Вероятно, когда
вы слышите слово
"радиостудия", в вашем
представлении складывается очень
солидный образ. Аппаратная с грудой
"железа" (микшеры, магнитофоны,
CD-плееры, процессоры эффектов,
компрессоры, эквалайзеры). Диктор
(либо DJ) у микрофона за стеклом
звукоизолированной кабины. Зал,
оборудованный для трансляции
выступлений оркестров различного
состава. Взволнованные редакторы,
звукорежиссеры, звукооператоры,
инженеры. Курьеры, снующие с
коробками, из которых выглядывают
кончики магнитной ленты. Этажи,
коридоры, залы, комнаты, стеллажи...
Конечно, такие
студии-монстры еще встречаются
преимущественно в тех случаях,
когда на модернизацию не хватает
средств. Но и в сферу производства
радиопрограмм все глубже и глубже
проникает компьютер. Поэтому
современная профессиональная
радиостудия выглядит совершенно
по-другому: примерно так, как в
статье "Джинн на
радио".
Давно уже ни для кого не
новость, что существуют
бесчисленные домашние студии
звукозаписи, в которых создаются
музыкальные композиции, не
уступающие в техническом отношении
той музыке, что выходит в свет из
студий коммерческих. А вот
радиостудия на дому - реальна ли?
Попробую ответить на этот вопрос,
опираясь на собственный опыт.
В эфире
"Музыкальный компьютер"
Говоря об опыте, я имею в
виду "Музыкальный компьютер" -
авторскую радиопередачу Романа
Петелина и Юрия Петелина, которая в
2001 году начала свой путь в эфир на
радиостанции "Гардарика", а
сейчас после длительного перерыва
выходит теперь уже на "Радио
России Санкт-Петербург".
Как возникла идея
передачи, на какой базе она
создавалась?
Возможно, вы знаете, что
кроме большой серии статей в
журнале "Магия ПК" мы написали
еще и более двух десятков книг,
посвященных применению компьютера
в музыкальном творчестве. Сразу же
после выхода первой книги нас стали
разыскивать читатели, увлеченные
компьютерной работой со звуком и
сочинением музыки. Они приносили
или присылали диски со своими
работами. Со временем это
превратилось в настоящий поток
бандеролей и писем с
приблизительно одинаковым
содержанием: "Я пишу музыку с
помощью компьютера, в этом увидел
единственную возможность
реализовать свою давнюю мечту.
Послушайте, посоветуйте, помогите
найти единомышленников и
аудиторию".
Как-то однажды,
основываясь на анализе тиражей
книг музыкально-компьютерной
тематики, а также, учитывая
периодичность выпуска и
ассортимент пиратских дисков с
музыкальным "софтом", я
попытался оценить вероятное число
компьютерных музыкантов, живущих в
нашей стране. Получилось порядка
нескольких десятков тысяч. Конечно,
не все самодеятельные композиторы
в состоянии довести свои задумки до
уровня завершенных и записанных на
диск работ. Естественно, далеко не
каждый человек, способный на это,
поспешит отправить диск в мой
адрес. Но, тем не менее, общее число
переданных мне дисков с
музыкальными композициями
составляет на сегодняшний день
около полутора тысяч.
Познакомившись с порядком цифр, вы,
возможно, не увидите ничего
невероятного в том, что в столь
внушительной группе увлеченных
людей обнаружились сначала
десятки, а со временем и около сотни
талантливых и оригинальных
авторов. Их свежую музыку слушать,
пожалуй, интереснее, чем даже
"золотые хиты". Не такую уж и
ересь вы только что прочитали.
Согласитесь, что и самые прекрасные
песни могут осточертеть, когда ими
изо дня в день, из года в год
разбавляют рекламу коммерческие
радиостанции, похожие друг на друга
как рота близнецов.
Постепенно меня прямо-таки
одолела досада: такая музыка, а ее
практически никто не слышит кроме
самих авторов да их близких друзей!
Многие музыканты рассказывали о
безуспешных попытках предложить
композиции радиостанциям,
выпустить заметным тиражом диск и
распространить его своими силами.
Подумалось: а вдруг мне удастся
реализовать от имени большой
группы творческих людей то, что
недоступно для безымянного
одиночки. И вот, заполнив
"дипломат" книгами и дисками, я
принялся наносить визиты
программным директорам питерских
радиостанций. Идея была проста. Мы
бесплатно на своей базе готовим для
радиостанции регулярно выходящую
передачу, радиостанция бесплатно
предоставляет эфир. Авторы музыки
ничего не платят нам, а мы им. Выгода
радиостанции - у нее появляется
материал, которого нет у
конкурентов. Кроме того, в нашем
лице радиостанция приобретает
солидных информационных партнеров,
готовых на страницах книг и
посредством своего сайта
способствовать расширению
аудитории радиостанции. Выгода
автора музыки - его имя и
произведения звучат в эфире. Выгода
авторов передачи - наш имидж
дополняется еще одним штрихом: мы
теперь можем позиционировать себя
не только в качестве писателей и
авторов музыки, но и как
инициаторов нового творческого
движения - сообщества компьютерных
музыкантов.
Увы, радиостанции одна за
другой отказывались поддержать
идею создания передачи,
построенной на материале
неизвестных и непрофессиональных
композиторов-выходцев из
"компьютерного народа".
Когда я уже почти перестал
верить в осуществимость свой идеи,
произошло чудо. Эфир для передачи
согласился предоставить
руководитель радиодома
"Гардарика" Владимир Ульянов.
В то время "Гардарика"
являлась радиостанцией,
подчиненной правительству
Ленинградской области. Передача
стала выходить еженедельно в
воскресный вечер с повтором в
будний день. До трех минут
ежедневно выделялось для анонсов
передачи. Первоначально
хронометраж выпуска составлял 20
минут, затем два раза по 25 минут с
перерывом на прогноз погоды.
Поскольку передача вызвала поток
звонков и писем, то вскоре в нашем
распоряжении оказалось целых 60
минут эфирного времени.
Мы стали проводить
концерты победителей конкурсов.
Появились компьютерные фирмы,
учредившие призы, и печатные
издания- информационные спонсоры
передачи. Именно тогда был заложен
фундамент постоянного
сотрудничества с редактором
журнала "Магия ПК" Александром
Альбовым. На Санкт-Петербургском
кабельном телевидении появилась
наша телевизионная передача. Все
шло прекрасно. Если бы так
продолжалось и дальше, то, возможно,
сегодня на каком-либо телеканале вы
могли бы наблюдать за напряженным
состязанием не только "народных
артистов", но и "народных
композиторов".
Беда подкралась с того
бока, откуда ожидать ее было трудно.
Государственную радиостанцию
"Гардарика" обанкротили и
продали в частные руки. Этот
процесс проходил болезненно:
коллектив радиостанции пытался
протестовать. В итоге смена
собственника была сопровождена
фундаментальной чисткой в рядах
мятежных сотрудников и удалением
из эфира всех авторских передач.
Передачи о джазе, роке,
альтернативной, бардовской,
этнической и компьютерной музыке,
т. е. все то, что во многом
определяло нестандартный облик
радио "Гардарика" - перестали
существовать.
За девять месяцев жизни
нашей передачи в сорока выпусках
прозвучали сто композиций
семидесяти авторов. Таков итог
первого пришествия
"Музыкального компьютера".
Уничтожение передачи
нанесло ее авторам серьезную
психологическую травму. Некоторое
время даже сама мысль о том, чтобы
предпринять попытку реанимации
"Музыкального компьютера"
вызывала приступы аллергии. Но
проходило время, почта приносила
очередной диск с удивительными
работами очередного талантливого
автора, и это вновь и вновь
заставляло меня обращаться к
очередному программному директору.
Правда, занимался я этим вяло и
эпизодически - в коротких паузах
между подготовкой к изданию книг.
Эта эпопея заслуживает отдельного
рассказа, но не стану отвлекаться.
Главное, что в итоге идея передачи,
содержащей элементы
просветительства, обучения и
распространения лучших образцов
народного
музыкально-компьютерного
творчества, была поддержана на
"Радио России
Санкт-Петербург". Два раза в
месяц по вторым и четвертым
вторникам с 16:30 "Музыкальный
компьютер" выходит в эфир. На
момент завершения этой статьи в
шести выпусках передачи слушатели
имели возможность познакомиться с
работами двенадцати авторов
музыкальных композиций и песен.
Студия в прихожей
Все, о чем я вам уже
поведал, касается организационной
стороны создания передачи и работы
над ней. А есть еще и техническая
сторона проблемы. Студийное
оборудование обеих радиостанций, в
разное время согласившихся
сотрудничать с нами, перегружено.
Время в студии плотно расписано. И
одним из условий существования
передачи являлась (и является)
подготовка и запись материала не в
помещении радиостудии, а где-либо в
другом месте. То есть передачу мы
должны представить редакции в
завершенном виде, записанной на
диск и не требующей доработки.
Причем по техническому качеству
запись не должна отличаться от тех,
что производятся в студии
радиостанции.
Этой деятельностью мы занимаемся
бесплатно (как раньше говорили -
"на общественных началах"), не
получая от нее никакого дохода. И
было бы противоестественно, если бы
в такой проект мы стали вкладывать
серьезные суммы, например, арендуя
для подготовки передачи
коммерческую студию звукозаписи.
Вместе с тем, в целях тестирования
программ, которые мы рассматриваем
в книгах, а также для выполнения
демозаписей собственной музыки мы
постепенно собрали относительно
недорогую домашнюю компьютерную
студию. Вот на базе нее-то мы и
отважились готовить свою
радиопередачу.
Правда, во время рождения
передачи студия выглядела не так,
как выглядит сейчас. Тогда в
рабочее помещение мы превратили
комнату площадью 15 квадратных
метров в трехкомнатной квартире.
Оборудование домашней радиостудии
было элементарным: компьютер,
оснащенный процессором с тактовой
частотой 400 МГц и звуковой картой SB
Live!; дешевый динамический микрофон
и пульт Behringer Eururack MX 802A;
мультимедийные наушники и
музыкальный центр с колонками в
качестве студийных мониторов.
Если музыкальные
композиции поступили от автора в
формате WAV, то они просто
переписываются с диска на
винчестер. При крайней
необходимости перед их монтажом
средствами звукового редактора
выполняются элементарные
мастеринговые операции:
нормализация и иногда небольшая
компрессия. Ведь разные авторы
записывают музыку с разными
уровнями, поэтому без
дополнительной обработки одни
композиции звучали бы в передаче
заметно громче, другие - тише.
Музыка, поступившая на
аудиодисках, предварительно
"грабится": с помощью функции
File > Extract Audio from CD звукового
редактора Cool Edit Pro информация
считывается с треков CD Digial Audio и
сохраняется в WAV-файле.
Записи в формате MP3 мы
принципиально не принимаем, т. к. в
процессе сжатия исходного
аудиофайла уже произошла
необратимая потеря качества, что
проявляет себя при дальнейшей
обработке.
Таким образом, подготовка
музыкального материала не вызывает
особых трудностей. Ею можно
заниматься в свободное время и даже
не обязательно на "студийном"
компьютере. Качество исходной
фонограммы в любом случае не
ухудшится, поскольку оно не зависит
от звуковой карты, ведь все
операции с фонограммой выполняются
в цифровом виде на программном
уровне, а звуковая карта нужна при
этом лишь для слухового контроля.
А вот запись в домашних
условиях дикторского текста
представляет серьезную проблему. В
необорудованной жилой комнате нет
никакой звукоизоляции. Шаги
обитателей квартир на верхних
этажах, электродрель, работающая в
пределах здания, машины,
проезжающие под окном - все это не
так страшно. Подобные помехи можно
просто переждать, либо повторить
испорченную фразу, когда наступит
тишина. Самая большая неприятность
- постоянный шум вентиляторов
компьютера. Что только мы не делали
для его ослабления! На время записи
переставляли системный блок на пол,
подкладывая толстый поролоновый
коврик. Сверху накрывали огромной
картонной коробкой из-под
телевизора, на которую набрасывали
ватные одеяла. Бедняга компьютер,
как ему, наверное, было жарко!
Комнату временно делили на две
части веревкой, прикрепленной к
противоположным стенам, на которой
с помощью прищепок развешивали
всевозможные покрывала и пледы.
"Упакованный" компьютер и
микрофон размещали по разные
стороны от импровизированной
перегородки. Причем максимум
кардиоидной диаграммы
направленности микрофона
ориентировали в сторону,
противоположную от компьютера.
Заодно старались минимизировать
реверберацию, заглушить комнату,
развешивая вдоль стен и вблизи
поверхностей мебели оставшиеся
одеяла и покрывала. Этой же цели
попутно служили толстые ковры на
одной из стен и на полу. В общем,
постороннему человеку без смеха в
такую "студию" заглянуть
невозможно. Хотя, замечу, что это
еще цветочки. Ягодки появлялись,
когда в этой же комнате мы
проводили съемку своей
телепередачи: дополнительно
вывешивали синий задник и крепили к
стенам осветительные приборы.
Микрофон, как я уже
говорил, поначалу у нас был плохой.
Особенно "доставала" его
бурная реакция на взрывные звуки.
Для борьбы с "П" перед
микрофоном устанавливался
самодельный поп-фильтр: два слоя
капроновой ткани от старых
колготок, натянутые на деревянные
пяльца, обычно используемые для
вышивания (имеющийся ныне
фирменный поп-фильтр мало чем
отличается от той самоделки).
В итоге всех ухищрений
уровень шума компьютера удавалось
довести приблизительно до -45 дБ - -50
дБ. Столь шумную фонограмму нельзя
монтировать в передачу. Но при
таких уровнях шума уже возможно его
эффективное и не приводящее к
заметному искажению полезного
сигнала подавление специальными
программными средствами. С
некоторыми из них вы могли
познакомиться в статьях "Нет искажениям звука
и шуму!", "Все
для реставрации фонограмм" и
"Voxengo -
VST-плагины из Сыктывкара".
Поскольку запись речи и монтаж
передачи производился в звуковом
редакторе Cool Edit Pro (позже
переименованном в Adobe Audition), то и для
шумоподавления использовалось
встроенное в него средство Noise
Reduction. В итоге шум речевой
фонограммы удавалось ослабить до -90
дБ, что можно считать весьма
неплохим результатом.
Качество наших фонограмм
вполне устраивало инженеров
радиостанции. В те времена
некоторые авторские передачи,
например, о бардовской песне,
представлялись в редакцию на
кассетах. У нас же носителем служил
компакт-диск. Да к тому же кроме
шумоподавления в Cool Edit Pro мы вручную
вырезали все огрехи типа
"плямканья" губами,
"клацанья" зубами и даже
удаляли "вдохи".
Так обстояло дело, когда
передача выходила на радио
"Гардарика".
Нынешняя радиопередача
для "Радио России
Санкт-Петербург" готовится
совершенно в других условиях. За
прошедшие годы улучшилось жилищные
условия нашей семьи в целом,
состоялись всевозможные переезды
семей разных поколений, что привело
к парадоксальному результату:
условия для записи передачи стали
несравнимо хуже. Теперь моя
"студия" размещается… в
символически отгороженной
прихожей размерами 1,5 м на 1,7 м. С
учетом того, что стены прихожей я
оклеил пятимиллиметровым пористым
материалом, место оказалось самым
тихим. Более просторные помещения
квартиры оказались непригодными.
Дело в том, что их окна выходят на
проспект с интенсивным движением
транспорта. И от круглосуточного
рева двигателей в должной мере не
спасают даже стеклопакеты.
Ясно, что в такие габариты
настольный компьютер не вписать, да
и шуму его вентиляторов
противопоставить нечего. Поэтому
пришлось обзавестись достаточно
мощным ноутбуком. Если его не
загружать непосильными
вычислениями и не заставлять
вентилятор напрягаться, то без
всяких "заглушек" уровень шума
составляет все те же -50 дБ.
Но одна проблема тянет за
собой другую. Встроенная в ноутбук
звуковая карта явно не годится для
выполнения высококачественной
записи с микрофона. Она шумит и
смещает постоянную составляющую
сигнала с нулевого уровня.
Имеющийся у меня внешний ламповый
микрофонный усилитель Tube MP ART Studio V3
к ноутбуку не подключить, так как
отсутствует линейный вход, а
микрофонный вход, естественно,
будет перегружен сигналом
линейного уровня с выхода
предусилителя. Следовательно, я не
могу воспользоваться имеющимся в
моем распоряжении прекрасным
конденсаторным микрофоном Nevaton MC 416.
Хорошо, что такой узел
противоречий разрубается легко. Я
приобрел внешний модуль сопряжения
M-Audio FireWire 410 и подключил его к
ноутбуку "по цифре"
посредством порта IEEE 1394. В модуле
имеются два универсальных
аналоговых входа. На микрофонные
входы можно подать фантомное
питание, а значит, есть все
необходимое для подключения
конденсаторного микрофона. Но мне
нравится окраска, которую придает
звучанию речи ламповый
предусилитель. Потому полностью
звуковой тракт выглядит следующим
образом: конденсаторный микрофон
подключен ко входу лампового
микрофонного предварительного
усилителя, который выходом
подключен к линейному входу M-Audio
FireWire 410. К одному из аналоговых
выходов M-Audio FireWire 410 подключены
мониторные наушники AKG K240.
Рис. 1. Nevaton MC 416: хороший
микрофон - половина успеха
Рис. 2. Tube MP ART Studio V3:
"ламповый" звук всегда в моде
Подобная конфигурация
обеспечивает очень приличное
качество записи звука, но создает
несколько сопутствующих проблем.
Одна из них заключается в
том, что, вероятно, из-за ошибок в
драйверах M-Audio FireWire 410 при записи
звука посредством Adobe Audition в
монофоническом режиме наблюдается
жесткое ограничение сигнала на
уровне -6 дБ. Существует два
варианта решения проблемы. Можно в
проекте Adobe Audition выбрать
стереоформат, а с микрофона
записывать моносигнал в один из
стереоканалов и затем
конвертировать файл в моноформат
командой Edit > Convert Sample Type. Плохо,
что в процессе записи вы будете
слышать свой голос только из одного
наушника. Второй вариант: спаять
специальный кабель и с выхода
предусилителя подать сигнал
параллельно на оба линейных входа
M-Audio FireWire 410, а в Adobe Audition выбрать
стереоформат. Запишется сигнал
типа "двойное моно". А дальше
поступайте, как вам кажется
удобнее: хотите - конвертируйте его
в моноформат, хотите - оставьте, как
есть.
Вторая проблема состоит в
том, что ноутбук, попавший в
"щупальца" такого
"спрута" утрачивает
мобильность. Его нежелательно
передвигать даже на несколько
сантиметров. Иначе может на
короткое время нарушиться контакт
в разъеме порта IEEE1394. В результате
система "потеряет из вида" M-Audio
FireWire 410 и автоматически перейдет на
встроенную звуковую карту. Звук
программой Adobe Audition перестанет
воспроизводиться (она по-прежнему
будет "думать", что внешний
модуль подключен, и продолжит
посылать цифровой поток в
несуществующий аудиопорт). Для
восстановления нормального
функционирования нужно будет
выключить ноутбук, M-Audio FireWire 410 и
пошевелить разъем IEEE1394. После чего
сначала нужно подать питание на
M-Audio FireWire 410 и только в последнюю
очередь включить ноутбук.
Итак, с радиостанцией
договорились, "студию"
оборудовали, но это еще только
начало. А впереди большая работа:
разработка сценария и содержания
выпуска, сочинение и запись
джинглов, запись текста, обработка
фонограммы речи, монтаж и сведение
передачи. Но об этом я расскажу в
следующий раз. А вы тем временем
послушайте передачу. Вещание
"Радио России Санкт-Петербург"
ведется в эфире на частотах 107 МГц FM;
66,3 МГц УКВ; 873 кГц СВ и по городской
трансляционной сети.
Интернет-вещание доступно по
адресу http://www.rtr.spb.ru/radio_on.htm.
Расписание выпусков вы найдете на
нашем сайте.