PETELIN.RUСтатьи → SONAR 3 - что нового?

SONAR 3 - что нового?

Роман Петелин, Юрий Петелин

Поздравляем всех поклонников программы SONAR с выходом ее очередной версии! Что же появилось нового? Об этом и пойдет речь в данной статье.

SONAR 3 продается в двух редакциях: SONAR 3 Studio Edition и SONAR 3 Producer Edition. Studio Edition по отношению к Producer Edition представляет собой "урезанную" и более дешевую редакцию. В отличие от Studio Edition в поставку Producer Edition входят несколько плагинов третьих фирм, библиотека сэмплов, присутствуют трековые эквалайзеры, кроме того, расширены возможности автоматизации параметров эффектов. Поэтому есть смысл познакомиться именно с SONAR 3 Producer Edition.

Запускаем SONAR 3. Первое, что бросается в глаза - переработанный интерфейс. Но очень скоро становится ясно, что изменений не так уж и много: изменилась цветовая палитра, немного изменился дизайн и расположение кнопок (но не их функции). В целом все стало чем-то напоминать Cubase SX. Из существенного - в левой части окна Track (рис. 1) появилось поле инспектора (как в Cubase SX). В данном поле отображается линейка микшера (такая же, как в окне Console), соответствующая выбранному треку.


Рис. 1. Окно Track

Режим отображения инспектора переключается четырьмя кнопками, расположенными в его нижней части:

  • (SENDS) - показывать/скрывать посылы;
  • (VOL) - показывать/скрывать фейдер громкости и индикатор уровня сигнала;
  • (EQ) - показывать/скрывать поле эквалайзера;
  • (FX) - показывать/скрывать поле подключенных плагинов.

Существенное изменение: в SONAR 3 появились трековые эквалайзеры (как в Cubase SX) - такие обработки, которые являются неотъемлемой частью аудиотреков (рис. 2).


Рис. 2. Встроенный эквалайзер аудиотрека

Еще одно нововведение: возможность автоматизации любых четырех параметров подключенных плагинов непосредственно из окна Track или окна Console.

Подключаем к аудиотреку плагин или выбираем уже подключенный плагин. Многократно нажимая кнопку FX в поле инспектора, добиваемся того, чтобы отображались четыре горизонтальные регулятора параметров данного эффекта (рис. 3). Щелчком правой кнопки мыши на нужном регуляторе вызываем контекстное меню, в подменю Reassign Control выбираем тот параметр, который мы хотим автоматизировать. Теперь можно управлять данным параметром непосредственно из поля инспектора окна Track или из окна Console. Такие же регуляторы доступны и для MIDI-треков. С их помощью можно управлять любыми четырьмя MIDI-контроллерами.


Рис. 3. Выбор параметра эффекта, подлежащего автоматизации

Разумеется, вы можете также использовать и "традиционный" для SONAR вид автоматизации параметров плагинов - запись перемещений регуляторов непосредственно на панелях плагинов.

В SONAR 3 затронуты функции MIDI-треков. Появились возможности индивидуальной настройки MIDI-треков на разные входные MIDI-порты и фильтрации MIDI-сообщений, получаемых по различным MIDI-каналам. Соответствующее окно (рис. 4) вызывается так: в окне свойств MIDI-трека (Track Properties) нужно щелкнуть на кнопке Input (выбор входного порта). Возникнет меню, в котором следует выбрать Manage Presets.


Рис. 4. Выбор MIDI-каналов, информация с которых будет записываться на трек

У каждого MIDI-трека появилась кнопка Input Echo (рис. 5), управляющая режимом трансляции на выходной порт MIDI-сообщений, поступающих через входной порт.


Рис. 5. Кнопка Input Echo

Доступны три режима:

  • On - трансляция включена;
  • Auto Thru - трансляция будет включена в том случае, если данный трек будет выбран в качестве текущего;
  • Off - трансляция выключена.

Аналогичные кнопки появились и у аудиотреков. Они служат для включения/выключения мониторинга сигналов, поступающих на входные аудиопорты.

Еще одно нововведение: появилась возможность зацикливания MIDI-клипов. В свойствах MIDI-клипа теперь имеется вкладка Groove-Clips, а на ней вы найдете опцию включения зацикливания Enable Looping и элементы выбора некоторых дополнительных параметров. При расширении границ зацикленного MIDI-клипа он будет заполняться циклически повторяющимися MIDI-сообщениями, "взятыми" из исходного клипа (рис. 6).


Рис. 6. Зацикливание MIDI-клипа

Пользователи Calewalk Pro Audio/SONAR 1,2 знают, что для изменения количества шин Aux и основных шин требовалось выполнять перезагрузку программы. В SONAR 3 эта проблема решена. Теперь вместо шин Aux и основных шин имеются универсальные шины, причем их можно добавлять и удалять без перезагрузки SONAR 3 (рис. 7).


Рис. 7. Добавление универсальной шины


Рис. 8. Добавление посыла с одной шины (в данном случае с шины Bus 6) на другую шину (A)

Эти шины можно использовать и в качестве групп, и в качестве посылов. Аудиопотоки с одних шин могут маршрутизироваться на другие шины (рис. 8). Основных шин как таковых не стало: вместо Virtual Mains (основных шин) появились Main Outs (главные выходы) - линейки микшера, соответствующие физическим выходам звуковой карты. Сигналы с аудиотреков могут направляться или посылаться и на шины, и на основные выходы. Сигналы с одних шин могут направляться или посылаться на другие шины, но в конечном итоге они все равно должны поступать на выходные порты звуковой карты, т. е. передаваться линейкам Main Outs. Все это напоминает маршрутизацию аудиопотоков в Cubase SX. Роль универсальных шин там выполняют групповые треки.

На рис. 9 показано окно Console (микшер). Дизайн виртуального микшера SONAR 3 изменился опять-таки "в сторону" Cubase SX: в левой части появился вертикальный ряд кнопок для переключения режимов отображения. В зависимости от установленного режима отображения может изменяться фактическая высота микшера. Однако отображаться будут только те элементы, которые умещаются в видимое окно. Практика показывает: видеорежима 1024x768 не достаточно. Для комфортной работы требуется как минимум 17-дюймовый ЖК-монитор. У окна Console нет таких функций, которые отсутствовали бы у окна Track. В последнем можно выполнять все операции: подключать эффекты, создавать/удалять шины, направлять аудиопотоки от треков через нужные шины на главные выходы.


Рис. 9. Окно Console

Еще одно рекламируемое качество SONAR 3 - Confidence Recording - заключается в том, что волновые формы, отображаются на аудиотреках непосредственно во время записи.

Имеется и более существенное нововведение - SONAR 3 может быть источником синхросигнала MIDI Time Code (рис. 10).


Рис. 10. Включение синхросигнала MIDI Time Code

Пользователей Project 5 порадует возможность импорта соответствующих паттернов. Импорт осуществляется с помощью команды главного меню File > Import > MIDI.

В поставку SONAR 3 входит утилита Cakewalk VST Adapter, которая позволяет использовать VST-плагины в проектах SONAR. Описание Cakewalk VST Adapter имеется в нашей книге Профессиональные плагины для SONAR и Cubase (раздел 2.5).

На всякий случай напомним, что, начиная с версии 2.2, в SONAR имеется поддержка ASIO - интерфейса прикладных программ фирмы Steinberg для высокоскоростного обмена данными со звуковыми картами (рис. 11).


Рис. 11. Выбор драйвера ASIO

В поставку SONAR 3 Producer Edition входит библиотека сэмплов и набор высококачественных DX-плагинов третьих фирм:

  • Speedsoft VSampler 3.0 DXi (профессиональный сэмплер, поддерживающий множество форматов);
  • Ultrafunk Sonitus fx Suite (набор эффектов);
  • Lexicon Pantheon Reverb (ревербератор).

Что касается оптимизации кода аудиодвижка, то, по всей видимости, она не производилась. Мы запускали одни и те же проекты в SONAR 2.2 и в SONAR 3 - показания индикаторов загрузки процессоров были идентичны.

Пора подводить итоги. Несомненно, работать в SONAR 3 удобнее, чем в SONAR 2. Причем для перехода к новой версии редактора не понадобится тратить время на переучивание. Пяти минут для этого будет вполне достаточно. Нельзя не отметить, что за счет заимствования лучших черт друг у друга интерфейсы SONAR и Cubase SX сближаются. И это тоже хорошо: переходить с одного редактора на другой становится легче.

А теперь немного о грустном. Не скроем, мы ждали от SONAR 3 большего. А именно того, что уже имеется в Cubase SX 2: поддержки surround и freeze (freeze - функция заморозки - прозрачная для пользователя конвертация партий виртуальных инструментов в аудиофайлы с целью разгрузки центрального процессора).

Конечно, в SONAR 3 имеется много существенных изменений к лучшему. Однако было бы честнее назвать данный продукт не SONAR 3, а например, SONAR 2.5 и распространять его как бесплатное обновление к SONAR 2.

Из сказанного следует также, что для обучения работе с SONAR 3 можно по-прежнему использовать нашу книгу Виртуальная звуковая студия SONAR, в которой приведено исчерпывающее описание SONAR 2.1. А данная статья поможет вам учесть изменения, внесенные разработчиками в новую версию популярной программы.