PETELIN.RUСтатьи → Истинно виртуальная студия Reason

Истинно виртуальная студия Reason

Роман Петелин

В статье речь пойдет оразработанной фирмой Propellerhead Softwareпрограмме Reason, представляющейсобой мощный музыкальный редактор -истинно виртуальную студию,ориентированную на работу всовременных стилях электронноймузыки. В отличие от большинствадругих виртуальных студий, Reason ненуждается ни в каких аппаратныхустройствах синтеза и обработкизвука. Все, что нужно для работы сReason - современный процессор и любаязвуковая карта. Синтезаторы,сэмплеры, микшеры, процессорыэффектов - все это реализовано в Reasonпрограммно.

С точки зренияпользователя Reason представляетсобой виртуальную рэковую стойку, вкоторую монтируется виртуальноеоборудование.


Виртуальная рэковая стойка Reason

У каждого устройстваимеется передняя и задняя панели.На передние панели вынесенывсевозможные регуляторыпараметров синтеза и обработкизвука, а на задних панелях имеютсягнезда для коммутации устройствмежду собою посредствомвиртуальных кабелей.


Коммутация устройств виртуальными кабелями

В Reason существует два видасигналов, передаваемых повиртуальным кабелям: аудиосигналыи сигналы управления. Последниеобычно используются для модуляцииодного параметра одного устройствадругим параметром другогоустройства.

Чтобы вы не запутались ввиртуальных проводах, некоторыекоммутации в Reason осуществляютсяавтоматически. Например, когда выдобавляете новое устройство, егоаудиовыход будет подключен кпервой свободной линейке микшера. Аесли вы добавляете какой-нибудьэффект-процессор и в данный моментвыбран микшер, то этот эффект будетподключен к первой свободнойAUX-шине микшера.


"Изюминка" Reason - аналоговый синтезатор Subtraktor

Приведем перечень виртуального оборудования Reason:

  • Remix - микшер
  • Redrum - драм-машина
  • Subtraktor - полифонический аналоговый синтезатор
  • NN-19 - сэмплер
  • Dr. Rex Loop Player - специализированный плеер барабанных лупов
  • Matrix Pattern Sequencer - паттерновый секвенсор, ориентированный на создание современных грувов
  • Эффект-процессоры: RV-7 - ревербератор, DDL-1 - линия задержки, D-11 - дистошн, ECF-42 - фильтр, управляемый генератором огибающей, CF-101 - хорус/флэнжер, PH-90 - фэйзер, COMP-01 - компрессор, PEQ-2 - двухполосный параметрический эквалайзер


Dr. Rex позволяет вшироком диапазоне изменять темпбарабанных лупов без ущербакачеству их звучания, обрабатыватьразличными эффектами отдельныезвуки ударных в лупе


В виртуальномустройстве NN-19 реализованы всефункции классического аппаратногосэмплера


Единственное из устройств Reason, неимеющее аппаратных аналогов -паттерновый секвенсор Matrix,ориентированный на создание модныхтанцевальных грувов

В одном проекте вы можетеиспользовать несколькоэкземпляров одинаковых устройств.Общее количество виртуальныхустройств, задействованных впроекте, ограничено здравымсмыслом и быстродействием ПК.

Кроме различноговиртуального оборудования в Reasonимеется самый настоящийпрограммный секвенсор,реализованный по образу и подобиюсеквенсоров таких программ, какCakewalk/Sonar, Cubase, Logic и др. Поскольку вReason имеется еще ивиртуально-аппаратные секвенсоры,то этот секвенсор мы будем называтьглавным. Именно наличиесобственного полноценногосеквенсора позволяет считать Reasonне набором программныхсинтезаторов и сэмплеров, аабсолютно самодостаточнойпрограммой для создания музыки.

Посредством главногосеквенсора реализованаавтоматизация управлениявиртуальными устройствами. Каждомуиз параметров каждого извиртуальных устройствсоответствует свой MIDI-контроллер.Однако вам не понадобится напрямуюработать с MIDI-контроллерами, и, темболее, запоминать их номера.Исключением может являться толькотот случай, когда вы управляете Resonпо MIDI из другой программы или спомощью внешнего MIDI-устройства.


Ставший традиционнымспособ представления музыки в видеотпечатков клавиш (Piano Roll)реализован и в Reason

С точки зренияпользователя автоматизациявыглядит так. Вы запускаете главныйсеквенсор на запись и вращаетелюбые ручки виртуальных устройств.Все ваши действия сохраняются наспециальных подтреках,предназначенных для храненияданных автоматизации. Привоспроизведении ваши действиябудут повторяться: ручки будуткрутиться сами собой так, как этоделали вы во время записи.

Каждому устройствусоответствует свой трек главногосеквенсора. На этом треке можетхраниться любая информация,адресуемая соответствующемувиртуальному устройству. Дляудобства различные виды информациимогут отображаться раздельно, нанескольких подтреках. На одномподтреке может хранитьсяинформация, адресуемая одномуэлементу интерфейса виртуальногоустройства, на другом подтреке -информация для какого-то другогоэлемента и т.д. Подтреков может бытьстолько, сколько имеетсявсевозможных ручек на панеливиртуального устройства. Если взаписи автоматизации что-то непонравилось - открываете нужныйподтрек и с помощью инструмента"Карандаш" перерисовываетеграфик изменения нужногопараметра.


Графики изменения параметров

Команды, поступающие вReason посредством интерфейса MIDI,могут маршрутизироваться двумяспособами. Первый способ - когдаMIDI-данные с одного определенноговами MIDI-порта и MIDI-каналапринимаются на выбранный трекглавного секвенсора, и уже затемпередаются виртуальномуустройству, соответствующему этомутреку. Второй способ - когда каждоевиртуальное устройство напрямуюполучает MIDI-команды отназначенного ему MIDI-порта иMIDI-канала.

Основными форматами дляReason являются WAV- и AIF-файлы сэмплов,REX2- и RCY-файлы барабанных лупов,всевозможные патчи для виртуальныхустройств, RNS- и RPS-файлы проектов(сонгов), а также особая категория -RFL-файлы. Последние представляютсобой некие архивы, которые могутсодержать в себе любые файлывышеперечисленных выше форматов. Спомощью Reason вы можете без трудазайти в RFL-файл как в обычныйкаталог и выбрать там нужныесэмплы, патчи, сонги. Один из такихRFL-файлов объемом около 500Мб исодержащий массу полезных вещейвходит в стандартную поставку Reason(FACTORY SOUND BANK.RFL). Наличие этого файла(на CD-ROM или на жестком диске)необходимо для обеспечения работыReason.

В Reason уделено многовнимания вопросам сохраненияавторских прав. Вы можетеиспользовать сэмплы из RFL-файлов, новы не сможете сохранить их в своемпроекте. В дальнейшем длявоспроизведения композициипотребуется именно те RFL-файлы,содержимое которых былоиспользовано в данном проекте. Этокасается защиты правпроизводителей звуковых банков дляReason. А что касается защитыавторских прав компьютерныхмузыкантов, то в Reason предусмотренаодна интересная возможность.Проекты Reason могут храниться вфайлах двух видов: RNS-файлы - обычныесонги и RPS-файлы - сонги,предназначенные для публикации.После того, как вы закончите своюочередную композицию, сохраните еев формате RPS и выложите этот файл вInternet, никто не сможет внести в этукомпозицию никаких изменений и, темболее, выдать ее за свою.

Из личных ощущений: приработе с Reason возникает такоечувство, как будто вы работаете не скомпьютерной программой, а снабором добротного студийногооборудования. Интерфейс Reason,посредством которого вы управляетеэтим оборудованием, столь удобен,что его просто не ощущаешь.Сложность может представлять несам интерфейс Reason, а постижениепринципов работы его виртуальногооборудования, с помощью которогосинтезируется и обрабатываетсязвук. Исчерпывающее описание Reasonимеется в нашей с Юрием Петелинымновой книге "Музыкальный компьютер. Секреты мастерства". Надеемся, что в этой книге высможете отыскать ответы если не навсе, то на многие вопросы из областисоздания музыки на компьютере, втом числе и с помощью Reason.

Полезные ссылки:

http://www.propellerheads.se/ - официальный сайт Propellerhead Software,
http://www.peff.com/ - много полезных файлов для пользователей Reason