PETELIN.RUСтатьи → Cakewalk TTS-1

Мои любимые виртуальные синтезаторы. Cakewalk TTS-1

Юрий Петелин

В последние несколько лет все мы стали свидетелями настоящего бума в области виртуального "синтезаторостроения". Музыкальные синтезаторы, основанные на принципе физического моделирования; сэмплеры, сопровождающиеся десятком гигабайт звуков, записанных оркестрами с мировой известностью; цифровые эмуляторы культовых аналоговых инструментов… Сотни, а то и тысячи программ, манящих необычным звучанием, развитыми средствами управления синтезом и яркими красками графического интерфейса. Получайте доступ к скоростному Интернету, устанавливайте на своем компьютере программу вроде eMule, формулируйте соответствующим образом условие поиска (для начала достаточно волшебного слова "VSTi") и качайте, качайте, качайте… Лишь бы вовремя успеть приобрести очередной "винт" или несколько упаковок DVD-болванок, чтобы было, куда перебрасывать скачанные файлы. Но это не главное. Вы же человек, а значит, уступаете машине в скорости обработки информации. Сколько лет понадобится для освоения сотни новых программ, появляющихся в вашем архиве в течение очередного месяца? А через полгода вы будете уже безнадежно "завалены" пластами накопленного материала. Замкнутый круг. Что же делать?

Если вы просто коллекционер, то можно иногда извлекать из заветного хранилища взятую наугад "софтину", сдувать с нее пыль (разархивировать), инсталлировать и смотреть, что из этого получится.

Если главное для вас - запись все более совершенных музыкальных композиций, то придется научиться ориентироваться в темном лесу программулек, программ и программищ. Только неугасающий интерес, непрерывный труд и неустанно приобретаемый опыт позволят вам научиться после десятка-двух "кликов" с одного взгляда распознавать примитивные программы или программы-клоны. Их нужно безжалостно отбрасывать, забывать. А вот понравившиеся оригинальные программы нужно стараться изучать и опробовать на практике. Со временем у вас обязательно сложится свой набор программ, наиболее соответствующих решаемым вами задачам, удобных в работе, надежных, обладающих явными преимуществами в определенной сфере, программ любимых.

Поскольку я начал заниматься проблемой компьютерной работы с музыкой и звуком очень давно (еще в те времена, когда эта проблема не была сформулирована), то, пожалуй, успел сделать несколько первых шагов на бесконечном пути превращения в компьютерного музыканта, контуры модели которого намечены в предыдущем абзаце. Так почему бы и не поделиться с вами опытом отбора подходящих инструментов? Вот я и решил написать несколько статей, объединив их в цикл "Мои любимые виртуальные синтезаторы". Конечно, все это субъективно. То, что кажется предпочтительным одному пользователю, для другого может быть совершенно неприемлемо. Но вы же понимаете, что идеальной, самой-самой лучшей программы в природе (в том числе и в виртуальной природе) не существует. Каждая хорошая программа хороша по-своему: для своих условий и своих задач.

Инструмент для создания заготовки песни

В силу доступности практически любых программ у российских пользователей сложилась привычка "стрелять из пушки по воробьям". Аранжировка песни для выступления ребенка на детсадиковском утреннике, конечно, делается в программе класса не слабее, чем Nuendo, и желательно в формате 5.1. А при записи набросков мелодии непременно подключается какой-либо виртуальный суперсинтезатор, безжалостно пожирающий ресурсы самого производительного компьютера. На самом деле, лучше бы выбирать инструмент, соответствующий той работе, которая в данный момент вами выполняется. Иначе творческие задачи вынужденно уйдут на второй план, а все ваши силы и все время будут расходоваться на преодоление несвоевременно возникших технических препятствий.

Работа над новой песней начинается с сочинения мелодии и создания MIDI-аранжировки. Здесь важно точно записать мелодию, определиться с гармонией, наметить партии баса и ударных инструментов. Еще даже неважно, насколько хорошими тембрами исполняются основные партии аранжировки. Какие-то особые голоса можно будет подобрать на следующих этапах. Это самостоятельная задача.

Увы, MIDI-синтезаторы, встроенные в материнские платы, а также синтезаторы некоторых дешевых звуковых карт формируют звук такого низкого качества, что может пропасть всякое желание заниматься творчеством. Поэтому, предпочтительнее использовать на начальном этапе записи песни относительно простой универсальный виртуальный синтезатор. Этот вариант, с одной стороны, обеспечивает приемлемое качество звука, а с другой - позволяет приступить к работе даже в том случае, если в вашей звуковой карте нет аппаратного синтезатора.

Инструмент Cakewalk TTS-1, о котором пойдет речь сегодня, относится к числу моих любимых. Именно его я подключаю к трекам виртуальной студии Cakewalk SONAR Producer Edition в самом начале работы над новой песней.

Искушенному компьютерному музыканту DX-инструмент Cakewalk TTS-1 покажется копией VST-инструмента Edirol Hyper Canvas, но только фигурирующей в комплекте поставки SONAR Producer Edition под другим именем. Это действительно так. Прототип рассматриваемого виртуального инструмента разработан фирмой Edirol (http://www.edirol.com) - подразделением корпорации Roland. В ассортименте изделий Edirol - звуковые модули, аудиомониторы, MIDI-интерфейсы, MIDI-клавиатуры, профессиональные звуковые карты и вообще любое музыкальное оборудование, используемое совместно с компьютером. Производит Edirol и программные синтезаторы.

Cakewalk TTS-1, как и его брат-близнец Edirol Hyper Canvas, является высококачественным виртуальным инструментом. Он представляет собой полифонический (максимально до 128 голосов, а по умолчанию 48 голосов) многотембровый (одновременно могут звучать 16 различных тембров) звуковой модуль, соответствующий спецификации GM2 (General MIDI 2). Звуковой банк - около 14 Мбайт 16-битных сэмплов. 32-битная внутренняя обработка. Допустимый формат представления звука в проекте, в котором используется Cakewalk TTS-1, - до 24 бит/96 кГц. Модуль имеет встроенный процессор эффектов (реверберация и хорус).

Основным достоинством Cakewalk TTS-1 является то, что в этом высококачественном синтезаторе собрано большое количество стандартных звуков. А еще он очень надежно работает и требует не так много ресурсов компьютера.

О пользе пользовательского интерфейса

Основная панель Cakewalk TTS-1 (рис. 1) подобна микшеру. Каждая линейка соответствует одному из 16 MIDI-каналов.


Рис. 1. Основная панель Cakewalk TTS-1

Вдоль левой границы панели вертикально расположены надписи, обозначающие разные группы элементов управления:

  • PREVIEW - кнопки прослушивания выбранных инструментов (нажатием кнопки по соответствующему MIDI-каналу посылается сообщение о нажатии MIDI-клавиши или даже целая серия MIDI-сообщений, воспроизводящих фрагмент характерной мелодии);
  • LEVEL - регуляторы громкости;
  • PAN - регуляторы панорамы;
  • REVERB - регуляторы глубины реверберации (эффекта звучания в помещении с определенными свойствами отражения и поглощения звука);
  • CHORUS - регуляторы глубины хоруса (эффекта хорового звучания);
  • EDIT - кнопки, вызывающие вспомогательную панель редактирования параметров синтеза.

Справа от каждого регулятора громкости вертикально расположено поле с названием выбранного для данного канала пресета. Щелчком на таком поле вызывается система меню для выбора пресетов (рис. 2). В каждом из подменю галочкой отмечен пункт, соответствующий текущему пресету. Ориентируясь по этим галочкам, вы всегда сможете отыскать текущий пресет и выбрать следующий за ним пресет. Пресеты объединены в группы (Piano, Organ, Guitar и т. п.). Понятно, что, например, в группе Guitar собраны все пресеты, имеющие отношение к гитаре. Такая структура меню не имеет ничего общего с тем, как пресеты адресуются в самом звуковом модуле. Например, различные гитарные тембры реально "собраны" из различных банков инструментов. Поясню: стандартный банк GM включает в себя 128 пресетов. Несколько из этих пресетов соответствуют различным тембрам гитары. Но в GM2 кроме стандартного банка предусмотрены и другие банки, в которых тоже могут содержаться вариации тембра гитары. Для выбора тембра модулю посылаются в действительности две MIDI-команды: выбор банка пресетов и выбор пресета в банке. А когда вы выбираете нужный пресет в системе меню, эти команды формируются автоматически.


Рис. 2. Выбор пресета

Нажатием кнопки Edit для соответствующего MIDI-канала открывается панель редактирования параметров синтеза. Вид панели зависит от того, какой пресет в данный момент выбран - мелодический (рис. 3) или ритмический (рис. 4). В левой части панели расположено поле PART. В нем доступен для просмотра и изменения номер MIDI-канала, к которому относятся редактируемые параметры синтеза. Ниже поля PART расположен индикатор, отображающий тип текущего пресета:

  • GM2 NORMAL - мелодический пресет стандарта GM2;
  • GM2 RHYTHM - ритмический пресет стандарта GM2;
  • USER NORMAL - пользовательский мелодический пресет;
  • USER RHITHM - пользовательский ритмический пресет.

Правее расположено поле с названием пресета и его координатами: INST - номер пресета в банке (от 1 до 128), VAR - номер банка. Щелчком на названии пресета вызывается система меню, позволяющая сменить пресет для текущего MIDI-канала.


Рис. 3. Панель параметров синтеза мелодического пресета

Существенную часть панели занимают группы регуляторов управления параметрами синтеза. Для мелодических пресетов (рис. 3) доступны следующие параметры:

  • FILTER - параметры фильтра (CUTOFF, RESO - частота среза и добротность - отношение центральной частоты к полосе пропускания фильтра);
  • CHARACTER - характер гармоник;
  • TONE - трехполосный эквалайзер: BASS - низкие частоты (НЧ), MID - средние частоты (СЧ), TREBLE - высокие частоты (ВЧ), ON/OFF - включен/выключен;
  • ENVELOPE - характер амплитудной огибающей: ATTACK - время атаки, DECAY - время спада, RELEASE - время затухания;
  • VIBRATO - параметры частотного вибрато (периодического изменения высоты тона): RATE - частота, DEPTH - глубина, DELAY - задержка перед возникновением вибрато;
  • TUNING - подстройка тона: COARSE - грубая, FINE - точная;
  • MONO - переключатель режима: POLY - полифонический пресет, MONO - одновременно может звучать только один голос (в нажатом состоянии может находиться одна клавиша);
  • PORTAMENTO - параметры портаменто: TIME - время перехода от одного тона к другому, ON/OFF - включено/выключено;
  • MOD DEPTH - чувствительность колеса модуляции;
  • BEND RANGE - чувствительность колеса изменения тона.

Регулируя параметры синтеза, вы можете до неузнаваемости изменить звучание стандартных пресетов. А взяв за основу стандартный пресет и изменив в нем параметры синтеза, вы можете сохранить его уже в виде пользовательского пресета. Всего доступно 4 мелодических банка, в каждом из которых можно сохранить до 128 пользовательских пресетов, и 1 ритмический банк на 128 наборов ударных инструментов. По умолчанию все пользовательские мелодические пресеты содержат настройки, соответствующие настройкам пресета Piano 1, а все пользовательские ритмические пресеты содержат настройки, соответствующие настройкам набора Standard Set. Для того чтобы сохранить собственный пресет, нужно проделать несложную процедуру.

  1. Сделать двойной щелчок на названии текущего пресета - откроется диалоговое окно Patch Name, в котором следует ввести название пользовательского пресета и нажать кнопку OK.
  2. Нажать кнопку WRITE - откроется система меню; в ней следует выбрать тот пользовательский пресет, который необходимо заменить.
  3. На экране появится сообщение, предупреждающее о том, что вместо выбранного пресета будет записан тот пресет, который вы сохраняете, - следует нажать кнопку OK.

Аналогичным способом можно сохранять собственные наборы ударных звуков. Разница в том, что для ритмических пресетов доступны другие параметры синтеза (рис. 4). В поле Instrument отображаются название ритмического звука, параметры которого будут доступны для редактирования, и соответствующая ему нота. Щелчком на этом поле открывается меню, содержащее все доступные ритмические звуки.

Выбрать ритмический звук можно нажатием определенной MIDI-клавиши, но для этого следует включить режим MIDI EDIT.


Рис. 4. Панель параметров синтеза ритмического пресета

Для каждого ритмического звука в наборе доступны следующие параметры:

  • LEVEL - громкость;
  • PAN - панорама;
  • COARSE TUNE и FINE TUNE - грубая и точная настройки высоты тона;
  • REVERB LEVEL - глубина реверберации;
  • CHORUS LEVEL - глубина хоруса;
  • FILTER - частота среза (CUTOFF) и добротность (RESO) фильтра;
  • TONE - трехполосный эквалайзер (BASS - НЧ, MID - СЧ, TREBLE - ВЧ, ON/OFF - включен/выключен).

Около правой границы основной панели Cakewalk TTS-1 расположена кнопка EFFECT, нажатие которой открывает одноименную панель (рис. 5). Здесь можно редактировать параметры хоруса (CHORUS) и реверберации (REVERB). С помощью многопозиционных переключателей CHORUS TYPE и REVERB TYPE выбираются нужные типы (алгоритмы) эффектов. С помощью кнопок ON/OFF осуществляется включение/выключение эффектов.

Для хоруса доступны следующие параметры:

  • RATE - частота модуляции;
  • DEPTH - глубина модуляции;
  • FEEDBACK - уровень обратной связи (наличие обратной связи означает, что сигнал с выхода какого-то элемента вновь подается на его вход);
  • REV SEND - уровень сигнала, обработанного эффектом хоруса и посылаемого на вход эффекта реверберации.

Для реверберации доступен всего один параметр TIME - время реверберации.


Рис. 5. Панель параметров эффектов

Вернемся к основной панели инструмента Cakewalk TTS-1 (см. рис. 1). В правой ее части есть кнопки, назначение которых еще не рассмотрено:

  • PANIC - экстренно прекращает воспроизведение всех звуков (полезна при "зависании" синтезатора);
  • GM2 - формирует команду сброса системы GM2 (все настройки приводятся в состояние, принятое по умолчанию);
  • SYSTEM - предоставляет доступ к системным настройкам синтезатора.

При инициализации Cakewalk TTS-1 в нем устанавливаются настройки по умолчанию. Этого вполне достаточно для начала работы в типичных условиях. Системные настройки синтезатора, так же как и еще ряд вопросов, связанных с тонким конфигурированием программы, в рамах статьи рассматривать нет смысла. Этот материал содержится в книге "Cakewalk SONAR. Запись песни в домашней студии" (издательство "БХВ-Петербург", 2006 г.), при желании вы найдете ее содержание на сайте http://petelin.ru.

В группе POLY отображаются текущая (CURRENT) и пиковая (PEAK) полифонии (число элементов синтеза, одновременно используемых при формировании голосов).

В правом нижнем углу основной панели Cakewalk TTS-1 расположен общий для всех модулей регулятор громкости Master Volume, а под ним - кнопка HELP, предназначенная для вызова справочной системы.

В общем, интерфейс Cakewalk TTS-1 достаточно прост.

Подключив к проекту SONAR инструмент Cakewalk TTS-1, вы можете изменять значения любых его параметров. Все ваши настройки автоматически сохранятся в проекте. Загрузив свой проект в следующий раз, вы убедитесь, что внесенные ранее изменения не потерялись.

В SONAR передаются все названия MIDI-контроллеров, воспринимаемых синтезатором Cakewalk TTS-1, поэтому автоматизировать его параметры в SONAR тоже достаточно легко. В окне Track программы SONAR вы создаете огибающую (график) автоматизации требуемого MIDI-контроллера и придаете ей желаемую форму. Также можно управлять нужным параметром, рисуя в окне Piano Roll графики изменения соответствующего MIDI-контроллера во времени. Вы можете записать и манипуляции параметрами Cakewalk TTS-1, производимые непосредственно на панели модуля (такая возможность имеется у плагинов, соответствующих спецификации DXi 2).

Каждый из тембров Cakewalk TTS-1, взятый в отдельности, вряд ли представляет большую ценность в сравнении с уникальными тембрами многих других, специализированных программных инструментов. Тем не менее, повторю: основным достоинством Cakewalk TTS-1 является то, что в этом модуле собрано большое количество стандартных тембров.

Современные полупрофессиональные и профессиональные звуковые карты, как правило, не имеют встроенного синтезатора, ориентированного на воспроизведение стандартных MIDI-файлов, точнее говоря, не имеют никакого встроенного синтезатора. В этом случае Cakewalk TTS-1 может вас выручить, т. к. по качеству звучания он значительно превосходит программный синтезатор, входящий в поставку Windows (Microsoft GS Wavetable SW Synth) и многие другие программные синтезаторы стандартов GM, GS и XG. Кроме того, звучание Cakewalk TTS-1 субъективно ярче и насыщеннее, чем у аппаратного синтезатора, встроенного в любую мультимедийную звуковую карту.

Как видите, даже далеко не самый сложный, можно сказать, стандартный виртуальный синтезатор способен на многое и требует вдумчивого отношения к себе. Рекомендую его вам, прежде всего, как удобное средство высококачественного воспроизведения звуков инструментов на начальном этапе работы над песней. Это, конечно, не исключает того, что он останется формирователем голосов каких-то из партий и в завершенной композиции.

У меня есть несколько любимых синтезаторов. О них я собираюсь рассказать в следующих статьях цикла.