Продолжаем знакомиться с
формами представления музыки в
компьютерных программах. В
предыдущем выпуске журнала мы
рассмотрели нотатор, отпечатки
клавиш, виртуальный гитарный гриф и
отпечатки пальцев. И это были еще
цветочки. А сегодня наступило время
ягодок. Речь пойдет о списке
сообщений, привилегированных
системных сообщениях, треках и
клипах.
Список сообщений
Если ноты - язык общения
музыкантов, то список сообщений -
это привычная среда работы
программистов.
Каждое сообщение (Event)
занимает в списке одну строчку и, по
существу, представляет собой
указание, которое должен выполнить
музыкальный компьютер в
определенный момент времени.
Для MIDI-редактора
сообщения - это наиболее
естественная форма представления
музыкальной информации. Более того,
MIDI-система способна принимать и
выполнять только те сигналы,
которые являются MIDI-сообщениями. Вы
записываете ноты, наносите
отпечатки клавиш и пальцев, а
компьютер, в конечном счете, все
равно преобразует их в сообщения.
Что ж это за такой
страшный зверь - сообщение? На самом
деле MIDI-сообщения - это всего лишь
закодированные числами команды
органам управления синтезатором -
контроллерам. Наиболее часто
встречаются команды Note On (включить
звучание определенной ноты в
такой-то момент времени с такой-то
громкостью) и Note Off (выключить
звучание ноты в такой-то момент
времени). Вы помните, что все MIDI-ноты
пронумерованы от 0 до 127.
Кроме этих команд
MIDI-сообщения могут содержать
указания о смене инструмента,
перестройке частотного фильтра,
нажатии педали, виде и глубине
эффекта, а также многое другое.
Соответствие чисел командам
стандартизировано. Правда,
одновременно имеют хождение целых
три стандарта: GM, GS и XG (см. "Магия
ПК", 2001 № 3). Смысл основных команд
в них, к счастью, совпадает.
Стандарты стандартами, но
они не должны сдерживать прогресс.
Продвинутые фирмы-изготовители
стремятся предоставлять
пользователю все новые и новые
возможности управления синтезом.
Для расширения функций синтезатора
в MIDI предусмотрено несколько путей.
Один из них -сообщения типа NRPN
(нерегистрируемые параметры). Если
разработчик придумывает что-нибудь
эдакое, что не предусмотрено
стандартом, то управление этим
"чем-нибудь" можно
осуществлять посредством NRPN.
В документации на
звуковые карты сведения об NRPN
приводятся в виде таблиц, в которых
в шестнадцатеричной системе
счисления содержатся значения
младшего (LSB) и старшего (MSB) байтов
номеров NRPN. А редакторы
MIDI-сообщений, в частности, Event List
программы Cakewalk Pro Audio требуют
вводить номер NRPN в виде одного
десятичного числа. Мне доподлинно
известно, что многие музыканты
отказываются от попыток
использования расширенных
возможностей синтеза из-за
неспособности преодолеть это
несоответствие. Вычисляют
десятичное значение необходимого
NRPN, с помощью окна Event List посылают
это сообщение, и… никакой реакции
со стороны синтезатора. Дело вовсе
не в том, что некоторые
"лирики" не в ладах с
"физикой" и не знают, как
перевести число из одной системы
счисления в другую. Эта проблема
решается элементарно, например, с
помощью стандартного калькулятора
MS Windows. Все сложнее и, в то же время,
проще. Суть состоит в том, что
посылают они сообщения буквально
"на деревню дедушке",
промахиваясь мимо требуемого
адреса, как минимум, на 256
"домов".
"Магия ПК" - это
интересно, а вот магия стереотипов -
страшное дело. Все привыкли думать,
что байт - это 8 бит. Однако в байте
MIDI-сообщения один бит не является
значащим, это бит статусный,
говорящий о том, какая информация
передается - MIDI-команда или
MIDI-данные. По этой причине вес
младшего бита старшего байта (MSB)
составляет не 256, а 128. Вот и весь
секрет, о котором и вы теперь будете
знать. Правда, это только один из
сотен секретов успешной работы над
музыкой с помощью компьютера. Еще
парочку тайн я выдам сегодня, а о
других - в следующих выпусках
журнала.
Редактор MIDI-сообщений
есть в музыкальной программе
каждой уважающей себя фирмы.
Разработчики же программы Cakewalk Pro
Audio пошли еще дальше. В окне Event List,
можно редактировать не только
MIDI-сообщения, но и сообщения еще
нескольких типов. Среди них: тексты
песен, обозначения аккордов,
параметры действия символов
крещендо и диминуэндо, команды
воспроизведения звуковых файлов,
команды управления любым
мультимедийным оборудованием
компьютера, привилегированные
системные сообщения, позволяющие
добраться до самых дальних
закоулков синтезатора.
Рис. 1. Окно Event List -
список сообщений
Список сообщений - это
таблица. В ячейках таблицы
содержится время выполнения
сообщения, его тип и параметры.
Редактирование содержания таблицы
производится мышью с помощью меню и
полей ввода.
С помощью окна Event Manger вы
можете избирательно выводить на
экран сообщения любых необходимых
типов (рисунок дает наглядное
представление о типах сообщений,
поддерживаемых программой Cakewalk Pro
Audio).
Рис. 2.Окно Event Manger
А если, скажем, вы
захотите поместить над нотным
станом символы табулатур
(сообщения типа Chord), то достаточно
вызвать окно редактора аккордов, а
уж в нем найдется любое разрешенное
теорией гармонии звукосочетание,
представленное в графическом виде.
Рис. 3. Редактор
аккордов
В ряду типов MIDI-сообщений
особый статус принадлежит
привилегированным системным
сообщениям (Sysx). Посредством них
осуществляется управление
большинством неочевидных ресурсов
любого синтезатора. Доступ к
нестандартным контроллерам
управления параметрами синтеза,
регистрам синтезатора,
эффект-процессору, загрузка в
память синтезатора установок
патчей и даже целых сэмплов -
основой всего этого являются
привилегированные системные
сообщения.
Можно сказать, что все
прочие MIDI-сообщения обеспечивают
соответствие звуковой карты или
синтезатора минимальным
требованиям, а NRPN и особенно Sysx
наращивают ваши возможности
управления звуком сверх
предусмотренных стандартом.
О том, какие системные
сообщения "понимает" ваш
синтезатор, можно узнать, прочитав
его техническое описание. Для их
редактирования пересылки и приема
в Cakewalk Pro Audio предназначено
специальное окно Sysx,
представленное на рисунке.
Рис. 4. Работа с банками
системных сообщений
Пользуясь этим окном, вы
можете либо манипулировать банками
системных сообщений, либо
редактировать содержание
отдельного системного сообщения.
Во втором случае вам опять придется
иметь дело с последовательностью
шестнадцатеричных чисел.
Рис. 5. Редактирование
содержания системного сообщения
А вот и еще один из
обещанных секретов. Системное
сообщение обязательно должно
начинаться с шестнадцатеричного
числа F0 и заканчиваться числом F7.
Это границы системного сообщения. А
его "начинка" определяется
типом синтезатора и смыслом
передаваемой информации. Например,
сообщение F0 43 10 4C 02 01 00 13 00 F7
правильно поймет только синтезатор
звуковой карты стандарта XG
(принадлежность синтезатора к
детищам славной фирмы Yamaha
закодирована числами 43 10 4C). И
означает оно, что для
эффект-процессора выбран вариант
реверберации, имитирующий
акустическую обстановку мрачного
подземелья.
А теперь раскрою третий
даже не секрет, а небольшой такой
секретик. Системные сообщения
часто хранятся в MIDI-файлах и
загружаются вместе с ними. Почти
наверняка в начале каждого файла,
"скачанного" из INTERNET, хранится
сообщение о системном сбросе. Так
вот, подобные сообщения для
звуковых карт, соответствующих
стандартам GM, GS и XG, различны. И если
вдруг при воспроизведении
очередная отлично знакомая вам
MIDI-композиция звучит не похоже на
саму себя, очень может быть, что в
предыдущей композиции содержалось
сообщение о сбросе для другого
стандарта, а не того, что
поддерживается вашей звуковой
картой. Как с этим бороться? Либо
записывайте в начало всех ваших
композиций одно из системных
сообщений GMSYSTEM.SYX, GS-RESET.SYX, XG-RESET.SYX
(то, которому соответствует ваша
звуковая карта), либо посылайте его
в реальном времени перед
воспроизведением очередной
композиции с помощью окна Sysx.
Техника работы со списком
сообщений и редактором системных
сообщений не сложна. Главное
заключается в другом: нужно знать,
какое именно сообщение и с какими
параметрами уместно в том или ином
случае. В краткой статье об этом
рассказать невозможно. Необходимо,
как минимум, несколько десятков
страниц. Могу посоветовать
обратиться к нашей книге "Cakewalk Pro
Audio 9. Секреты мастерства", в ней
вы:
Найдете материал о
сообщениях, которыми можно
изменить диапазон колеса
перестройки тона, переключить
тип реверберации и хоруса в
MIDI-устройствах фирм Roland и Yamaha, в
звуковых картах SB Live! и Turtle Beach
Tropez Plus
Узнаете, что такое
регистрируемые и
нерегистрируемые параметры, и
как с их помощью управлять
контроллерами, в явном виде
недоступными
Познакомитесь с
методикой безошибочного
вычисления номера контроллера
по его младшему и старшему
значащим байтам с
использованием калькулятора MS
Windows для перевода чисел из
шестнадцатеричной в
десятичную систему счисления и
обратно
Конечно, можно и не
пытаться освоить редактирование
сообщений, а работать только с
нотами и отпечатками клавиш. Но,
во-первых, без редактирования
сообщений вам не удастся точно
установить значения многих
параметров синтеза звука, значит, и
в музыке ваш замысел до конца не
будет воплощен. А во-вторых,
процентов, этак, 90 возможностей
звуковой карты вам будут просто
недоступны. За что, спрашивается
тогда, столько "у.е." платили?
Треки и клипы
У каждой из рассмотренных
форм компьютерного представления
музыки есть свои достоинства. Все
вместе они позволяют эффективно
решить любую проблему понотного
редактирования. Но в любом
музыкальном редакторе
профессионального уровня
музыкальная информация может быть
представлена не только отдельными
нотами или сообщениями, но и в виде
блоков сообщений. Такими блоками
могут считаться треки и клипы.
Трек - это группа
сообщений, направляемая в
определенный канал и порт вывода -
MIDI или аудио. А клип - это группа
сообщений, с которой можно
производить операции
редактирования, как с единым целым.
На рисунке вы видите окно
Track программы Cakewak Pro Audio. Его левая
часть - это секция треков. Для
каждого их них нужно задать
несколько атрибутов: номер и имя
трека; его состояние (заглушен или
звучит, солирует, подготовлен к
записи); порты ввода и вывода;
закрепленные MIDI-инструмент и
MIDI-канал; громкость; панораму,
интервал транспонирования,
смещение событий относительно
тактовой сетки.
Рис. 6. Окно Track
программы Cakewak Pro Audio
Прямоугольники (вообще-то
цветные) в правой части окна - клипы.
В одном предельном случае
клип - это одно сообщение, в другом -
вся композиция или как мы говорим,
весь сонг. Но практическое
применение находят только клипы,
объединяющие в себе часть
композиции. Примеры клипов:
Один или несколько
тактов нескольких треков
Один трек
Несколько треков
Логически завершенный
фрагмент композиции, скажем,
куплет или припев
Технология клипов в сотни
раз ускоряет работу компьютерного
музыканта. В каких ситуациях?
Например, записали вы 4 такта
барабанной партии, выдели их в
отдельный клип и путем копирования
размножили клип так, что
образовалась партия, насчитывающая
десятки, а то и сотни тактов.
Или: записали один куплет
и один припев песни, выделили это в
клип и размножили в необходимом
количестве экземпляров.
Еще один пример. Записали
солирующую партию в исполнении
фортепиано. Захотелось найти
какой-то оригинальный тембр. Вот он
- синтезированный звук плачущей
флейты! Но у этого звука большое
время атаки, он медленно нарастает.
Создается впечатление
запаздывания. Хорошо бы сделать
так, чтобы ноты этой партии брались
с небольшим опережением. Если вы не
работаете с клипами, то станете
передвигать каждую ноту, на что
уйдет уйма времени. Да еще придется
делать это не один раз. А вот после
объединения партии в клип, все ноты
вы сможете переместить одним
легким движением руки с мышью.
И MIDI-, и аудиотреки в окне
Track можно разбить на клипы. Клип
можно скопировать, вырезать, мышью
перенести в любое место партитуры.
Можно применить к выделенному
клипу любую обработку, MIDI или
аудиоэффекты (о них я обязательно
расскажу в будущем). Несколько
клипов можно объединить в один.
Особенно интересна
технология связанного копирования
клипов, когда любое изменение в
одном из связанных клипов
автоматически распространяется на
все остальные. Очень это удобно при
редактировании однотипных
фрагментов, скажем, куплетов.
Мы с вами, уважаемый
читатель, хоть и компьютерные, но
все же музыканты. Образные
выражения в нашем общении
допустимы. Поэтому скажу, что клипы
и треки - это средство обзора
композиции в целом, с высоты
птичьего полета. Это не только
наглядное графическое отображение
структуры партитуры, но и
возможность быстрого и легкого
переноса партий и их фрагментов во
времени и пространстве
музыкального произведения.
Клипы и треки - это, по
сути дела, инструменты дирижера.
Причем, виртуальные оркестранты
этому дирижеру подчиняются
безоговорочно, замысел его
понимают абсолютно и воплощают в
музыке идеально.