PETELIN.RUСтатьи → Вперёд… в прошлое. Часть 1. Как я укомплектовывал домашнюю студию подержанным оборудованием

Вперёд… в прошлое.
Часть 1. Как я укомплектовывал домашнюю студию подержанным оборудованием

Юрий Петелин

Многие годы я занимаюсь тем, что пишу книги и статьи, посвященные применению компьютера в музыкальном творчестве. Не сосчитать тех программ (виртуальных студий, синтезаторов и эффектов), в работе с которыми мне пришлось (довелось) разобраться, чтобы затем поделиться приобретенным опытом с заинтересованными в этом читателями. И сквозь все публикации красной нитью проходит мысль о том, что виртуальные средства записи и редактирования музыки удобны, универсальны и практически всемогущи, что с их помощью любой талантливый человек способен в домашних условиях создавать музыку, не уступающую в техническом отношении студийным записям. Первая из книг на эту тему, написанных в соавторстве с Романом Петелиным, вышла в 1997 году. В то время мы и мечтать не могли о покупке сколь-нибудь серьезного «железного» синтезатора, довольствуясь игрушечным Yamaha PSS 590.

Два десятилетия для меня прошли как непрерывная череда однообразных полугодичных циклов: появление новой интересной музыкальной «софтины», ее изучение, оформление договора с издательством, написание текста книги, работа с редактором, ожидание выхода книги, короткий период восстановления исчерпанных физических и моральных ресурсов… Посмотреть по сторонам (что там происходит в мире аппаратных синтезаторов?) и заняться собственными музыкальными проектами практически не оставалось ни времени, ни сил.

К счастью (или к сожалению?) всё в этом мире проходит. Чем более известными становились наши книги, тем быстрее очередное издание сканировалось «добрыми людьми» и выкладывалось в Интернет. Представьте: за три десятка тысяч рублей вы купили лицензионную программу Steinberg Cubase, пару недель долгими вечерами «в хвост и в гриву» тестировали ее, два месяца писали 800 страниц текста, перепроверяя каждую фразу, месяц оспаривали с редактором его пять сотен замечаний, вычитывали верстку, и, наконец, после выхода первого тиража получали гонорар… три десятка тысяч рублей. Как вам понравился такой бизнес? Двадцать лет назад Интернет не был еще столь доступен, как сейчас, поэтому были и второй, и третий, и последующие тиражи книги. Они оправдывали и нелегкий труд авторов, и немалые ресурсы, вложенные в книгу издательством.

В подобных условиях мы написали примерно пять-шесть последних книг. И в принципе, готовы были и впредь работать с нулевым доходом. В конце концов, в этом была и нематериальная выгода: волей-неволей мы попутно приобретали детальные знания об описываемых в книгах программах и глубокие практические навыки работы с ними. Да и приобретение программы окупалось гонораром.

Но вот издательство — коммерческое предприятие и работать себе в убыток оно точно не станет. Поэтому, когда нашу очередную книгу пираты отсканировали и выложили в сеть спустя неделю после выхода её бумажного варианта, совместно с издательством мы приняли грустное решение: эта книга — последняя.

Вот так любители «халявы» в очередной раз, как говорится, «выстрелили себе в ногу». Русскоязычных книг, в которых бы описывалась работа с новыми и всё более сложными музыкальными программами, теперь никто не пишет. Лет десять назад этой тематикой занимались еще несколько авторов, но они «сошли с дистанции» гораздо раньше нас, наверное, по той же причине.

Во что вылился для меня отказ от этого каторжного труда? У меня наконец-то появилось время. Освободившиеся вечера я теперь могу тратить на собственное музыкальное творчество и освоение нового инструментария, причём не только виртуального, но и аппаратного. Вот как раз о последнем речь и пойдет в данном цикле статей.

За годы работы над книгами у нас накопилось солидное количество музыкальных программ. Подчеркну: надежно работающих лицензионных программ. Понятно, что использование пиратского софта при написании книг исключено. Часть программ на безвозмездной основе нам передали их разработчики или дистрибьютеры, часть пришлось купить. В принципе, для моих скромных нужд композитора-любителя этого давно уже предостаточно. Но когда появилось много свободного времени и немного свободных денег, меня как-то внезапно заинтересовали высказывания, часто встречающиеся на околомузыкальных форумах. Мол, никакой виртуальный аналог синтезатора не сравнится по качеству звучания с его аппаратным прототипом, и вообще, «железные» синтезаторы звучат по-особенному за счет специфических свойств реальных усилителей, фильтров, осцилляторов. Поэтому, продумывая вариант для озвучивания виртуального аранжировщика One Man Band http://www.1manband.nl, я решил поискать недорогой аппаратный синтезатор, поддерживающий спецификацию GM. Роман Петелин посоветовал зайти на Авито https://www.avito.ru. Зашел. И понеслось!

Оказалось, что на вторичном рынке имеется огромное количество предложений по продаже синтезаторов, начиная от «древних» со встроенными флоппи-дисководами и вплоть до новинок, появившихся на свет год - два назад. Причем, цены иногда приятно удивляют. Например, этой осенью буквально из-под носа у меня «ушел» синтезатор Yamaha PSR-S775, который был выставлен на продажу за 20 000 руб. при том, что его цена в музыкальных магазинах начинается от 95 000 руб.

Знающие люди говорят, что встречающиеся на Авито низкие цены могут быть обусловлены двумя причинами: либо инструмент вконец раздолбан в результате бесконечных выездов на всевозможные «корпоративы», либо его продают молодожёны, желающие быстро обратить в звонкую монету бесполезный для них свадебный подарок. Также иногда бывает, что состоятельные родители приобретают дорогой профессиональный инструмент для ребенка, а он надежд не оправдывает, занятия музыкой бросает, аппарат напрасно занимает место и собирает пыль. Правда, лично я столкнулся еще с одной причиной неадекватно низких цен: мошенничество. Так продавец, обитавший, судя по его объявлению, в Выборге, был готов отправить прибор мне в Санкт-Петербург транспортной компанией, но тут же «испарился» с Авито, когда я написал, что могу приехать к нему сам, если он сообщит адрес и телефон. Не исключено, что если бы я погнался за дешевизной, то, вскрыв упаковку, обнаружил бы кирпич вместо синтезатора. Было ещё несколько подобных случаев, в результате чего я сделал для себя вывод, что объявления, в которых не указано имя (а значится «хозяин», «продавец» и т.п.), а также не приведен номер телефона — скорее всего, жульнические.

Но как бы там ни было, приобрести дешево посредством Авито нужную вещь в хорошем состоянии — дело вполне реальное.

С самого начала я решил сосредоточиться на поиске компактных синтезаторов в рэковом исполнении, т.к. размеры моей «студии» не позволяют разместить более одного клавишного инструмента. На самом деле я бы готов был покупать за полную цену и современные рэковые синтезаторы, но оказалось, что Korg, Roland и Yamaha на данный момент таковых просто не выпускают (исключение составляет Roland INTEGRA-7, но впечатлениями об этом приборе я поделюсь в одной из следующих частей данной статьи). Критериями пригодности синтезатора для себя я решил считать наличие наряду с MIDI-интерфейсом USB-интерфейса, цифрового выхода, доступность драйверов под Windows не моложе версии 7.

Первым моим приобретением стал синтезатор Roland Fantom-XR (рис. 1), его я намеревался в основном использовать для озвучивания MIDI- и караоке-файлов, под которые летом на даче развлекаются внучки. Но также не исключал и применение культовых «роландовских» звуков в Cubase-проектах своей музыки. О проблемах, с которыми я столкнулся, расскажу позже.

Рис. 1. Синтезатор Roland Fantom-XR

Ах, если бы мне на этом остановиться! Но по инерции я продолжал просматривать раздел музыкальных инструментов на Авито. Более того, это вошло в привычку, стало чем-то вроде хобби. И вот в один прекрасный вечер на глаза попалось объявление: Yamaha MOTIF-RACK XS в идеальном состоянии, дешево и в получасе езды от меня. Как тут устоишь! Купил, привез домой, подключил. Не синтезатор — сказка! Однако об этом тоже не сейчас.

Рис. 2. Передняя и задняя панели синтезатора Yamaha MOTIF-RACK XS

Конечно, этого аппарата мне бы хватило на всю оставшуюся жизнь, особенно учитывая, что в моем распоряжении имеются такие виртуальные синтезаторы, как:

Но углубившись в изучение Yamaha MOTIF-RACK XS, я узнал, что, если приобрести дополнительную плату mLAN16E2 с интерфейсом FireWire IEEE 1394 (рис. 3) и установить ее, сняв заглушку, в специальный отсек, доступный с задней панели блока (см. рис. 2, внизу, слева), то вместо одного появятся восемь независимых цифровых аудио стереовыходов.

Рис. 3. Плата mLAN16E2

Именно с этого момента и начались настоящие мучения. И дело не в том, этот некогда популярный интерфейс ныне в компьютерах и ноутбуках стал очень большой редкостью, и многими рассматривается как анахронизм. У меня все предыдущие внешние звуковые карты были именно с таким интерфейсом, поэтому и компьютер всегда приобретался такой, в котором разъем FireWire имелся. Редкую плату mLAN16E2 я нашел с помощью коллег из «Музторга» https://www.muztorg.ru. Правда, стоила она почти столько же, сколько и собственно синтезатор. Но в результате возникли две проблемы. Во-первых, мой компьютер очень неустойчиво работал конкретно с этим вариантом интерфейса FireWire. Во-вторых, начиная очередной проект, мне теперь приходилось делать непростой выбор:

  • использовать многоканальный USB-аудиоинтерфейс TASCAM US-16x08, и выводить аудиосигнал в него с MOTIF по двум аналоговым стереоканалам;
  • использовать Yamaha MOTIF-RACK XS и в качестве синтезатора с восемью выходными цифровыми стереоканалами, и как простейший (хотя и высококачественный) аудиоинтерфейс, способный воспроизводить звук проекта, но не обладающий ни микрофонным, ни линейным входами.

Каждый из этих вариантов по-своему плох.

Вы, вероятно, знаете, что в типовом случае ASIO-драйвер обеспечивает работу одновременно только с одним аудиоинтерфейсом.

Переустанавливая в очередной раз FireWire-драйвер, скачанный с сайта https://ru.yamaha.com/ru/support/updates/yamaha_steinberg_fw_driver_win64.html, я случайно впервые внимательно прочитал аннотацию и понял, что кроме семейства синтезаторов Yamaha MOTIF этот драйвер предназначен также для некоего устройства Steinberg MR816 CSX.

Как оказалось, MR816 CSX (рис. 4) — рэковый многоканальный FireWire-аудиоинтерфейс, обладающий широчайшими возможностями, как с точки зрения коммутации, так и в отношении обработки аудиосигналов https://www.steinberg.net/index.php?id=downloads_mr816&L=1.

Рис. 4. Аудиоинтерфейс Steinberg MR816 CSX

Это совместная разработка Yamaha и Steinberg, в которой предусмотрена теснейшая интеграция с виртуальной студией Steinberg Cubase. Изучая документацию прибора, я узнал, что к компьютеру по интерфейсу FireWire можно подключить до трёх Steinberg MR816 CSX, которые будут работать под управлением единственного ASIO-драйвера. И тут меня осенила догадка. Скорее всего, этому драйверу безразлично, чем управлять: двумя аудиоинтерфейсами Steinberg MR816 CSX или одним аудиоинтерфейсом Steinberg MR816 CSX и одним синтезатором Yamaha MOTIF-RACK XS. Нужно сказать, что в руководствах каждого из этих устройств по данному поводу не написано ничего. Подтверждение моей догадки неожиданно нашлось… на Авито. Там появилось объявление о продаже Steinberg MR816 CSX, в котором говорилось, что этот аудиинтерфейс как раз и использовался в связке с Yamaha MOTIF и Cubase. Правда, когда я вызвался немедленно сделать покупку, продавец сначала отложил продажу на месяц, а потом и вовсе передумал, осознав, чего он чуть не лишился по доброй воле. Но это объявление оказалось не единственным, и вскоре я стал счастливым обладателем Steinberg MR816 CSX. В моем распоряжении оказалась потрясающая студия. Но вот что огорчало — во время редактирования проекта в Cubase часто слетал аудиодрайвер, программа зависала, компьютер и аппаратуру нужно было выключать, драйвер переустанавливать. С этой проблемой сталкивались многие, поэтому на сегодняшний день и осталось так мало пользователей FireWire аудиоинтерфейсов. Беда вызвана тем, что разработчики железа на определенном этапе сделали ставку на USB-устройства, и практически перестали устранять баги, проявляющиеся в FireWire-драйверах при переходе к новым версиям MS Windows. Вместо этого они стали приводить список чипсетов, совместимых с существующим драйвером. На моем компьютере было два FireWire-порта: встроенный в материнскую плату и установленный в качестве карты расширения. Оба собраны на рекомендованном фирмой Steinberg чипсете VIA VT6306. И оба работали неустойчиво. На русскоязычных тематических форумах я обнаружил только стенания по поводу непрерывно возникающих проблем и элементарные советы, вроде использования фирменного и короткого кабеля. Наконец, на одном из англоязычных форумов я нашел сообщение семилетней давности о том, что идентичную проблему после перебора всех традиционных рекомендаций удалось решить единственно за счет использования в компьютере FireWire-порта, собранного на чипсете фирмы Texas Instruments. Правда, рекомендованная там фирма https://www.belkin.com сейчас уже не выпускает карты расширения с FireWire-портами. Но в продаже удалось найти собранную на том же чипсете карту STLab F-301 https://st-lab.ru (рис. 5).

Рис. 5. Карта STLab F-301

Более того, оказалось, что всё будет корректно работать лишь в том случае, если на карте расширения подключаться к разъему порта FireWire 800, тогда как и синтезатор, и аудиоинтерфейс снабжены парой разъемов FireWire 400. Т.е. потребовался кабель-переходник FireWire 800/400 (9pin-6pin) (рис. 6), которым с компьютером соединен MR816 CSX.

Рис. 6. Кабель-переходник FireWire 800/400 (9pin-6pin)

Рис. 7. Кабель FireWire 400 (6pin-6pin)

В свою очередь второй FireWire разъем аудиоинтерфейса MR816 CSX должен быть кабелем FireWire 400/400 (6pin-6pin) (рис. 7) соединен с любым из двух FireWire разъемов Yamaha MOTIF. Поиск нужных кабелей занял около месяца и увенчался успехом только с третьей попытки. Дважды мне присылали кабели с разъемами FireWire и распайкой проводников, как у разъема USB-2 😊. И вот только после завершения всех этих танцев с бубном работа моей «новой» студии наладилась.

Чтобы быть до конца честным, скажу, что драйвер FireWire всё-таки иногда слетает. Но происходит это редко и только при включении компьютера. Возможно, что такое случается после автоматического обновления Windows 10.

Вы еще не забыли, с чего я начал процесс возвращения из мира виртуальных инструментов в аппаратную реальность? Правильно, в моей рэковой стойке может быть закреплен Roland Fantom-XR, у которого есть цифровой выход S/PDIF. А у модуля Steinberg MR816 CSX имеется соответствующий вход. Если задействовать и этот синтезатор, то в моем распоряжении окажутся дополняющие друг друга библиотеки звуков Yamaha и Roland. Я отключил Roland Fantom-XR от компьютера на даче и привез домой.

А USB-драйверов для Roland Fantom-XR под Windows 10 в природе-то и нет! Пришлось на старости лет научиться устанавливать в Windows 10 так называемые неподписанные драйверы. Это, в частности, драйверы, разработанные под предыдущие версии Windows, автоматическую установку которых Windows 10 блокирует, так как Microsoft не гарантирует корректность их работы с новой версией Windows. Но блокировку можно временно отключить, естественно, на свой страх и риск. Сделано. Обошлось, система не слетела, синтезатор на клавиши реагирует. Для удобства выбора по MIDI инструментов из программы-секвенсора (например, Cubase) хорошо бы найти или разработать Script-файл (XML, либо TXT), соответствующий данному синтезатору (см. http://www.petelin.ru/books/cubase7/book_cubase7_app1.pdf). Для великого и могучего Интернета это не такая уж и сложная задача. Найдётся почти всё. Нашлось. А еще выяснилось, что существует программа Fantom-X Editor, позволяющая по словам разработчиков посредством виртуальных регуляторов управлять синтезатором с компьютера, работая в операционной среде графического редактирования. В руководстве пользователя никаких подробностей об этом редакторе не приведено, и из-за недостатка информации я вообразил, что речь идет о VST-инструменте, аналогичном MOTIF-RACK XS Editor VST, который доступен для синтезатора Yamaha MOTIF-RACK XS (о нем расскажу в одной из следующих статей). Однако меня ждало разочарование. Fantom-X Editor на деле оказался просто автономной виртуальной панелью управления, встроить которую в Cubase (равно, как и в любую другую виртуальную студию) напрямую невозможно. Конечно, в современных версиях Cubase есть специальное средство, с помощью которого любой аппаратный синтезатор можно задействовать в проекте аналогично виртуальному VST-инструменту (см. разд. 2.6 книги «Steinberg Cubase. Создание музыки на компьютере» http://www.petelin.ru/books/cubase7/cubase7.htm). Можно будет синхронизировать арпеджио с темпом проекта, выбирать звуки, программа сама учтет и скомпенсирует задержку, вносимую синтезатором. Но автоматизировать параметры синтеза не удастся. Для этого придется использовать MIDI-сообщения, что по современным меркам кажется крайне неудобным по сравнению с тем, как автоматизация реализуется в виртуальных VST-инструментах в виде графиков-огибающих. В итоге нескольких месяцев поисков и экспериментов, я пришел к выводу, что Roland Fantom-XR в моей студии является слабым и лишним звеном. Если пойти на принцип и заставить себя непременно задействовать его в проектах, то в обмен на возможность использования нескольких «роландовских» звуков это существенно замедлит работу. Roland Fantom-XR пополнил и без того немалый арсенал аппаратных синтезаторов Романа Петелина.

А я стал мечтать об ином варианте доступа к звукам от Roland — синтезаторе Roland INTEGRA-7 https://www.roland.com/global/products/integra-7/.

Рис. 8. Синтезатор Roland INTEGRA-7

Фантастический прибор! В нем действительно интегрированы все библиотеки звуков, которые когда-либо выпускались фирмой Roland в виде карт расширения. Также доступно большое количество звуков категории SuperNATURAL, воспроизводящих нюансы звукоизвлечения на акустических инструментах и электронных синтезаторах.

С особой гордостью разработчики заявляют, что кроме двухканального выхода, INTEGRA-7 поддерживает вывод звука в формате 5.1 surround. Для локализации звука каждой партии в пространстве используется функция Motional Surround (рис. 9). И даже при двухканальном выводе действительно можно создать иллюзию расположения кажущихся источников звука в различных точках окружающего пространства.

Рис. 9. Экран Motional Surround

Но особенно привлекло меня, то что для этого синтезатора на сайте https://www.roland.com/global/support/by_product/integra-7/updates_drivers/ можно скачать программу INTEGRA-7 Editor Ver.2, которая представляет собой VST-плагин, позволяющий управлять синтезатором непосредственно из Cubase.

Roland INTEGRA-7 — единственный рэковый синтезатор, не снятый с производства к моменту написания этой статьи. Во всяком случае других актуальных рэковых синтезаторов мне обнаружить не удалось. В магазинах его цена составляет более 120 000 руб. Но на Авито удалось найти значительно более дешевый экземпляр в идеальном состоянии. Со временем отыскался и Script-файл этого синтезатора для Cubase.

Roland INTEGRA-7 я подключил к модулю Steinberg MR816 CSX посредством коаксиального интерфейса S/PDIF. Таким образом, в своих проектах я теперь могу использовать библиотеки звуков и Roland, и Yamaha. И всё же есть одно «но»… VST-плагин INTEGRA-7 Editor Ver.2 работает очень ненадежно: долго синхронизируется с синтезатором, долго переключает инструменты и очень часто зависает.

Итак, какова мораль? В результате того, что мне однажды взбрело в голову добавить к имеющимся виртуальным синтезаторам еще и несколько аппаратных, я потратил на их покупку очень приличную сумму, а на их освоение и состыковку с компьютером в общей сложности ушло около года. С высоты приобретенного опыта я вижу, что достаточно было бы ограничиться синтезатором Yamaha MOTIF-RACK XS. В нем имеется:

  • огромный набор звуков;
  • гигантский набор арпеджио;
  • возможность, исполняя аккорды, управлять по одному MIDI-каналу одновременно четырьмя партиями (т. е. фактически эмулировать автоаккомпанемент с неограниченным числом стилей);
  • для Yamaha MOTIF-RACK XS доступен бесплатный надежно работающий VST-плагин, позволяющий из Cubase или из другой виртуальной студии управлять всеми параметрами синтеза.

Не следовало докупать плату mLAN16E2, в результате бы уменьшилось либо до одного цифрового, либо до двух аналоговых число выходных стереоканалов Yamaha MOTIF-RACK XS, но не понадобился бы новый аудиоинтерфейс. И он мог бы быть не глючным FireWire, а беспроблемным USB.

В общем, хотя моя студия теперь и пополнилась приборами, о которых я рассказал в статье (и еще некоторыми другими, не относящимися к категории «ретро»); хотя со временем удалось приноровиться эффективно их использовать, но я теперь точно убедился: в компьютерной студии работать с виртуальными инструментами значительно удобнее и беспроблемнее, чем с аппаратными.

Тем более, что новые версии виртуальных инструментов поистине фантастичны. Вот два примера. Только что вышла третья версия reFX Nexus https://refx.com. Новые библиотеки звуков и секвенций, новый арпеджиатор, новый браузер, позволяющий легко ориентироваться в бесчисленных инструментах, новый удобный интерфейс на основе векторной графики.

Версия 11 превратила Reason https://www.reasonstudios.com из «вещи в себе», которой эта программа была раньше, в виртуальную рэковую стойку c впечатляющим набором современно звучащих синтезаторов, которую можно подключать в качестве VST-плагина к любому хосту (например, к Cubase).

Возможно, когда-нибудь найдется время, чтобы рассказать об этих программах. Но в ближайших планах у меня развитие темы применения подержанных аппаратных синтезаторов в компьютерной студии. Не исключено, что вам пригодится накопленный мной опыт проб и ошибок. Об этом я собираюсь рассказать в следующих статьях цикла «Вперёд… в прошлое».

Декабрь 2019 года.