PETELIN.RU | Статьи | Cubase SX 3: виртуальная начинка
steinberg,cubase,виртуальная,студия,плагины,VSTi,VST
PETELIN.RU > Статьи > Cubase SX 3: виртуальная начинка

Cubase SX 3: виртуальная начинка

Роман Петелин, Юрий Петелин

Никогда заранее не угадаешь реакцию читателей. Здорово же нам досталось после выхода первой из статей, посвященных Cubase SX 3! Суровой критике мы были подвергнуты за то, что позволили себе описывать возможности программы, существовавшей лишь в лицензионном варианте. Кому нужны статьи, рассказывающие о софте, который стоит сотни долларов? Каков смысл во всей этой информации, если Cubase SX 3 все еще не взломали? Трудновато бы пришлось отвечать на подобные вопросы. И спасло нас только то, что в начале июня удивительно, можно сказать, своевременно появился этот самый вожделенный "кряк". Хакеры, принадлежащие к одному из наиболее популярных в народе сообществ, не только "оптом" взломали три самых интересных программы от Steinberg, но и еще пожурили их разработчиков за то, что защита оказалась слишком серьезной. Как ни крути, а получается, что после этого статьи и книга о Cubase SX 3 стали по-настоящему актуальны. Поэтому продолжим знакомить вас с наиболее интересными средствами, предусмотренными в этой программе. Причем, в последней статье цикла речь пойдет о виртуальных инструментах и эффектах, которые поставляются вместе с Cubase SX 3.

В последнее время чрезвычайно популярными стали аудиоэффекты, обработки и музыкальные инструменты, реализованные программным путем и работающие в режиме реального времени. Они могут представлять собой самостоятельные приложения, но чаще являются плагинами, предназначенными для использования из других приложений-хостов. Одним из наиболее развитых и мощных хостов (в своей предметной области) является Cubase SX 3.

Многоликие плагины

Вообще плагины - нечто несамостоятельное, некий подключаемый "довесок" к программе или устройству, благодаря чему эта программа или устройство получает новые возможности. Приложение-хост - это та программа, которая позволяет подключать к себе плагины. Взаимодействие хоста с плагином регламентируется интерфейсом прикладного программирования (Application Programming Interface - API). В настоящее время наиболее популярными "музыкальными" API на платформе PC можно считать VST и DX.

DX - технология, обеспечивающая взаимодействие приложений-хостов с виртуальными эффектами и инструментами (синтезаторами; сэмплерами; эффектами, управляемыми по MIDI, и др.) посредством интерфейса прикладного программирования Microsoft DirectX. После установки DX-плагинов в систему они становятся доступными из любых приложений, позволяющих использовать данную технологию.

В равной степени распространены VST-плагины. VST (Virtual Studio Technology) - API фирмы Steinberg. Эта технология изначально разрабатывалась для применения в программных продуктах Steinberg (в частности, в Cubase VST). И нет ничего удивительного в том, что и программа Cubase SX 3 ориентирована на работу с VST-плагинами.

Вообще с поддержкой плагинов различных стандартов в Cubase SX 3 дела обстоят так:

  • в полной мере поддерживаются VST-плагины (и эффекты, и инструменты - VSTi);
  • DX-плагины поддерживаются с ограничениями: Cubase SX 3 не отличает DX-плагины эффектов от плагинов инструментов DXi, поэтому применение DXi из Cubase SX 3 нам не представляется возможным; не поддерживается автоматизация параметров DX-плагинов.

Все плагины фирмы Steinberg поддерживают стандарт VST. Наиболее мощные по возможностям и качеству звучания (поэтому и наиболее популярные) плагины третьих фирм поддерживают оба стандарта - и DX, и VST. Поэтому в дальнейшем мы будем говорить только о применении VST-плагинов.

Инсталляция VST-плагинов, входящих в поставку Cubase SX 3, осуществляется во время установки самой программы Cubase SX 3, и вам не нужно прикладывать никаких усилий для того, чтобы эти плагины в дальнейшем были доступны. Если же вы собираетесь инсталлировать дополнительные плагины, то следует понимать, что для Cubase SX 3 важно, чтобы программные модули плагинов находились в определенной папке. По умолчанию это C:\PROGRAM FILES\STEINBERG\VSTPLUGINS (или также C:\PROGRAM FILES\STEINBERG\CUBASE SX 3\VSTPLUGINS). В случае необходимости можно указать другую папку, используемую для хранения плагинов, и дать Cubase SX 3 команду обновить информацию о плагинах. Дело в том, что в настройках каждого приложения-хоста имеется путь к папке с VST-плагинами. У разных приложений этот путь по умолчанию разный. И если вы хотите использовать одни и те же VST-плагины из разных приложений, то в настройках каждого из них должна быть указана одна и та же папка.

VST-инструменты (VSTi) - это, по существу, тоже плагины, управляемые по протоколу MIDI. Для того чтобы задействовать в Cubase SX 3 какой-либо виртуальный инструмент, требуется выполнить минимум действий: подключить плагин VSTi к проекту и выбрать на одном из MIDI-треков в качестве выходного порта виртуальный MIDI-порт данного инструмента.

У каждого VST-инструмента есть свои особенности. Большинство инструментов уникальны: в них используются различные типы синтеза звука, они отличаются архитектурой и методами обработки генерируемого звука. Многие из них обладают собственным, как правило, нестандартным набором MIDI-контроллеров. Однако перечень этих контроллеров, банков и патчей может передаваться в приложение-хост. В этом случае вы обращаетесь к требуемому контроллеру уже не по номеру, а по его названию. Выбирать и корректировать тембры удобнее всего в окне самого VST-инструмента. Все настройки VST-инструмента, сделанные в этом окне, сохраняются непосредственно в проекте.

Мультитембральными VST-инструментами можно управлять по нескольким MIDI-каналам с нескольких MIDI-треков. Для того чтобы свести к минимуму задержку между поступлением MIDI-команды VST-инструменту и ее реализацией в звуке, требуются достаточно мощный процессор и звуковая карта с ASIO-драйверами. Однако если вы не собираетесь играть на VST-инструменте с клавиатуры, то эта задержка значения не имеет. На MIDI-треке, управляющем VST-инструментом, вы располагаете партию для данного инструмента, записав ее нотами или с помощью отпечатков клавиш. Можно записать партию с MIDI-клавиатуры на другой трек, озвучиваемый аппаратным синтезатором, а затем перенести на трек, управляющий VST-инструментом. При воспроизведении проекта приложение-хост учтет то, что VST-инструменты откликаются с запозданием, и будет посылать MIDI-команды для них чуть раньше, чем для других MIDI-инструментов. В результате VST-инструменты будут звучать синхронно со всем проектом.

Что касается субъективного качества звука, генерируемого виртуальными синтезаторами (и VST-инструментами, в частности), то оно зависит исключительно от разработчиков. Существует множество виртуальных синтезаторов с возможностями игрушки. Но не меньше и таких, которые не уступают по качеству звучания своим аппаратным прототипам, а по возможностям и гибкости в управлении оставляют их далеко позади.

Если вы работаете с аппаратным синтезатором, то для "переброски" MIDI-партии этого инструмента на аудиотрек или в WAV-файл требуется делать внутреннее пересведение: нужно воспроизводить MIDI-треки, относящиеся к данному синтезатору, и одновременно записывать звучание синтезатора на аудиотрек. Качество записи при этом зависит от самого синтезатора, соединительных кабелей и качества АЦП звуковой карты. А цифровые выходы имеются далеко не у всех "железных" синтезаторов.

Совсем другое дело - виртуальные инструменты. Вы можете сами определять формат звуковых данных проекта Cubase SX 3. Соответственно все виртуальные инструменты будут работать в этом же формате. При этом ничто не мешает вам использовать 24 бита для представления звукового сигнала. И никакого шума…

Итак, вы можете использовать VST-инструменты и добиться серьезных результатов, обладая всего лишь компьютером с достаточно мощным процессором и звуковой картой с минимальными возможностями. Такая домашняя студия стоит гораздо меньше (тем более в странах с развитым рынком пиратского софта), чем студия с несколькими аппаратными синтезаторами и сэмплерами. Есть только два требования к звуковой карте: она должна обеспечивать высококачественное аналого-цифровое преобразование для записи вокала и живых инструментов и высококачественное цифроаналоговое преобразование для мониторинга (вы должны слышать результаты своих действий).

Синтезаторы на любой вкус

В комплект Cubase SX 3 входят пять виртуальных инструментов:

  • A1- псевдоаналоговый синтезатор;
  • VB-1 - синтезатор физического моделирования, имитирующий звучание бас-гитары;
  • Lm-7 - 12-голосная драм-машина с 24-битными сэмплами;
  • Monologue - одноголосный псевдоаналоговый синтезатор физического моделирования;
  • Embracer - полифонический surround-синтезатор.

Познакомимся с этими инструментами.

Псевдоаналоговый синтезатор

Синтезатору A1 присуща 16 голосная полифония. В его составе имеются 2 осциллятора, фильтр с переключаемой характеристикой и встроенный эффект хорус/флэнжер.

 


Рис. 1. Панель псевдоаналогового синтезатора A1

Нам удалось насчитать четыре метода синтеза, поддерживаемых синтезатором A1:

  • широтно-импульсная модуляция;
  • частотная модуляция;
  • кольцевая модуляция;
  • аддитивный синтез.

Поскольку синтезатор однотембральный, управлять им можно по любому MIDI-каналу. Вернее, при настройке MIDI-трека на работу с A1 вообще не требуется задавать какой-то конкретный MIDI-канал. То есть в поле out: основной секции инспектора MIDI-трека окна проекта следует вместо MIDI-канала указать ANY (Любой).

В нижней части панели A1 имеется виртуальная MIDI-клавиатура. Ее можно использовать для того, чтобы при отсутствии настоящей MIDI-клавиатуры послушать звучание текущего пресета. В отличие от некоторых других VST-инструментов, после подключения A1 к проекту появляется только его входной виртуальный MIDI-порт. То есть команды, поступающие от MIDI-клавиатуры, как, впрочем, и от других устройств управления, невозможно записать на MIDI-трек. Конечно, потеря невелика. Вы можете в полной мере использовать автоматизацию для записи изменений положений элементов управления A1 в режиме реального времени.

Модель бас-гитары

Инструмент VB1 - это однотембральный полифонический (четыре голоса) синтезатор физического моделирования, имитирующий звучание бас-гитары. В VB1 применены алгоритмы физического моделирования, имитирующие процессы генерации звука в реальных музыкальных инструментах (например, колебания струны). Благодаря этому звучание VB1 действительно очень похоже на звучание настоящей бас-гитары.
Как и инструментом A1, синтезатором VB1 можно управлять по любому MIDI-каналу. VB1 воспринимает сообщения типа Note, а также сообщения о смене значений контроллеров громкости и панорамы - негусто по сравнению с A1, у которого каждый параметр может управляться отдельным контроллером. Однако такова специфика VB1.

 


Рис. 2. Панель модели бас-гитары VB1

На панели VB1 непосредственно под изображением струн "расположен" магнитный звукосниматель. Его можно перемещать вдоль струн. Над струнами изображен медиатор. Перемещением его вдоль струн задается позиция, в которой происходит удар по струне (щипок). От положения этих двух элементов существенно зависит тембр звука. Регулятором Shape задается характер щипка. Регулятором Damper задается подъем демпфера, а регулятором Vol. - общая громкость.

Драм-машина

Инструмент Lm-7 - это 12-голосная драм-машина с 24-битными сэмплами. Обычно под драм-машиной понимается устройство, совмещающее в себе синтезатор ударных звуков и секвенсор. Lm-7 не совсем подходит под такое определение. Это скорее проигрыватель сэмплов, управляемый по MIDI. Однако производители назвали Lm-7 именно драм-машиной, поэтому и мы будем придерживаться этого термина. В поставку Lm-7 входит 6 наборов (sets) ударных звуков. По умолчанию загружен банк из трех наборов: Compressor, 909 и Percussion. Конкретный набор выбирается в качестве пресета VSTi. Остальные три набора (Fusion, DrumNbass, Modulation) будут доступны, если загрузить файл банка пресетов LM7_SECOND_SET.FXB, который по умолчанию располагается в папке C:\PROGRAM FILES\STEINBERG\CUBASE SX\VSTPLUGINS\DRUMS.

В нижней части панели Lm 7 расположен набор из 12 пэдов, каждый из которых соответствует своему ударному звуку. Вы можете извлекать звуки, нажимая на пэды мышью. Как только вы щелкнете на каком-либо из них, соответствующий пэду звук получит статус текущего.

9


Рис. 3. Панель драм-машины Lm-7

В правой части панели драм-машины Lm-7 расположена линейка из регуляторов трех параметров:

  • Velocity - чувствительности инструмента Lm-7 к скорости нажатия клавиши (глобальный параметр, относится ко всем звукам);
  • Panorama - расположения текущего звука на стереопанораме;
  • Volume - общей громкости.

Каждому ударному звуку соответствует по паре регуляторов: Vol. - громкость конкретного звука в общем миксе; Tune - высота тона (скорость воспроизведения сэмпла ударного звука).

Управлять инструментом Lm-7 можно по любому MIDI-каналу. Единственный тип сообщений, воспринимаемый инструментом Lm-7, - сообщения типа Note. Каждому ударному звуку соответствует своя MIDI-клавиша. Таблица соответствия приведена в описании Cubase SX 3. Но работать с Lm-7 можно и, не заглядывая в эту таблицу. Ударные звуки на MIDI-клавиатуре можно "нащупать" (это будет быстрее, чем поиск в руководстве).

Хочется отметить высокое качество звучания драм-машины Lm 7.

Одноголосный псевдоаналоговый синтезатор

Monologue - одноголосный псевдоаналоговый синтезатор, основанный на технологии физического моделирования. Он обеспечивает формирование насыщенных и ярких звуков без существенной загрузки центрального процессора. Синтезатор Monologue - инструмент, наиболее подходящий для исполнения партий баса и соло.

В состав Monologue входят следующие модули:

  • два осциллятора, генерирующие сигналы, форму волны которых можно изменять (например, выбирать пилообразную, прямоугольную или треугольную);
  • генератор широкополосного "белого" шума;
  • два фильтра;
  • один генератор низкочастотных колебаний (LFO);
  • формирователи четырехсегментных огибающих для управления модуляцией и усилением;
  • блок эффектов (хорус, фэйзер, флэнжер, дилэй и овердрайв).

Кроме того, в Monologue предусмотрено управление в реальном масштабе времени любыми двумя выбираемыми параметрами синтеза. Для этого имеется регулятор с двумя степенями свободы, который перемещается с помощью мыши в X/Y-координатном поле.


Рис. 4. Панель синтезатора Monologue

Координатное поле содержит контроллер, внешне напоминающий жирную точку. С помощью мыши его можно независимо перемещать по вертикали и горизонтали. При этом соответственно будут изменяться значения тех параметров, которые выбраны в раскрывающихся списках X PAR и Y PAR. Для этого контроллера можно назначить любые два параметра управления синтезатором Monologue. Перемещения контроллера можно записывать как данные автоматизации.

Не следует забывать, что Monologue представляет собой модель одноголосного синтезатора. Как и в настоящих одноголосных синтезаторах, в Monologue в одно и то же время может звучать единственная нота. Однако трудно приучить клавишника играть "одним пальцем", нет-нет, но он будет по привычке брать аккорд. Поэтому в реальных синтезаторах предусмотрена защита от подобной ошибки: сколько бы клавиш не оказывалось нажатыми одновременно, звучать будет нота, соответствующая только одной определенной клавише (из числа нажатых). Но в зависимости от модели синтезатора алгоритм назначения звучащей ноты отличается. И вот для того чтобы на Monologue могли играть музыканты, которые привыкли к самым разным типам аппаратных синтезаторов, предусмотрен выбор алгоритма формирования ноты с помощью раскрывающегося списка NOTE PRIORITY. Варианты:

  • First - играется нота, соответствующая клавише, которая нажата первой;
  • Lowest - играется нота, соответствующая клавише, на которую приходится самый низкий тон в пределах октавы;
  • Highest - играется нота, соответствующая клавише, на которую приходится самый высокий тон в пределах октавы;
  • Last - играется нота, соответствующая клавише, которая нажата последней.

Кнопкой KEYBOARD можно отобразить или скрыть виртуальную клавиатуру. Ею удобно пользоваться в процессе подстройки параметров синтезатора, нажимая клавиши и опробуя звучание на слух.

Surround-синтезатор

Embracer - простой, но мощный полифонический синтезатор, разработанный специально для аккомпанемента. Разнообразные звуки легко и быстро создаются за счет изменения огибающей и регулирования тембра. Более тридцати интересных звуков сохранены в виде фирменных пресетов. Самая существенная особенность Embracer заключается в том, что сигнал на его выходе формируется не только в стерео, но surround-формате. С помощью соответствующих регуляторов можно позиционировать инструмент на стерео- или surround-панораме, а также изменять ширину его стереобазы от моно до стерео и даже распределять синтезируемый звук в пределах 360°, буквально окружая им слушателя. Особый регулятор-индикатор панорамы позволяет получить представление о пространственных свойствах звука и его позиционировании.

В состав surround-синтезатора Embracer входят два осциллятора, каждый из которых генерирует волны двенадцати различных форм. Инструмент обладает 32-голосной полифонией. Все параметры синтезатора доступны для управления по MIDI.

 


Рис. 5. Панель VST-инструмента Embracer

Регулировкой параметра Tone можно изменить тембр формируемого звука, фактически регулятор связан с фильтром.Параметр Width управляет пространственной протяженностью сигнала. Значение параметра 0 % превращает сигнал в монофонический, панорамированный в центр. В режиме stereo, выбор значения параметра 100 % приводит к максимальной ширине стереопанорамы. В режиме surround значение параметра 100 % означает, что звук окружает слушателя в пределах 360°.В центре окна синтезатора располагается регулятор, который разработчики называют "глаз". Фактически это координатное поле, вертикальная ось которого соответствует значениям параметра Tone, а горизонтальная - параметра Width. В поле отображаются две замкнутые кривые, форму и расположение которых можно изменять с помощью мыши. При изменении формы кривой изменяются значения параметров Tone и Width соответствующего осциллятора.В режиме stereo положение кажущегося источника звука на панораме отображается только в верхней половине дисплея и представляет переднюю часть звуковой области. В режиме surround положение кажущегося источника звука отображается в верхней и нижней половинах дисплея и представляет переднюю и тыловую часть звуковой области.Вы может использовать автоматизацию инструмента Embracer, чтобы записывать перемещения регуляторов "глаза".Если вы хотите использовать Embracer в surround-проекте, то проделайте следующие операции.
  1. В Cubase SX командой Devices > VST Instruments откройте окно VST Instruments. Подключите экземпляр Embracer к виртуальной рэковой стойке VST-инструментов. Откройте окно синтезатора Embracer и назначьте режим Surround.
  2. Командой Devices > Mixer откройте микшер. Там будут видны два отдельных стереоканала для Embracer. Первый называется Embracer (по умолчанию это фронтальные левый и правый каналы), а второй - Embracer rear (тыловые левый и правый каналы). Назначите оба канала на выходную surround-шину.
  3. Откройте окно SurroundPan. В списке Mo./St. выберите один из способов представления стереофонического сигнала: Y-Mirror, X-mirror или XY-mirror. После этого вы можете перемещать по круговой панораме кажущийся источник звука, связанный с синтезатором Embracer. Если в конфигурации вашей surround-системы имеется центральный канал и канал низкочастотных эффектов LFE , вы также можете направить часть сигнала Embracer в эти каналы.
Эффектов - не счестьДля обработки аудиотреков и VST-инструментов вы можете использовать любые VST-плагины, как входящие в комплект поставки Cubase SX 3, так и приобретенные вами отдельно от программы.Вы можете применять плагины не только в качестве эффектов реального времени, но и для деструктивного редактирования аудиосообщений. Выделите одно или несколько аудиосообщений, затем в подменю Audio > Plug-ins главного меню выберите нужный плагин, настройте его параметры и нажмите кнопку Process. Для предварительного прослушивания результата применения плагина нажмите в его окне кнопку Preview.Общее число VST-плагинов, разработанных в мире, сосчитать практически невозможно, так их много. Информацию о VST-плагинах, установленных на вашем компьютере, вы можете получить в окне Plug-in Information. В комплект поставки Cubase SX 3 их входит около 50. Наиболее удобно классифицировать имеющиеся плагины в соответствии с их списком в секции Inserts аудиотрека (окно Cubase SX Project), аналогичный список имеется и в подменю Audio > Plug-ins. Плагины здесь сгруппированы по функциональному назначению.О сущности и параметрах звуковых эффектов и обработок мы писали уже неоднократно (см. статьи). Поэтому ограничимся тем, что лишь перечислим самые, на наш взгляд, интересные плагины из имеющихся в Cubase SX 3:
  • DoubleDelay и ModDelay - дилэи, отличающиеся интерфейсом и набором регулируемых параметров;
  • DaTube, Overdrive и QuadraFuzz - различные варианты эффекта Distortion;
  • DeEsser, Dynamics, VSTDynamics, - различные варианты динамической обработки;
  • Magneto - имитатор искажений, возникающих в аналоговом магнитофоне;
  • MIDI Gate - гейт, управляемый MIDI-сообщениями;
  • MultibandCompressor - виртуальный спектральных прибор динамической обработки сигнала;
  • Q - параметрический эквалайзер;
  • StepFilter - фильтр с динамическим управлением частотой среза и усилением в полосе обработки;
  • Tonic - универсальный псевдоаналоговый фильтр с динамическим управлением;
  • Chorus, Flanger, Symphonic, Metalizer, Phaser, RingModulator, Rotary, Tranceformer - эффекты, в которых используется модуляция того или иного параметра;
  • BitCrusher - имитатор обработки звукового сигнала аналого-цифровыми преобразователями различного качества;
  • Chopper - амплитудное вибрато;
  • Apogee UV22HR и SurroundDither - плагины для обеспечения корректного снижения разрядности представления оцифрованного звука в stereo- и surround-проектах;
  • Vocoder - виртуальный вокодер;
  • Grungelizer - плагин, предназначенный для внесения в звук различных искажений и помех, имитирующих работу старой аппаратуры;
  • Reverb A и Reverb B - варианты реверберации, отличающиеся наборами регулируемых параметров и дизайном окон.
Итак, в Cubase SX 3 есть все, о чем может мечтать современный музыкант. Главное - суметь имеющиеся возможности применить.В трех статьях, посвященных одной из наиболее интересных виртуальных студий, мы смогли рассказать о ней лишь в самых общих чертах. Этого, наверное, достаточно только для того, чтобы у вас появился интерес. Если вы захотите заняться практическим освоением программы, то детальное описание ее интерфейса и методик применения найдете в книге "Cubase SX 3: запись и редактирование музыки" (издательство "БХВ-Петербург", 2005).