PETELIN.RUСтатьи → Band-in-a-Box 2004 - три короба аранжировок

Band-in-a-Box 2004 - три короба аранжировок

Юрий Петелин

Есть у любителей, увлекающиеся компьютерной работой с музыкой, одна мечта: наиграть бы на клавиатуре мелодию, щелкнуть кнопкой мыши, а компьютер поскрипел бы немного своими полупроводниковыми мозгами, да и выдал бы готовую "нетленку" на зависть любым фабрикам звезд. Да что там любители! Даже среди именитых композиторов встречаются люди, считающие, что для создания на компьютере музыкальной композиции достаточно назначить ее продолжительность и нажать на Enter. По этому поводу классик, вероятно, сказал бы, что страшно далеки они не только от народа, но и от компьютера.

Так-то оно так, но разработчики музыкального софта и в самом деле прикладывают все силы к тому, чтобы мечта о магической кнопке, порождающей музыку, постепенно становилась реальностью. Как раз об одной из тех программ, которые помогают творить подобного рода чудеса, и идет речь в статье.

Знакомьтесь: Band-in-a-Box 2004 - программа, предназначенная для автоматической аранжировки музыки. С одной стороны, пользуясь только элементарными средствами Band-in-a-Box 2004, человек, не умеющий играть ни на каких инструментах и не имеющий представления об оркестровке, способен создать композиции, звучание которых будет похоже на профессиональное. Причем, эта задача решается, если и не нажатием единственной кнопки, то, во всяком случае, в три действия: из готовых стилей аранжировки выбираете подходящий, записываете последовательность аккордов и нажимаете Play. С другой стороны, музыканты, готовые идти гораздо дальше и способные потратить значительное время на постижение секретов мастерства работы с Band-in-a-Box 2004, получат в свои руки мощнейший инструмент для "изощренной" аранжировки произведений.

Что там в коробке?

Если говорить о коробке, в которой поставляется лицензионная версия Band-in-a-Box 2004, то в ней находятся три диска: диск с файлами, необходимыми для инсталляции, диск с документацией и мультимедийной обучающей системой, диск с приятными сюрпризами (виртуальным синтезатором, MIDI- и звуковым редакторами).

Но особый интерес представляет, конечно, не сами реальные диски, упакованные в картон, а тот виртуальный оркестр (band), который скрывается в виртуальной коробке (box).

Разработчики (PG Music, Inc., http://www.pgmusic.com) развивают свое детище многие годы. А уж в версии 2004 столько всего наворочено! Прочитаете - удивитесь.

Но сначала нужно сказать несколько слов о принципе действия программы. При инсталляции Band-in-a-Box 2004 разворачиваются файлы библиотеки стилей, которых в общей сложности насчитывается сейчас более двух с половиной тысяч. Здесь вы найдете огромное количество разновидностей стилей, характерных для техно-, рок-, поп-, джазовой, народной, классической музыки.

По сути дела, стиль - это заранее записанные разработчиками фрагмент музыкального произведения (паттерн) в исполнении группы (до пяти) MIDI-инструментов. Он характеризуется ритмическим рисунком, сочетанием партий инструментов, набором инструментов и приемами звукоизвлечения.

Исходный паттерн записан в базовой тональности, в нем обыгрывается один из базовых аккордов (обычно до мажор или ля минор).

Основная функция программы заключается в том, что она способна автоматически транспонировать ноты, входящие в базовый аккорд, таким образом, чтобы они соответствовали другому аккорду, заданному пользователем. Поэтому работа с Band-in-a-Box 2004, в основе своей, состоит в том, чтобы записать необходимую последовательность аккордов в таблице на рабочем поле главного окна. Каждая ячейка таблицы - такт или доля такта.


Band-in-a-Box 2004: аккорды поп-баллады в тональности ми-бемоль мажор

Многие любители при записи аккомпанемента для любой песни ухитряются обойтись аккордами только трех типов: мажорными, минорными трезвучиями и септаккордом. Но Band-in-a-Box 2004 сотворили люди, прекрасно освоившие учебник гармонии. Перечень условных обозначений типов аккордов, которые понимает программа, в книге "Аранжировка музыки на PC" (издательство "БХВ-Петербург") занимает около страницы текста.

Не обязательно записывать аккорды для всей композиции "от корки до корки". Можно "разрисовать" ими только вступление, куплет, припев, окончание, а затем задать номера повторяющихся тактов и количество повторов.

В каждой из долей такта может быть записан свой аккорд. При вводе аккордов можно определенным образом влиять на характер исполнения инструментами их партий в том или ином такте.

Полезная функция - распознавание MIDI-аккордов. Достаточно сыграть аккорд на MIDI-клавиатуре, а программа в реальном времени распознает его, после чего по вашей команде вставит в список аккордов. Это позволяет вводить всю последовательность аккордов без набора их обозначений на клавиатуре компьютера.

Итак, вы записали аккорды и сменили несколько стилей, подобрав самый подходящий. Теперь наступила очередь предварительного сведения MIDI-аккомпанемента. Нужно отрегулировать громкость звучания каждого инструмента, выбрать для него точку "расположения" на стереопанораме, подобрать уровни эффектов. Все это делается с помощью переключателей и полей ввода, расположенных в верхней части главного окна.

А еще неплохо было бы точнее подобрать сами MIDI-инструменты. По умолчанию выбраны определенные инструменты из пяти групп: ударные, бас, фортепиано, гитара, струнные. Но, во-первых, "фабричный" набор инструментов вы можете захотеть скорректировать, например, вместо Acoustic Piano назначить более милое вашему сердцу Bright Piano. А во-вторых, вас вообще может не устроить звучание инструментов, имеющихся в синтезаторе вашей мультимедийной звуковой карты. Работая с предыдущей версией программы (Band-in-a-Box 12), вы были бы вынуждены покупать карточку получше (в смысле, подороже). В версии, с которой я вас знакомлю, предусмотрена поддержка DX-инструментов. Это значит, что в вашей звуковой палитре появились чарующие и потрясающие воображение звуки, генерируемые сотнями разработанных к настоящему времени виртуальных синтезаторов и сэмплеров. Более того, звук виртуального инструмента в цифровой форме можно обработать любым виртуальным эффектом (DX-плагином) (см. статьи в Магии ПК и книгу "Профессиональные плагины для SONAR и Cubase").

Ну вот, основа "минусовки" готова. Далее нужно записать мелодическую партию, а затем и вокал.


Реальная гитара от MusicLab с реверберацией от Waves

С мира по нотке

Подключите MIDI-клавиатуру и нажмите на транспортной панели программы кнопку Rec (Record). Начнется воспроизведение "минусовки", а ваша задача будет заключаться в том, чтобы по возможности без ошибок "встроить" в аккомпанемент мелодию, наигрывая ее на клавиатуре. Можно записывать не всю партию сразу, а поочередно исполнять отдельные ее фрагменты. Допущенные ошибки позже можно подправить средствами MIDI-редактирования.

Не беда, если нет MIDI-клавиатуры. К вашим услугам виртуальная фортепианная клавиатура и виртуальный гитарный гриф.




Для самых, самых … музыкантов клавиши и лады подписаны

Если вы не способны правильно сыграть ноты мелодии, не расстраивайтесь, а установите флажок Wizard (мастер, волшебник). Это, и в самом деле, придаст программе поистине волшебные свойства. У вас появляется возможность безошибочной игры мелодии, соответствующей аккордам, записанным в тактах композиции. Вы нажимаете любые (какие попало) клавиши MIDI-клавиатуры, либо даже одну и ту же клавишу, а программа "волшебным" образом изменяет назначение клавиш так, что звуки, формируемые при этом, всегда относятся к консонирующим по отношению к звукам текущего аккорда. Кстати, мелодию можно исполнять не только на MIDI-клавиатуре, но и на клавишах двух нижних рядов обыкновенной компьютерной клавиатуры. Конечно, это будет не совсем та мелодия, которая задумывалась вами, а некое ее приближение. Но такой исход все же лучше, чем "кошачий концерт" в исполнении "никакого" пианиста.

Отметим, что мелодии, созданные в режиме Wizard, носят механический характер. Это связано с тем, что все ее звуки жестко привязаны к тактовой сетке. Чтобы вернуть мелодии признаки индивидуального стиля игры, в дальнейшем целесообразно обработать ее с помощью алгоритма гуманизации. Да-да, программа способна "очеловечивать" мелодию. Разработчики называют это средство интеллектуальным режимом имитации живого исполнения мелодии (Intelligent Humanize of Melody track). Суть обычной квантизации заключается в замене длительностей реально сыгранных нот стандартными. Это позволяет сгладить ошибки не очень умелого исполнителя. Однако у такой обработки есть и вторая сторона - исполнение после квантизации может стать излишне правильным, механистическим, лишенным признаков импровизации и души. Так вот, гуманизация мелодии - это разновидность квантизации, в алгоритме которой предусмотрены небольшие отклонения от этой механической идеальности. В Band-in-a-Box 2004 алгоритм гуманизации позволяет имитировать живое исполнение мелодии - переходить от одного темпа к другому и изменять положение нот относительно долей такта, как бы выражая при этом различные чувства.

Уголок в коробке, где обитают души музыкантов

Если вам захочется мелодического разнообразия (ведь Wizard, по сути дела, в момент нажатия вами клавиши просто включает одну из нот текущего аккорда и не более того), то воспользуйтесь помощью виртуального "мелодиста", встроенного в программу. Он предложит вам базовый алгоритм (всего их 127) построения мелодии и логический редактор, с помощью которого вы сами зададите один из бесчисленных вариантов модификации выбранного алгоритма. Соответствующее окно открывается кнопкой Melodist.

Итак, допустим, что тем или иным путем с грехом пополам на отдельный MIDI-трек записана одноголосная мелодия. А хочется, чтобы звучали два, три, четыре, … голоса. Чтобы они, когда нужно, сливались в унисоне, когда положено, расходились на октаву, а когда можно, образовывали терцию. В Band-in-a-Box 2004 имеется довольно удобное в работе средство для гармонизации мелодии. Вы только сыграйте одноголосную мелодию, а программа сама запишет на отдельные треки дубль мелодии (позже этой партии можно назначить свой инструмент) и несколько мелодических линий, построенных по всем правилам голосоведения. Если вы знакомы с таковыми, то считайте, что Band-in-a-Box 2004 всего лишь освободил вас от рутинного и трудоемкого занятия. А если теория гармонии для вас - темный лес, значит, программа сделает работу, на которую лично вы и вовсе не способны. Правда, вам все равно есть, чем гордиться, ведь выбирать в раскрывающемся списке (в правой верхней части главного окна) один из 212 вариантов гармонизации предстоит именно вам. Этого даже Band-in-a-Box 2004 сделать не в состоянии.

Вы получите колоссальное удовольствие от прослушивания записанных мелодий в сочетании с различными вариантами гармонии. Каждому из вариантов гармонии соответствует не только различный набор инструментов, воспроизводящих записанную или исполняемую на клавиатуре мелодию, но и различное развитие этой мелодии несколькими голосами (каналами). Несколько голосов гармонии формируются программой автоматически. При изменении каких-либо параметров мелодического голоса, например громкости и реверберации, эти изменения скажутся на всех каналах гармонии. Для их независимого редактирования необходимо будет перенести проект в музыкальный редактор (например, Cakewalk SONAR или Steinberg Cubase SX), воспользовавшись форматом SMF (стандартный MIDI-файл).

Кроме аккомпанемента в выбранном стиле и мелодии Band-in-a-Box 2004 позволяет сгенерировать еще одну партию - соло. Можно сказать, что в данном случае соло - это вариация или импровизация в рамках текущей гармонии. С точки зрения пользователя суть автоматического солирования заключается в следующем: вы выбираете стиль и солиста, а Band-in-a-Box 2004 создает и играет соло профессионального качества в стиле вашего выбора. Кроме библиотеки ритмо-жанровых стилей аккомпанемента имеется библиотека стилей гармонизации солирующей партии. Среди стилей этой библиотеки есть и такие, что в нашем сознании ассоциируются с именами определенных музыкантов. У вас есть возможность придать композиции звучание, характерное, например, для аранжировок Глена Миллера (Glen Miller).


Солист, разложенный по полочкам

В общей сложности смоделированы стили 298 солистов. А модуль Soloist Maker (доступный посредством команды Soloist > Soloist Maker > Edit Current Soloist File) позволяет вам "создать" своих собственных солистов и определить параметры, существенные для игры в некотором стиле. Конечно, разобраться в назначении огромного числа элементов окна управления виртуальным солистом не так уж и просто, но в данном случае усилия стоят того.

Cтиль на ваш вкус

Команда User > Edit Current Style открывает окно, которое олицетворяет собой целую подпрограмму, являющуюся составной частью Band-in-a-Box 2004 и предназначенную для редактирования существующих и создания новых стилей.

Основным объектом, с которым здесь ведется работа, является шаблон (pattern). Для каждой из партий аккомпанемента (барабанов, баса, фортепиано, гитары и струнных) существует свой шаблон. По существу, в нем содержатся указания MIDI-инструменту, исполняющему ту или иную партию, извлекать ноты заданной длительности в заданных долях такта. Отмечу, что высота тона определяется не столько шаблоном, сколько аккордовой последовательностью.

В шаблоне описывается правило формирования ритмического рисунка на временном интервале, соответствующем некоторому периоду композиции. Композиция в целом состоит из нескольких периодов. Поскольку каждая композиция включает в себя различные части, такие, как вступление, фрагменты основной части, переходы между ними, кода, то для каждой из них существуют или могут быть созданы свои шаблоны. Шаблоны всех частей в совокупности определяют музыкальный стиль.

Рассказ о технологии редактирования стилей продолжителен и скучен. Занятие это не очень простое. Даже лаконичное описание всех необходимых операций в книге "Аранжировка музыки на PC" занимает около 20 страниц. При желании вы можете воспользоваться этим материалом, так как модуль создания пользовательских стилей от версии к версии не меняется.

Сейчас как запою!

Ранние версии чудо-аранжировщика страдали существенным недостатком: в них совершенно отсутствовали средства для работы со звуком. Поэтому, как только дело доходило до записи "живой" гитары или голоса вокалиста, нужно было расставаться с Band-in-a-Box. Проект следовало сохранять в виде MIDI-файла, который затем предстояло открыть в каком-либо из универсальных музыкальных редакторов (например, Cakewalk SONAR или Steinberg Cubase SX), и только в нем уже можно было заниматься записью и редактированием аудиотреков, преобразованием MIDI-треков в цифровой звук, обработкой полученного материала аудиоэффектами.

В Band-in-a-Box 2004 эта проблема устранена. Появилось меню Audio, насчитывающее добрых полтора десятка команд, с помощью которых можно подготовиться к записи аудиотрека, записать его, обработать встроенными и подключаемыми эффектами и даже "прожечь" компакт-диск. Появилось и окно, в котором можно наблюдать записанную сигналограмму (волновую форму), а также выполнять стандартный набор операций по ее редактированию.

Естественно, для записи звука вам понадобится микрофон, подключенный либо непосредственно к микрофонному входу звуковой карты, либо через предварительный усилитель к ее линейному входу.


Черно-белый портрет голоса

С записанным голосом можно творить самые разные чудеса и фокусы. Само собой, его можно обработать разнообразнейшими эффектами. Но, пожалуй, наиболее удивительной новинкой является вокальный гармонизатор, невзрачное на вид окно которого открывается командой Audio > Audio Harmonies & Pitch Tracking. С его помощью решаются две задачи. Во-первых, подобно плагину Antares Auto-Tune (см. статью "Если у «звезды» нет слуха" и книгу "Профессиональные плагины для SONAR и Cubase") вы можете исправить фальшиво спетые ноты, включив режим подстройки тона в соответствии с частотной шкалой соответствующей гаммы. При желании можно еще и транспонировать вокальную партию в другую тональность. А, во-вторых, и это самое привлекательное, на основе единственного записанного голоса Band-in-a-Box 2004 в состоянии самостоятельно сформировать еще три вокальные партии. Так что можете считать себя, если и не человеком-оркестром, то уж, во всяком случае, точно "человеком-квартетом". Самое трудное здесь - выбор характера гармонизации, ибо программа предлагает более 200 вариантов. От такого разнообразия не только глаза, но и уши разбегаются.

За пределами моего обзора остались десятки полезных и интересных функций, реализованных в Band-in-a-Box 2004. В программе существует развитая система меню, диалоговых окон, позволяющая настроить буквально каждый параметр аранжировки и синтеза звука. В ней имеется удобный в работе нотатор, посредством которого становятся доступными для редактирования отдельные партии. Возможен экспорт и импорт мелодической партии. Аудиодвижок Band-in-a-Box 2004 работает в 32-битном режиме. Число готовых стилей постоянно увеличивается. Появилось средство, обеспечивающее комбинирование партий, взятых из различных стилей. И еще много-много полезного и удивительного…

Есть ли у Band-in-a-Box 2004 недостатки? Мне представляется, что наиболее существенный и традиционный для всех версий программы изъян заключается в слабой наглядности отображения данных, записанных на треках. Треков мы попросту не видим, хотя в недрах программы кроме аудиотрека живут своей жизнью более десяти MIDI-треков. Есть только таблица аккордов с пронумерованными тактами и указатель, обозначающий текущую позицию в процессе воспроизведения или записи. Есть нотный стан, на котором мы видим нотную запись одной из партий. Но, к сожалению, отсутствует окно, в котором бы отображалась структура проекта в целом. Поэтому невозможно визуально привязать, скажем, вокальную партию к MIDI-аккомпанементу. Вывод, на который наталкивает анализ упомянутого недостатка, заключается в том, что Band-in-a-Box 2004 по-прежнему остается уникальным инструментом для автоматизации действий, напрямую связанных с аранжировкой, средством для создания заготовки композиции, а финальную часть операций (запись вокальных партий, преобразование MIDI-треков в аудиотреки, обработка эффектами, сведение, мастеринг, запись на диск) все-таки предпочтительнее выполнять с помощью других, более приспособленных для этого программ. Могу посоветовать Steinberg Cubase SX, Cakewalk SONAR, а для обработки звука Adobe Audition.

В заключение хочется обратить ваше внимание на мало кем замеченное пока событие, которое на самом деле вполне может стать существенным для отечественных компьютерных музыкантов. Пользователю очень важна возможность получения поддержки со стороны разработчика, а это доступно только обладателям легальных копий программ. Монополия пиратов в области музыкального софта объясняется не только дешевизной дисков. Есть люди, которые и хотели бы покупать фирменные продукты, но найти, где ими у нас торгуют - отдельная проблема. Поэтому, возможно, вам будет интересно узнать, что московская фирма CPS (http://www.cps.ru), давно распространяющая в России лицензионные программы, теперь предлагает и средства для работы с музыкой и звуком. Остается только пожелать удачи Center of Professional Software в этой смелой попытке приобщения нас к цивилизованным отношениям между пользователями и разработчиками, а также поблагодарить сотрудников CPS за предоставленную возможность тестирования программы Band-in-a-Box 2004.