PETELIN.RUСтатьи → SONAR 5 - последняя надежда безголосого певца

SONAR 5 - последняя надежда безголосого певца

Юрий Петелин

"Петь не умею, но люблю", - не правда ли, подобную по смыслу фразу вы слышали (а то и сами произносили) не раз? Вот типичный портрет горе-певца: в ноты не попадает, одни слова выкрикивает, другие выдавливает из себя еле слышно, то отстает от аккомпанемента, то опережает его, а вместо красивого вибрато - "козлетон". Когда бы речь шла лишь об участии в застольном хоре, то ничего страшного. А если человек с такими вокальными данными приносит в студию свою песню и настаивает на том, чтобы она была записана в авторском исполнении

Конечно, чудес не бывает, и самая совершенная аппаратура или программа не способны сделать голос столь же красивый, как, например, у Николая Баскова, из голоса "никакого". Но кое-чем компьютер и здесь в состоянии помочь. Разработчики софта знают о существовании честолюбивых "певцов" без слуха и без голоса, поэтому даже возникло целое направление - программы, предназначенные для коррекции вокальных партий. С двумя подобными программами вы могли познакомиться в статьях "Если у «звезды» нет слуха" и "Melodyne: мелодия из ничего". А сегодня я хочу рассказать о возможностях в области редактирования вокальных партий, которые предоставляет пользователю еще одно аналогичное по назначению средство - V-Vocal.

Хорошо замаскированная новинка

V-Vocal - программный модуль, созданный по технологии Roland VariPhrase и интегрированный с Cakewalk SONAR 5 Producer Edition. V-Vocal по сути является плагином, но доступ к нему организован не так, как другим плагинам. Вы не найдете V-Vocal в меню эффектов реального времени, которое открывается щелчком правой кнопкой мыши на поле FX в секции треков окна Track. Нет этого инструмента и среди обработок, встроенных в программу и приводимых в действие посредством команд меню Process > Audio. Где же прячется V-Vocal? Прошло уже несколько месяцев с момента появления Cakewalk SONAR 5.0, но далеко не все пользователи программы смогли обнаружить это приспособление для сглаживания недостатков слуха и голоса исполнителя. А, между тем, все просто. V-Vocal - это средство, предназначенное для редактирования выделенного аудиоклипа. Поэтому к жизни оно вызывается командой V-Vocal > Create V-Vocal Clip из контекстного меню, которое предварительно нужно открыть щелчком правой кнопкой мыши на аудиоклипе (аудиоклип вы найдете в правой части окна Track). Сразу же после вызова V-Vocal программа приступит к анализу и распознаванию высоты тонов в выделенном аудиоклипе. Этот процесс займет тем больше времени, чем длиннее клип. В итоге откроется окно V-Vocal (рис. 1).


Рис. 1. Так может выглядеть "до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до" в окне V-Vocal

Вы должны увидеть график, отображающий изменение высоты тонов. Если его нет, нужно нажать кнопку PITCH для перехода в режим редактирования высоты тона. По вертикальной оси, отградуированной в соответствии с условными обозначениями нот и номеров октав, отложена высота тона (единица измерения - полутон). Горизонтальная ось - время.

Доверяй, но…

Непосредственно после запуска программы в координатном поле видна только желтая линия, ею отображается график, полученный в результате выполнения последней операции (пока что проделана единственная операция - автоматическое распознавание высоты тона). Но в общем случае желтая линия - отредактированная кривая высоты тона. Эта линия отражает высоту тона, фактически звучащую на выходе V-Vocal. Как только вы тем или иным способом внесете изменение в кривую распознанных тонов, график раздвоится. Наряду с желтой линией появится красная линия. Теперь она станет графиком первоначальной (оригинальной, исходной) высоты тона. Эта линия не может быть отредактирована.

Каждый из коротких отрезков белой прямой горизонтальной линии соответствует высоте тона, которая в терминологии программы называется центральной. Центральная высота тона используется как база для того, чтобы увеличить или уменьшать вибрато или для исправления высоты тона.

То, что отображает представленный вашему вниманию рисунок, на первый взгляд кажется ужасным. Если верить ему, то получается, будто бы, "исполняя" гамму До мажор, я не только каждую из нот брал с погрешностью в 30-40 центов, но и при переходе от ноты к ноте "завывал" сиреной в пределах полутора октав (обратите внимание на протяженные вертикальные линии).

На самом деле все обстоит не так ужасно, как представляется. Распознавание высоты тона есть не что иное, как измерение текущей частоты звукового сигнала. Если говорить конкретнее, то это даже не просто измерение частоты, а выявление максимальной составляющей в спектре сложного по структуре сигнала. Для точного выполнения подобной операции необходимо, чтобы звуковое колебание с измеряемой частотой существовало как можно более долго. Здесь же одна нота достаточно быстро сменяет другую. Поэтому средняя высота тона принципиально измеряется с большой погрешностью. А паузы между спетыми нотами, заполненные шумом, равно как и скачкообразные переходы от одной ноты к другой, соответствуют сверхширокополосным сигналам, для которых понятие "частота сигнала" теряет смысл, а значит и высота тона распознана быть не может. Так что на длинные вертикальные линии, засоряющие график, можно не обращать никакого внимания. Да и к "полочкам" центральных тонов следует относиться с долей сомнения.

Слава ручному труду!

Есть два способа коррекции высоты тона - автоматический и ручной.

Чтобы выполнить автоматическую коррекцию, нужно нажать кнопку CORRECT. Но сначала следует задать критерии, согласно которым коррекция будет выполнена программой. Элементы регулировки параметров автоматической коррекции собраны в группе PITCH CORRECTION.

Если вы хотите, чтобы некоторые из записанных тонов не подвергались коррекции, то установите флажки Bypass для соответствующих нот на клавиатуре, расположенной слева.

Когда заранее точно известно, в какой тональности спета (точнее, должна быть спета) партия, эту тональность следует задать: выбрать Maj (мажор) или Min (минор), нажать кнопку SCALE и щелкнуть на виртуальной фортепианной клавише, соответствующей искомой тональности.

Для того чтобы отредактированный звук получался более естественным, нужно подбирать значения параметров NOTE, VIBRATO и SENSE. Рассмотрим их суть.

  • NOTE - степень изменения высоты тона при перемещении к ближайшей ноте звукоряда. Если NOTE=100, то все области с распознанными тонами полностью переместятся к ближайшей ноте звукоряда.
  • VIBRATO - степень подавления вибрато, имевшегося в исходном звуке. Увеличение значения этого параметра соответствует уменьшению глубины вибрато. При VIBRATO=100 оригинальное вибрато оказывается полностью устраненным.
  • SENSE - диапазон, в котором будут "затронуты" исправляемые высоты тона. Чем больше значение этого параметра, тем в более широком диапазоне будут "захвачены" ноты и произведена коррекция высоты тона.

Если установить значения этих параметров, равные 100, то получится звук подобный "голосу робота". Значения по умолчанию: NOTE=100 (разработчики советуют экспериментировать с этим параметром в пределах 70 - 100), VIBRATO=50 (если исходное вибрато благозвучно, то есть смысл устанавливать значение этого параметра не более 20), SENSE=100 (в зависимости от характера исходного материала целесообразно попытаться подбирать значение этого параметра в пределах 20 - 30).

Подобрав значения параметров, нажмите кнопку CORRECT. Программа автоматически скорректирует высоту тонов согласно заданным вами критериям.

Автоматика - автоматикой, но в искусстве ручная работа все же ценится выше. Разработчики V-Vocal предусмотрели индивидуальный поход к редактированию не только каждой спетой нотки, но и даже отдельных ее фрагментов. Обратите внимание на инструменты, расположенные в левой части окна друг под другом. Два нижних играют вспомогательную роль (перемещение по координатной плоскости видимой части графика и изменение масштаба отображения), а вот пять верхних инструментов имеют непосредственное отношение к ручному редактированию.

Вверху находится инструмент Arrow (Стрелка). Если он выбран, то указатель мыши превращается в приспособление для выделения фрагмента партии. Для выделения достаточно нажать левую кнопку мыши в пределах координатного поля (это будет одна граница выделенной области), не отпуская кнопку, провести указатель мыши по горизонтали и отпустить кнопку в том месте, где должна располагаться вторая граница. Выделенная область окрасится в голубой цвет, а на графике в ее пределах появятся зеленые точки - узлы. Узлы автоматически назначаются на начало и конец распознанных тонов в пределах редактируемой (выделенной) области. Для изменения высоты тона в выбранной области тяните желтую линию вверх или вниз. Когда вы станете изменять высоту тона, узлы будут появляться автоматически. Если нажата клавиша , то изменение высоты тона будет осуществляться с привязкой к сетке с приращением в 100 центов (один полутон). Вы можете также редактировать высоту тона, перемещая вверх или вниз отдельный узел.

Нажатием + отменяют изменение высоты тона. Вы можете использовать эту команду многократно. Аналогичный результат дает нажатие кнопок Undo и Redo, расположенных в правой верхней части окна.

Инструменты Line и Curve служат для формирования прямолинейных или произвольных фрагментов графиков изменения тона. Инструмент LFO позволяет "нарисовать" искусственное вибрато (медленное периодическое изменение высоты тона в небольших пределах). Инструментом Eraser стирают неудачно нарисованный график.

В группе FORMANT CONTROL располагаются регуляторы, влияющие на степень изменения формантных областей (характерных для конкретного исполнителя тембровых признаков, неравномерностей частотных характеристик его певческого "аппарата") при изменении высоты тона.

Над координатным полем располагаются кнопки:

  • Bypass - временного отключения V-Vocal; сигнал с выхода трека будет направляться на вход виртуального микшера в обход V-Vocal;
  • M - заглушения трека;
  • S - включения для трека режима солирования.

Правее расположены кнопки транспортной панели, вряд ли нуждающиеся в пояснениях.

Под координатным полем по центру находятся элементы управления масштабом отображения графиков по горизонтали и вертикали, а также художественно оформленная горизонтальная полоса прокрутки.

Что бы еще починить?

Справа под координатным полем расположены кнопки переключения режима редактирования. До сих пор я рассказывал о том, что будет происходить в режиме редактирования высоты тона (нажата кнопка PITCH). Кроме нее здесь есть еще три кнопки:

  • TIME - включение режима редактирования временных параметров выделенных фрагментов партии;
  • FORMANT - включение режима редактирования положения формантной области;
  • DYNAMICS - включение режима редактирования динамических параметров.

Нажмем кнопку TIME. Вид окна изменится. На координатном поле теперь отображается сигналограмма - огибающая волн звуковых колебаний (рис. 2). В режиме TIME звуки можно растягивать, сжимать и перемещать во времени. Для этого необходимую область сначала, конечно, нужно выделить. Затем, поочередно нацеливая указатель мыши на одну из границ выделенного участка, можно как угодно трансформировать время начала извлечения или протяженность того или иного звука.


Рис. 2. Даже время в нашей власти

А теперь займемся корректированием формантных характеристик записанного голоса. Для этого нажмем кнопку FORMANT (а заодно, чтобы скрыть несущественные в этом режиме элементы, нажмем и кнопку Extend Area в левой части окна). Получим координатное поле с сигналограммой, как и в режиме редактирования временных параметров. Но только теперь для редактирования доступен единственный график красного цвета (исходно - прямая горизонтальная линия). Для каждой поочередно выделенной области сигналограммы можно сместить формантную область (рис. 3) в сторону повышения (вплоть до преобразования сносного мужского голоса в странно звучащий женский) или понижения частоты (что в ряде случаев может придать мужскому голосу большую мужественность, а женскому - большую насыщенность, грудное звучание). Реально небольшая коррекция формантных свойств может потребоваться применительно к отдельным нотам, тембр звучания которых "выбивается" из остального ряда.


Рис. 3. Причесываем тембр звуков под одну гребенку

Занимаясь подготовкой иллюстраций и тестируя программу, третью слева ноту (ми) я спел тише остальных. Этот недостаток с помощью V-Vocal можно исправить. Нажмем кнопку DYNAMICS и тем самым перейдем в режим редактирования динамических параметров. Здесь тоже имеется единственный доступный для редактирования график белого цвета. Нужно выделить тихую ноту и потянуть выделенный участок графика вверх. Размах звуковых колебаний увеличится (рис. 4), громкость воспроизведения этого участка возрастет.


Рис. 4. "Рисуем" громкость

Прослушайте фрагмент несколько раз и добейтесь того, чтобы нота не выделялась по громкости относительно своих соседок.

Если перемещать не всю линию в выделенной области, а лишь один из автоматически созданных граничных узлов, то можно получить эффект возрастания или уменьшения громкости звука во времени. Так можно и акцентировать атаку (момент начала звукоизвлечения), и несколько продлить фазу звучания взятой ноты, не изменяя, на самом деле, временных параметров. Только имейте в виду, что увеличение громкости ноты не проходит бесследно для качества фонограммы: вместе с полезным сигналом громче станет и шум.

Да и вообще, сколь бы изощренным не был рассмотренный в статье инструмент "голосоправки", все же желаю всем компьютерным музыкантам как можно реже иметь дело с исполнителями песен, нуждающимися в V-Vocal. Чтобы из стона, что песней зовется, получить прилично звучащую вокальную партию, даже с помощью V-Vocal придется изрядно и кропотливо потрудиться.

В заключение статьи хочу обратиться с просьбой. Если вы, уважаемые читатели, располагаете реальными позитивными примерами применения V-Vocal или аналогичных программ, сообщите об этом на форуме сайта http://petelin.ru. Можно бы в одном из выпусков радиопередачи "Музыкальный компьютер" ("Радио России - Петербург", второй и четвертый вторники каждого месяца, 16:30) продемонстрировать слушателям эффективность программы по принципу "было - стало".

Продолжение