PETELIN.RUСтатьи → SONAR 4 - музыкальная студия для всех

SONAR 4 - музыкальная студия для всех

Роман Петелин, Юрий Петелин

Наблюдать за конкурентной борьбой фирм, разрабатывающих программы для работы с музыкой, не менее интересно, чем за состязанием участников олимпийских игр в каком-либо виде спорта, требующем скорости, выносливости и точного расчета. Не так давно появилась очередная версия Steinberg Cubase SX и, казалось, конкурентам уже до нее не дотянуться. А продвинутым пользователям, вроде бы, уже ничего не оставалось, как только "пересесть" на Cubase, если хочется, например, сводить свои композиции не в сетерео-, а в surround-формате. И что же тогда делать, если всю творческую жизнь вы создавали свою музыку с помощью Cakewalk SONAR - другой не менее популярной виртуальной студии? Ведь так трудно расставаться и с привычным интерфейсом, и с хорошо знакомыми приемами работы. Наш вам совет: не спешите, все образуется. И в один прекрасный день, например, сегодня вы обязательно узнаете, что осенью 2004 года вышла новая версия программы (SONAR 4), а в ней столько нового, причем, именно того, чего вам именно в этот момент как раз и не хватало!

Cakewalk SONAR 4 продается в двух редакциях: SONAR 4 Studio Edition и SONAR 4 Producer Edition. Studio Edition по отношению к Producer Edition представляет собой "урезанную" и более дешевую редакцию. Отечественных пользователей, которые не привыкли задумываться о стоимости лицензионных программ, конечно в первую очередь интересует самый современный и мощный музыкальный программный продукт Cakewalk, а именно SONAR 4 Producer Edition.

Здоровая наследственность

Версии программы SONAR можно считать прямыми наследниками Cakewalk Pro Audio. Все лучшее, что было в этой программе, перешло в SONAR, а, кроме того, здесь появились и новые эффективные средства создания музыки и обработки звука.

К основным свойствам программы SONAR 4 Producer Edition относятся:

  • возможность записи и редактирования MIDI-композиций, наличие MIDI-эффектов, поддержка всего существующего MIDI-оборудования;
  • возможность записи, редактирования и воспроизведения звука, оцифрованного с частотой дискретизации до 192 кГц и разрядностью до 24 бит (внутренняя обработка - 32-битная); экспорт и импорт цифрового звука в различных форматах;
  • возможность работы с DX-плагинами и VST-плагинами (аудиоэффектами и обработками реального времени), наличие подключаемых виртуальных синтезаторов (DX-инструментов);
  • графическое управление параметрами синтеза звука; возможность автоматизации любого параметра воспроизведения, обработки и синтеза звука; наличие средств для работы с сэмплерными лупами и грувами;
  • визуализация структуры проекта при помощи клипов, возможность их неразрушающего редактирования; представление музыки в виде нот, отпечатков клавиш фортепиано, списка сообщений, текстов песен;
  • микширование сигналов и управление студийным оборудованием;
  • наличие встроенного языка программирования CAL;
  • надежная работа и удобный пользовательский интерфейс.

Что новенького?

Виртуальная студия SONAR 4 Producer Edition действительно стала важной вехой в развитии линейки программ Cakewalk. Сравнив ее с предыдущей "этапной" разработкой Cakewalk SONAR 2 XL, вы обнаружите множество новинок. Перечислим лишь основные.

  • Введена поддержка многоканального звука (surround sound), вплоть до формата 8.1: многоканальные шины, surround-панорамирование, поддержка многоканальных звуковых карт, многоканальных DX-плагинов.
  • Изменена маршрутизация цифрового звука - вместо шин AUX и основных шин используются универсальные шины, которые можно добавлять и удалять без перезагрузки SONAR.
  • Предусмотрена функция Freeze (замораживание) для пересчета аудиотреков и партий DX-инструментов в звуковые файлы с целью разгрузки процессора.
  • Появились треки-контейнеры, облегчающие упорядочивание структуры проекта.
  • Обеспечена поддержка игровых манипуляторов при surround-панорамировании.
  • Появились трековые эквалайзеры - обработки реального времени, являющиеся неотъемлемой частью аудиотреков.
  • Появились возможности индивидуальной настройки MIDI-треков на разные входные MIDI-порты и фильтрации MIDI-сообщений, получаемых по разным MIDI-каналам.
  • Введена поддержка VST-плагинов, подключаемых через специальный программный адаптер.
  • Обеспечена поддержка ASIO - интерфейса прикладных программ фирмы Steinberg для высокоскоростного обмена данными со звуковыми картами.
  • Появилась возможность включать индивидуально для каждого из треков входной мониторинг сигналов, поступающих через MIDI- и аудиопорты.
  • Переработан аудиодвижок, введена поддержка многопроцессорных систем.
  • Пользователям предоставлены возможности отображения пересекающихся во времени клипов одного трека на разных подтреках (слоях), зацикливания MIDI-клипов подобно барабанным лупам.
  • Обеспечено шесть способов стереофонического панорамирования.
  • С программой поставляются новые DX-плагины, в том числе, многоканальный ревербератор и компрессор.
  • Создана возможность удобного подключения нескольких экземпляров одних и тех же стереофонических DX-плагинов к многоканальным шинам.
  • Появилась возможность подключения любых внешних аудиокодеков (например, LAME MP3), поддерживающих командную строку.
  • Переработан пользовательский интерфейс, есть возможность изменять его цвета.
  • В окне Track появились панель инспектора и навигатор для быстрого перемещения в любое место проекта и удобного управления масштабом отображения треков.
  • Переработан дизайн окна виртуального микшера Console.
  • Предусмотрено отображение видеотрека в виде последовательности картинок из уменьшенных кадров.

И еще раз учиться

Интересное письмо пришло недавно от читателя из США (пять наших книг переведены на английский и изданы за океаном). Он возмущен: зачем мы описываем в книге разные технические подробности и научные основы. Говорит, что когда он ездит на автомобиле, его не волнует, какой уровень компрессии у поршней. Он хотел бы получить инструкцию с пронумерованными пунктами: щелкнуть, открыть, щелкнуть, щелкнуть, закрыть… Читатель всегда прав. Поэтому мы поблагодарили его за письмо и похвалили за литературную находку - сравнение музыкального софта с автомобилем. И развили нарисованный им образ, заметив, что многофункциональные программы (речь шла об Adobe Audition) правильнее сравнивать не с отдельно взятым автомобилем, а с гибридом автомобиля, корабля, самолета и космической ракеты, а это меняет дело.

Вот и виртуальная студя SONAR относится к типу наукоемких, универсальных, разветвленных и сложных программ. В ней столько окон, команд, опций, функций, настроек и их комбинаций, что вряд ли можно считать предсказуемым результат работы, который получится при тех или иных начальных условиях и намеченных целях. Во всяком случае, число возможных приемлемых исходов имеет астрономический порядок.

SONAR - профессиональная программа, и при работе с ней нужно обладать хотя бы минимумом знаний из целого ряда областей. Если говорить о фундаментальном уровне, то это музыка, акустика, теория сигналов. А когда спустимся пониже, то увидим: гармонию, полифонию, композицию, физику акустических эффектов, радио- и электротехнику, звукорежиссуру, анализ и синтез звуков, цифровую обработку, программирование. Конечно, и без всего этого пользоваться SONAR можно. Но тогда он будет напоминать микроскоп, подставкой которого забивают гвозди.

Не хотелось бы выработать у вас комплекс боязни программы. На самом деле, для того, чтобы разобраться в SONAR, прежде всего, нужно желание. Не повредит также учебное пособие, в котором были бы собраны и разъяснены основы необходимых знаний. Со своей стороны мы готовы вам помочь. Поэтому в книгу "SONAR 4 Producer Edition. Секреты мастерства" включили главу, которая называется "Первые шаги". В ней мы, прежде всего, рассказали о формах представления музыкальной информации, реализованных в SONAR 4 Producer Edition (нотатор, отпечатки клавиш, гитарный гриф и отпечатки пальцев, список сообщений, треки и клипы), пояснили сущность звуковых эффектов и обработок, реализованных в программе. Здесь же вы сможете найти рекомендации по подключению к звуковой карте MIDI-клавиатуры, микшера и микрофона, а также, не вникая в тонкости и подробности, научиться проделывать такие операции, как: загрузка и сохранение файла проекта; воспроизведение MIDI-файла; запись MIDI-композиции; запись аудиотрека.

Парадный портрет SONAR'а

Знакомиться с программой нужно начинать с главного окна и его панелей инструментов. По своему усмотрению вы можете настроить графический интерфейс программы - необходимые панели разместить в любом удобном месте главного окна, а ненужные (в данный момент) убрать. В общей сложности можно открыть 16 панелей. С помощью инструментов этих панелей можно, не прибегая к командам меню, выполнять все важнейшие операции:

  • загрузить, сохранить и распечатать файлы;
  • выполнить стандартные операции по редактированию материала (копирование, вырезание, вставку);
  • выбрать режимы синхронизации, записи и автоматизации;
  • управлять записью, воспроизведением и зацикливанием проектов;
  • перемещаться по проекту;
  • редактировать темп и расставлять в характерных точках маркеры;
  • управлять метрономом;
  • редактировать параметры MIDI-нот;
  • организовывать взаимодействие с устройствами дистанционного управления.


Окно, главнее которого нет

Окно Track - одно из самых важных в SONAR 4 Producer Edition. В нем сосредоточены не только средства выбора различных атрибутов треков (таких как, банк инструментов, MIDI-инструмент, порты ввода/вывода и многих других), но и графические средства микширования, автоматизации, а также опции, предназначенные для подключения MIDI- и аудиоэффектов, для управления их параметрами.

В окне Track вам постоянно придется изменять атрибуты треков и выполнять операции с клипами (фрагментами проекта) - перемещать их, копировать, комбинировать, разбивать на новые клипы, обрабатывать отдельные клипы различными эффектами.


Треки, которые мы выбираем

Здесь при помощи виртуальной рэковой стойки к треку подключают VST-, DX-инструменты и приложения ReWire (например, Reason); выполняют скользящее неразрушающее редактирование, работают с аудиоклипами, лупами, грувами; создают и коммутируют шины (в том числе и surround-шины); автоматизируют треки, клипы и шины; начинают работу с surround-панораматором.

Именно в окне Track реализуется функция Freeze ("замораживание"). Ее суть заключается в том, что синтез и обработка звука в реальном времени заменяются воспроизведением заранее рассчитанных звуковых данных. Поскольку воспроизведение требует меньших ресурсов компьютера, чем синтез, появляется возможность увеличить число аудиотреков в проекте. Партии виртуальных синтезаторов, преобразованные с помощью функции Freeze, в целях продолжения редактирования в последующем можно "разморозить".

В окне Event List музыкальная композиция представляется в виде списка сообщений. SONAR 4 Producer Edition позволяет оперировать не только MIDI-сообщениями, но и сообщениями нотации, а также специальными сообщениями. Это превращает окно Event List в мощный инструмент организации взаимодействия MIDI-системы, каналов цифрового звука и цифрового видео, а также любого мультимедийного оборудования.

В окне Piano Roll музыка наглядно представлена в виде отпечатков клавиш. Именно окно Piano Roll позволяет записывать и редактировать музыкальные композиции людям талантливым, но недостаточно владеющим нотной грамотой. Инструменты окна обеспечивают выполнение всех необходимых операциий редактирования отпечатков клавиш и графиков изменения параметров синтеза. А в целях создания партии ударных инструментов здесь доступна работа с ритмическими паттернами.


Отпечатки клавиш

Главное меню программы содержит 12 меню, в которых сосредоточены команды и подменю, сгруппированные по их функциям:

  • работа с файлами;
  • редактирование;
  • применение эффектов и обработок;
  • управление отображением;
  • вставка изменений;
  • управление воспроизведением и записью;
  • перемещение по проекту;
  • редактирование параметров треков;
  • применение сложных инструментов;
  • опции настройки;
  • управление окнами;
  • получение справки.

Разработчики программы много внимания уделили вопросам импорта и экспорта MIDI-, аудио- и видеоданных из проекта в файл и из файла в проект.

В меню Process собраны команды, реализующие сложные способы обработки MIDI-данных, например:

  • Quantize - квантизация;
  • Groove Quantize - квантизация по шаблону;
  • Transpose - транспонирование выделенных нот, клипов, треков или проекта в целом;
  • Slide - перемещение во времени выделенных сообщений и маркеров;
  • Nudge - перемещение на заранее заданный интервал выделенных объектов (клипов в окне Track или отпечатков клавиш в окне Piano Roll);
  • Interpolate - поиск событий, соответствующих указанным критериям, и замена их другими событиями;
  • Length - изменение продолжительности выделенного фрагмента;
  • Scale Velocity - изменение громкости выделенных нот по линейному закону;
  • Retrograde - изменение порядка следования выделенных клипов и событий в клипах на обратный;
  • Deglitch - фильтрация случайных нот;
  • Fit Improvisation - изменение временной шкалы для трека в целом или для отдельных клипов, содержащих результат "живой" игры на MIDI-клавиатуре.

Использование глубинных ресурсов синтезаторов звуковых карт возможно только посредством системных сообщений, а загрузить, отредактировать, послать и принять их позволяет окно Sysx.

Нотатор (окно Staff) программы обеспечивает традиционную нотную запись музыки и двунаправленную транскрипцию ноты-MIDI-сообщения / MIDI-сообщения-ноты. В нем осуществляется редактирование и вывод на печать нот композиции и текста песни. Здесь же имеется виртуальный гитарный гриф.


Ноты, гриф, отпечатки пальцев

Окно Console выполняет функции программного аналога интеллектуального микшера. Оно содержит заданное пользователем количество шин, выходных шин и практически неограниченное количество каналов микширования. Данное окно превращает программу в виртуальную студию звукозаписи, является удобным средством смены MIDI-инструментов и подключения MIDI- и аудиоэффектов реального времени.


Микшер-интеллектуал

Средствами окон Loop Construction и Loop Explorer вы можете создавать, редактировать лупы и грувы, отыскивать, загружать и сохранять файлы, в которых они хранятся. Под лупом мы понимаем аудиоклип, предназначенный для использования в циклическом режиме и содержащий в себе фрагмент партии ударных инструментов. Грув отличается от лупа тем, что в нем содержится фрагмент партии мелодического инструмента (мелодических инструментов).


Раз петелька, два петелька… будет песенка

При работе с лупами основная проблема состоит в том, что они чаще всего бывают записаны не в том темпе, который требуется для вашей композиции. В случае грувов к данной проблеме добавляется еще и необходимость преобразования тональности их звучания (как правило, звуки в библиотеках грувов, встречающихся на дисках, соответствуют одной-двум нотам или аккордам основных типов, построенным от этих нот). Остальные ноты и аккорды необходимо получать путем тонального преобразования сэмпла. В окне Loop Construction имеются удобные средства преобразования темпа лупов, темпа и тона грувов.

Эффективные эффекты

В SONAR 4 Producer Edition встроены следующие MIDI-эффекты:

  • Arpeggiator - формирование последовательности коротких нот на основе протяженной ноты или аккорда (MIDI-арпеджиатор);
  • Chord Analyzer - анализ и распознавание аккордов;
  • Echo Delay - повторение нот, имитация эха;
  • Midi Event Filter - многокритериальная фильтрация MIDI-сообщений;
  • Quantize - квантизация;
  • Session Drummer - формирование партии ударных инструментов;
  • Transpose - транспонирование нот с изменением тональности и лада;
  • Velocity - избирательная коррекция уровня громкости звучания нот.

Эффекты можно применять в реальном времени.

В SONAR 4 Producer Edition имеется много встроенных функций обработки звуковых данных, доступ к которым осуществляется посредством команд подменю Process > Audio главного меню:

  • Remove Silence - удаление тишины;
  • Extract Timing - извлечение информации о ритме;
  • Graphic EQ - графический эквалайзер;
  • Parametric EQ - параметрический эквалайзер;
  • 3Db Louder - усиление звука на 3 дБ;
  • 3Db Quieter - ослабление звука на 3 дБ;
  • Normalize - нормализация амплитуды сигнала;
  • Fade/Envelope - редактирование огибающей амплитуды;
  • Crossfade - взаимосвязанное управление огибающими амплитуды двух аудиоклипов;
  • Reverse - перезапись звука в обратном порядке.

А еще вместе с программой поставляется столько плагинов, предназначенных для обработки цифрового звука, что их трудно сосчитать. Мы различаем три поколения таких эффектов. Вот аудиоэффекты Cakewalk первого и второго поколений:

  • 2-band EQ - двухполосный эквалайзер;
  • Chorus (Mono) - монофонический хорус;
  • Delay/Echo (Mono) - монофонический дилэй/эхо;
  • Flanger (Mono) - монофонический флэнжер;
  • Reverb (Mono) - монофоническая реверберация;
  • Pitch Shifter - сдвиг высоты тона;
  • Time/Pitch Stretch 2 - независимое изменение высоты тона и продолжительности выбранного звукового клипа;
  • Amp Sim и Amp Sim Lite - симуляторы аналогового усилителя и громкоговорителей;
  • Chorus - стереофонический хорус;
  • Delay - стереофонический дилэй;
  • Flanger - стереофонический флэнжер;
  • FX Compressor/Gate, FX Dynamics Processor, FX Expander/Gate, FX Limiter - виртуальные приборы динамической обработки;
  • FX2 Tape Sim - симулятор аналогового магнитофона;
  • Parametric EQ - четырехполосный параметрический эквалайзер с графическим управлением амплитудно-частотной характеристикой;
  • Reverb - стереофоническая реверберация.

А это новые эффекты Cakewalk третьего поколения:

  • FxChorus - хорус;
  • FxDelay - дилэй;
  • FxEq - эквалайзер;
  • FxFlange - флэнжер;
  • FxReverb - реверберация;
  • SpectraFX - процессор эффектов;
  • Cakewalk Tuner - виртуальный тюнер для настройки гитары.

В поставку SONAR 4 Producer Edition включены два варианта ревербераторов Lexicon:

  • Lexicon Pantheon - стереофонический ревербератор;
  • Lexicon Pantheon Surround - многоканальный surround-ревербератор.

Особую ценность представляет собой многоканальный surround-ревербератор (в настоящее время выбор плагинов для работы с surround-проектами еще не очень широк).

Также вы найдете здесь одиннадцать DX-плагинов Sonitus:fx:

  • Sonitus:fx Compressor - компрессор;
  • Sonitus:fx Delay - дилэй;
  • Sonitus:fx Equalizer - эквалайзер;
  • Sonitus:fx Gate - гейт;
  • Sonitus:fx Modulator - модулятор;
  • Sonitus:fx Multiband - многополосный процессор динамической обработки;
  • Sonitus:fx Phase - фазовращатель;
  • Sonitus:fx Reverb - ревербератор;
  • Sonitus:fx Wahwah - "вау-вау";
  • Sonitus:fx Surround - surround-панораматор
  • Sonitus:fx SurroundComp - surround-компрессор.

Эти плагины отличаются высоким качеством обработки аудиоданных и наглядным графическим интерфейсом.

Отметим, что плагины Sonitus:fx SurroundComp и Lexicon Pantheon Surround совместно с surround-панораматором, встроенным в SONAR 4 Producer Edition, позволяют решать все основные задачи, связанные со сведением многоканальных проектов и получением объемного звучания.


Все, что нужно для surround sound

Виртуальных синтезаторов, входящих в поставку SONAR 4 Producer Edition, не так уж и много, но каждый из них по-своему интересен:

  • Alien Connections ReValver SE - процессор гитарных эффектов, управляемый по протоколу MIDI;
  • Cakewak TTS 1 - виртуальный звуковой модуль стандарта GM2;
  • Cyclone DXi - грувовый сэмплер;
  • Audio Simulation DreamStation DXi2 - псевдоаналоговый синтезатор.

Язык без костей

В SONAR 4 Producer Edition встроен язык программирования - Cakewalk Application Language (CAL). Программы на языке CAL расширяют возможности стандартного пакета SONAR. Правда, от версии к версии разработчики все неохотнее публикуют сведения о синтаксисе языка и методике редактирования программ, написанных на нем. Похоже, они почему-то не заинтересованы в том, чтобы пользователи сами что-либо программировали. Вместо этого предлагается довольно обширный набор готовых программ. С их помощью, например, можно:

  • формировать на основе выделенных нот аккорды нескольких типов (трезвучия, септаккорды);
  • привносить случайную составляющую во временные параметры MIDI-нот;
  • распределять по отдельным трекам MIDI-сообщения, ассоциированные с одним треком;
  • разносить по отдельным трекам различные MIDI-ноты (ударные инструменты);
  • прореживать сообщения, созданные элементами управления контроллеров непрерывного действия (или адресованные таким контроллерам), предотвращая перегрузку MIDI-интерфейса;
  • удалять с треков данные автоматизации.

Вероятно, даже это поверхностное описание позволяет сделать вывод о том, что возможности программы чрезвычайно широки, и не так-то просто научиться использовать их эффективно. Во всяком случае, почти 1000 страниц книги "SONAR 4 Producer Edition. Секреты мастерства" все же маловато для того, чтобы рассказать об этой программе все. SONAR 4 неисчерпаем, как атом. Вы обязательно рано или поздно столкнетесь с его неизведанными свойствами. Экспериментируйте, разбирайтесь, делайте открытия, делитесь впечатлениями и проблемами на форуме нашего сайта http://petelin.ru.