PETELIN.RUСтатьи → Вперёд… в прошлое. Часть 2. Roland, Roland и ещё раз Roland

Вперёд… в прошлое.
Часть 3. Yamaha + Steinberg

Юрий Петелин

В предыдущих частях (первая, вторая) я приступил к рассказу о том, как на старости лет ни с того ни с сего решил оснастить свою домашнюю студию аппаратными синтезаторами. И это при том, что много лет являюсь убежденным сторонником студий и синтезаторов виртуальных. Ну, что с собой поделаешь, появилось свободное время, появилась возможность выделять для этого средства, пусть и в достаточно скромных пределах, почему бы и не попробовать? Новинки «синтезаторостроения» решил не рассматривать в качестве возможных кандидатов в инструменты по двум причинам. Первая – они неоправданно дороги. Вторая – «игрушечнось» моего «студийного» помещения: отгороженная часть прихожей размером 1,7 м на 1,5 м. В такие габариты впишется одна-единственная клавиатура. Остальное оборудование должно быть в рэковом исполнении, а среди современных синтезаторов такового практически не наблюдается.

В первой части статьи я в самых общих чертах рассказал о возможностях некоторых из приобретенных мной синтезаторов и о проблемах, возникших при попытке встроить их в компьютерную студию, основу которой составляет Steinberg Cubase. Вторая часть статьи посвящена приборам, разработанным фирмой Roland: MIDI-клавиатуре Roland A-49, рэковым синтезаторам Roland Fantom-XR и Roland INTEGRA-7.

А сейчас, как и обещал, я собираюсь рассказать о работе с рэковым синтезатором Yamaha MOTIF-RACK XS и рэковым аудиоинтерфейсом Steinberg MR816 CSX.

Хочется надеяться, что это не последняя часть данного «сериала», потому что дооснащение моей студии такими «железяками», как Korg PA 700, Korg M3 и TC-HELICON VOICELIVE RACK, также сопровождалось весьма занимательными приключениями. Но обо всём по порядку и в своё время…

Синтезатор Yamaha MOTIF-RACK XS

Хотите верьте, хотите нет, но случается, что человек, написавший в соавторстве четыре десятка книг и порядка полутора сотен статей, посвященных применению компьютерных программ в музыкальном творчестве, может совершенно не ориентироваться в конкретных аппаратных средствах, которые этими программами моделируются. Примером такого человека может служить автор этой статьи. Точнее, мог служить, ибо за последний год ситуация несколько изменилась.

Четверть века занимаясь данной темой, досконально разобравшись и в физике, и в логике функционирования не только синтезаторов, но и любого другого студийного «железа», я никогда ранее даже и не пытался отслеживать модельные ряды музыкального оборудования того или иного производителя, оценивать достоинства и недостатки новинок, адекватность рекомендованной цены. Конечно, читал, слышал, но отправлял полученную информацию в обход своего сознания.

Ну, создала Yamaha очередную рабочую станцию с фантастическими возможностями. Мне какое до этого дело? Цена-то у неё тоже фантастическая. К тому же звуковая карта Yamaha DB50XG, которая была установлена в моём компьютере 20 лет назад, уже воспринималась мной как сбывшаяся фантастика.

Толчком к началу почти болезненного увлечения «железными» синтезаторами стали (ни за что не догадаетесь!)… виртуальные аранжировщики.

Пожалуй, сейчас всё же придется написать небольшое лирическое отступление «о себе любимом».

Еще в школьные годы у меня проявилась способность к сочинению стихов и песен. О степени способности не мне судить, но вот желание заниматься этим было и остается огромным. Ничто не смогло воспрепятствовать моему увлечению: ни 3 года казармы, ни 37 лет военной службы, ни 17 лет руководства большим педагогическим коллективом, ни активная научная работа. Как-то на досуге подсчитал: в своем увлечении я «пережил» более 20 «поколений» людей, которые начинали в параллель со мной заниматься совместными музыкальными проектами, и на каком-то этапе теряли интерес к этому делу.

Увы, получить музыкальное образование возможности не предоставилось. Оркестр народных инструментов при станичном Доме пионеров, любительский эстрадный ансамбль в районном Доме культуры, клуб самодеятельной песни в Ленинграде, курсантский вокально-инструментальный ансамбль – вот и все мои «университеты», в смысле, «консерватории». Правда, к началу активной работы над книгами я собрал внушительную библиотеку музыкально-теоретических трудов и «самоучкой» ликвидировал часть своей безграмотности в этой области знаний.

В детстве я играл на мандолине, делал попытки извлекать звуки из гармони, потом научился аккомпанировать на гитаре. А вот полноценно играть на клавишных инструментах двумя руками не умел и не умею. Просто в первые 50 лет жизни ничего клавшного в моём распоряжении не было. Всё, на что сейчас способен – левой рукой брать статические аккорды, а правой играть мелодию. Исполнение арпеджио левой рукой – невыполнимая задача. Практически любую мелодию способен сыграть без нот, на слух, без репетиции и с относительно небольшим количеством ошибок, но… только в одной из двух тональностей: До мажор и ля минор.

Итак, невозможность живой игры в реальном времени – это раз. А два – это отсутствие навыков (именно, навыков, а не теоретических знаний) аранжировки музыки. Вот эти обстоятельства и привели к тому, что я давно заинтересовался программами-аранжировщиками. Ведь суть работы с ними идеально соответствует моим хилым исполнительским возможностям: правой рукой играется мелодия, а левой рукой извлекается последовательность аккордов. Лишь бы успевать перед началом очередного такта нажимать клавиши, соответствующие нужному аккорду. А уж программа сама распознаёт и обыгрывает каждый взятый аккорд в соответствии с выбранным стилем. Стиль включает в себя партии нескольких инструментов. Стилей можно найти тысячи. Многие стили созданы профессиональными музыкантами. Они вполне способны служить основой аранжируемой авторской композиции, если воспроизводить последовательность аккордов в секвенсоре какой-либо виртуальной студии, например, Steinberg Cubase. Не случайно в книгах и статьях я описал работу со столькими виртуальными аранжировщиками: Band-in-a-Box, Yamaha Visual Arranger, Yamaha XGworks, One Man Band, Evolution Sound Studio Pro II, Style Enhancer Micro.

http://www.petelin.ru/books/muscomp/muscomp.htm,
http://www.petelin.ru/books/aranj/aranjsod.htm,
http://www.petelin.ru/books/p-aranj.html,
http://www.petelin.ru/pcmagic/aranjf/aranjf.htm,
http://www.petelin.ru/pcmagic/aranj/aranj.htm,
http://www.petelin.ru/pcmagic/bb2004/bb2004.htm,
http://www.petelin.ru/pcmagic/lesson05/l05.htm,
http://www.petelin.ru/terra/14.pdf

.

Было время, когда я верил, что, используя программу-аранжировщик, смогу придать приличный облик сочиненным мною мелодиям. Поэтому покупал всё новые программы, разбирался в тонкостях работы с ними, делился своими «открытиями» с читателями.

Парадокс: на самом деле в моих опубликованных композициях, включая содержимое альбома «Позавчера», не задействован ни один из вышеперечисленных виртуальных аранжировщиков. Всё прописано «по ноткам», разве что к некоторым партиям применены арпеджиаторы, имеющиеся в составе таких виртуальных синтезаторов, как: reFX Nexus https://refx.com, Steinberg HALion, Steinberg Groove Agent https://www.steinberg.net и т.п.

У всех виртуальных аранжировщиков есть общий недостаток: либо они вообще не имеют средств для озвучивания, либо встроенные виртуальные синтезаторы звучат примитивно, либо сами программы ненадёжно работают со сторонними хорошо звучащими VST-инструментами. Именно по этой причине я однажды и решил купить недорогой рэковый синтезатор, поддерживающий спецификацию General MIDI. Просто захотелось слушать стили виртуальных аранжировщиков, испытывая эстетическое наслаждение от качества звука, а не досадуя на отсутствие этого самого качества.

Мой сын и соавтор Роман Петелин в отличие от меня давно стал интересоваться аппаратными синтезаторами, поэтому я и обратился за советом к нему. Он тут же прислал мне ссылку на объявление: относительно дёшево продавался рэковый синтезатор Yamaha MOTIF-RACK ES. Эта ссылка открыла для меня площадку Авито, куда я прежде никогда не заглядывал. В тот раз я как-то равнодушно отнесся к рекомендованному Романом синтезатору. А вместо него купил Roland Fantom-XR (о нём речь шла в предыдущей части статьи). Однако «железно-синтезаторный вирус» уже поселился в моих мыслях. Поэтому спустя некоторое время я всё же решил поближе познакомиться с синтезатором Yamaha MOTIF-RACK ES и понял, что это очень интересный инструмент, но, оказывается, есть инструмент ещё более интересный: Yamaha MOTIF-RACK XS. Хотя вроде бы разница в одной букве… По цене эти модели (доступны только бывшие в употреблении, т.к. они уже сняты с производства) отличаются раза в полтора. Но я быстро понял, что мне требуется именно более дорогая модель Yamaha MOTIF-RACK XS (рис. 1).


Рис. 1. Передняя и задняя панели синтезатора Yamaha MOTIF-RACK XS

Изучая технические характеристики этих синтезаторов, я обратил внимание на наличие четырехканального арпеджиатора. Т.е. можно одновременно, но с разными ритмическими рисунками исполнять партии четырех инструментов. А еще я заметил, что если в ES заложено 1787 различных арпеджио, то в XS их 6663! Чтобы просто прослушать звучание, затрачивая на один экземпляр арпеджио чуть более минуты, потребуется неделя «чистого хоккейного времени» без перерывов на сон и приём пищи. Арпеджио сгруппированы как по конкретным инструментам, так и по музыкальным жанрам. Бесчисленное количество гитарных боёв, фортепианных и скрипичных пассажей, барабанных грувов… Полный перечень арпеджио Yamaha MOTIF-RACK XS приведен на 48 страницах документа «Motif Arpeggio Type List»:

https://usa.yamaha.com/files/download/other_assets/2/335432/motifrackxs_en_dl2_a0.pdf

Синтезатор способен работать в двух принципиально отличающихся режимах: Voice – исполнение одноголосной партии и Multi – исполнение до 16 различных партий, управление которыми ведётся по разным MIDI-каналам. Кроме того, у режима Multi предусмотрена особая разновидность Layer 1-4 Parts, при которой первые 4 партии управляются по одному и тому же MIDI-каналу. Это значит, что, выбрав для каждой из них свой вариант арпеджио и посылая по данному MIDI-каналу последовательность аккордов, мы фактически получим автоаранжировщик с практически неограниченным числом стилей (ведь стиль формируем мы сами, комбинируя арпеджио). А для каждой из этих 4-х партий можно заранее выбрать до 5 различных типов арпеждио, и во время игры оперативно их переключать, что эквивалентно переключению вариаций стиля в «самоиграйках». Да еще остается 12 партий, управляемых по индивидуальным MIDI-каналам, где можно сыграть всё, что душе угодно! Важно также, что аранжировку есть чем озвучить: 1024 мелодических тембра и 64 набора ударных, которые к тому же можно до неузнаваемости изменить, используя сотню эффектов.

Нет смысла расписывать все достоинства Yamaha MOTIF-RACK XS, благо в наши дни доступно русскоязычное руководство пользователя этого синтезатора:
https://ru.yamaha.com/files/download/other_assets/0/331750/motifrackxs_ru.pdf

Поговорим о проявившихся проблемах.

В базовом варианте синтезатор располагает MIDI-интерфейсом и USB-MIDI-интерфейсом для управления с клавиатуры или секвенсора. Имеется цифровой стереофонический коаксиальный выход в формате S/PDIF 44,1 кГц, 24 бит и 4 аналоговых выхода, по которым можно выводить две пары независимых стереосигналов.

Углубившись в изучение Yamaha MOTIF-RACK XS, я узнал, что, если приобрести дополнительную плату mLAN16E2 с интерфейсом FireWire IEEE 1394 (рис. 2) и установить ее, сняв заглушку, в специальный отсек, доступный с задней панели блока (см. рис. 1, внизу, слева), то вместо одного появятся восемь независимых цифровых аудио стереовыходов.


Рис. 2. Плата mLAN16E2

Модуль mLAN16E2 оказался большой редкостью. На Авито предложений я тогда не обнаружил. В удаленном складе магазина «Музторг» «завалялся» единственный экземпляр. Мне очень хотелось получить возможность раздельной записи в Cubase восьми цифровых стереосигналов, чтобы потом можно было подвергать их независимому редактированию. Поэтому 20 000 рублей, которые стоил этот модуль в «Музторге», меня не остановили (при том, что собственно синтезатор обошёлся мне на Авито чуть больше 30 000 рублей). Замечу, что за полтора года, прошедшие с тех пор, лишь дважды встретились на Авито предложения этой платы и дважды – синтезатора, укомплектованного ею.

Установил долгожданную плату в синтезатор, подключил кабель, включил питание и… никакого результата. Ни MIDI-сигналы, ни звук из Cubase и обратно не проходят. Читаю-перечитываю русскоязычное руководство, перевожу отдельные фрагменты англоязычного (к сожалению, в документации синтезаторов, переведенной на русский язык, очень часто встречаются нелепые ошибки: перепутаны входы/выходы, уменьшается/увеличивается, лево/право, верх/низ и т.д.). Сто раз делаю всё по инструкции, переустанавливаю драйвер, меняю кабели. Безрезультатно. Молчок. Обидно: по MIDI и по USB обмен информацией происходит нормально, а перейти на FireWire не получается. За что, спрашивается, 20 000 отвалил? Вернуть модуль как неисправный в «Музторг»? А вдруг он на самом деле нормальный? Знакомые продавцы из числа тех, что присутствовали на моих семинарах, будут думать, что Петелин не смог разобраться. Стыдно. И спросить не у кого.

Выгреб из Интернета всю информацию по интерфейсу FireWire. Прочитал все сообщения на тематических форумах, в которых хотя бы мельком упоминалась карта mLAN16E2. Потратил не меньше двух недель, пока случайно не заметил, что два руководства, одинаковых по содержанию и с абсолютно одинаковыми иллюстрациями, по-разному озаглавлены. Одно называется: «FW 16E. Руководство пользователя», а другое: «mLAN16E2. Руководство пользователя». Тут-то я понял, что существуют две различные модели FireWire платы расширения: FW 16E и mLAN16E2. Разработчики синтезатора хорошие люди: сделали так, что он может работать с любой из них. Правда, о том, как выполнить переключение, в одном из многостраничных «мануалов» сказано настолько вскользь, что теперь я вряд ли повторно найду тот фрагмент текста.

Делается это не в программном обеспечении, а именно в самом синтезаторе с помощью элементов, расположенных на его передней панели. Нужно: нажать кнопку UTILITY, на дисплее выбрать вкладку General, нажать кнопку ENTER, кнопками курсора пролистать страницу Utility General, увидеть и выбрать опцию IEEE 1394 Driver, ручкой модулятора выбрать значение этой опции FW, нажать кнопку STORE, выключить и включить питание синтезатора. После этого драйвер, зашитый в синтезатор, будет настроен на работу с картой mLAN16E2. Юмор заключается в том, что альтернативное значение опции IEEE 1394 Driver обозначено как mLAN. Вот уж об этом совсем трудно было догадаться: оказывается драйвер FW предназначен для работы с картой mLAN16E2, а драйвер mLAN — с картой FW 16E. Где логика?

Понимаю, что вам мог наскучить мой затянувшийся рассказ о приключении с переключением. Но разве можно сравнить 5 минут, которые у вас ушли на его чтение, с двумя неделями, затраченными мной на поиски решения проблемы? Вам же теперь нет необходимости повторять весь мой путь. Достаточно перечитать предыдущий абзац.

Скажу еще о нескольких моментах, которые тоже могут вызвать затруднения.

Прежде всего, в системе компьютера должны быть установлены специальные драйверы, предназначенные для работы с синтезатором Yamaha MOTIF-RACK XS:
Yamaha USB-MIDI Driver: https://ru.yamaha.com/ru/support/updates/umd_win64_kbd.html;
Yamaha Steinberg FW Driver: https://ru.yamaha.com/ru/support/updates/yamaha_steinberg_fw_driver_win64.html

В процессе «оживления» карты mLAN16E2 я сделал перевод инструкции по установке драйвера Yamaha Steinberg FW Driver. Возможно, вам пригодится этот документ: YamahaFWDriverInstallationGuide_RUS_Petelin.pdf

Синтезатор Yamaha MOTIF-RACK XS способен принимать (и отправлять) MIDI-сообщения посредством одного из трёх интерфейсов: MIDI, USB, FW. Выбор интерфейса, нужного вам в данный момент, осуществляется с панели синтезатора. Следует: нажать кнопку UTILITY, на дисплее выбрать вкладку MIDI, нажать кнопку ENTER, на странице Utility MIDI 1/6 выбрать опцию MIDI In/Out, ручкой модулятора выбрать одно из трёх значений этой опции: MIDI, USB или mLAN, нажать кнопку STORE. Конечно, нужно соединить кабелями разъёмы этих интерфейсов с соответствующими разъёмами на компьютере, на клавиатуре и т.п.

Помните, что питание синтезатора нужно включать до того, как вы включите питание компьютера. В противном случае операционная система не обнаружит USB-MIDI и FW устройства синтезатора. Поэтому порты синтезатора не будут доступны и в Cubase.

Конечно, синтезатор можно использовать и с другими программами-хостами. Но я всё время упоминаю Cubase не только потому, что работаю именно с этой виртуальной студией. Дело в том, что разработчики целенаправленно ориентировали Yamaha MOTIF-RACK XS на интеграцию именно с Steinberg Cubase. Так, например, они не поленились выпустить специальную утилиту-расширение. В архивном файле, который можно скачать по ссылке:
https://ru.yamaha.com/ru/support/updates/motif-rack_xs_extension_win.html,
содержится и собственно расширение, и инструкция по его установке. Когда вы выполните всё, что в ней предписано, в системе появятся шаблоны проектов Cubase, предназначенные для работы с синтезатором Yamaha MOTIF-RACK XS. Вы их увидите и сможете выбрать в момент создания нового проекта (рис. 3):


Рис. 3. Шаблоны проектов Cubase для работы с синтезатором Yamaha MOTIF-RACK XS

Подчеркну, что модуль mLAN16E2 оснащен интерфейсом FireWire IEEE 1394. Некогда считавшийся перспективным этот интерфейс, проиграв битву с интерфейсом USB, сейчас ушёл в небытие, не успев нормально завершить «сырую» стадию развития. Поэтому он дважды «глючный»: из-за давних недоработок «железа» и из-за отсутствия современных драйверов. Подробно этот аспект моих мучений и найденное решение описаны в первой части статьи. Повторяться не стану. В конечном счёте всё наладилось. Лучше расскажу о хорошем.

Для управления синтезатором Yamaha MOTIF-RACK SX с компьютера фирма Yamaha создала несколько бесплатных программ. Наиболее современной разработкой оказался VST-плагин MOTIF-RACK XS Editor VST:
https://ru.yamaha.com/ru/support/updates/motif-rack_xs_editor_standalone_vst_win.html.

После установки на компьютер этот редактор распознается программой Cubase (либо любым другим хостом) аналогично обычному (виртуальному) VST-плагину. Если синтезатор подключен по USB или FireWire и установлены соответствующие драйверы, то после запуска плагина MOTIF-RACK XS Editor происходит автоматическая синхронизация его состояния с состоянием синтезатора. На рис. 4 представлено главное окно плагина MOTIF-RACK XS Editor.


Рис. 4. Главное окно плагина MOTIF-RACK XS Editor

Во второй части статьи я рассказывал о попытке применения специального VST-плагина, предназначенного для управления синтезатором Roland INTEGRA-7. Собственно говоря, именно из-за того, что в рекламе Roland INTEGRA-7 подчеркивалось наличие данной виртуальной оболочки, я и решился на приобретение этого синтезатора. Но очень скоро выяснилось, что VST-плагин от Roland работает крайне ненадёжно (хотя и использует надёжный интерфейс USB). А вот MOTIF-RACK XS Editor оказался надёжным и удобным средством редактирования параметров синтезатора. Вдвойне повезло, что он 64-битный. Ведь современная версия Cubase больше не поддерживает 32-битные VST-плагины. При сканировании системы программа включает их в чёрный список.

На вкладках главного окна имеются элементы выбора режимов, инструментов, предназначенных для исполнения каждой из партий, выбора эффектов и регулировки их параметров, назначения и переключения арпеджио. Более того, некоторые параметры синтезатора доступны только из этого редактора и не доступны с панели управления самого синтезатора. Так, например, с панели синтезатора можно выбрать лишь один из 128 перформансов (в терминологии MOTIF-RACK они называются Multi). Каждый Multi содержит 16 каналов с назначенными на них инструментами и эффектами, причем до четырех каналов могут быть связаны с определенными арпеджио. А из редактора кроме этих 128 Multi, объединенных в первый банк, доступны еще два банка Multi, т.е. общее количество Multi составляет 384. Если нажать кнопочку Layer 1-4 Parts (левый нижний угол на рис. 4) и посылать на редактор MIDI-сообщения, содержащие последовательность аккордов, то синтезатор превратится в автоаранжировщик, обыгрывающий партии четырёх инструментов.

Самое главное, что все настройки синтезатора, выполненные в этом VST-плагине, можно и запомнить в качестве VST-пресета, и просто автоматически сохранить вместе с файлом проекта!

Я не стану описывать работу с MOTIF-RACK XS Editor. Вместо этого приведу ссылку, по которой можно скачать 42-страничное руководство, которое я перевёл на русский язык в процессе освоения редактора: Motifrack_xs_editor_manual_RUS-Petelin.pdf.

Сейчас ограничусь тем, что расскажу, какие способы я нашел для решения двух проблем, которые, судя по сообщениям на форумах, «достают» многих.

Первое неудобство: если использовать режим Layer 1-4 Parts применительно к фабричным Multi, то после того, как все аккорды будут сняты, синтезатор продолжает обыгрывать последний взятый аккорд. Остановили вы воспроизведение проекта, что-то хотите отредактировать, а синтезатор «молотит» и «молотит», как испорченная пластинка.

Разработчики предлагают прерывать этот процесс либо, нажимая на кнопку AUDITION (такая есть и на панели синтезатора, и в окне VST-плагина), либо, выбирая другой Multi. Дело в том, что для всех четырех партий, исполняемых в режиме Layer 1-4 Parts, параметр арпеджио Hold установлен в On. Т.е. включено удержание звучания аккорда после его снятия на клавиатуре. Попытка установить Off или Sync-off в фабричных пресетах Multi почему-то не всегда приводит к желаемому результату. К тому же это переключение нужно делать для каждой из четырех партий, а пресеты перезаписывать в пользовательские банки. В общем, «морока головы», не решающая проблемы.

Моё предложение состоит в том, чтобы в новом проекте Cubase создавать Multi с нуля, а не выбирать из числа фабричных пресетов. Для этого достаточно просто подключить MOTIF-RACK XS Editor к проекту в качестве рэкового VST-инструмента. Он автоматически установится в состояние инициализации (в это состояние его в любой момент можно перевести также и соответствующей командой главного меню окна VST-плагина). В частности, это означает, что параметр арпеджио Hold всех четырех партий установится в Off.

И ещё: подключив MOTIF-RACK XS Editor к проекту, в опциях VST-инструмента выберите: Задействовать выходы > Все Выходы (рис. 5).


Рис. 5. Опции выходов VST-инструмента MOTIF-RACK XS Editor

В результате в проекте будут созданы 8 стереофонических аудиотреков, а в синтезаторе первые 8 партий будут направлены каждая на свой индивидуальный аудиовыход (рис. 6).


Рис. 6. Восьми партиям назначены индивидуальные аудиовыходы

Тем самым решается вторая проблема, создающая массу неудобств: фабричные пресеты Multi, похоже, не рассчитаны на использование многоканального интерфейса mLAN16E2. Всем партиям в них назначен один и тот же (основной) выход L&R (сравните рис. 6 с рис. 4) Т.е. если вы выбрали фабричный пресет Multi, переназначили в нем выходы для партий, а потом решили послушать звучание другого фабричного Multi, то выходы нужно будет переназначать заново.

Вы скажете, что предлагаемые мною способы решения двух проблем «выплёскивают вместе с водой и ребёнка»: приходится с нуля выбирать инструменты для партий и назначать им арпеджио. Да, это так. Но, во-первых, таким путём вы создадите неповторимо звучащую аранжировку. А, во-вторых, если какие-то из фабричных пресетов Multi в целом или отдельные их партии вам особенно нравятся – изучите их настройки и установите такие же для вновь создаваемого проекта. Готов поделиться своей наработкой. Я прослушал все 384 пресета Multi и выбрал из них те, которые, возможно, пригодились бы в моих аранжировках. В основном это баллады. Для каждого из избранных пресетов я выписал в таблицу номер пресета в банке, его имя, а для каждой партии – тип инструмента, вид арпеджио и номера задействованных вариаций арпеджио. Голубая подсветка в тексте означает, что мне умеренно понравился пресет, а чем больше красного цвета, тем больше мне этот пресет по душе. Пометка +12 означает, что, на мой взгляд, пресет лучше звучит при транспонировании аккорда на октаву вверх. Фиолетовым помечены партии, которые хорошо звучат, если включить арпеджиатор. Файл со списком избранных пресетов находится по этой ссылке: Favorite_Motif_Rack_XS_Presets_Petelin.pdf.

У синтезатора Yamaha MOTIF-RACK SX есть ещё одно, не побоюсь этого слова – уникальное – свойство, о котором мало кто знает: возможность внедрения в него технологии Karma. Наверное, вы слышали об этой технологии, хотя бы потому, что не так давно фирма Korg выпускала синтезаторы (например, Korg KARMA), в которой эта технология изначально реализована на аппаратном уровне.

KARMA (Kay Algorithmic Realtime Music Architecture) — технология алгоритмического создания музыкальных эффектов, генерирующая MIDI-данные, разработана профессиональным музыкантом и программистом Стефеном Кеем (Stephen Kay). Технология KARMA представляет собой набор алгоритмов обработки MIDI-информации, поступающей на вход инструмента. На основе этой информации в реальном времени генерируются музыкальные эффекты: арпеджио, разнообразные ритмические и мелодические фактуры, фразы с имитацией звукоизвлечения на различных инструментах.

Подробные сведения о применяемых алгоритмах разработчик хранит в секрете. Известно только, что в реальном времени изменяются: ритм, темп, динамика, панорама, эффекты, мелодическая линия, аккорды и другие атрибуты музыки. Пользователю доступно огромное количество регуляторов параметров алгоритмов. Кроме того, в алгоритмах применяется вероятностный подход к генерированию значений некоторых параметров, что даёт разнообразие и даже неповторимость результатов.

Фирма Korg создала целый ряд синтезаторов, в которых внедрены различные версии KARMA. Надеюсь, что в следующей части статьи я расскажу о своём опыте работы с одним из таких синтезаторов – Korg M3. Но сейчас речь не об этом.

Не знаю, что уж там произошло между автором KARMA и фирмой Korg, но третья версия KARMA, появившаяся некоторое время назад, предназначена не для инструментов Korg, а для инструментов Yamaha. Насколько я понял, она реализована не на аппаратном уровне, а в виде программной оболочки. Актуальная на момент написания статьи разработка называется KARMA Motif Software 3.3 (рис. 7). Она представляет собой программу, которая, во-первых, позволяет загрузить в память синтезаторов серии Yamaha Motif и Yamaha MOXF дополнительные данные, заменив часть хранящихся там стандартных фабричных пресетов; а во-вторых, обеспечивает управление из компьютера параметрами реального времени генерируемых эффектов (GE).


Рис. 7. Главное окно программы KARMA Motif Software 3.3

В контексте данной статьи важно, что эта программа предназначена также для работы с синтезатором Yamaha MOTIF-RACK SX! В результате её применения герой нашей повести сможет формировать арпеджио не для четырёх, а для восьми партий. Причём, вместо арпеджио, порождённых жёсткими фабричными алгоритмами, вы услышите неповторимые (потому что псевдослучайные), переливающиеся всеми красками, трансформирующиеся во времени звуки. И обойдётся вам это удовольствие всего-то в 199 долларов. Еще 64 доллара стоит расширение KARMA Motif - Xpansion Pack 1, включающее в себя 32 дополнительных перформанса (Multi).

На определённом этапе оснащения своей студии я обдумывал вариант покупки этой программы и расширения. Остановили меня три сомнения.

  1. Мне показалась рискованной процедура перезаписи памяти синтезатора, не хотелось также терять доступ к части фабричного контента Yamaha MOTIF-RACK SX.
  2. Смутило, что расширение Xpansion Pack 1 выпущено аж в мае 2017 года, и с тех пор никаких новых расширений не появилось.
  3. KARMA Motif Software 3.3 – это не VST-плагин, а отдельное приложение, по сути дела виртуальная панель дистанционного управления синтезатором, поэтому интегрировать в Cubase эту программу не удастся.

Но поскольку в Интернете о KARMA я прочитал много позитивных и даже восторженных отзывов, захотелось и самому «пощупать», что это такое. Поэтому, когда появилась возможности приобрести синтезаторный модуль Korg M3, в котором KARMA является главной «фишкой», я эту возможность не упустил. Но об этом в следующей части статьи…

Под эгидой Yamaha много лет выходит журнал Music Production Guide, в свободном доступе он выложен, например, по ссылке: https://europe.yamaha.com/en/news_events/music_production/. В выпуске 2014-01 журнала вы найдёте статью, посвященную KARMA Motif Software Version 3.1. Статьи о технологии KARMA, написанные её разработчиком, опубликованы в выпусках 2012-05, 2013-02 и 2013-03. Более подробная информация, руководство пользователя KARMA, а также много статей и обучающее видео находятся на сайте: https://www.karma-lab.com. Там же можно купить KARMA Motif Software 3.3 и KARMA Motif - Xpansion Pack 1.

В заключение рассказа о Yamaha MOTIF-RACK SX приведу ещё одну ссылку, по которой можно найти полезную информацию и об этом синтезаторе, и о других синтезаторах Yamaha: https://yamahasynth.com.

Аудиоинтерфейс Steinberg MR816 CSX

Трудно сосчитать, со сколькими звуковыми картами и звуковыми модулями (аудиоинтерфейсами) довелось поработать мне за долгие годы занятий музыкальным компьютером. Менял я их не потому, что они ломались. Ни один из них «физически» не испортился. Какие-то из них переставали соответствовать моим потребностям, какие-то устаревали, так как их разработчики прекращали поддержку и переставали выпускать драйверы для новых версий Windows.

До недавнего времени меня, в принципе, устраивали звуковые модули, имеющие пару линейных входов, надежный интерфейс для связи с компьютером, качественный АЦП для оцифровки сигнала с микрофона, подключенного к линейному входу через ламповый предусилитель, и качественный ЦАП для комфортного мониторинга. Поскольку синтезаторы я использовал исключительно виртуальные, никаких дополнительных входов/выходов не требовалось. Последним моим звуковым модулем, соответствующим этим требованиям, был Focusrite Saffire PRO 24. Для меня его возможности (наличие двух аналоговых стереовходов, коаксиального и оптического входного и выходного цифровых интерфейсов) были даже избыточными. И всё в этом приборе меня устраивало до тех пор, пока у меня не стали появляться (правильнее сказать – размножаться) аппаратные синтезаторы и приборы обработки звука.

В Steinberg Cubase предусмотрены средства применения аппаратных устройств, аналогичные средствам применения эффектов и синтезаторов виртуальных. Во второй части статьи я подробно рассказал о том, как подключить в качестве VST-плагина к проекту Cubase синтезатор Roland INTEGRA-7. Аналогично подключаются любые другие аппаратные синтезаторы. Если у синтезатора есть цифровой выход (и если ваш звуковой модуль оснащен таким же входом), то лучше использовать его. Но, в крайнем случае, можно задействовать и аналоговые выход-вход. Только хорошо бы им быть симметричными (балансными), это минимизирует помехи. Так же желательно установить на выходе синтезатора максимальный уровень аудиосигнала, а на входе звукового модуля — минимальное усиление (если оно, конечно, регулируется). Итак, для подключения каждого аппаратного синтезатора в звуковом модуле нужен, как минимум, один стереофонический вход.

С аппаратными эффектами дело обстоит сложнее. Для подключения одного прибора к звуковому модулю (с целью применения в проекте Cubase) кроме стереовхода требуется еще и стереовыход, на который из проекта будет подаваться обрабатываемый сигнал.

В общем, буквально сразу же после первого «железного» приобретения (синтезатор Roland BK-3) звуковой модуль Focusrite Saffire PRO 24 перестал меня устраивать. Никакого чёткого плана «перевооружения» у меня не было, поэтому я тупо решил купить не очень дорогой звуковой модуль с большим числом аналоговых линейных входов: TASCAM US-16x08 https://www.tascam.eu/ru/.

А потом у меня неожиданно появился синтезатор Yamaha MOTIF-RACK SX… В общем, как говорится: «Не было у бабы хлопот, да купила порося!»

Можно было оставить всё, как есть: использовать USB-аудиоинтерфейс TASCAM US-16x08, и передавать в него аудиосигнал с Yamaha MOTIF-RACK XS по двум аналоговым стереоканалам. Но мне хотелось пользоваться восемью цифровыми стереоканалами, ставшими доступными после покупки карты расширения mLAN16E2. В таком случае пришлось бы отказаться от TASCAM US-16x08 и использовать Yamaha MOTIF-RACK XS и в качестве синтезатора с восемью выходными цифровыми стереоканалами, и в качестве простейшего аудиоинтерфейса, способного воспроизводить звук проекта Cubase, но не обладающего ни микрофонным, ни линейным входами.

Конечно, можно было чередовать эти варианты в зависимости от текущих потребностей. Однако мой многолетний опыт работы с различным аудиооборудованием свидетельствует о том, что нет ничего хуже, чем его непостоянная коммутация. А когда весь процесс базируется на виртуальной студии вроде Cubase, изменяющийся набор подключённого оборудования – лучший способ создать себе невыносимые условия для работы.

Судите сами. Если в каком-то из проектов Cubase был задействован некий синтезатор X, и вы открываете этот проект, а синтезатор не подключён, то программа сообщит вам об этом и предложит сделать выбор, как действовать дальше. Это ещё ладно. Но если вы открываете проект, в котором был задействован звуковой модуль Y, а реально у вас в данный момент подключён звуковой модуль Z, то настройка студии собьётся, вам заново придётся выбирать нужный ASIO-драйвер, создавать входные и выходные шины. Учитывая, что реально и USB-, и FW-интерфейсы не всегда правильно реагируют на «горячее» подключение оборудования, после смены звукового модуля вам, скорее всего, предстоит: открыть проект; убедиться, что в нем, увы, ранее использовался другой аудиоинтерфейс; закрыть проект; перезагрузить компьютер; выполнить настройку студии под задействованный в данный момент аудиоинтерфейс и только после всего этого загрузить редактируемый проект.

В типовом случае ASIO-драйвер обеспечивает работу одновременно только с одним аудиоинтерфейсом. Поэтому подключить и TASCAM US-16x08, и Yamaha MOTIF-RACK XS с картой расширения mLAN16E2 невозможно.

В общем, в поисках решения проблемы и в мучительных размышлениях о том, какой из этих двух приборов исключить из состава студии, я провёл ещё около двух недель.

Параллельно я пытался добиться устойчивой работы компьютерной карты расширения, содержащей интерфейс FireWire IEEE 1394. Переустанавливая в очередной раз FireWire-драйвер, скачанный с сайта https://ru.yamaha.com/ru/support/updates/yamaha_steinberg_fw_driver_win64.html, я случайно впервые внимательно прочитал аннотацию и понял, что кроме семейства синтезаторов Yamaha MOTIF этот драйвер предназначен также для некоего устройства Steinberg MR816 CSX.

Как оказалось, MR816 CSX (рис. 8) – рэковый многоканальный FireWire-аудиоинтерфейс, обладающий широчайшими возможностями, как с точки зрения коммутации, так и в отношении обработки аудиосигналов https://www.steinberg.net/index.php?id=downloads_mr816&L=1.


Рис. 8. Передняя и задняя панели адуиоинтерфейса Steinberg MR816 CSX

Это совместная разработка Yamaha и Steinberg, в которой предусмотрена тесная интеграция с виртуальной студией Steinberg Cubase. Изучая документацию прибора, я узнал, что к компьютеру по интерфейсу FireWire можно подключить до трёх приборов Steinberg MR816 CSX, которые будут работать под управлением единственного ASIO-драйвера. И тут меня осенила догадка. Скорее всего, этому драйверу безразлично, чем управлять: двумя аудиоинтерфейсами Steinberg MR816 CSX или одним аудиоинтерфейсом Steinberg MR816 CSX и одним синтезатором Yamaha MOTIF-RACK XS.

Ну, почему бы разработчикам не написать об этом где-нибудь в документации по-русски или хотя бы по-английски? Интересно бы узнать, как обстоит дело в японской документации, наверное, там всё расставлено по полочкам.

Вскоре, затратив 30 000 рублей, я стал обладателем Steinberg MR816 CSX. В моем распоряжении оказалась потрясающая студия: работающие в единой связке аудиоинтерфейс Steinberg MR816 CSX и синтезатор Yamaha MOTIF-RACK XS.

Что же такого интересного содержится в аудиоинтерфейсе Steinberg MR816 CSX? Прежде всего, очень приличный набор входов/выходов:

  • 8 аналоговых входов микрофон/линия, один из которых можно переключить в высокоомный режим для подключения электрогитары; на каждый из входов по отдельности можно подать фантомное питание, необходимое для конденсаторных микрофонов.
  • 2 аналоговых инсертных входа для подключения внешних модулей эффектов.
  • Цифровой коаксиальный вход стандарта S/PDIF.
  • Цифровой оптический вход, который можно переключать между стандартами ADAT (8 стереоканалов) и S/PDIF (1 стереоканал).
  • 8 аналоговых монофонических выходов, которые можно сгруппировать в четыре стереофонических выхода.
  • 2 стереовыхода на наушники.
  • Цифровой коаксиальный выход S/PDIF.
  • Цифровой оптический выход ADAT или S/PDIF.
  • Вход и выход для сигналов синхронизации цифрового аудиооборудования.

К компьютеру Steinberg MR816 CSX подключается посредством интерфейса FireWire IEEE 1394. Для того чтобы можно было последовательно включить ещё один прибор, на задней панели есть не один, а два FireWire-разъема.

Вообще-то существуют два аудиоинтерфейса с одинаковым составом входов/выходов: Steinberg MR816 X и Steinberg MR816 CSX. Отличаются они тем, что первый не содержит в своем составе цифрового процессора Sweet Spot Morphing Channel Strip (сокращенно Channel Strip), реализующего компрессию и эквализацию, а второй – содержит. В младшей модели из эффектов доступна только цифровая реверберация REV-X.

Исчерпывающее представление о маршрутизации сигналов дает схема, представленная на рис. 9.


Рис. 9. Схема маршрутизации сигналов в Steinberg MR816 CSX

Для себя я считаю основными достоинствами Steinberg MR816 CSX следующие два:

  • интеграция с Steinberg Cubase;
  • возможность бесконфликтно работать совместно и одновременно с синтезатором Yamaha MOTIF-RACK XS под управлением одного и того же ASIO-драйвера.

Для управления аудиоинтерфейсом фирмой Steinberg разработаны несколько программ. Если прибор используется автономно (без Cubase), то можно применять программу MR Editor (рис. 10).


Рис. 10. Окно программы MR Editor

По сути дела, это объединённые в одну оболочку коммутатор и микшер. Вид окна зависит от конфигурации прибора, выбранной в окне управления драйвером YamahaFWDriverInstallationGuide_RUS_Petelin.pdf. Рис. 10 соответствует ситуации, когда в качестве оптического цифрового интерфейса выбран S/PDIF.

Для совместного использования с Cubase создано специальное программное расширение TOOLS for MR, после установки которого, во-первых, в системе появятся шаблоны проектов Cubase, предназначенные для работы с Steinberg MR816 CSX (см. рис. 3, верхние строки шаблонов), во-вторых, в Cubase станут доступны специальные окна для связи с MR816 CSX: окно Input Settings (рис. 11, рис. 12) и окно MR816 CSX Hardware Setup (рис. 13 – рис. 16), а в-третьих, появится возможность коммутации аудиотреков Cubase и каналов MR816 CSX путем нажатия на панели прибора соответствующей кнопки QUICK CONNECT. За счёт этих окон MR816 CSX можно применять совместно с Cubase не в качестве VST-плагина, как это бывает с любыми другими приборами обработки звука, а в качестве неотъемлемого элемента микшера Cubase.

Специальные окна Input Settings отображаются в секции Оборудование окна Mix Console программы Cubase (рис. 11). Окон Input Settings столько, сколько входных шин создано в окне Аудио подключения (команда главного меню Студия > Аудио подключения). Состав элементов окна Input Settings и возможности обработки сигнала зависят от того, к какому типу входа подключён эффект Channel Strip: аналоговому или цифровому (выбирается в окне управления драйвером Yamaha Steinberg FW Driver). На рис. 11 Channel Strip подключен к аналоговым входам (четыре канала, расположенных в левой части окна).


Рис. 11. Окно Mix Console программы Cubase, в котором отображены специальные окна Input Settings

Рассмотрим назначение элементов окна Input Settings (рис. 12).


Рис. 12. Окно Input Settings

  1. +48V/PAD indicator (только индикация) – здесь указывается состояние включения/выключения фантомного питания и PAD для каждого из аналоговых входных каналов 1–8. Когда PAD находится в выключенном состоянии, чувствительность регулируется в пределах от -60 дБ до -16 дБ. Когда во включённом – в пределах от -34 дБ до +10 дБ.
  2. High pass filter (HPF) – включение или выключение аппаратного фильтра верхних частот (ФВЧ); когда ФВЧ включен, сигналы ниже 80 Гц ослабляются.
  3. Phase – кнопка инвертирования фазы сигнала входного канала; кнопка недоступна, если в Cubase включен Direct Monitoring (прямой мониторинг).
  4. Channel Strip Edit – кнопка вызова окна для редактирования параметров эффекта Sweet Spot Morphing Channel Strip.
  5. DRIVE – регулятор степени применения компрессора.
  6. MORPH – регулятор Channel Strip Sweet Spot Data; предварительно запрограммированные наилучшие с точки зрения разработчиков настройки компрессора и эквалайзера присвоены каждому из положений этого регулятора.
  7. Effect Insertion location – переключатель, который определяет место вставки эффекта Channel Strip. В соответствии с настройкой, выполненной здесь, изображение в окне изменится, чтобы указать фактическое прохождение сигнала.
    • В верхнем положении переключателя эффект Channel Strip не будет применяться ни к сигналам, передаваемым на выходные разъёмы MR816 CSX (т.е. к сигналам мониторинга), ни к сигналам, передаваемым на компьютер в Cubase (т.е. к записываемым сигналам).
    • В нижнем положении переключателя эффект Channel Strip будет применяться и к сигналам, передаваемым на выходные разъёмы MR816 CSX, и к сигналам, передаваемым в Cubase.
  8. DM (Direct Monitoring) – индикатор положения, из которого аудиосигналы для мониторинга будут выводиться, когда доступен прямой мониторинг.
  9. REV – кнопка, открывающая окно настройки параметров ревербератора REV-X.
  10. Rev-X Send – регулятор уровня посыла на ревербератор REV-X (глубина реверберации).
  11. REV-X Setup – кнопка вызова вкладки маршрутизации реверберации в окне MR816 CSX Hardware Setup.
  12. Headphone Setup – кнопка вызова вкладки Headphones в окне MR816 CSX Hardware Setup; в этом окне можно выбрать источник сигнала, выводимый через разъёмы наушников, и настроить уровень сигнала.

В окне CSX Hardware Setup (рис. 13 – рис. 16) можно выполнить настройки, относящиеся к выходному сигналу разъемов наушников, реверберации (REV-X), мастер-уровней и маршрутизации.

Настройки, сделанные в окне MR816 CSX Hardware Setup, сохраняются в файле проекта Cubase (за исключением уровня сигнала на наушники). Чтобы открыть это окно, в окне Input Settings (см. рис. 12) следует нажать либо кнопку 11, либо кнопку 12. Окно состоит из четырёх вкладок: Headphones, Reverb Routing, Master Levels и Settings.

Рассмотрим назначение элементов этого окна.


Рис. 13. Вкладка Headphones окна MR816 CSX Hardware Setup


Рис. 14. Вкладка Reverb Routing окна MR816 CSX Hardware Setup


Рис. 15. Вкладка Master Levels окна MR816 CSX Hardware Setup


Рис. 16. Вкладка Settings окна MR816 CSX Hardware Setup

  1. Headphones/Reverb Routing/Master Levels/Settings – ярлыки соответствующих вкладок. На вкладке Headphone можно выполнить настройки, связанные с наушниками. На вкладке Reverb Routing можно установить такие параметры, как тип эффекта и уровень возврата REV-X. На вкладке Levels можно настроить мастер-уровень. На вкладке Settings можно определить, какие разъёмы используются для ввода/вывода цифрового аудиосигнала, или определить каналы, в которые вставлен эффект Channel Strip.
  2. 1/2/3 – определяет управляемое устройство из числа двух или трёх устройств MR816 CSX, которые подключены к компьютеру в виде последовательной цепи. Эти вкладки доступны только при подключении двух или трёх устройств. Когда два или три устройства MR816 CSX последовательно подключены к компьютеру, номера присваиваются устройствам в порядке их распознавания компьютером. Номер, назначенный каждому устройству, соответствует вкладке 1, 2 или 3.
  3. Monitor source (Headphone jack 1) – определяет источник сигнала, выводимого через разъём для наушников 1. При использовании Cubase Pro вы можете выводить звук микса для мониторинга, выбрав в качестве источника монитора микс, созданный с помощью функции Control Room.
  4. Monitor volume (Headphone jack 1) – регулирует выходной уровень сигнала, выводимого через разъём для наушников 1.
  5. Monitor source (Headphone jack 2) – определяет источник сигнала, выводимого через разъём для наушников 2.
  6. Monitor volume (Headphone jack 2) – регулирует выходной уровень сигнала, выводимого через разъём для наушников 2.
  7. Reverb type – определяет тип реверберации (Hall / Room / Plate) ревербератора REV-X.
  8. Reverb time – регулирует время реверберации REV-X.
  9. Флажок для выбора канала, сигнал которого передаётся на REV-X.
  10. Return Level settings – отображает настройки уровня возврата от REV-X для соответствующих каналов. При использовании Cubase Pro и включенной функции Control Room здесь отображаются каналы студии. Также здесь указывается канал монитора и телефонный канал, если вы их создали. При отключении функции Control Room или использовании Cubase AI здесь указываются только выходные шины, созданные в окне Аудио подключения.
  11. Return Level – регулирует уровень возврата REV-X для каждого из каналов. Выберите канал (9), затем настройте уровень возврата REV-X для выбранного канала.
  12. Value of Master Level settings (analog output jacks) – поле, в котором отображаются значения параметров мастер-уровня аналоговых выходных разъёмов для соответствующих каналов. При использовании Cubase Pro и включенной функции Control Room здесь отображаются каналы студии. Также здесь указывается канал монитора и телефонный канал, если вы их создали. При отключении функции Control Room или использовании Cubase AI здесь указываются только выходные шины, созданные в окне Аудио подключения.
  13. Master Level (analog output jacks) – регулирует мастер-уровень сигнала, подаваемого на аналоговые выходные разъёмы соответствующего канала.
  14. Value of Master Level settings (digital output jacks) – поле, в котором отображаются значения мастер-уровня сигнала, подаваемого на цифровые выходные разъёмы соответствующего канала. При использовании Cubase Pro и включенной функции Control Room здесь отображаются каналы студии. Также здесь указывается канал монитора и телефонный канал, если вы их создали. При отключении функции Control Room или использовании Cubase AI здесь указываются только выходные шины, созданные в окне Аудио подключения.
  15. Master Level (digital output jacks) – регулирует мастер-уровень сигнала на цифровых выходных разъёмах для каждого канала.
  16. [reset] button – устанавливает основной уровень всех отображаемых в данный момент каналов на «0,00 (дБ)».
  17. Digital I/O, External FX – определяет, какой разъём используется для ввода/вывода цифрового аудиосигнала.
  18. Sweet Spot Morphing Ch. Strip – определяет каналы, в которые вставляется эффект Channel Strip.
  19. External FX Type – определяет, как MR816 CSX работает в качестве модуля внешних эффектов для программного обеспечения DAW.
  20. Master Level Meter – включение этого флажка назначит функцию измерителя уровня для основного выхода светодиодам, расположенным вокруг ручек многофункциональных энкодеров на передней панели прибора.

Как вы уже знаете, в MR816 CSX встроены несколько аппаратных эффектов. Для настройки их параметров доступны ещё два специальных окна, которые открываются щелчком на одной из двух кнопок , имеющихся в окне Input Settings, представленном на рис. 12. Окно MR816 CSX REV-X (рис. 17) предназначено для регулировки традиционных параметров реверберации. Окно MR816 CSX Channel Strip (рис. 18) предназначено для регулировки столь же традиционных параметров компрессора и эквалайзера.


Рис. 17. Окно MR816 CSX REV-X


Рис. 18. Окно MR816 CSX Channel Strip

При освоении Steinberg MR816 CSX проявляются определённые трудности, вызванные недостатками в имеющейся документации. Так, например, у меня много времени ушло на поиски раздельных регуляторов уровня выходного сигнала на выходах каждого из имеющихся стереоканалов.

На передней панели Steinberg MR816 CSX есть два многофункциональных энкодера. Нажимая на любой из энкодеров, можно переключать назначенную на них функцию, которая отображается подсветкой одного из индикаторов группы ASSIGN. При назначении на них функции MASTER энкодеры регулируют мастер-уровень сигнала. В документации по этому поводу написано, что многофункциональные энкодеры при автономном использовании прибора влияют на уровни выходных сигналов одновременно всех каналов, а раздельная регулировка возможна только при работе Steinberg MR816 CSX с Cubase.

В процессе развёртывания моего студийного оборудования мне понадобилось посылать монофонический аудиосигнал на вход вокального процессора TC HELICON. Пара вечеров у меня ушло на то, чтобы разрешить противоречие: либо уровень этого сигнала оказывался недостаточным для нормальной работы TC HELICON, либо перегружались каналы мониторинга и записи, т.к. все уровни зависели от состояния одного и того же регулятора. Хотя по смыслу переведённого текста регуляторы 13 и 15 на вкладке Master Levels окна MR816 CSX Hardware Setup (см. рис. 15) должны бы играть роль независимо назначаемых регуляторов уровня сигнала на выходах каждого из имеющихся стереоканалов. Рис. 15 взят из английского руководства пользователя. Добиться на практике, чтобы в полях 12 и 14 этого окна отображалось несколько строк, у меня долго не получалось. Выбирать было не из чего (рис. 19), пока, наконец, я не сообразил, что экспериментирую с проектом Cubase, в котором создана единственная выходная шина (рис. 20).


Рис. 19. Вкладка Master Levels


Рис. 20. Окно Аудиоподключения, создана одна выходная шина

На самом деле нужно было просто создать несколько выходных шин (рис. 21), чтобы вид вкладки изменился (рис. 22).


Рис. 21. Окно Аудиоподключения, создано 6 выходных шин


Рис. 22. Вкладка Master Levels

Как вы видите, созданы четыре стереофонические выходные шины, связанные с аналоговыми выходами, и две – связанные с цифровыми выходами. В левом поле вкладки Master Levels следует выбрать аналоговую шину, в правом – цифровую. Регулировку уровня сигнала на выходе выбранной шины производится левым/правым виртуальными регуляторами вкладки Master Levels. Также можно использовать энкодеры 1 и 2 (соответственно), расположенные на передней панели прибора.

Документацию, драйвер, редактор для управления аудиоинтерфейсом с компьютера, программное расширение, предназначенное для интегрирования аудиоинтерфейса в проекты Cubase, вы найдёте по ссылке:
https://www.steinberg.net/en/support/downloads_hardware/downloads_mr816.html.

В настоящее время на сайте Steinberg доступен драйвер Yamaha Steinberg FW driver V1.6.6, работающий с Windows 10, и расширение Steinberg MR Extension V1.7.5, которое нормально функционирует с самой свежей версией Steinberg Cubase. Однако в конце 2019 года фирма Steinberg объявила о том, что прекращает поддерживать аудиоинтерфейс Steinberg MR816 CSX. Это означает, что нет гарантии корректной работы финального обновления драйвера с будущими версиями Windows. Разработчики объясняют свою позицию тем, что на смену FireWire модулю Steinberg MR816 CSX пришел аналогичный по функциям и возможностям USB-2 модуль Steinberg UR824. Мол, они, конечно, уважают пользователей MR816 CSX и благодарят за его приобретение, но хватит топтаться на месте, пора двигаться вперёд. Это новый прибор, который в магазинах стоит порядка 85 000 рублей, а на Авито пока встречается очень редко и не на много дешевле. И самое грустное: его не удастся использовать с синтезатором Yamaha Motif-Rack XS как единое целое.

На этом я завершаю третью часть статьи «Вперёд… в прошлое». До новых встреч.

Будьте здоровы и счастливы! И да поможет Вам Музыка!

Март 2020 года