PETELIN.RUСтатьи → Коллекция наследия KORG. Часть 3. Wavestation

Коллекция наследия KORG.
Часть 3. Wavestation

Роман Петелин

Завершается рассказ о виртуальном наследии Korg — и "аналоговом", и "цифровом". Надеюсь, что вы оценили по достоинству виртуальные синтезаторы MS-20, Polysix, Legacy Cell, Mono/Poly из пакета Korg Legacy Collection и M1 из пакета Korg Legacy Collection Digital Edition. В третьей части статьи речь идет о Korg Wavestation.

В 1989 компания Korg приобрела компанию Sequential Circuits и образовала на ее базе центр исследований и развития в Кремниевой Долине (штат Калифорния, США). Первым инструментом, разработанным в этом центре, стал синтезатор Wavestation (1990 год), в котором таблично-волновой синтез был доведен до совершенства.

В инструменте была использована технология под названием Vector Synthesis: с помощью джойстика исполнитель в широких пределах может трансформировать тембр инструмента. Каждому из четырех крайних положений джойстика A, B, C, D можно сопоставить разные голоса со своими осцилляторами и параметрами синтеза. От текущего положения джойстика зависят пропорции, в которых микшируются голоса.

Вторая уникальная для того времени технология, которая была применена в Wavestation, носит название Wave Sequencing: в качестве осциллятора могут использоваться не отдельные мультисэмплы, а целые последовательности (секвенции) из переходящих друг в друга звуков. Благодаря Wave Sequencing можно синтезировать фантастические пэды, сложные тембры, обладающие внутренним ритмом. У самой первой модели Wavestation объем ПЗУ составляет 2 Мб. Выпущены карты расширения объемом по 4 Мб со множеством дополнительных сэмплов и пресетов.

Сигналы осцилляторов обрабатываются фильтрами, модулируются различными генераторами и встроенным процессором эффектов (2 независимых эффекта).

Синтезатор Wavestation использовали в своем творчестве Orbital, The Future Sound of London, Genesis, Jan Hammer, Depeche Mode, Toto, Legendary Pink Dots, Biosphere и Sin.

Перечислю основные, на мой взгляд, отличия виртуального Wavestation от аппаратного. Виртуальный Wavestation удобнее аппаратного, т. к. у него наглядный графический интерфейс. В виртуальном Wavestation "установлены" все когда-либо выпускавшиеся карты расширения. Есть и одно не очень желательное отличие: звучание аппаратного синтезатора отличается от звучания его программного аналога. Дело вот в чем. Во времена Wavestation синтезаторы в большинстве своем не имели цифровых интерфейсов. Поэтому услышать звучание синтезатора можно было только через его встроенный ЦАП. Программный Wavestation синтезирует точно такой же цифровой сигнал, как и его аппаратный прототип. Однако услышать виртуальный синтезатор можно только через ЦАП звуковой карты. В отличие от современных высокоточных ЦАП, применяемых в профессиональных звуковых интерфейсах, ЦАП Wavestation специфически "окрашивает" звук. Это плохо с точки зрения метрологии. Но если спросить профессионала с большим стажем: "Как звучит виртуальный Wavestation по сравнению с аппаратным?", - ответ будет примерно таким: "бледно, мертво, рыхло" и т. п. Понять человека можно, эти эмоции вызваны ностальгией по специфическому звучанию аппаратного синтезатора. То же самое, в принципе, можно сказать и о любых других виртуальных синтезаторах, которые можно услышать только через ЦАП звуковой карты. Но я не имел возможности (к большому сожалению) в 90-е годы прошлого века работать с аппаратным Wavestation, поэтому чувства ностальгии не испытываю и мне звучание виртуального Wavestation нравится.

По своей логической структуре Wavestation не похож на другие ромплеры. Wavestation является 8-частным синтезатором, но он не различает MIDI каналов и играет только одним тембром. Идеология Wavestation заключается в создании очень сложных тембров путем комбинирования относительно простых звуков. Наивысшим логическим элементом Wavestation является перформанс (performance). В перформансе может быть задействовано от 1 до 8 частей (part) синтезатора. В каждую часть можно загрузить свой патч - совокупность параметров синтеза. В каждом патче можно задействовать 1, 2 или 4 осциллятора. В основе осциллятора могут использоваться или отдельные мультисэмплы, или запрограммированные последовательности из нескольких мультисэмплов (WAVE SEQ).

Монофонические по своей сути сигналы осцилляторов проходят обработку фильтром нижних частот (ФНЧ). Фильтр этот не является резонансным и не имеет регулировки Q или Res. Синтезаторные эффекты, связанные с перестройкой резонансного фильтра, получаются за счет применения соответствующих сэмплов (т. е. сэмплов, в которых эти эффекты присутствуют).

Фильтр Wavestation совмещен с эффектом эксайтера, который обогащает сигнал высшими четными гармониками.

В синтезаторе имеются генератор амплитудной огибающей AMP. Генератор огибающей ENV1, генераторы низкочастотных сигналов LFO1 и LFO2 могут использоваться для модуляции различных параметров синтеза.

Сигналы осцилляторов могут распределяться на 4 монофонические шины, обозначаемые A, B, C, D. К этим шинам двумя способами могут подключаться стереофонические эффекты FX1 и FX2. В конечном счете, сигналы поступают на 4 выходные шины: 1/L и 2/R - образуют стереопару (основной выход); 3 и 4 - дополнительные выходы. Дополнительные выходы доступны только при использовании Wavestation в качестве плагина. В режиме самостоятельного (stand alone) приложения эти выходы недоступны.

На панели Wavestation (рис. 1) располагается виртуальная MIDI-клавиатура, джойстик (VECTOR POSITION) и графический дисплей. В верхней части дисплея отображается название банка, номер текущего перформанса в банке и его название, располагается несколько кнопок. Доступны три основных режима отображения, переключаемые соответствующими кнопками: SELECT - браузер перформансов, EDIT - редактор параметров перформансов, патчей и эффектов, GLOBAL - общие параметры синтезатора.


Рис. 1. Панель Wavestation (режим отображения SELECT)

В режиме отображения SELECT (рис. 1) можно выбрать перформансы из нескольких банков: RAM1RAM3 - пользовательские банки; ROM4ROM11 - банки с перформансами, как бы хранимые в ПЗУ синтезатора; CARD1CARD6 - банки с перформансами, как бы хранимые в картах расширения (по сути тоже ПЗУ). Пользовательские банки RAM1RAM3 по умолчанию заполнены "заводскими" перформансами. Вы можете выбрать любой перформанс из любого банка и модифицировать его на свое усмотрение. Однако сохранить модифицированный перформанс можно только в одном из трех банков RAM1RAM3.

В памяти синтезатора хранится несколько музыкальных фраз, которые могут воспроизводиться в цикле. Этой функцией удобно пользоваться при выборе пресетов. Воспроизведение демонстрации запускается кнопкой PREVIEW. Маленьким треугольником, расположенным на этой кнопке, открывается меню выбора музыкальной фразы.

В режиме отображения EDIT (рис. 2) доступны несколько вкладок. Вы можете перемещаться по ним, а если потребуется вернуться на предыдущую вкладку, воспользуйтесь кнопкой Back (назад).

На вкладке PERFORM расположены параметры перформанса. В левой части вкладки в виде таблицы расположен список патчей, которые задействованы в перформансе: Part - часть синтезатора (от 1 до 8) и ее состояние ( - звучит, - заглушена); Bank, No, PatchName - номер банка, номер патча в банке, название патча. С помощью мыши можно выбирать строки этой таблицы, выбирая тем самым соответствующую часть синтезатора.

Все параметры, которые отображаются на вкладке PERFORM, относятся именно к выбранной части синтезатора. Кнопкой List открывается браузер патчей, который располагается в левой части панели Wavestation на месте джойстика. С его помощью можно выбирать банки памяти и патчи. Выбранный патч загружается в текущую часть синтезатора.

В группе DETAILS доступны следующие параметры текущей части:

  • Part Level - громкость;
  • Delay - задержка перед началом воспроизведения звука после нажатия MIDI-клавиши;
  • Transpose - транспонирование в полутонах;
  • Detune - смещение высоты тона в центах;
  • FX Bus - способ распределения сигнала по шинам A, B, C, D;
  • Sustain - включение/выключение реакции на педаль сустейна;
  • Voice Mode - режим: POLYPHONIC - полифонический, UNI RETRIG - обычный монофонический режим (запуск генераторов синтезатора будет происходить для каждой ноты), UNI LEGATO - монофонический режим, при котором запуск генераторов будет происходить только для первой ноты в легато.
  • Key Priority - приоритет нот в монофонических режимах (какая нота из аккорда будет звучать): LOW - самая низкая, HIGH - самая высокая, LAST - последняя;
  • Scale - музыкальный строй;
  • Root Key - тональность.

Параметр FX Bus следует выделить особо. Перечислю доступные способы распределения сигнала по шинам: BUS A, BUS B, BUS C, BUS D - посылать сигнал только на соответствующую шину; ALL - посылать сигнал сразу на все шины; PATCH - распределять сигнал в соответствии с настройками патча (на вкладке PATCH "вложенная" вкладка PAN); от A:1/B:99 до A:99/B:1 - баланс между шинами A и B, образующими стереопару (вместо привычного регулятора стереобаланса или панорамирования).


Рис. 2. Режим редактирования перформанса

В группе ZONES редактируются границы зоны текущей части на MIDI-клавиатуре и на шкале значений Velocity: Key Hi и Key Low - верхняя и нижняя границы на MIDI-клавиатуре, Velocity Hi и Velocity Low - верхняя и нижняя границы на шкале значений Velocity.

В группах Key Zones и Velocity Zones зоны распределения частей синтезатора по MIDI-клавиатуре и по Velocity можно редактировать в графической форме.

При изменении любого из параметров перформанса, в верхней части дисплея появится символ "*", свидетельствующий о том, что изменения не сохранены. При необходимости можно отменить все изменения, если щелкнуть на символе "*" удерживая нажатой клавишу .

Перед сохранением перформанса целесообразно присвоить ему новое название. Сделайте двойной щелчок на текущем названии перформанса (включится режим редактирования текстовой строки) и введите новое имя. Чтобы сохранить перформанс, щелкните на кнопке WRITE, которая располагается в верхней части дисплея. Появятся кнопки OK (подтверждение записи) и CANCEL (отмена записи). Если вы работали в режиме редактирования перформанса (режим отображения EDIT на вкладке PERFORM), то откроется список пользовательских перформансов. Из банков RAM1RAM3 следует выбрать ту ячейку памяти, содержимое которой будет перезаписано вашим перформансом, и нажать OK.

Чтобы сохранить состояние синтезатора в файле (включая ваши новые перформансы), нажмите кнопку FILE. Появятся следующие кнопки: LOAD ALL - загрузить состояние синтезатора из файла, SAVE ALL - сохранить состояние синтезатора в файле (нажмите эту кнопку), IMPORT - импортировать перформанс из SYX-файлов - банков эксклюзивных системных сообщений аппаратного Wavestation.

Итак, редактировать и сохранять перформансы вы теперь умеете. Теперь изучим возможности редактирования "кирпичиков", из которых состоят перформансы - патчей. Параметры патча, соответствующего выбранной на вкладке PERFORM части синтезатора, доступны для редактирования на вкладке PATCH (рис. 3).

В поле Structure выбирается количество задействованных осцилляторов: 1osc, 2osc или 4osc. Сами осцилляторы обозначаются буквами A, B, C и D. В поле Hard Sync включается (ON) и выключается (OFF) режим синхронизации, который действует только в 2-х и 4-осцилляторных патчах. В режиме синхронизации осцилляторы B, C, D перезапускаются каждый раз, когда перезапускается осциллятор A (т. е. когда осциллятор A начинает заново воспроизводить свою волновую форму).

Список осцилляторов и соответствующих им мультисэмплов имеет вид таблицы, содержащей следующие столбцы: включение/выключение осциллятора ( - звучит, - заглушен); Bank, No, WaveName - номер банка, номер в банке и название мультисэмпла; Lev - уровень сигнала. Строки таблицы можно выбирать, выбирая тем самым соответствующий осциллятор.


Рис. 3. Режим редактирования патча

Все параметры, которые отображаются в нижней части дисплея на вкладках PITCH, FILTER, AMP и т. д., относятся к выбранному осциллятору. Кнопкой List открывается браузер мультисэмплов. С его помощью можно выбирать банки памяти и мультисэмплы. Выбранный мультисэмпл загружается в текущий осциллятор.

Мультисэмплы делятся на две категории: обычные мультисэмплы и WAVE SEQ - последовательности (секвенции) из нескольких мультисэмплов. Названия последних начинаются с символа "*". Для осцилляторов, в которые загружены WAVE SEQ, доступна вкладка WAVE SEQ, на которой можно редактировать параметры секвенций.

На вкладке PITCH (рис. 3) доступны параметры, которые относятся к управлению высотой тона осциллятора:

  • Semi - смещение высоты тона в полутонах, Fine - смещение высоты тона в центах;
  • Slope - степень влияния номера MIDI-клавиши на высоту тона;
  • Ramp Amount и Ramp Time - параметры огибающей изменения высоты тона - начальное значение смещения высоты тона и время, за которое высота тона опускается/поднимается до нормального состояния, соответствующего ноте;
  • Velocity Amt - степень влияния Velocity на высоту тона;
  • Bend Range - диапазон смещения высоты тона колесом смещения высоты тона: GLOBAL - диапазон такой же, как задан в глобальных настройках синтезатора на вкладке GLOBAL; OFF - синтезатор не будет реагировать на колесо смещения высоты тона; от 1 до 12 - диапазон от 1 до 12 полутонов соответственно.

В полях SOURCE1 и SOURCE2 выбираются различные источники управляющих сигналов, которые будут модулировать высоту тона:

  • LINEAR KEYBOARD - номер MIDI-клавиши;
  • CENTRED KEYBOARD - номера MIDI-клавиш исчисляются от середины MIDI-клавиатуры (могут быть отрицательными);
  • LINEAR VELOCITY - параметр Velocity (линейная зависимость глубины модуляции от значения Velocity);
  • EXPONENTIAL VELOCITY - параметр Velocity (экспоненциальная зависимость глубины модуляции от значения Velocity);
  • LFO1, LFO2, ENV1 - генераторы низкочастотных сигналов и генератор огибающей;
  • AFTERTOUCH - сила давления на клавиатуру;
  • AFTERTOUCH + MODWHEEL - сила давления на клавиатуру совместно с положением колеса модуляции;
  • MOD WHEEL - колесо модуляции;
  • MIDI1, MIDI2 - MIDI-контроллеры, которые назначаются в режиме отображения GLOBAL;
  • MOD PEDAL - педаль (MIDI-контроллер № 4).

Параметры Amount определяют степень влияния управляющих сигналов на высоту тона осциллятора.

В поле Macro выбираются пресеты с различными установками параметров осциллятора.

На вкладке FILTER (рис. 4) доступны параметры ФНЧ:

  • Cutoff - частота среза;
  • KBD Tracking - степень влияния номера MIDI-клавиши на частоту среза;
  • Exciter - глубина эффекта обогащения сигнала высшими четными гармониками.

В полях SOURCE1 и SOURCE2 выбираются источники управляющих сигналов, которые будут модулировать частоту среза фильтра. Параметры Amount определяют степень их влияния на частоту среза.

В поле Macro выбираются пресеты с различными установками параметров фильтра.


Рис. 4. Параметры фильтра

На вкладке AMP (рис. 5) в графической форме для редактирования доступна амплитудная огибающая. Velocity Amt - степень влияния Velocity на глубину модуляции амплитуды. AttackVelMod - степень влияния Velocity на длительность фазы атаки амплитудной огибающей. EnvKbdMod - степень влияния номера MIDI-клавиши на длительность фаз спада и освобождения.


Рис. 5. Параметры амплитудной огибающей

В полях Level и Time можно редактировать уровни сигнала и длительности фаз огибающей.

В полях SOURCE1 и SOURCE2 выбираются источники управляющих сигналов, которые будут влиять на глубину амплитудной модуляции. Параметры Amount определяют их степень влияния.

В поле Macro выбираются пресеты с различными установками амплитудной огибающей.


Рис. 6. Параметры панорамирования

На вкладке PAN (рис. 6) редактируются параметры распределения сигнала по шинам: BUS-A, BUS-B, BUS-C, BUS-D - включение (ON) выключение (OFF) посылов сигнала на шины A, B, C, D соответственно; Velocity Amount - степень влияния Velocity на стереобаланс (соотношение уровней сигналов, посылаемых на шины A и B); Keyboard Amount - степень влияния номера MIDI-клавиши на стереобаланс; Macro - выбор пресета с разными настройками параметров Velocity Amount и Keyboard Amount.

На вкладке ENV1 (рис. 7) расположены параметры одноименного генератора огибающей. Данные параметры аналогичны тем, что доступны на вкладке AMP.


Рис. 7. Параметры панорамирования

На вкладках LFO1 (рис. 8) и LFO2 расположены параметры идентичных генераторов сигналов низкой частоты. Перечислю эти параметры:

  • Rate - частота генерируемого сигнала;
  • Shape - форма волны (от TRIANGLE - треугольной до RANDOM - случайной);
  • Delay - задержка c момента нажатия MIDI-клавиши до начала генерации;
  • Init Amt - начальная амплитуда генерируемого сигнала и соответственно начальная глубина модуляции тех параметров синтеза, которые модулируются LFO;
  • Sync - включение (ON)/выключение (OFF) режима, при котором генератор перезапускается при нажатии MIDI-клавиши;
  • Fade-in - время, за которое амплитуда генерируемого сигнала возрастает до максимального значения.


Рис. 8. Параметры генератора низкочастотного сигнала

В полях Depth Mod Source и Rate Mod Source выбираются источники управляющих сигналов, влияющих соответственно на амплитуду и частоту генерируемого сигнала.

Вернемся к рассмотрению содержимого правой части дисплея Wavestation в режиме редактирования патча (рис. 3). Там имеются еще две вкладки: MIXENV - огибающая микширования и MIXENVMOD - модуляция огибающей микширования. Звучит сложно, но только поначалу. Напомню: в вашем распоряжении имеется до четырех осцилляторов, которые обозначаются A, B, C, D. С помощью виртуального джойстика (или настроенного соответствующим образом MIDI-контроллера) можно изменять пропорции, в которых микшируются сигналы осцилляторов. Кроме того, можно запрограммировать перемещения джойстика в виде огибающей микширования. Сам джойстик будет оставаться на месте, но звучание патча будет изменяться так, словно джойстик движется по заданной траектории. Осуществляется это на вкладке MIXENV (рис. 9, а). В левой части вкладки отображается таблица - своеобразный пошаговый секвенсор. Point - это номер шага от 0 до 4. В строках A, B, C, D задается коэффициент усиления сигнала соответствующего осциллятора на соответствующем шаге. В строке Times задается время перехода от одного шага к другому. Ниже расположены два параметра. Loop - порядок перехода по шагам, пока MIDI-клавиша удерживается нажатой. Например, 1<->3 означает следующее: после нажатия MIDI-клавиши будут выполняться шаги 0, 1, 2, 3, 2, 1, 2, 3 и т. д. Когда MIDI-клавиша будет отпущена, произойдет переход к шагу 4. Переход от шага 0 к шагу 1 можно считать фазой атаки, а переход от шага 3 к шагу 4 - фазой освобождения. Repeats - количество циклических проходов по шагам: от 1 до 126, INF - бесконечность (т. е. пока MIDI-клавиша удерживается нажатой), OFF - циклических проходов не будет.

В правой части вкладки MIXENV информация таблицы "пошагового секвенсора" представлена в графической форме. Несколько непривычная координатная плоскость имеет вид квадрата, стороны которого соответствуют осцилляторам. Узлы ломаной линии соответствуют разным шагам секвенсора. Чем ближе узел располагается к одной из сторон квадрата, тем громче будет звучать соответствующий осциллятор. Если поместить узел в центр квадрата, то все сигналы всех осцилляторов будут микшироваться в равных пропорциях. Я переместил один из узлов, который соответствует шагу 0. Посмотрите, как изменились соответствующие значения коэффициентов усиления сигналов осцилляторов в таблице: сравните рис. 9, а и рис. 9, б.

а

б
Рис. 9. Редактирование огибающей микширования (4-осцилляторный патч)

Если в патче задействовано не 4 осциллятора, а 2, то координатная плоскость вырождается в координатную прямую: отрезок от точки А до точки С (рис. 10).


Рис. 10. Редактирование огибающей микширования (2-осцилляторный патч)

При использовании лишь одного осциллятора в патче, огибающая микширования становится недоступной (нечего микшировать).


Рис. 11. Параметры модуляции огибающей микширования

Кроме огибающей микширования на уровни сигналов осцилляторов могут влиять различные источники управляющей информации. Какие именно - задается на вкладке MIXENVMOD (рис. 11). Источники X-Source1 и X-Source2 влияют на баланс уровней сигналов осцилляторов A и C, Y-Source1 и Y-Source2 - на баланс B и D. Amount - полярность и степень влияния. Степени влияния можно редактировать в графическом виде, изменяя длину полосок на координатной плоскости.

Вкладка WAVE SEQ (рис. 12) доступна для тех осцилляторов, в которые вместо обычных мультисэмплов загружены WAVE SEQ. Банк (Bank), номер в банке (No) и название последовательности WAVE SEQ (WaveName) отображаются в левой верхней части вкладки.

Ниже расположена таблица, играющая роль пошагового секвенсора, каждому шагу (Step) которого, сопоставлен определенный мультисэмпл (Bank, No, WaveName - номер банка, номер мультисэмпла и его название). Кнопкой включается/выключается режим, при котором выбранные шаги последовательности WAVE SEQ воспроизводятся. Для выбора нужного шага следует щелкнуть на его номере. Для смены текущего мультисэмпла следует воспользоваться кнопкой List, которая открывает браузер мультисэмплов: выберите нужный мультисэмпл и нажмите OK (или APPLY - выбрать мультисэмпл, но не закрывать браузер).

В поле Dur задается длительность звучания текущего шага последовательности WAVE SEQ. В поле Snap можно выбрать режим привязки к темпу проекта: музыкальную длительность, которой будут кратны шаги секвенсора. В поле XFade задается длительность перехода между шагами: громкость предыдущего мультисэмпла плавно понижается, а последующего - плавно возрастает. Lev - громкость. Semi - смещение высоты тона в полутонах. Fine - смещение высоты тона в центах.

Вставлять (INSERT) новые шаги и удалять (DELETE) существующие можно с помощью контекстного меню, вызываемого щелчком правой кнопки мыши на интересующем вас шаге.


Рис. 12. Режим редактирования последовательности WAVE SEQ

В нижней части вкладки расположен графический редактор шагов секвенсора, которые представлены в виде огибающих - пронумерованных прямоугольников или трапеций. Каждая такая фигура имеет три узла, которые можно перемещать мышью. Изменяя высоту огибающих, захватив верхний узел (рис. 13, а), вы изменяете громкость мультисэмпла на соответствующем шаге. Перемещая правую сторону фигуры (рис. 13, б), вы изменяете длительность шага. Перемещая нижний узел (рис. 13, в), можно изменять длительность перехода между шагами.

а б в
Рис. 13. Графическое редактирование параметров шага последовательности WAVE SEQ

В правой части вкладки WAVE SEQ (рис. 12) расположены следующие параметры:

  • Start Step - номер шага, с которого начинается воспроизведение секвенции;
  • Loop Dir - направление воспроизведения секвенции: FOR - вперед (в сторону увеличения номеров шагов), F/B - вперед, затем назад;
  • Start - номер шага, соответствующий началу петли (при циклическом воспроизведении секвенции);
  • End - номер шага, соответствующий окончанию петли;
  • Repeats - количество циклических проходов по шагам;
  • Mod Source - источник управляющей информации;
  • Mod Amount - степень влияния заданного источника на воспроизведение секвенции.

При использовании источников управляющей информации от LINEAR KEYBOARD до EXPONENTIAL VELOCITY воспроизведение секвенции начинается с различных шагов в зависимости от номера MIDI-клавиши или значения Velocity. При использовании источников от LFO1 до MOD PEDAL от их значения зависит длительность шагов и направление их воспроизведения (прямое или обратное).

Чтобы сохранить патч, щелкните на кнопке WRITE, которая располагается в верхней части дисплея. Появятся кнопки OK (подтверждение записи) и CANCEL (отмена записи). Откроется список пользовательских патчей. Из банков RAM1RAM3 следует выбрать ту ячейку памяти, которая будет перезаписана вашим патчем, и нажать OK.

Содержимое вкладки EFFECTS (рис. 14) связано с применением эффектов. Routing - способ подключения эффектов FX1 и FX2 к шинам A, B, C, D: SERIES - последовательно (рис. 15, а), PARALLEL - параллельно (рис. 15, б). Mix3, Mix4 - управляемые микшеры, которые имеют по одному входу и по два выхода. При последовательном включении эффектов в полях Mix3, Mix4 задается отношение обработанных (WET) и необработанных эффектами (DRY) сигналов с шин C и D, которые поступают на выходы 1/L и 2/R. При параллельном включении эффектов в полях Mix3, Mix4 задается стереобаланс сигналов FX2, поступающих на выходы 1/L и 2/R. Чтобы выключить микшер Mix3 или Mix4, в поле Mix3 или Mix4 соответственно следует установить значение OFF.


Рис. 14. Параметры эффектов

В полях MixMod3 и MixMod4 можно задать источники управляющей информации, которые будут влиять на работу микшера (модулировать параметры Mix3 и Mix4):

  • NONE - модуляция отключена;
  • WHEEL - колесо модуляции;
  • AT - сила давления на клавиатуру;
  • VELOCITY - параметр Velocity;
  • KEY - номер последней нажатой MIDI-клавиши;
  • ENV - амплитудная огибающая;
  • KEYDN - состояние микшера изменяется при нажатии/освобождении любой MIDI-клавиши;
  • FSW - состояние микшера изменяется MIDI-контроллером № 12 (foot switch);
  • FSWTOG - состояние микшера изменяется повторным применением MIDI-контроллера № 12 (foot switch);
  • PEDAL - педаль (MIDI-контролер № 4);
  • MIDI1, MIDI2 - MIDI-контроллеры, которые назначаются в режиме отображения GLOBAL;
  • WH + AT - сила давления на клавиатуру совместно с положением колеса модуляции;
  • JOY-X, JOY-Y - горизонтальное и вертикальное перемещение джойстика (соответствующие MIDI-контроллеры задаются в режиме отображения GLOBAL).

Amt3 и Amt4 - степени влияния выбранных источников информации на работу микшеров.

а

б
Рис. 15. Последовательное (а) и параллельное (б) включение эффектов

В правой части вкладки EFFECTS (рис. 14) расположены параметры эффектов. Типы эффектов задаются в полях около надписей EFFECT1 и EFFECT2. Доступно 55 типов эффектов. Для эффекта каждого типа доступен свой набор параметров. Однако описывать их в статье нет смысла.

Вид дисплея Wavestation в режиме отображения GLOBAL (общие параметры синтезатора) показан на рис. 16. В группе MIDI Controller назначаются два произвольных MIDI-контроллера MIDI Controller 1 и MIDI Controller 2, которые используется в качестве источников управляющей информации при модуляции различных параметров синтеза. Polarity 1, Polarity 2 - полярность их воздействия при модуляции.

В группе Joystick назначаются два MIDI-контроллера, посредством которых передается информация об изменении положения джойстика. Polarity - полярность джойстика по вертикали.

В группе MIDI Filter включается (ENABLE) и выключается (DISABLE) прием и обработка синтезатором различных типов MIDI-сообщений.


Рис. 16. Общие параметры синтезатора

Pitch Bend Range - диапазон смещения высоты тона колесом смещения высоты тона. Wave Sequence Sync - включение (ON)/выключение (OFF) синхронизации с темпом проекта при воспроизведении последовательностей WAVE SEQ. Voices - максимальная полифония. Output 3/4 - включение/выключение дополнительных аудиовыходов. Output Gain - усиление выходного сигнала.

В группе Tuning собраны параметры, имеющие отношение к настройке Wavestation по высоте тона:

  • Master Tune: A4 - общая подстройка высоты тона, задается частота ноты ля 4-й MIDI-октавы (при нумерации MIDI-октав от -1) в Гц.;
  • Transpose - транспонирование высоты тона в пределах от -24 до +24 полутонов;
  • Scale - музыкальный строй.

Если выбран пользовательский музыкальный строй User N (N - от 1 до 12), то для каждой ноты в октаве можно задать смещение высоты тона в центах.

На этом рассказ о виртуальных синтезаторах Korg закончен. А впереди вас ждет знакомство со многими и многими не менее интересными виртуальными инструментами.

Статья была опубликована в журнале "Звуковые виртуальные студии" № 3, 2008.