтобы
оставаться в том же положении, в
котором, вероятно, находится
большинство подписчиков журнала.
Кроме того, в век Интернета в устных
беседах и нет особой необходимости.
Каждая из столь серьезных структур
обязательно имеет официальный сайт.
На сайтах размещена информация,
детально характеризующая работу
как собственно министерств, так и
подведомственных им организаций.
Такие Интернет-ресурсы
разрабатываются и поддерживаются
самыми серьезными специалистами,
отвечающими не только за
информационное содержание и дизайн
сайта, но и за создаваемый сайтом
имидж органа исполнительной власти.
Все проделанное и запланированное
должно быть там отражено. Надо
понимать, что если чего-то нет на
сайте, то этого нет и в работе
Министерства.
Сайт Министерства
культуры и массовых коммуникаций
Российской Федерации
Начнем с сайта http://www.mkmk.ru
Министерства культуры и массовых
коммуникаций Российской Федерации.
На этом сайте наибольший интерес
может представлять документ под
названием: "Основные направления
государственной политики по
развитию сферы культуры и массовых
коммуникаций в Российской
Федерации до 2015 года и план
действий по их реализации".
Обратим свое внимание на раздел 3:
"Совершенствование
отечественной системы
художественного образования и
науки". Что нас ждет? Читаем и
перечитываем. О внедрении
компьютерных технологий в сфере
музыкального и звукорежиссерского
образования и развитии
соответствующих научных
направлений нет ни слова.
В ведении данного Министерства, в
частности, находится Федеральное
агентство по культуре и
кинематографии (сайт http://www.rosculture.ru).
Зайдем сюда. Информации много.
Руководители, их портреты и
биографии, отчеты о проведенных
мероприятиях. Структура учреждения.
О! Оказывается, составной частью
этого федерального агентства
является Управление современного
искусства, в котором есть Отдел
музыкального искусства, и
Управление культурного наследия,
художественного образования и
науки, включающее в себя Отдел
образования и науки. Нам как раз
туда и надо. Хорошо бы ознакомиться
с материалами, отражающими
деятельность этих подразделений.
Но строчки с их наименованиями не
являются ссылками на
соответствующие страницы сайта.
Тупик.
В результате дальнейших поисков
удается скачать "План работы
Федерального агентства по культуре
и кинематографии на 2007 год". Все 35
страниц читать не хочется. Включим
контекстный поиск. Ничего близкого
к теме статьи найти не удается.
Правда, в разделе "Сохранение и
развитие системы художественного
образования, науки, поддержка
молодых дарований" упомянуты
мероприятия по обеспечению
подведомственных образовательных
учреждений новыми учебниками и
учебными пособиями, а также
мероприятия по разработке и
изданию примерных программ по
предметам общепрофессионального и
специального блока дисциплин. И
именно эти фразы наталкивают на
конструктивную мысль: нужно
поискать учреждения,
подведомственные Министерству, а
затем постараться выйти и на
примерные программы дисциплин,
которые могут иметь отношение к
теме статьи и к направленности
журнала. Возвращаемся в раздел "Общие
сведения об агентстве". Печатные
издания, учрежденные органом -
отсутствуют, зарубежные
представительства - отсутствуют… А
вот подведомственные организации в
наличии. Открываем список "Учреждения
культуры федерального ведения".
Ура! Вечер в Интернете проведен не
напрасно. В списке содержатся
сведения о 330 организациях.
Библиотеки, театры, музеи, цирки,
оркестры… Но главное -
консерватории, институты, академии,
колледжи, научно-исследовательские
организации.
Щелчком на элементе списка
открывается страница, на которой
представлена таблица с названием
организации, фамилией руководителя,
адресом, телефоном, электронным
адресом и Web-сайтом. Сохраняю файлы
страниц списка. Удаляю названия
учреждений, не имеющих прямого
отношения к образованию и науке.
Остается около шестидесяти позиций.
Поочередно открываю таблицы со
сведениями об учреждении. И, увы,
испытываю первое разочарование.
У шестнадцати учреждений нет ни
сайта, ни электронной почты. Почти
анекдотическая ситуация: к числу не
представленных в Интернете
относится "Научно-исследовательский
и конструкторско-технологический
институт технических средств
культуры "НИКТИ культура".
Сапожник без сапог?
В Интернет-адресах семи сайтов
содержатся ошибки. И опять
отличилось научное учреждение. Да
еще какое! "Центр по проблемам
информатизации сферы культуры (Центр
ПИК)". В имя его сайта www.cpik.ru и в
электронный адрес руководителя
leonid@cpik.ru, вкралась описка,
иллюстрирующая уровень знания
английского языка составителем
сведений. Когда с помощью одной из
поисковых систем все же удалось
найти координаты "Центра ПИК",
то оказалось, что не "cpik", а
"cpic". Жаль, что время потрачено
напрасно. Признаков того, что этот
центр занимается проблемами
аудиомузыкальных компьютерных
технологий, не видно.
Попытки пройтись по страницам еще
трех сайтов в качестве ответной
реакции вызвали вирусную атаку,
поэтому остаток ночи мой компьютер
провел, сканируя на всякий случай
файлы в поисках вирусов и троянов.
Но как бы там ни было, более
тридцати учебных заведений
федерального ведения из числа
представленных в перечне обладают
сайтами в Интернете и поэтому в
определенной степени доступны для
анализа. Поочередно захожу на эти
сайты, просматриваю страницу за
страницей. Ищу на них следы,
оставленные музыкальными
компьютерными технологиями. Работа
отнимает много времени и требует
большого терпения. А в итоге в моем
списке остаются только семь
учебных заведений. Вот они перед
вами в алфавитном порядке.
Всероссийский государственный
институт кинематографии имени
С. А. Герасимова (http://www.vgik.info).
Государственный институт
инновационных программ
повышения квалификации
работников культуры ГОУ "ИНТЕРСТУДИО"
(www.interstudio.ru).
Московская государственная
консерватория имени П.И.
Чайковского (http://www.mosconsv.ru).
Ростовская государственная
консерватория (академия) имени
С.В. Рахманинова (http://www.rostcons.ru).
Санкт-Петербургский
государственный университет
кино и телевидения (http://www.gukit.ru).
Уфимская государственная
академия искусств имени Загира
Исмагилова (http://www.ufaart.ru).
В этих ВУЗах, судя по всему, вполне
может осуществляться подготовка
музыкантов или звукорежиссеров к
профессиональной деятельности,
опирающейся на компьютерные
технологии. Именно так - "вполне
может", а не "осуществляется".
Судить приходится только по
косвенным признакам: по
наименованиям кафедр и учебных
дисциплин, по тематике
опубликованных научных трудов, по
рекламным объявлениям о
коммерческих курсах. Ощущаю себя
разведчиком, пытающимся по
материалам открытых публикаций
выведать одну из надежно
запрятанных военных тайн. К
сожалению, ни на одном из семи
сайтов не выложены программы
учебных дисциплин, и остается либо
только догадываться об их
содержании, либо пытаться отыскать
недостающие сведения в каких-нибудь
других закоулках безграничного
Интернета.
Запомним этот краткий список. Мы к
нему обязательно вернемся.
Отмечу, что я знаю о существовании
еще нескольких ВУЗов, в которых
осуществляется обучение основам
применения компьютерных
технологий в области музыки и
обработки звука. Но в
рассматриваемом перечне их нет.
Возможно, они не относятся к числу
учебных заведений федерального
ведения, либо просто оказались
забытыми при составлении списка.
Тем не менее, по материалам статей в
следующих номерах журнала вы с ними
познакомитесь.
Сайты Министерство
образования и науки Российской
Федерации
А теперь заглянем в Министерство
образования и науки Российской
Федерации (сайт http://www.mon.gov.ru/). Где же,
как не здесь, можно рассчитывать
найти недостающие нам официальные
материалы, имеющие отношение к
организации образовательного
процесса. И это ожидание оказалось
оправданным. Сайт буквально "под
завязку" заполнен полезной
информацией, которая к тому же
хорошо структурирована. Признаюсь,
что с большим интересом начал
вчитываться в содержание страниц
сайта, но потом вспомнил о том, что
время поджимает, и отложил это
занятие на будущее. В разделе "Документы",
во-первых, представлены все
основные руководящие документы,
начиная от Конституции России и
заканчивая приказами Минобрнауки
России, а, во-вторых, предусмотрена
удобная система поиска документов,
выложенных на федеральном портале
"Российское образование" (http://www.edu.ru). Поэтому
все, что требовалось, я нашел уже
через несколько минут, да еще пару
часов потратил на скачивание
огромного количества файлов и их
предварительную систематизацию.
Чтобы смысл того, о чем речь
пойдет дальше, был понятен людям,
далеким от проблем высшего
образования, позволю себе сделать
некоторые пояснения.
В последние годы в нашей стране
проводится реформа системы высшего
образования с целью повышения его
эффективности и качества. Цель
достигается, в частности, за счет
того, что все ВУЗы один раз в пять
лет обязаны проходить процедуру
Государственной аккредитации.
Проще говоря, в каждый ВУЗ
периодически прибывает
представительная комиссия, которая
решает, выдать ли ему лицензию на
право продолжения образовательной
деятельности или не выдать. При
этом проверке подвергаются все
стороны жизнедеятельности ВУЗа.
Один из основных критериев оценки
"профпригодности" ВУЗа -
соответствие учебных программ по
каждой из специальностей
Государственному образовательному
стандарту (ГОС). Откуда берутся ГОСы?
Их разрабатывают Учебно-методические
объединения (УМО). Они созданы для
каждого направления подготовки
дипломированных специалистов на
базе тех ВУЗов, которые, можно
сказать, без сомнений и по
определению являются ведущими в
соответствующих отраслях. Если
говорить о "человеческом факторе",
то к работе в УМО привлечены
наиболее авторитетные педагоги и
ученые.
В ГОСе для каждой группы
дисциплин детально расписан так
называемый "Федеральный
компонент" - проще говоря,
направления обучения, учебные
дисциплины и, в конечном счете,
знания, которые обязательно должны
получать студенты независимо от
того, в каком регионе и в каком
городе находится ВУЗ и какова его
ведомственная принадлежность. Тем
самым реализуется право на равный
доступ к образованию с
гарантированным качеством. Это что-то
вроде минимальных требований,
которым должны соответствовать
программы каждого ВУЗа. Не
соответствуют - не будет выдана
лицензия. Кроме того, ГОСом
предусмотрено наличие "Национально-регионального
(вузовского) компонента" - в
пределах определенного бюджета
времени ВУЗы сами могут создавать
специфические дисциплины и курсы.
Должны присутствовать также
дисциплины по выбору студента, и
факультативные дисциплины.
"Перечень направлений
подготовки (специальностей)
высшего профессионального
образования" утверждается
приказом Минобрнауки России. На
момент подготовки статьи актуален
Приказ № 4 от 12.01.2005 с изменениями,
внесенными в Приказе № 265 от 27.09.2007.
Кроме "Перечня направлений
подготовки…" существует еще и
"Общероссийский классификатор
специальностей по образованию (ОКСО)".
Указатель соответствия между этими
двумя системами классификации
также можно найти на федеральном
портале "Российское образование"
(http://www.edu.ru).
Важно, что "Перечень
направлений подготовки…" на сайте http://www.edu.ru
организован так, что в нем в виде
таблицы для каждой специальности
кроме ее названия и кода даны
ссылки на два файла. В первом
содержится полный текст ГОСа, а во
втором примерный учебный план.
Остается только скачать и
разархивировать интересующие нас
файлы. Именно таким способом я и
получил ту информацию, которая
отсутствовала на сайтах ВУЗов.
Конечно, нужно не забывать, что это
только федеральный компонент
учебной программы, а реальная
подготовка ведется по программам, в
которых прописаны и утверждены
также и вузовские компоненты. Но
эта информация из Интернета
недоступна. ВУЗы не выкладывают
программы на сайтах. Опасаются
конкуренции? Или не хотят публично
демонстрировать уровень своих ноу-хау?
Итак, получив в Министерстве
образования и науки Российской
Федерации дополнительную
информацию, теперь можно
посмотреть, что же удалось
разведать на сайтах "великолепной
семерки", которые были выделены в
результате "фильтрации"
списка "Учреждений культуры
федерального ведения".
Сайт Всероссийского
государственного института
кинематографии имени С. А.
Герасимова
Всероссийский государственный
институт кинематографии имени С. А.
Герасимова (сокращенно - ВГИК, сайт http://www.vgik.info)
готовит специалистов кино, видео,
телевидения и других экранных
искусств по специальностям, среди
которых есть специальность "Звукорежиссура
кино и телевидения" (код
специальности 053800). ВГИК является
базовым институтом отрасли. При
ВГИКе создано УМО образовательных
учреждений по образованию в
области кинематографии и
телевидения.
Среди учебных подразделений на
режиссерском факультете имеется
кафедра звукорежиссуры и
лаборатория звукорежиссуры (создана
в 2000 году). В число учебно-производственных
подразделений входит отдел
компьютерных технологий. В
компьютерных классах института
проходят занятия по информатике, а
также по обучению будущих
режиссеров и художников анимации и
компьютерной графике. В состав
учебной киностудии входит цех
звукозаписи и перезаписи с кино- и
видео- озвучанием. Для абитуриентов
организованы курсы профориентации.
В качестве структурного
подразделения во ВГИК входит "Колледж
кино, телевидения и мультимедиа",
основанный в 2004 году.
На факультете дополнительного
профессионального образования
создан курс "Режиссура
мультимедиа" со сроком обучения 2
года и ориентировочной суммой
оплаты 340 000 рублей. Зачисление
производится по итогам
предварительного творческого
конкурса и творческого
собеседования. Среди изучаемых
дисциплин мы видим: "Программное
обеспечение", "Цифровой звук и
видео", "Компьютерные
музыкальные технологии". Учебные
программы этих дисциплин на сайте
не приведены. Но это дополнительное
образование, а что же с основным?
Заглянем в ГОС по специальности
053800, чтобы выделить те дисциплины,
которые имеют хотя бы отдаленное
отношение к аудиомузыкальным
компьютерным технологиям. Их две:
"Основы звукорежиссуры" и "Современные
технологии звукопередачи".
Познакомимся с содержанием
дисциплин.
Дисциплина "Основы
звукорежиссуры"
"Основные этапы становления
звуковой сферы фильма: немое кино -
кинематограф единой точки съемки;
монтаж в кинематографе сменяющейся
точки съемки; появление звука;
оптическая запись звука в раннем
звуковом кино. Звуковой фильм: об
эстетической природе звукового
фильма; основные сведения о
системах записи и воспроизведения
звука; аппараты записи,
используемые в процессе синхронной
звукозаписи; звук как элемент
драматургии фильма; две функции
музыки в фильме; шумы, звуковые
ландшафты как элементы звуковой
партитуры фильма; основные
принципы музыкально-ритмической
организации шумовых тембров;
основные кинематографические
школы и направления в области
музыкально-звукового решения
фильма. Технология производства
фонограммы: подготовительный
период, съемочный период, монтажно-тонировочный
период".
Дисциплина "Современные
технологии звукопередачи"
"Основы физики звука и
звуковой электроники.
Физические основы объективной и
субъективной акустики. Звук как
физическое явление; звуковое поле;
Звуковые сигналы; искажения
звуковых сигналов; психоакустика.
Устройство и эксплуатация
аппаратуры первичной записи.
Технология первичной записи звука.
Основные виды звукозаписывающей
техники. Микрофоны. Микшерские
пульты. Вспомогательная аппаратура.
Эксплуатация аппаратуры первичной
записи.
Архитектурная акустика,
электроакустика, акустика
пространств для звукозаписи.
Акустические процессы в закрытых
помещениях; акустическое качество
помещений; акустические процессы в
помещениях, оборудованных
системами звукоусиления и
озвучания; методы управления
акустикой помещений;
звукопоглощающие материалы и
конструкции. Общие сведения теории
электромеханического
преобразования; громкоговорители,
микрофоны, головные телефоны;
субъективные методы оценки
качества преобразователей; методы
оценки электроакустических
преобразователей. Типы помещений,
используемых при производстве и
демонстрации кинофильмов; ателье
для речевого и шумового озвучания;
эталонные залы и кинотеатры; студии
записи музыки и перезаписи.
Современные тенденции в
цифровых аудиотехнологиях.
Идеология цифровых рабочих станций.
Мультимедиа. Принципы ISDN. Способы
передачи звуковых сигналов через
ISDN".
А где же аудиомузыкальные
компьютерные технологии?
Да, в базовых "звукорежиссерских"
специальных дисциплинах
современные компьютерные
технологии прослеживаются слабо.
Есть еще группа музыкальных
дисциплин. Там этому вопросу
уделены две фразы: "Современная
студия записи музыки. Современная
технология записи музыки".
Внимательный анализ ГОСа
позволяет обнаружить и его
внутренние противоречия. В
требованиях ГОСа к специалисту-выпускнику
указано, что он "должен владеть
комплексом звукотехнического и
электромузыкального оборудования".
Однако в содержании учебных
дисциплин, приведенных в ГОСе,
вопросов, связанных с
электромузыкальным оборудованием
обнаружить не удается. А в
требованиях к материально-техническому
обеспечению учебного процесса не
упомянута ни одна компьютерная
программа. Тем самым
демонстрируется традиционное
отношение к "софту" как к почти
бесплатному приложению к
компьютеру. Ну, это понятно. ГОС
разработан в 2002 году. Тогда
руководителей учебных заведений
еще не привлекали к судебной
ответственности за использование
нелицензионного программного
обеспечения.
Сайт
Государственного института
инновационных программ повышения
квалификации работников культуры
ГОУ "ИНТЕРСТУДИО"
Государственный институт
инновационных программ повышения
квалификации работников культуры
ГОУ "ИНТЕРСТУДИО" (http://www.interstudio.ru,
Санкт-Петербург, Дом Актера) по
своим масштабам вряд ли может
сравниться со своими соседями в
рассматриваемом списке учебных
заведений. Я его выделил лишь из-за
того, что увидел в подходах
руководителей "ИНТЕРСТУДИО"
все еще редко встречающееся
понимание того факта, что без
компьютерных технологий не
обойтись нигде. Даже в музыке, даже
в театре.
Институт развивает направления,
связанные с переподготовкой и
повышением квалификации
специалистов в области применения
информационных технологий в
театральном деле (в том числе
специалистов по компьютерному
дизайну, компьютерной сценографии
и использованию компьютеров в
музыкальном оформлении спектаклей).
Серия курсов и обучающих
семинаров под общим названием "Компьютер
в театре" призвана помочь
начинающим пользователям
преодолеть страх, а опытным -
открыть новые горизонты.
В рамках курса переподготовки
театральных звукорежиссеров
организуется изучение таких
программ, как Sony Sound Forge и Cool Edit Pro (Adobe
Audition). Рассматриваются вопросы,
связанные с монтажом фонограмм
любой сложности; многоканальным
микшированием и сведением
музыкального материала; цифровой
обработкой звука программными
ревербераторами и эквалайзерами;
реставрацией архивных
аудиоматериалов.
Сайт Московской
государственной консерватории
имени П.И. Чайковского
Московская государственная
консерватория имени П.И.Чайковского
(http://www.mosconsv.ru)
обладает аккредитацией,
позволяющей осуществлять обучение
по четырем специальностям. Хотя
основы музыкальной информатики
преподаются и по специальностям
"Вокальное искусство" (051000),
"Дирижирование" (051100), "Инструментальное
исполнительство" (050900), однако
интересующие нас вопросы наиболее
полно представлены в программе
специальности "Композиция"
(051200). Посмотрим, какие дисциплины
по этой специальности
предусмотрены федеральным
компонентом ГОСа. Их три: "Музыкальная
информатика", "Музыкальная
акустика" и "Электронная и
компьютерная музыка". А каково их
наполнение?
Музыкальная информатика
"Предмет музыкальной
информатики. Средства и методы
информатики для музыкантов как
современной технологической базы
всех видов музыкальной
профессиональной деятельности.
Компьютер и композитор.
Возможности компьютерного
моделирования исполнения музыки.
Компьютер в музыкальном
образовании. Компьютер в
музыковедческих исследованиях.
Связь с традиционными дисциплинами
- сольфеджио, гармонией, полифонией,
инструментовкой, чтением партитур.
Устройство музыкального
компьютера. Музыкальные данные.
Изучение основ MIDI-технологии как
общепринятого стандарта и формата
музыкальных данных. MIDI, SMF и GM.
Взаимодействие аудио- и MIDI-технологий.
Музыкальное программное
обеспечение. MIDI-секвенсор.
Редакторы звука. Редакторы тембра
электронного инструмента. Системы
мультимедиа. Нотно-издательские
системы.
Практическое освоение музыкально-интеллектуального
инструментария: компьютерный
нотный набор и редактирование,
инструментовка и аранжировка с
помощью программных секвенсоров,
конвертирование файлов из
секвенсора в нотный редактор и
обратно. Интернет для музыканта".
Музыкальная акустика
"Исторический обзор учений о
звуке. Физические основы звука и
его представления. Натуральная и
искусственная звуковая среда.
Акустические основы строения и
функционирования музыкальных
инструментов. Основы музыкальной
компьютерной акустики. Цифровое
представление звука. Особенности
аналогового и цифрового сигнала.
Программный инструментарий для
записи, обработки и синтеза звуков.
Акустика речи и пения. Структура
слуховой системы. Механизм
слухового восприятия.
Психоакустические особенности
восприятия (пороги слышимости,
маскировка звуков, бинауральность,
консонансы и диссонансы,
нелинейность и т. д.). Музыкально-акустические
средства выразительности звука:
высота, громкость, длительность,
тембр. Шкалы звуковысотные,
динамические, временные. Тембр как
комплексное художественно-выразительное
средство музыки. Зонная теория
слуха Н. Гарбузова. Новейшие
музыкально-акустические
исследования".
Электронная и компьютерная
музыка
"Основные этапы становления
электронной музыки в России и за
рубежом. Исследования в области
компьютерной музыки. Научные
достижения и художественные
результаты. Наиболее крупные
композиторы и деятели в этой
области. Художественно-выразительные
средства компьютерной музыки:
темброинтонация и тембровая
модуляция. Локализация звука в
пространстве. Алгоритмическая
композиция и цифровой синтез.
Художественный синтез звука.
Электронные музыкальные
инструменты и аппаратная часть
студии компьютерной музыки.
Практическое освоение методов и
программно-аппаратных средств
компьютерной музыки. Цифровая
запись, преобразования и синтез
звука. Компьютерная аранжировка
инструментальных и вокально-инструментальных
произведений с использованием
технологии MIDI, звукового синтеза,
сэмплирования. Основы
интерактивного музицирования.
Компьютерная музыкальная
композиция с использованием всех
основных средств цифровой
аудиотехнологии".
Вот такие программы. Даже если вам
не доведется поступить в
консерваторию, то теперь вы хотя бы
будете представлять объем знаний,
которые она намерена преподать
своим студентам. И это совсем не
мало - знать, чему обязательно нужно
научиться.
А какие возможности есть у
консерватории для реализации
учебных программ на практике?
В 2006 году на базе бывшего
вычислительного центра создан
Научно-учебный центр музыкально-компьютерных
технологий. Это научное
подразделение проводит:
исследования на основе
компьютерных технологий в
области музыкальной акустики,
музыковедения, музыкальной
педагогики и музыкальной
психологии;
разработку и внедрение
компьютерных технологий и
информационных систем в
различных областях
музыкальной деятельности;
обучение и консультирование
пользователей компьютерной
техники из числа сотрудников и
педагогов консерватории;
обслуживание учебного
процесса консерватории по
специальным информационным
дисциплинам на уровне
вузовского и послевузовского
образования.
При поддержке руководства
Московской государственной
консерватории имени П.И.
Чайковского в 1992 году создан "Центр
электроакустической музыки и
мультимедиа", который назван "Термен-центр"
в честь Л. С. Термена - изобретателя
первого всемирно известного
электронного музыкального
инструмента терменвокс. В состав
центра входят: лаборатория
компьютерной и интерактивной
музыки, лаборатория классического
терменвокса и лаборатория АНС (АНС -
легендарный синтезатор Е. А.
Мурзина, АНС - аббревиатура имени А.
Н. Скрябин).
Среди основных направлений
деятельности центра:
обучение и творческое
консультирование, работа с
индивидуальными проектами;
организация и проведение
практикумов и мастер-классов,
концертов, фестивалей и
конференций;
разработка и создание новых
технических средств, программ
и методик.
Не поленитесь зайти на сайт http://www.theremin.ru. В
отличие от официальных сайтов
учебных заведений, на которых в
лучшем случае вы найдете список
литературы, здесь щедро и
бескорыстно выложено очень много
полных текстов публикаций по
вопросам, связанным с электронной
музыкой.
Сайт Российской
академии музыки имени Гнесиных
Российская академия музыки имени
Гнесиных (http://www.gnesin-academy.ru)
является базовым ВУЗом учебно-методического
объединения по образованию в
области музыкального искусства.
Это УМО занимается шестью
направлениями и специальностями
подготовки дипломированных
специалистов. Среди них есть
специальность "Композиция"
(051200), о которой мы уже поговорили, и
специальность "Музыкальная
звукорежиссура" (051500).
Познакомимся с ней.
Двигаясь испытанным путем,
заглянем в ГОС. Столько
интереснейших предметов! Взять
только циклы общепрофессиональных
и специальных дисциплин: "Основы
прикладной математики", "Основы
физики и электроники", "Звукорежиссура",
"Слуховой анализ звукозаписи",
"Акустические основы
звукорежиссуры", "Оборудование
студий звукозаписи", "Звукозапись
в студии".
И, наконец, наиболее существенное
для нас - "Музыкальная
информатика" и "Электронная и
компьютерная музыка". Посмотрим,
какие же знания в области аудио-музыкальных
компьютерных технологий смогут
приобрести будущие музыкальные
звукорежиссеры в итоге освоения
этих дисциплин.
Оказывается, что содержание
дисциплин "Музыкальная
информатика" и "Электронная и
компьютерная музыка" в рамках
специальности "Музыкальная
звукорежиссура" (051500)
практически совпадает с
содержанием аналогичных дисциплин,
изучаемых в соответствии со
специальностью "Композиция"
(051200). Различия заключаются
буквально в нескольких не самых
существенных словах и фразах.
Технический аспект такого
совпадения текстов объясним. ГОСы
обеих специальностей рождены в
одном и том же УМО. Странно другое.
Неужели уважаемые Методисты
считают, что столь непохожие друг
на друга Композитор и
Звукорежиссер должны обладать
одинаковыми знаниями и навыками в
такой обширной и многогранной
области, как музыкальная
информатика?
Из примерного учебного плана по
специальности "Музыкальная
звукорежиссура" следует, что
дисциплина "Музыкальная
информатика" преподается в
первом и втором семестрах в объеме
70 академических часов, из которых 35
часов лекций. Дисциплина "Электронная
и компьютерная музыка"
преподается в седьмом, восьмом и
девятом семестрах в объеме 105
академических часов, из которых
лекции также занимают 35 часов.
Временной интервал между
дисциплинами составляет два года.
За это время даже не самый
нерадивый студент успеет забыть
все, чему его учили, и
преподавателям нужно будет все
начинать с начала. Да и чему можно
научить за 35 часов лекций? Только
"пройтись по верхам". Для
сравнения скажу, что фирменное
руководство к одной из наиболее
серьезных виртуальных студий Steinberg
Cubase насчитывает порядка 800 страниц.
А ведь современный композитор и
современный звукорежиссер должны
владеть не только этой программой,
но и, как минимум, разбираться еще в
двух-трех аналогичных виртуальных
студиях, уметь применять два-три
звуковых редактора, а также
несколько сотен плагинов-обработок
и плагинов-инструментов.
В 2009 году для Российской академии
музыки имени Гнесиных наступает
срок очередной лицензионной
экспертизы. Наверное, новые учебные
программы и планы станут
совершеннее ныне действующих.
В составе Российской академии
музыки имени Гнесиных
функционирует очень много
интереснейших, уникальных кафедр.
Если же ограничиться только
интересующими нас направлениями
научной и учебной работы, то можно
выделить две кафедры:
Звукорежиссуры (здесь трудится И. П.
Вепринцев - легенда российской
звукозаписи) и Компьютерной музыки,
акустики и информатики.
На сайте есть раздел "Публикации".
В списке научной литературы мы
видим: учебных пособий - 53,
методических разработок - 8,
программ дисциплин - 8. По
интересующей нас теме здесь нет ни
одной публикации.
Сайт Ростовской
государственной консерватории (академии)
имени С.В. Рахманинова
Ростовская государственная
консерватория (академия) имени С.В.
Рахманинова (http://www.rostcons.ru)осуществляет
подготовку дипломированных
специалистов по восьми
специальностям, в том числе по
специальностям "Композиция"
(070107) и "Музыкальная
звукорежиссура" (070110). Названия
знакомые, а коды специальностей -
другие. На самом деле речь идет о
тех же самых специальностях, с
которыми мы познакомились,
анализируя сайты двух предыдущих
ВУЗов (коды специальностей 051200 и
051500). Просто на сайте (http://www.rostcons.ru)
приведены коды, взятые из "Общероссийского
классификатора специальностей по
образованию" (ОКСО), а не из "Перечня
направлений подготовки (специальностей)
высшего профессионального
образования". Так что
анализировать ГОСовские учебные
программы нет смысла. Лучше
почитаем, какие доводы в пользу
специальности "Музыкальная
звукорежиссура" приведены на
сайте.
В консерватории справедливо
считают, что специальность имеет
широкую область применения:
в филармониях, театрах,
концертных организациях;
на телевидении, в
радиовещательных и
кинокомпаниях;
в государственных и частных
студиях звукозаписи,
продюсерских центрах;
в фирмах, занимающихся
многообразной рекламной и
информационной деятельностью;
в сфере шоу-бизнеса, в
компаниях, специализирующихся
на проведении музыкальных
фестивалей, презентаций,
досуговых и официальных акций,
выступлений звёзд эстрады и
исполнительского искусства;
в развлекательных центрах и
музыкальных клубах;
в агентствах медиа- и интернет-дизайна,
компьютерных студиях -
разработчиках мультимедийного
и игрового контента.
Основной особенностью обучения
по специальности ростовчане
считают обучение у ведущих
специалистов Таганрогского
государственного
радиотехнического университета и
высококвалифицированных
дипломированных звукорежиссёров,
профессоров и преподавателей
Ростовской консерватории.
В консерватории существует
кафедра Информационных и
образовательных технологий.
Сайт Санкт-Петербургского
государственного университета
кино и телевидения
В состав Санкт-Петербургского
государственного университета
кино и телевидения (http://www.gukit.ru)
входит ряд факультетов и
институтов. Обратим внимание на два
факультета:
Аудиовизуальной техники;
Экранных искусств.
Факультет Аудиовизуальной
техники готовит инженеров по
специальности "Аудиовизуальная
техника" (201400). К сожалению, даже в
базе федерального портала "Российское
образование" (http://www.edu.ru)
ГОС по этой специальности найти не
удалось. Доступными оказались лишь
временные требования, утвержденные
в 1995 году и действовавшие до 2001 года.
Анализировать этот документ
двенадцатилетней давности нет
никакого смысла. Поэтому доверимся
тому, что говорится об этой
специальности на сайте
университета.
В течение четырех курсов обучения
студенты получают единую базовую
подготовку по общим гуманитарным,
социально-экономическим,
математическим и общим естественно-научным
дисциплинам, электротехнике,
электронике, вычислительной
технике, радиотехническим цепям и
сигналам, кинотехнике, фотографии,
записи аудио- и видеосигналов,
акустике, аудиотехнике,
телевидению, видеотехнике,
мультимедийной технике и
технологии производства
аудиовизуальных программ. Это
позволяет студентам к концу
четвертого курса выполнить
основную часть программы
подготовки инженера и полностью
программу подготовки бакалавра.
В течение пятого курса основная
часть студентов специализируется
по следующим пяти профилям:
акустика зрелищных
предприятий и студий и
электроакустические системы;
звукооператорская техника;
программно-технические
устройства аудио-, видео- и
светотехники;
видеотехника;
техника зрелищных предприятий;
цифровые методы и средства
телевидения кино и фотографии.
Дисциплины специализации,
входящие в профиль "Программно-технические
устройства аудио-, видео- и
светотехники", обеспечивают
подготовку студентов в
перечисленных областях техники и
направлены на изучение
совокупности технических
устройств и программного
обеспечения, которые составляют
основу оборудования
мультимедийных комплексов,
компьютерных звуковых станций и
светотехнических устройств,
используемых при проектировании и
эксплуатации оборудования для
студийных и зрелищных предприятий,
для предприятий шоу-бизнеса, для
теле-, радио-, киностудий и студий
звукозаписи.
В конце четвертого курса часть
студентов на конкурсной основе
может поступить в магистратуру. В
магистратуру могут быть приняты
также лица, успешно завершившие
обучение по основным
образовательно-профессиональным
программам в другом вузе.
На факультете Экранных искусств
можно получить высшее образование
по шести художественно-творческим
специальностям и специализациям,
среди которых есть и специальность
"Звукорежиссура" (код
специальности на сайте не указан).
Студенты, поступившие в
университет на эту специальность,
изучают как звукотехнические и
акустические дисциплины, так и
предметы, связанные с теорией и
историей музыки, музыкальными
формами, инструментоведением, а
также историю кино и телевидения,
изобразительное искусство,
компьютерные технологии и другие
дисциплины специального и
общепрофессионального образования.
Сайт Уфимской
государственной академии искусств
имени Загира Исмагилова
К сожалению, сайт Уфимской
государственной академии искусств
имени Загира Исмагилова (http://www.ufaart.ru)
оказался малоинформативным.
Просматривая его страницы, удалось
узнать лишь, что среди пятнадцати
специальностей есть две
интересующие нас: "Композиция"
(070107) и "Музыкальная
звукорежиссура" (070110). О них в
статье речь уже шла. Никаких
сведений, имеющих отношение к
организации обучения по этим
специальностям, на сайте
обнаружить не удалось. Возможно,
объяснение причины такой "повышенной
секретности" содержится на
странице "Научные направления"
сайта. Цитирую: "Инновационная
деятельность академии связана с
разработкой и внедрением в учебный
процесс новых учебных технологий.
Ярким внешним показателем
прогрессивных учебно-методических
установок являются авторские
спецкурсы, разработанные
преподавателями академии. Надо
отметить, что многие учебные
программы носят "эксклюзивный"
характер, являются собственностью
автора и Академии…".
Следовательно, проблема кроется в
сфере авторских прав. Авторское
право на объект интеллектуальной
собственности есть смысл защищать
патентом или, по крайней мере,
закреплять за собой фактом
опубликования. Но в перечне изданий
академии, приведенном на сайте, не
просматриваются публикации,
имеющие отношение к инновационной
деятельности.
Что сказать в завершение статьи?
Пройдет время и ситуация изменится.
Исчезнут одни ВУЗы, появятся другие,
по-другому станут называться
специальности, обновится
содержание учебных программ, факты,
приведенные в статье, устареют.
Однако по-прежнему останутся
действенными те способы получения
и анализа информации, которые я
использовал и описал. И вы при
необходимости всегда их сможете
применить.
А выводы по почитанному материалу
делайте сами. Если появится желание,
то пишите yury@petelin.ru,
либо участвуйте в дискуссиях на
форуме сайта http://petelin.ru.
Статья была опубликована в
журнале "Звуковые виртуальные
студии" № 1, 2008.