PETELIN.RUСтатьи → Треки, которые мы выбираем

Треки, которые мы выбираем

Юрий Петелин

В 1995 году в России, в Санкт-Петербурге фирмой "Тракт" был создан звуковой редактор, равных которому на тот момент в мире не было!

Письмо пришло, когда работа над серией статей о плагинах Waves, способных творить со звуком чудеса, приближалась к финишу. Директор предприятия "Тракт" (www.tract.ru) приглашал меня на экскурсию в свой музей. Адрес оказался знакомым - здесь некогда обитал мощнейший Институт радиовещательного приема и акустики им. А. С. Попова, подобно большинству научно-промышленных собратьев распавшийся в годы перестройки на множество дочерних фирм. Ну, вот я и в "Тракте". Однако, где же музей? На мониторе окно какой-то программы, рядом лежит брошюра с техническим описанием - и это все?

Так, с разочарования началось мое знакомство с единственным экспонатом этого странного музея. А потом пригласивший меня Константин Правоторхов стал рассказывать, и разочарование сменилось сначала удивлением, потом изумлением и, наконец, настоящим восторгом, правда, с примесью досады. Но давайте обо всем по порядку.

Преданья старины глубокой

1995 год. Мы, Роман и Юрий Петелины, будущие авторы серии книг о применении компьютера в музыкальном творчестве, мечтаем о том, как будем записывать на компьютере свою музыку. По крупицам собираем информацию и приобретаем первое, очень дорогое и несовершенное "железо" - 8-битный Sound Blaster Pro незабвенной фирмы Creative Labs. Продавцы дисков на рынке в Автово о музыкальном "софте" еще ничего даже не слышали. Первые две музыкальные программы удается разыскать ценой неимоверных потерь времени. MIDI-секвенсор Midisoft Recording Session мимоходом сбрасывает нам на дискету сотрудник небольшой компьютерной фирмы, некто Левин, когда я покупаю у него микросхему дополнительной памяти к видеокарте - целых 512 кбайт (пройдет совсем немного времени, и этот человек станет известен всему миру как гениальный хакер, не очень удачно закончивший свою карьеру). Короче говоря, в 1995 году впечатление складывалось такое, что до нашей страны музыкальные компьютерные технологии еще не дошли. И именно осознание этого факта подталкивало нас к тому, чтобы приняться за рукопись первой книги.

А в это время... Фирма "Тракт" в 1995 году завершила работу, начатую тремя годами раньше. Создана "Станция монтажа и обработки фонограмм ТРЕК-8", превратившаяся много лет спустя в тот самый единственный музейный экспонат, с которого я начал свой рассказ. Станция ТРЕК-8 уже используется на солидных студиях нескольких городов, в том числе, Москвы и даже Вены, но широкой общественности она неизвестна. Продукт не зря назван станцией. Это программно-аппаратный комплекс, причем оба компонента - собственной разработки. Основу аппаратной части составляет плата цифрового сигнального процессора. Вычисления ведутся в 32-битном формате представления числа с плавающей точкой. Это означает, что при обработке звука ошибка не накапливается, сколь сложным бы не был алгоритм преобразований (напомню: вокруг все еще царит хрипящий 8-битный цифровой звук с фиксированной точкой).

Кроме платы сигнального процессора к 1995 году в "Тракте" разработан целый спектр устройств расширения и внешних модулей: цифро-аналоговые и аналого-цифровые преобразователи, плата цифровых интерфейсов, синхронизатор - очень интересные аппаратные решения, позволявшие осуществлять многоканальную запись звука на компьютере с 386-м процессором.

Но даже не это нехилое, особенно для тех времен, железо ввергло меня в состояние изумления в апреле 2004 года. Шок вызвала программа, которая была предназначена для работы с ним. Все, к чему можно получить доступ, "кликая" на элементах главного окна программы, я уже видел! Где? Да во всеобщем любимце - звуковом редакторе Cool Edit Pro (ныне Adobe Audition), который в 1995 году еще не появился на свет во всей своей многоканальной красе, а существовал лишь в виде подающего надежды "подростка" Cool Edit 95. Вот окно редактирования оцифрованного звука, виртуальный микшер с автоматизацией, редактор огибающих громкости... Мало того - вот мультитрековый редактор, подобным которому и до сих пор не оснастили свое детище разработчики такой известнейшей программы, как Sound Forge.


Виртуальный микшер в ТРЕК-8


Мультитрековый редактор в ТРЕК-8

Итак, в 1995 году в России, в Санкт-Петербурге фирмой "Тракт" был создан звуковой редактор, равных которому на тот момент в мире не было! Это ли не повод для гордости? Погодите, еще не все сказано.

DX-плагины (подключаемые модули эффектов и обработок) в те времена практически не существовали, поэтому все необходимые эффекты нужно было встраивать в программу. Посмотрим, чем располагала станция ТРЕК-8: нормализатор, анализатор спектра, 10-полосный, 30-полосный и 256-полосный графические эквалайзеры, параметрический эквалайзер, частотный фейдинг, расширитель стереобазы, фазовый процессор, тайм-корректор, тон-корректор, дилэй, ревербератор, подавитель щелчков, шумоподавитель, удалитель пауз. Не напоминает ли вам этот список нечто знакомое? Конечно, вы с подобным уже встречались, если читали в "Магии ПК" цикл статей о плагинах фирмы Waves.


256-полосный эквалайзер в ТРЕК-8


Шумоподавитель в ТРЕК-8

Но пакет Waves Platinum Native Bundle 4 в нынешнем виде сформировался только что (до того, как в 2003 году мы описали его в книге "Профессиональные плагины для SONAR и Cubase", эффекты Waves даже на пиратских дисках попадались редко). А питерская фирма "Тракт" создала все эти эффекты почти 10 лет назад!

ТРЕК-8 позволяет одновременно записывать и воспроизводить 8 стереодорожек (из 99 возможных). И уж как-то необычно резво реагирует программа на перемещение виртуального регулятора, практически мгновенно отрабатывая в звуке все вносимые оператором изменения. Конечно, свою роль играет оптимально сконфигурированный сигнальный процессор, но все же не очень понятно, как удалось добиться такой производительности на компьютерах с 486-м, а то и с 386-м процессорами при тактовых частотах порядка 25-40 МГц. Для сравнения: в компьютере с процессором Intel Pentium III 800 MГц, на котором я пишу эту статью, виртуальная студия Cubse SX 2 при восьми аудиотреках заметно спотыкается.

В чем же секрет? Да нет никакого секрета. Просто у ТРЕК-8 существует одно главное преимущество по отношению к любой современной программе аналогичного назначения. ТРЕК-8 создан для работы не под MS Windows, а под MS DOS.

Увы, это достоинство программы одновременно является не только самым серьезным недостатком, но и причиной ее безвременного ухода в тень.

Пользователю непременно требовалась многооконная система и мультизадачная среда. Хотя бы для того, чтобы можно было развлечься игрой, пока звуковой редактор что-то там посчитывает. Не говоря уже о том, что для работы в MS DOS надо много чего знать и уметь из того, что попросту не нужно при работе в MS Windows. Вот так "Станция монтажа и обработки фонограмм ТРЕК-8" превратилась в первый экспонат будущего музея.

Верным трактом идем, господа!

Здесь стоило бы написать, что нет, мол, пророка в своем отечестве, да посетовать на то, как трудно фирмам, занимающимся наукоемкими разработками, выжить по соседству с продавцами нефти и пива. В принципе, на этом можно было бы и поставить точку, причем не только в статье, но и в истории уникальной программы. Много ли вы знаете российских научно-производственных предприятий, сумевших в нынешних условиях не растерять и применить с толком тот потенциал, что десятилетиями копился во времена, когда наша наука и в самом деле была передовой?

Реально смогли выжить только те отечественные разработчики "софта", которые либо переориентировались на западного покупателя, либо нашли внутри страны корпоративного заказчика, отказавшись от создания продуктов массового потребления. Ведь делать программы в расчете на то, что их станет приобретать рядовой российский пользователь, которого пираты заразили вирусом "халявы", - верный путь к разорению. К счастью, разработчиков программы ТРЕК-8 такая судьба миновала. Дело в том, что эта и другие их программы (о которых расскажу в следующем выпуске журнала) прочно утвердились на студиях многих радиостанций.

Не секрет, что в последние годы, с одной стороны, происходит бурный прирост числа радиостанций, а, с другой стороны, меняется сама технология вещания - резко и в направлении внедрения цифровых методов. Да еще борьба за рост прибыли, заставляющая сокращать штат сотрудников. В результате с радио исчез тот специалист по монтажу звука, которому раньше радиожурналист приносил кассету с рабочим материалом, чтобы к эфиру из звуковой "каши" получилась звуковая "конфетка". Журналисты, диджеи, редакторы - все теперь должны уметь быстро подготовить материал: нарезать, смонтировать, почистить от шума... Вы, вероятно, вообразили себе человека, закопавшегося в рулоны магнитной лены с резаком и клеем под рукой? Нет, все это уже давненько делается исключительно на компьютере. Значит, нужен удобный инструмент - программа-звуковой редактор.

Когда несколько лет назад мне доводилось регулярно приносить свои передачи на радио "Гардарика", я наблюдал, как мучаются не очень подготовленные и не очень хорошо знающие английский люди с прекрасной, но сложной и функционально избыточной программой WaveLab. Причем тогда на радио еще существовало понятие специализации, и чтобы "быть на уровне", женщина-оператор за немалые деньги заочно обучалась в одном из питерских коммерческих вузов на кафедре мультимедийной звукорежиссуры. Но обучить заграничным программам всех участников процесса, особенно гуманитариев-журналистов - задача неразрешимая, тем более, что ни одна из таких программ не локализована для русскоязычного пользователя. На каких только языках нет версий зарубежных звуковых редакторов, но только не на русском! Западные разработчики тоже не видят в нас с вами своих легальных покупателей. В общем, ситуация на радиостанциях была бы совершенно безвыходной, если бы не "Тракт" со своим "Треком".

Три часа на обучение

ТРЕК-8 под DOS стал музейным экспонатом, а на смену ему спустя годы пришла программа DIGISPOT II Трек-2 под Windows - основа рабочей станции радиожурналиста.

Отвечая на мой вопрос о причинах, по которым "Треку Второму" отдано предпочтение, один из инженеров "Радио России" сказал, что человеку средних лет и со средними способностями для освоения программы достаточно три часа. Причин несколько: графический интерфейс на русском языке; все необходимые функции имеются, но нет ничего надуманного и лишнего; и, главное, программа абсолютно безопасна даже в неумелых руках. В ней нет операций разрушающего редактирования, а значит, невозможно по неопытности уничтожить ценный материал.


Главное окно Трек-2

Суть подготовки сюжета к эфиру проста: режем и клеим, клеим и режем, стараясь сделать место стыка незаметным на слух. Но в Трек-2 ничего не режется, ничего не клеится. Просто в нужных местах фонограммы расставляются разноцветные метки: воспроизводить от сих и до сих (Трек-2 можно считать чемпионом по запоминанию позиций виртуальных склеек: до 3000 штук). А чтобы не было слышно щелчков, делается кроссфейд: в конце предыдущего фрагмента громкость звука плавно уменьшается, а в начале следующего - увеличивается. На самом же деле со звуковым файлом и при этой операции ничего не происходит - программа лишь запоминает место и характер пересечения блоков данных.

На первый взгляд кажется, что Трек-2 работает с монофоническим звуком: в окне программы нет привычной "сладкой парочки" сигналограмм (волновых форм) правого и левого каналов. Но на самом деле в одной картинке отображаются сигналограммы сразу двух каналов. Положительные полуволны соответствуют правому каналу, отрицательные - левому. Налицо экономия места на экране и времени, необходимого для вывода изображения.

Операциями редактирования можно управлять не только с помощью горячих клавиш, но и посредством кнопок и регуляторов сопряженного с компьютером и с программой специализированного пульта.

Трек-2 входит в состав комплекса программ DIGISPOTR II. Это значит, что с любого рабочего места студийной сети можно пользоваться общей базой данных, а подготовленный материал мгновенно вставлять в расписание, чтобы в назначенное время он был автоматически выдан в эфир.

Примчится за десять минут до эфира радиожурналист, сядет за свое рабочее место, откроет Трек-2, "сбросит" материал в компьютер с магнитофона (а также микрофона, телефона и Интернета), чик-чик - и готово. Получай, радиослушатель, новость с пылу, с жару!

Ну а если потребуется сделать многоканальную запись в студии, смонтировать ее, обработать эффектами, свести, выполнить мастеринг, то что же - нужно будет осваивать Cool Edit Pro 2, а Трек-2 для этого не годится? Как бы не так. Переходим в мультитрековый режим, подключаем источники звука, активизируем любые DX-плагины и делаем все, что требуется.


Трек-2 в мультитрековом режиме

Вот уж чего от "Трека под DOS" не досталось в наследство "Треку под Windows" - так это эффектов и обработок. Но на дворе не 1995 год, и этого добра (DX-плагинов) сегодня - пруд пруди!

В общем, с Трек-2 на студиях "Радио Балтика", "Европа+", "Радио России", "Радио Хит", "Радио Рекорд" (а также еще на 97 радиостанциях России, Белоруссии, Киргизстана, Грузии, Узбекистана, Молдовы, Германии и Австрии) дела идут прекрасно. Об одном только остается жалеть: не знают о существовании такого земляка российские компьютерные музыканты. Хотя, теперь уже, пожалуй, узнали?