PETELIN.RUСтатьи → Вперёд… в прошлое. Часть 5. Roland BK-3

Вперёд… в прошлое.
Часть 5. Roland BK-3

Юрий Петелин

В четвёртой части статьи я рассказал об опыте преодоления трудностей в организации совместной работы Korg PA700 и виртуальной студии Steinberg Cubase. Korg PA700 – синтезатор, который разработчики позиционируют как профессиональный аранжировщик. Это сложный и весьма недешёвый инструмент. Купить его я решился не сразу. К его приобретению меня привел путь, отмеченный разочарованиями.

Очарован, разочарован, очарован…

Сначала я сделал ставку на виртуальные аранжировщики. Неполный перечень приобретённых, исследованных, описанных в книгах и статьях программ этого класса приведён в третьей части статьи. В каждой из них мне чего-нибудь да не хватало. К данному моменту я иногда использую лишь One Man Band, да и то только потому, что у меня нет аппаратного синтезатора, способного работать со стилями Yamaha.

Следующим моим разочарованием стал… герой этого рассказа – синтезатор Roland BK-3. Его я купил более двух лет назад, желая получить доступ к стилям Roland. Ведь виртуальных «самоиграек», полноценно работающих с оригинальными стилями Roland нет. Программа vArranger2 https://www.varranger.com/, о которой я упоминал в четвёртой части статьи, не в счёт. Убедиться в том, что она корректно работает со стилями Roland, мне так и не довелось. Гуляющая в сети «народная» версия безбожно глючит, демоверсию лицензионной программы разработчик никому не представляет, а покупать кота в мешке за 349 евро – это не для меня.

Что же стало причиной моего временного разочарования в Roland BK-3? Ведь вообще-то синтезатор (рис. 1) всем хорош: демократичная цена, прекрасная клавиатура, простое управление, хорошо звучащие фабричные стили, возможность загрузки с USB-носителя пользовательских стилей, которых можно найти в Интернете огромное количество.


Рис. 1. Roland BK-3

Но любой синтезатор мне интересен лишь как элемент виртуальной студии, в которой он работает под управлением Cubase в качестве аппаратного VST-плагина. И вот тут-то и притаилась такая маленькая-маленькая проблемка: BK-3 ни в какую не желал синхронизироваться с темпом проекта Cubase. С этим я промучился много-много вечеров, так ничего не добился и «сослал» Roland BK-3 из своей домашней студии на дачу, чтобы иногда наигрывать на нём приходящие в голову мелодии. А для домашней студии решил раскошелиться на Korg PA700. Но эту историю вы уже знаете.

У вас может возникнуть вопрос: к чему продолжать эту статью, если всё уже сказано – Roland BK-3 хорош как отдельно взятый инструмент, но не годен как элемент студии?

Дело в том, что, как впоследствии оказалось, Roland BK-3 всё же отлично работает в качестве ведомого под управлением Cubase. Но чтобы выяснить это, понадобилось свободное время и… случайность. Зато теперь я вновь благосклонно отношусь к Roland BK-3.

О пользе самоизоляции

В начале мая 2020 года в разгар эпидемии вслед за учениками-курсантами меня довольно неожиданно отправили в отпуск, что позволило мне «самоизолироваться» не дома, а на даче. Получилось что-то вроде «Болдинской весны». Свободного времени много. Инструмент под рукой. Почему бы не сделать ещё одну попытку? Тем более что к этому моменту у меня уже накопился приличный опыт решения разнообразных проблем с другим «железом». Да и в голове не укладывалось: как так может быть, чтобы управляемый по MIDI синтезатор не синхронизировался с MIDI-секвенсором, пусть и виртуальным? Начал экспериментировать. Нет, нет, нет, нет… И вдруг – да! Есть синхронизация! Темп синтезатора следит за темпом проекта. Фиксирую настройки Cubase и синтезатора, при которых чудо произошло. Целый вечер наслаждаюсь. Перебираю стили. На следующий день включаю аппаратуру, чтобы заняться аранжировкой. Устанавливаю вчерашние настройки. Синхронизации нет.

Можно предположить, что синтезатор неисправен. В радиотехнике самым неприятным классом неисправностей справедливо считают неисправности непостоянные, самоустраняющиеся. Вот она есть, а вот её нет. Потом опять проявляется. Какой-то элемент схемы работает на грани: ненадёжный контакт, неустойчивый режим, «плывущий» при прогреве параметр… Но в это не хочется верить. Во всём остальном BK-3 функционирует великолепно. И главное, что теперь я точно знаю: он работал, как положено. Вероятно, дело в какой-то настройке. Поэтому продолжаю перебирать варианты. Меняю параметры по одному и смотрю на результат.

Меньше всего я грешу на драйверы. У меня есть опыт работы с тремя устройствами Roland: INTEGRA 7, A-49 и BK-3. Фирменный драйвер USB-MIDI для Windows 10 во всех случаях установился автоматически. Не было случая, чтобы драйвер слетал. Устройство распознаётся даже при горячем подключении. Я специально проверил: старт воспроизведения, смена аккордов и смена стилей в BK-3 при управлении из Cubase осуществляется корректно вне зависимости от того, по USB- или по MIDI-интерфейсу синтезатора принимаются соответствующие MIDI-сообщения.

Как должно быть

Синхронизацию нужно настраивать и в Cubase, и в синтезаторе, это понятно. Cubase в режиме Master (ведущее устройство) должен по MIDI-интерфейсу посылать сигналы синхронизации синтезатору, работающему в режиме Slave (ведомое устройство). Синтезатор будет принимать эти сигналы (если доступен режим внешней синхронизации), и начало, и окончание воспроизведения паттернов стиля будут совпадать с моментами смены аккордов в Cubase. Корректно будут воспроизводиться арпеджио.

Сначала настроим Cubase. Командой главного меню Транспорт > Настройка синхронизации проекта следует открыть одноимённое окно на вкладке Назначение (рис. 2).


Рис. 2. Диалоговое окно Cubase Настройка синхронизации проекта

В списках Приёмники MIDI синхронизации и Приёмники MIDI Таймкода находим устройство, посредством которого передаются MIDI-сообщения в Roland BK-3 (в данном случае это Roland Arranger), устанавливаем напротив него флажки. Все флажки групп Параметры MIDI синхронизации и Параметры MIDI таймкода также должны быть установлены. Нажмём OK. Программа запомнит настройки и автоматически их установит, когда запустится в следующий раз.

Теперь, заглядывая в руководство пользователя, попробуем выполнить настройки синтезатора, имеющие отношение к синхронизации. Кнопкой [MENU], расположенной на панели синтезатора, открываем экран меню. Кнопкой [DOWN] пролистываем меню, находим строку MIDI. Нажимаем кнопку [ENTER]. Откроется экран меню MIDI (рис. 3).


Рис. 3. Экран меню MIDI с параметрами синхронизации по умолчанию

Пользуясь кнопками курсора [DOWN], [UP], [DEC], [INC] и кнопкой [ENTER], устанавливаем значения параметров, представленные в таблице 1, которая являет собой выдержку из руководства пользователя с некоторыми моими комментариями.

Таблица 1. Параметры синхронизации синтезатора

Если сравнить вид экрана, отображающего параметры синхронизации по умолчанию (см. рис. 3), с тем, что приведено в таблице 1 (а значит, и в руководстве пользователя), то получается, что после включения синтезатора нужно подстроить единственный параметр: Rhythm Pc вместо состояния Off перевести в одно из состояний 116. Тем самым будет разрешен приём MIDI-сообщений о смене стиля, его вариаций и будет выбран MIDI-канал, по которому эти сообщения нужно передавать из проекта Cubase. Т.е. следует перевести синтезатор в состояние, представленное на рис. 4. Звёздочка, появившаяся в строке MIDI Tx/Rx, отображает тот факт, что как минимум один из параметров синхронизации изменён.


Рис. 4. Экран MIDI с настроенными параметрами синхронизации

В строке MIDI Tx/Rx возможен выбор одного из 6 пресетов настройки MIDI-маршрутизации. В руководстве пользователя есть очень короткие комментарии по поводу ситуаций, в которых следует выбирать тот или иной пресет. Но практической ценности эти комментарии не имеют, т.к. нигде не приведены конкретные сведения: какие именно входные и выходные MIDI-каналы задействованы в том или ином пресете, как они распределены в функциональном отношении, какие фильтры MIDI-сообщений включены. В общем, строка MIDI Tx/Rx – это вещь в себе. В ряде ситуаций нужную информацию удаётся получить из руководств пользователя старших моделей линейки Roland BK, но только не в данном случае. В BK-5, BK-7m, BK-9 при выборе фабричного или пользовательского пресета MIDI-конфигурации становятся доступными её подробности (параметры, которые можно редактировать), а в BK-3 ничего кроме имени пресета мы не увидим.

Господа разработчики, вы звери!

Короче говоря, желая синхронизировать синтезатор с проектом Cubase, параметр Rhythm Pc из состояния Off я переводил в состояние 16. И ничего другого на экране MIDI даже не пытался изменить. Вечерами на протяжении месяца после покупки Roland BK-3 я искал причину отсутствия синхронизации, проверяя разнообразные, порой совершенно фантастические гипотезы. При этом я исходил из того, что приём синхросигналов разрешён, ведь в строке Sync Rx по умолчанию указано On.

Оказавшись в самоизоляции на даче, я от нечего делать (сажать картошку было ещё рано) решил вернуться к решению задачи, которая прежде оказалась мне не по зубам. И, представьте себе, в этот раз на то, чтобы разобраться со странным поведением синтезатора, у меня ушло всего два вечера.

Итак, повторим условия задачи. Параметры синхронизации установлены в соответствии с таблицей 1, необходимые настройки в Cubase выполнены, а синхронизации нет. Темп проекта задан один, а синтезатор играет в другом темпе (темпе данного стиля).

Сначала я подумал, что изменение темпа случайно блокируется кнопкой [TAP TEMPO]. Если её нажать и удерживать несколько секунд, то включается/выключается режим LOCK TEMPO. Обычно это применяют, если хотят по ходу аккомпанемента изменять стили, но чтобы при этом темп не менялся. Однако эксперименты показали, что на темп, задаваемый извне по MIDI, эта кнопка не влияет.

Дело оказалось в другом. Как говорится, не верь глазам своим. По умолчанию после включения синтезатора параметр Sync Rx вроде бы находится в состоянии On. Во всяком случае, в меню отображается именно On. А на самом деле приём синхросигналов синтезатором не включён. Проблема решается так: нужно перевести этот параметр в состояние Off, а затем вновь установить On. Вот и вся хитрость. На это «открытие» я набрёл совершенно случайно: промахнулся мимо строки Rhythm Pc, случайно перевёл Sync Rx в состояние Off, а потом исправил свою ошибку.

Радисты часто сталкиваются с «залипшими» переключателями-тумблерами. «Щёлк» – прибор не включился; энергично: «щёлк-щёлк-щёлк» – всё заработало. Так, примерно, и здесь.

Очень хочется сказать в адрес разработчиков операционной системы и документации синтезатора несколько ласковых русских слов. Да, думаю, не понять их будет японским коллегам. Если это баг операционной системы, то пора бы его и исправить, а если так и задумано, то почему бы не написать об этом в руководстве. Впрочем, умалчивать о некоторых возможностях младших моделей синтезаторов – это вполне в традиции многих разработчиков. Чуть ниже я приведу пример подобного умалчивания.

А пока разберёмся ещё с некоторыми параметрами, необходимыми для работы BK-3 в составе студии.

Это нужно знать

Протокол MIDI в Roland BK-3 поддерживает прием/передачу по 16 каналам, что позволяет одновременно управлять 16 инструментами. MIDI-сообщения может принимать каждая из партий BK-3.

В Roland BK-3 MIDI-каналы имеют фиксированное назначение, приведённое в таблице 2. Изменить назначение невозможно.

Таблица 2. Назначение MIDI-каналов

В таблице в скобках приведено назначение MIDI-каналов в режиме воспроизведения MIDI-файла (песни, Song). Из таблицы видно, что в режиме воспроизведения стиля незадействованными под партии аккомпанемента остаются 5 каналов: №6, №12, №13, №14, №16. Из них-то и следует выбирать канал для смены стиля и вариации стиля Rhythm Pc. Канал NTA для распознавания аккордов выбирается из №13, №14, №16 (по умолчанию устанавливается №14).

Таблица 2 полезна ещё и в том случае, когда вы хотите, чтобы из синтезатора в проект Cubase по отдельности поступали все MIDI-партии аккомпанемента. В свою очередь, из проекта (или с дополнительной внешней MIDI-клавиатуры) наряду с автоаккомпанементом можно играть голосами всех задействованных в нем партий. Но реально есть смысл исполнять одну или две мелодические партии по каналам Lower (LWR) и Upper (UPP). Ведь для них можно выбрать голоса, отличающиеся от голосов партий автоаккомпанемента.

Melody Intell. – это гармония (второй голос), автоматически добавляемая к основной мелодии. Режим включается кнопкой [MELODY INTELL]. Если нажать и удерживать эту кнопку, откроется страница выбора параметров режима Melody Intelligent. Предусмотрено 18 типов (пресетов) этого режима. MIDI-сообщения по каналу 15 передаются из синтезатора только в случае выбора тех пресетов, в которых партия второго голоса исполняется отдельно назначенным инструментом.

Как я уже упоминал, кроме Roland BK-3 существуют старшие братья этого синтезатора, в частности, следующий по старшинству – Roland BK-5. На данный момент разница между ними в цене составляет порядка 30 000 рублей.

Производители всячески обосновывают преимущества более дорогого синтезатора. На самом деле за исключением нескольких дополнительных элементов панели и меню, более насыщенного командами, никаких особых преимуществ не просматривается. А чтобы подчеркнуть кажущиеся достоинства дорогой модели, производители прибегают к маленькой хитрости. В руководстве пользователя BK-3 они просто не приводят описание некоторых функций и параметров, которые на самом деле присущи и той, и другой моделям. Это относится к MIDI-сообщениям, предназначенным для выбора стиля, вариации стиля и перформанса. Если их нет в руководстве, и даже нет упоминания о них, то мы можем подумать, что стилями синтезатора BK-3 невозможно управлять по MIDI, и купим более дорогую модель, в описании которой всё это имеется. За кого они нас принимают?

Проверено на практике: система MIDI-команд для выбора стилей и их вариаций в BK-3 соответствует описанной в руководстве к BK-5.

Приведенные в таблице 3 номера Program Change (PC) позволяют выбирать вариацию стиля (в терминологии руководства пользователя BK-3 – группу ритма) по MIDI. Соответствующие MIDI-сообщения необходимо передавать по каналу Rhythm Pc.

Таблица 3. Номера Program Change (PC) для выбора вариации стиля

Для того чтобы выбрать собственно ритм (стиль), перед сообщением Program Change необходимо передать сообщения Bank Select CC00 и Bank Select CC32 с определёнными значениями. Отредактированные мной списки стилей для групп Pop Rock и Disco Dance с указанием значений контроллеров CC00 и CC32 приведены в таблицах 4 и 5. Кроме того для каждого из стилей я записал значение оригинального темпа и количество тактов во вступлении Intro 4. Красным цветом выделены номера наиболее симпатичных мне стилей.

Таблица 4. Список стилей группы Pop Rock

Таблица 5. Список стилей группы Disco Dance

В руководстве пользователя BK-3 этих таблиц нет. Я взял за основу таблицы, приведённые в руководстве пользователя BK-5, сравнил их содержимое непосредственно с содержимым меню синтезатора BK-3, отсутствующие стили из таблицы удалил (их не так уж и много и все они доступны в Интернете).

В принципе, в BK-3 предусмотрена возможность узнать, какие значения контроллеров CC00 и CC32 соответствуют тому или иному фабричному стилю. Для этого нужно сначала выбрать стиль кнопками группы [RHYTHM FAMILY] и кнопками курсора [UP], [DOWN], [DEC], [INC]. Затем следует нажать и удерживать кнопку [NUMERIC]. На дисплее отобразится экран HELP, где будут указаны CC00 и CC32 для данного стиля и PC для его текущей вариации (см. таблицу 3).

Увы, переключать по MIDI пользовательские стили, хранящиеся на USB-носителе, подключённом к синтезатору, в BK-3 нельзя. Этим (впрочем, не только этим) Roland BK-3 в худшую сторону отличается от Korg Pa700. Там одну папку, находящуюся на USB-носителе, можно перевести в режим прямого доступа. В результате чего для стилей, сохранённых в ней, будут выделены ячейки, к которым можно адресоваться так же, как к ячейкам фабричных стилей. В BK-3 пользовательский стиль придется выбирать с панели синтезатора. Для этого следует нажать кнопку [USB MEMORY], в открывшемся на дисплее одноимённом экране кнопками курсора и кнопкой [ENTER] выбрать нужную папку, а в ней нужный стиль. А вот вариации выбранного пользовательского стиля переключать по MIDI можно (сообщениями Program Change, см. таблицу 3).

Чего не хватает для полного счастья? Правильно, скрипта BK-3 для Cubase. Готового скрипта найти не удалось. На сайте http://roland-arranger.com/index.php/miscellaneous/16-roland-bk-5-xml-do-cubase я скачал скрипт от Roland BK-5 и поначалу использовал его. Но составы голосов в BK-3 и BK-5 заметно отличаются, в BK-3 их меньше. На практике это приводило к тому, что после загрузки проекта, в котором на треке ранее случайно был выбран несуществующий голос, партия исполнялась совсем не тем голосом, который звучал в аранжировке до сохранения и закрытия проекта. Поэтому я создал скрипт именно для Roland BK-3.

Взяв за основу XML-файл для BK-5, я решил подправить его средствами редактора скриптов Cubase (см. часть 4, рис. 13). А потом сто раз пожалел о таком решении. Изменений нужно было вносить очень много. А у этого редактора обнаружилось два недостатка: ошибочную операцию нельзя отменить; имена голосов нельзя перемещать с места на место в пределах одной папки. Поэтому выстраивание голосов в нужном порядке – процедура, требующая предельного внимания. Но как бы там ни было, скрипт я сформировал. Вы его можете скачать здесь: roland bk-3.zip.

Кроме того специально для Roland BK-3 я подготовил шаблон проекта Cubase roland bk-3 cubase.zip. Его структура во многом напоминает структуру аналогичного проекта для Korg Pa700, который я подробно пояснил в четвёртой части статьи. Но проект для BK-3 устроен проще. В этом синтезаторе нет той гибкости в выборе маршрутизации, которая присуща Korg Pa700: MIDI-каналы имеют фиксированное назначение (см. таблицу 2). Воспроизведение стиля корректно начинается и без приёма сообщения Start/Stop. Достаточно включить предварительно режим SyncStart (одноимённой кнопкой на панели BK-3), и аранжировщик запустится при поступлении первого аккорда.


Рис. 5. Пример окна проекта

Эту статью и этот пример проекта я готовил на довольно слабом компьютере. Возможно, поэтому были проблемы с синхронизаций. Например, при темпе проекта 115 BPM в синтезаторе после старта воспроизведения проекта несколько тактов темп составлял 114 BPM и только потом «подтягивался» до 115 BPM. Кроме того на синхронизацию оказывало влияние изменение размера ASIO-буфера тоже в не самом современном звуковом модуле M-Audio FireWire 401.

Подробное описание процедуры создания шаблона проекта Cubase, в котором аппаратный синтезатор с функцией автоаранжировки используется в качестве внешнего VST-инструмента, содержится в четвёртой части статьи. Поэтому ограничусь лишь краткими пояснениями. В проекте (рис. 5) есть трек аккордов, но он мьютирован, т.к. аккорды уже перенесены на трек NTA, с которого по MIDI-каналу №14 передаются сигналы управления аранжировщиком синтезатора.

На треке Rhythm Pc записаны сообщения, управляющие выбором стиля и вариаций стиля. По MIDI-каналу №16 они поступают в синтезатор. Первым по времени сообщением выбирается стиль Cool Live Band (CC0 – 68, CC32 – 8) и вариация Intro 4 (PC – 66). У этого стиля вступление длится 4 такта. Поэтому следующий аккорд и сообщение о смене вариации PC – 2 (Main 2) размещены в начале пятого такта. Затем с шагом в 4 такта размещены ещё два сообщения о смене вариации PC – 9 (Main 3) и PC – 10 (Main 4). В начале 21 такта размещено сообщение PC – 73 (Ending 3).

Проект, вероятнее всего, вы будете «рендерить» – экспортировать в аудиофайл командой главного меню Cubase Файл > Экспорт > Аудио Микс. Поскольку здесь задействован аппаратный синтезатор, вычисления производятся в реальном времени. Мне долго не удавалось выполнить эту операцию корректно: при экспорте, невзирая на наличие сообщения о выборе Intro 4, вступление не воспроизводилось, а с первого аккорда звучала другая вариация. Создалось впечатление, что мой компьютер не успевает считывать сообщение, расположенное в начале проекта. Перемещение аккордовой последовательности вправо на один такт ничего хорошего не дало. После многих экспериментов нашлось такое немного странное решение: на треке Rhythm Pc следует установить задержку порядка 5 – 10 мс (см. рис. 5).

В папке Входы BK-3 находятся два трека Upper и Lower. На треке Upper я с внешней клавиатуры записал хорошо знакомую вам мелодию. При этом, воспользовавшись своим скриптом, я выбрал для этой партии голос 0525 LM Pure Lead. Однако после сохранения-закрытия-открытия проекта в инспекторе данного трека в поле Выбор программ отобразилась запись Temp 485 BlowAltoVib, и зазвучал саксофон. Это понятно: при выборе стиля всем партиям, включая Upper и Lower, назначаются голоса, сохранённые с данным стилем. Спасибо программе, словом «Temp» она предупредила, что временно назначен не тот голос. Если в поле Выбор программ открыть меню, то в нём мы увидим голос 0525 LM Pure Lead выделенным, и это удобно. Однако чтобы он вновь зазвучал, придётся сначала выбрать любой голос по соседству, а затем вновь 0525 LM Pure Lead. И это неудобно. Но стиль можно заранее отредактировать, в частности, заменить в нём голоса. Для этого следует воспользоваться функцией Makeup Tools (см. стр. 86 русскоязычного руководства пользователя).

В папке Выходы BK-3 (рис. 6) находятся одиннадцать треков, которые задействованы (или могут быть задействованы) в аранжировке.


Рис. 6. Треки, находящиеся в папке Выходы BK-3

Каждый из этих треков настроен так, что принимает сигналы только по одному определённому MIDI-каналу (см. таблицу 2). О настройки фильтра MIDI-каналов я подробно рассказал в четвёртой части статьи. Если включить для этих треков режим записи, то на каждом из них окажется записанной соответствующая партия, сгенерированная аранжировщиком. Эти партии можно редактировать и озвучивать голосами каких-либо других синтезаторов.

Внимание!

Для треков NTA и Rhythm Pc следует вместо входного MIDI-порта выбирать Не подключён. Для треков Upper и Lower можно выбрать в качестве входного порта внешнюю MIDI-клавиатуру, но не в коем случае нельзя выбирать All MIDI Inputs. В противном случае на эти треки хлынут все сообщения, генерируемые аранжировщиком.

Руководство пользователя на русском языке можно скачать здесь: http://cms-rru.roland.com/assets/media/pdf/BK-3_rus.pdf.

А по ссылке http://cdn.roland.com/assets/media/pdf/BK-3_PA.pdf находится список голосов синтезатора Roland BK-3.

Будьте здоровы и счастливы! И да поможет Вам музыка!

Июль 2020 года