PETELIN.RUСтатьи → Переход с FL Studio 4.5.2 на FL Studio 5.0.1 | 7.3

7.3. Драм-машина FPC (полное описание)

По своей сути FPC является сэмплером. Однако интерфейс FPC и функциональные особенности ориентированы на работу именно с ударными звуками. В FPC может быть загружено до 16 ритмических инструментов, в каждом из которых может быть задействовано множество слоев сэмплов. В поставку FPC входит два пресета с разными наборами ударных звуков. Вы можете создавать свои пресеты на основе любых звуковых файлов, поддерживаемых FL Studio.

На панели FPC присутствуют три вкладки:

  • PADS - параметры пэдов;
  • LAYER PROPERTIES - параметры слоев;
  • MIXER - встроенный микшер.

Начнем с того, что рассмотрим вкладку PADS панели FPC (рис. 22).

7.3.1. Вкладка PADS панели FPC - параметры пэдов

Основную часть вкладки PADS панели FPC занимают две области, называемые "матрицами". Каждая ячейка этих матриц соответствует определенному ударному звуку, который будет воспроизводиться при нажатии определенной MIDI-клавиши. Кроме того, каждая ячейка одной матрицы взаимооднозначно соответствует определенной ячейке другой матрицы. Например, верхняя левая ячейка одной матрицы соответствует левой верхней ячейки другой. Вторая слева ячейка верхнего ряда одной матрицы соответствует второй слева ячейки верхнего ряда другой матрицы и т. д. В принципе, все элементы этих двух матриц можно было бы объединить в одну матрицу. Но разработчики решили представить параметры ударных звуков в виде двух матриц.

Левая матрица содержит набор больших кнопок - пэдов. Вообще-то пэдом называется поверхность барабанного MIDI-контроллера, по которой барабанщик ударяет палочкой. Роль палочки в данном случае выполняет указатель мыши: вы можете щелкать по пэдам и вызывать звуки. Если щелкнуть по пэду, зазвучит соответствующий ударный инструмент. Кроме того, данный пэд получит статус текущего. Ряд параметров, доступных в виде регуляторов, которые расположены в верхней части панели, относятся только к текущему пэду. Если вы хотите выбрать пэд в качестве текущего, но не хотите, чтобы при этом издавались какие-либо звуки, то воспользуйтесь кнопкой (Pad properties), расположенной под основной кнопкой пэда.

Примечание. Слева от кнопки (Pad properties) расположены безымянные кнопки . Теоретически с их помощью можно перебирать разные вариации ударного инструмента, соответствующего пэду. Однако на момент написания статьи в поставку FL Studio не входят такие банки ударных инструментов для FPC, в которых данная возможность была бы реализована.

В левой верхней части панели располагается поле с номером текущего пэда. На рис. 20 это поле содержит запись "Pad 1/16", что означает "1 пэд из 16". С помощью кнопок /, расположенных по краям данного поля, можно осуществлять смену текущего пэда. Название текущего пэда отображается правее указанного поля. Чтобы сменить название текущего пэда, следует щелкнуть по нему правой кнопкой мыши. Откроется маленькое окно Enter pad name, куда следует ввести новое название пэда или отредактировать старое.

Справа от поля с названием текущего пэда расположены два вращающихся регулятора, называемых Pad volume (громкость пэда) и Pad pan (нанорама пэда).

Еще правее расположены три кнопки-переключателя:

  • Mute - заглушить текущий пэд;
  • Solo - сделать текущий пэд солирующим;
  • Scale volume with velocity - изменять громкость звучания пэда в соответствии со значением параметра Velocity (скорости нажатия MIDI-клавиши).

Рассмотрим вторую матрицу, расположенную в правой части панели. Каждая ее ячейка, соответствующая одному из пэдов, содержит следующие поля:

  • Pad note и Pad note octave - нота и октава, которой соответствует пэд;
  • Cut which group? и Cut by which group? - аналог параметров Cut и Cut by, доступных на вкладке MISC окна Channel settings (см. разд. 6.1.1 книги).


Рис. 22. Панель плагина FPC (вкладка PADS)

7.3.2. Вкладка LAYER PROPERTIES панели FPC - параметры слоев

Вид вкладки LAYER PROPERTIES панели FPC показан на рис. 23. Многие элементы этой вкладки вам уже знакомы. С их помощью вы можете выбирать и переименовывать текущий пэд, регулировать его громкость и панораму. Каждый пэд может состоять из множества слоев - сэмплов, которые будут воспроизводиться при условии, что значение параметра Velocity (скорость нажатия MIDI-клавиши) попадет в определенный диапазон значений.

Примечание. Параметр Velocity, передаваемый специализированными барабанными MIDI-контроллерами, несет информацию о силе удара палочкой по барабанному пэду.

Например, ударили вы по MIDI-клавише (или барабанному пэду) слегка - будет воспроизводиться один сэмпл ударного звука. Ударили сильнее - будет воспроизводиться уже другой сэмпл.

С помощью кнопок CREATE и DELETE можно соответственно создавать и удалять слои. Каждый слой имеет свой порядковый номер. Количество слоев ограничено лишь здравым смыслом. Каждому слою соответствует ряд элементов управления. На рис. 23 представлено четыре слоя (ряды элементов с 1 по 4). В правой части панели присутствует вертикальный регулятор, выполняющий функцию полосы для прокрутки слоев. Осуществлять выбор текущего слоя можно с помощью пары кнопок , расположенных справа от кнопки DELETE.

Правее от поля с номером слоя расположена кнопка, с помощью который данный слой можно выбрать в качестве текущего.

Справа от этой кнопки подряд расположены три вращающихся регулятора: громкость, панорама и высота тона для соответствующего слоя. Справа от них расположено изображение волновой формы сэмпла, соответствующего слою. Если нужно послушать звучание слоя - щелкните на этом изображении. Еще правее расположена пара ползунковых регуляторов, с помощью которой задается область значений Velocity для слоя.

По умолчанию включен режим Lock Layers. За его включение/выключение отвечает безымянная кнопка, расположенная правее кнопки SPREAD EVEN. В этом режиме области значений Velocity разных слоев в принципе не могут нахлестываться друг на друга. Но, если режим Lock Layers отключить, то можно, например, сделать так, чтобы при любом значении Velocity одновременно звучали все слои.

Нажатие на кнопку SPREAD EVEN приведет к тому, что все слои пэда будут последовательно и равномерно занимать весь допустимый диапазон значений Velocity.

В нижней части панели располагается поле с более крупным изображением волновой формы текущего пэда. С помощью кнопки (Load Sample) открывается стандартное диалоговое окно для загрузки сэмпла, который будет сопоставлен с текущим пэдом. Кнопкой REVERSE включается режим реверсивного (в обратном порядке) воспроизведения сэмпла.


Рис. 23. Панель плагина FPC (вкладка LAYER PROPERTIES)

7.3.3. Вкладка MIXER панели FPC - встроенный микшер

Вид вкладки MIXER панели FPC показан на рис. 24. Большую часть панели на данной вкладке занимают элементы встроенного микшера FPC. Каждому пэду FPC соответствует отдельная линейка микшера. Сигналы с разных линеек можно выводить на разные модули FX микшера FL Studio для независимой обработки разными наборами эффектов. Поскольку максимальное количество пэдов 16, то и линеек встроенного микшера FPC тоже 16.

Напомним, что свойства любого канала доступны в окне Channel settings. В зависимости от типа плагина, подключенного к каналу, его панель может располагаться или на вкладке PLUGIN окна Channel settings, или в отдельном окне. Панель плагина FPC размещается в отдельном окне. Тем не менее, номер модуля FX микшера FL Studio, с которым ассоциирован данный канал, доступен в поле FX под заголовком окна Channel settings. Применительно к плагину FPC в этом поле задается номер базового модуля FX микшера. Сигналы с линеек микшера FPC могут выводиться на 16 разных модулей FX микшера FL Studio, начиная с базового модуля FX. В верхней части каждой линейки встроенного микшера FPC имеется числовое поле, в котором задается смещение относительно базового модуля FX. Например, если в этом поле задано число 3, а для FPC в качестве базового задан модуль FX 4, то сигнал пэда будет выводиться на модуль FX 7 (3 + 4 = 7).

Перечислим остальные элементы линеек встроенного микшера FPC сверху вниз:

  • регулятор панорамы пэда (Pad pan);
  • регулятор громкости пэда (Pad volume);
  • кнопки Mute и Solo;
  • поле с названием пэда.


Рис. 24. Панель плагина FPC (вкладка MIXER)

7.3.4. Работа с шаблонами партий ударных инструментов

В поставку FPC Studio входит большое количество шаблонов (MIDI-файлов) с партиями ударных инструментов. По умолчанию они располагаются в папке C:\PROGRAM FILES\IMAGE-LINE\FLSTUDIO5\DATA\PATCHES\SCORES\FPC DRUMLOOPS. В правой верхней части FPC имеется поле, где отображается название текущего MIDI-файла, выбранного в качестве шаблона (рис. 6.25). С помощью кнопок и можно перебирать файлы шаблонов, хранящихся в одном каталоге. А с помощью кнопки в качестве шаблона можно выбрать MIDI-файл из любой доступной папки. После этого перебор MIDI-файлов кнопками и будет осуществляться только в пределах этой папки.

Данные из MIDI-файла, выбранного в качестве шаблона, автоматически копируются в текущий паттерн в виде трека отпечатков клавиш, связанного с каналом FPC (рис. 6.25). Название канала соответствует банку ударных звуков, загруженных в FPC. В нашем примере банк называется Tama. Само собой разумеется, вы можете редактировать трек отпечатков клавиш по своему усмотрению. Однако как только средствами FPC вы выберете какой-либо другой файл шаблона, его данные заменят содержание текущего трека отпечатков клавиш, а изменения, внесенные вами, не сохранятся.


Рис. 25. Выбор MIDI-файла с шаблоном партии ударных инструментов

7.3.5. Создание собственных пресетов с наборами ударных звуков

Данный раздел не содержит никакой принципиально новой информации. Мы хотим помочь закрепить знания, полученные вами ранее.

Итак, у вас имеется набор звуковых файлов, содержащих нужные вам ударные звуки. Требуется на их базе создать новый банк для FPC. Загрузите в FPC пресет, соответствующий пустому банку, не содержащему ни каких звуков. Для этого с помощью кнопки , расположенной в левом верхнем углу панели FPC, откройте стандартное меню плагина (см. разд. 6.5 книги) и выберите команду Presets > Empty.

Перейдите на вкладку LAYER PROPERTIES. Выберите нужный пэд и загрузите в него один или несколько звуковых файлов. В случае необходимости, распределите их по разным областям значений Velocity. Проделайте это для остальных пэдов.

Перейдите на вкладку PADS. Установите соответствие пэдов нужным нотам и октавам.

Командой Save Preset As стандартного меню плагина сохраните пресет в файле с заданным именем. Впоследствии этот пресет можно загружать с помощью команды Presets > название пресета стандартного меню плагина или средствами окна браузера Browser.

Далее

Содержание