PETELIN.RUСтатьи → Модульный синтезатор с ядерной накачкой

Модульный синтезатор с ядерной накачкой

Роман Петелин

Модульные синтезаторы появились в 60-х годах прошлого века. От синтезатора любого другого типа модульный отличается наличием таких качеств, как гибкость архитектуры и масштабируемость. Концепция проста: вы покупаете некие относительно небольшие (как по цене, так и по размеру) модули, содержащие в себе различные узлы, применяемые для синтеза звука (осцилляторы, генераторы низкой частоты, усилители, модуляторы и т.п.). Соединяя эти модули между собой посредством специальных кабелей (patch cords), получаете синтезатор нужной вам архитектуры. Сложность архитектуры и, соответственно, возможности синтезатора определяются количеством объединенных модулей. На рисунке показан синтезатор, собранный из модулей серии Modular Moogs.


Modular Moogs

Синтезаторные модули этой серии производились в период с 1967 по 1981 год фирмой Moog. По существу, подобный модульный синтезатор представлял собой специализированную аналоговую вычислительную машину. Глядя на фотографию, можно попытаться представить вес синтезатора. Кроме того, эти синтезаторы и стоили очень дорого. Обычно их заказывали или студии, или очень известные исполнители.

Много воды утекло с тех пор, но модульные синтезаторы не вымерли в ходе эволюции электронных музыкальных инструментов. Они сумели приспособиться. К числу наиболее доступных по цене (в Петербурге его можно заказать примерно за $700) относится модульный виртуальный синтезатор Nord Micro Modular фирмы Clavia Digital Musical Instruments, который выпускается с 1998 года.


Nord Micro Modular

Самое интересное, что как таковых синтезаторных модулей вы не обнаружите. Небольшая коробочка весом 700 грамм -- вот и все, что можно осязать. Остальное -- это программы, загружаемые в синтезатор и в управляющий им ПК. Сами же модули переместились в виртуальную реальность, их можно увидеть только на экране монитора.


Коммутация виртуальных модулей Nord Micro Modular для реализации звучания маримбы

По мере роста производительности PC потребность в специализированной аппаратной поддержке модульных, да и вообще любых музыкальных виртуальных синтезаторов и сэмплеров уменьшается.

Сейчас существует множество модульных синтезаторов, реализованных программно. Одной из лучших по праву считается программа Reaktor фирмы Native Instruments. Ох, и не случайно такое название! Это и в самом деле синтезатор с ядерной накачкой, реактор, в котором клокочет звук!

Если разобраться, Reaktor - это даже не синтезатор, а целая студия звукового дизайна. Идеология программы такова: в вашем распоряжении имеется неограниченное количество всех известных на сегодня разновидностей модулей, используемых для генерации и преобразования звука. Соединяя некоторые выходы одних модулей с определенными входами других, вы создаете любые электронные инструменты и устройства обработки звука.


FM-синтезатор, собранный в Reaktor

Регуляторы наиболее важных параметров этих устройств вынесены на панели управления.

Виртуальные синтезаторы, сэмплеры, микшеры, секвенсоры, процессоры эффектов, виртуальные звукозаписывающие устройства (настраиваемые на работу с входными аудиопортами звуковой карты) объединяются в объекты более высокого уровня -- ансамбли.


Ансамбль из нескольких инструментов

При инсталляции Reaktor создает в системе свои виртуальные MIDI-порты. Каждый из инструментов ансамбля можно настроить на свой MIDI-канал, каждому пресету инструмента можно поставить в соответствие свой MIDI-инструмент. Таким образом, всей этой виртуальной студией можно управлять из любого музыкального редактора (Cakewalk, Cubase, Logic и др.), а на виртуальных инструментах можно играть с помощью MIDI-клавиатуры.

Если процессор компьютера не справляется с озвучиванием ансамбля в реальном времени, можно понизить в Reaktor внутреннюю частоту сэмплирования, а также выполнить запись всех MIDI-команд, поступающих от внешнего секвенсора и MIDI-клавиатуры, всех манипуляций с панелями управления. Далее есть смысл экспортировать записанную последовательность команд непосредственно в WAV-файл (звуковые данные будут пересчитаны), при этом качество рендеринга уже не будет зависеть от мощности процессора.

Reaktor можно использовать в целях звукового дизайна сэмплов с их последующей загрузкой в аппаратный или программный сэмплер. С помощью Reaktor вы можете обрабатывать любой сигнал, поступающий со входа звуковой карты, создавать различные вокодерные эффекты. Всех возможных областей применения этой программы просто не счесть.

Создать "с нуля" из элементарных модулей интересно звучащий инструмент или эффективно работающий ансамбль непросто. Для этого, как минимум, требуется понимать основы синтеза звуков. Можно, конечно, действовать и "методом научного тыка", но времени на такую работу уйдет неоправданно много. Кроме того, практически бесконечное число сочетаний модулей порождает соблазн непрерывного совершенствования результатов конструирования. Психологически трудно остановиться на достигнутом. Синтез новых звуков превращается в самоцель, а музыка отходит на второй план. Однако жизнь владельца виртуального синтезатора облегчается тем, что существует масса библиотек инструментов и ансамблей для Reaktor. Некоторые библиотеки входят в поставку программы, некоторые являются самостоятельными программными продуктами.

Качество звучания Reaktor, по признанию многих отечественных и зарубежных профессионалов, просто высочайшее. Программный синтезатор/сэмплер с качеством звучания профессиональных музыкальных инструментов ценовой категории от нескольких килобаксов - в чем тут подвох? Ни какого подвоха нет. Существует заблуждение, что звуковая студия на базе ПК дешева. В действительности это не так, если учитывать истинную цену программного обеспечения. Кроме того, сам по себе компьютер тоже чего-то стоит. Для комфортной работы с любым современным программным синтезатором вам потребуется не просто компьютер, а современная быстродействующая рабочая станция с большим объемом оперативной памяти и процессором класса Pentium III 700 и выше. Причем практика показывает, что для реализации возможностей Reaktor в полной мере есть смысл использовать выделенную станцию (отдельный компьютер). Судите сами, обеспечение полифонии в 55 голосов только одного относительно простого инструмента-синтезатора на основе трех осцилляторов загружает Pentium III 700 на 80%. А ведь, как правило, интересно звучащие инструменты и ансамбли имеют гораздо более сложную структуру. Если просуммировать стоимость лицензионного ПО и соответствующего "железа", то получится, что любой профессиональный синтезатор/сэмплер/рабочая станция типа Korg Triton обойдется дешевле! Но, несмотря на это, рынок программных синтезаторов постоянно развивается. Их покупают по одной простой причине: при высоком качестве звучания они обладают практически безграничными возможностями. Reaktor - хорошая этому иллюстрация.