PETELIN.RUСтатьи → Коллекция наследия KORG. Часть 1. Виртуальные аналоговые синтезаторы KORG

Коллекция наследия KORG.
Часть 1. Виртуальные аналоговые синтезаторы KORG

Роман Петелин

Современные аппаратные и программные полифонические синтезаторы способны формировать множество прекрасных голосов. Тем не менее, считается, что композиция, "озвученная" лишь одним синтезатором (пусть и очень хорошим), будет проигрывать композиции, созданной с применением нескольких совершенно разных синтезаторов. Вам доступно огромное количество программных синтезаторов. Однако далеко не все из них обладают каким-то особенным, уникальным звучанием. Как выбрать действительно стоящие? Самый простой рецепт - использовать программные эмуляторы культовых синтезаторов, прошедших проверку временем.

Эта статья полностью посвящена легендарным синтезатором фирмы Korg (http://www.korg.com). Описание ряда других программных аналогов культовых синтезаторов вы найдете в наших книгах и статьях на сайте http://petelin.ru.

Основатель фирмы Korg, Цутому Като (Tsutomu Katoh), был владельцем ночного клуба в Токио. В этом клубе выступал известный японский аккордеонист Тадаши Осани (Tadashi Osanai). В своих выступлениях он использовал ритм-машину Sideman фирмы Wurlitzer, но был ею недоволен. Будучи выпускником факультета машиностроения престижного токийского университета, Осани мог сам сконструировать ритм-машину и договорился с владельцем клуба Като о финансировании ее разработки. Малое предприятие, созданное для этой цели в 1962 году, изначально называлось Keio Gijutsu Kenkyujo Ltd., но позже было переименовано в Keio Electronic Laboratories (Keio - название железной дороги, рядом с которой располагалось предприятие). Первый продукт был выпущен в 1963 году - это была революционная для своего времени электрическая ритм-машина на основе вращающегося диска. В 1967 году Като привлек талантливого инженера Фумио Миеда (Fumio Mieda) для разработки клавишных инструментов. Разработанные Миеда электроорганы были передовыми для своего времени. Они уже продавались под маркой Korg, название которой образовано от Keio и Organ. Компания успешно развивалась, постепенно отвоевывая рынки у более известных и крупных производителей музыкальных инструментов.

В наше время инструменты Korg пользуются огромным авторитетом у музыкантов всего мира. Про современные инструменты Korg также можно сказать, что они являются передовыми для нашего времени. В них применяются самые современные технологии и уникальные инженерные решения. Но любые устройства рано или поздно устаревают и их снимают с производства. Многие устаревшие синтезаторы, обладают своими уникальными тембрами, их голоса сами по себе обладают художественной ценностью. Жаль с ними расставаться. Видимо, понимая это, компания Korg решила увековечить некоторые снятые с производства устройства в виртуальной реальности - в пакете плагинов Korg Legacy Collection. Название пакета можно перевести как "коллекция наследства".
Примечательна одна деталь: виртуальные синтезаторы носят имена своих аппаратных прототипов. Например, виртуальный аналог синтезатора Korg MS-20 так и называется - Korg MS-20.

Пакет плагинов Korg Legacy Collection включает синтезаторы MS-20, Polysix, Wavestation, плагин MDE-X (качественные эффекты и обработки) и специальный плагин Legacy Cell. Последний позволяет получать очень сложные тембры за счет комбинирования голосов MS-20, Polysix и эффектов. Также существует плагин MS20-FX, позволяющий использовать синтезатор MS-20 для обработки аудиотреков и треков других виртуальных инструментов. Вслед за Korg Legacy Collection вышел пакет Korg Legacy Collection – Digital Edition, в состав которого вошли более "свежие" версии Wavestation и MDE-X, добавился синтезатор M1. Затем последовал еще один пакет Korg Legacy Collection – Analog Edition 2007, куда вошли обновленные версии MS-20, Polysix, MDE-X, а также "новый" синтезатор Mono/Poly. Для MS-20 выпускался специальный MIDI-контроллер MS-20ic с интерфейсом USB. Этот MIDI-контроллер повторяет форму и органы управления "настоящего" MS-20 в масштабе 84%.

Демонстрационная версия Korg Legacy Collection – Analog Edition 2007 доступна по адресу http://www.korguser.net/shop/software/demo/. Следует иметь в виду, что демонстрационная версия работает только при наличии в системе защитного Syncrosoft-совместимого USB-ключа от любых программных продуктов Korg, Steinberg, Arturia или IK Multimedia.
При инсталляции пакета можно выбрать устанавливаемые варианты синтезаторов/эффектов: как плагины VST, RTAS или как самостоятельные приложения (stand alone).

Виртуальные синтезаторы Korg не только вобрали в себя все возможности своих аппаратных аналогов, но и превзошли их! Например, в виртуальных M1 и Wavestation "установлены" одновременно все когда-либо выпускавшиеся карты расширения ПЗУ, доступно огромное количество пресетов. А виртуальный MS-20, в отличие от своего монофонического прототипа, является полифоническим да еще и поддерживает режим унисона с раскладкой голосов по стереопанораме.

Кстати, после выхода Korg Legacy Collection в Интернете появилось большое количество объявлений о продаже различных версий аппаратных прототипов этих синтезаторов.

Korg Legacy Collection - мой самый любимый набор инструментов. Даже из простых по своей структуре аналоговых синтезаторов можно извлечь совершенно фантастические звуки.

Насколько же звучание программных синтезаторов Korg похоже на звучание их настоящих аналоговых прототипов? "Аналоговое" звучание является следствием специфических искажений сигналов в линейных и нелинейных компонентах аналоговых схем. Разработчики виртуальных инструментов Korg используют свою уникальную технологию под названием CMT (Component Modeling Technology - технология моделирования компонентов). Программные синтезаторы на основе CMT честно моделируют функционирование аналоговых схем оригинальных синтезаторов, включая работу отдельных транзисторов, конденсаторов, резисторов, индуктивностей и т. д. Для выполнения таких расчетов требуются большие вычислительные ресурсы. Однако нельзя сказать, что плагины Korg сильно загружают процессор. Видимо, они оптимально используют возможности современных процессоров. Официально заявлена оптимизация под наборы инструкций SSE, SSE 2 процессоров фирмы Intel.

Синтезатор MS-20

MS-20 (1978 год) был одним из первых портативных аналоговых синтезаторов фирмы Korg. Монофонический MS-20 ориентирован на синтез лидов и басов, хотя может использоваться и для синтеза каких угодно "аналоговых" звуков. В нем используются два осциллятора, фильтр нижних частот, фильтр верхних частот, один генератор сигнала низкой частоты (он называется не LFO, а MG от MODULATION GENERATOR), два генератора огибающих, генератор шума. Синтезатор является модульным, но модули расположены внутри единого корпуса. Их коммутация осуществляется с помощью патч-кордов. Внешние источники звука могут подключаться к синтезатору и проходить обработку его фильтрами, придающими уникальное звучание. Достоинствами синтезатора были относительно невысокая цена и интуитивно понятный интерфейс.

Синтезатор MS-20 использовали в своем творчестве William Orbit, Aphex Twin, Hardfloor, Air, SkyLab, Stereolab, Vince Clarke, Astral Projection, Biosphere, Apollo 440, Mr. Oizo, Jimi Tenor, The Prodigy, OMD, Freddy Fresh, Luke Vibert, Einstuerzende Neubauten, Add N to (X), Daft Punk, Coldcut, Die Krupps, Skinny Puppy, Electronic Dream Planet, Jimmy Edgar, Front 242, Front Line Assembly, The Legendary Pink Dots, KMFDM, Severed Heads, Royksopp, The Faint, The Shamen, Jean-Michel Jarre, Portishead.

Рассмотрим интерфейс виртуального MS-20. В правой нижней части панели инструмента расположены кнопки переключения режимов отображения:

  • MAIN - общий вид синтезатора (рис. 1);
  • EDIT - основной режим редактирования параметров синтеза (рис. 2, рис. 3);
  • CONFIG - режим редактирования общих параметров синтезатора (рис. 4);
  • PROGLIST - загрузка и сохранение отдельных пресетов и банков пресетов (рис. 5).

Последняя кнопка (WRITE PROG) используется для сохранения текущего пресета.
Панель общего вида синтезатора нужна, скорее всего, лишь для того, чтобы пользователь получил представление об облике настоящего аппаратного MS-20. В этом режиме редактировать параметры синтеза можно, но не удобно, т. к. органы управления слишком мелкие. Однако доступны виртуальная клавиатура синтезатора, на которой можно играть мышью, и колесо модуляции (слева от клавиатуры).


Рис. 1. Панель MS-20 в режиме отображения MAIN

В режимах отображения MAIN и EDIT большинству параметров синтеза можно сопоставить MIDI-контроллер с заданным номером. Щелкните на каком-либо регуляторе правой кнопкой мыши. Откроется меню:

  • Control Change - подменю выбора MIDI-контроллера;
  • Learn - выбрать первый задействованный MIDI-контроллер.

Если вы хотите модифицировать какой-либо "заводской" пресет или создать свое собственное звучание, то проще это сделать в режиме отображения EDIT (рис. 2, рис. 3). Элементов управления параметрами синтеза много и они не умещаются на панели MS-20, но их можно проматывать с помощью полосы прокрутки, расположенной в левой нижней части панели. Одна часть параметров представлена на рис. 2, а другая часть - на рис. 3.

В группе VOICES расположены элементы управления важными исполнительскими параметрами:

  • POLY - количество голосов полифонии;
  • UNISON - количество голосов унисона;
  • MONO/POLY - выбор одноголосного/полифонического режима;
  • SINGLE/MULTI - режим работы генераторов, используемых для модуляции сигналов осцилляторов в одноголосном режиме: SINGLE - запуск генераторов будет происходить только для первой ноты в легато, MULTI - запуск генераторов будет происходить для каждой ноты;
  • UNISON DETUNE - смещение тона голосов, используемых для создания унисона;
  • UNISON SPREAD - разброс голосов унисона по стереопанораме.

Регулятором ANALOG задается "аналоговость" звучания (степень изменения строя синтезатора).

В группе PITCH задается диапазон смещения высоты тона колесом (BEND RANGE) и транспонирование (TRANSPOSE).
В группе EXT. AUDIO GAIN задаются степени усиления или ослабления входного (INPUT) и выходного (OUTPUT) сигнала при обработке звука от внешнего источника.

В группе EXTERNAL MODULATION редактируется степень влияния двух заданных источников информации (SOURCE 1, SOURCE 2) на различные параметры синтеза (параметры фильтра, осциллятора и др.). Такими источниками информации, например, могут быть: скорость нажатия MIDI-клавиш (Velocity), номер MIDI-клавиши (KBD. Track), сила давления на клавиши (Pressure), положение колеса изменения тона (Pitch bend), генераторы сигналов низкой частоты (MG) и огибающих (EG), четыре вида MIDI-сообщений типа Control Change (CC), которые выбираются на вкладке CONFIG.
В группах VOLTAGE CONTROLLED OSCILLATOR 1,2 задаются параметры осцилляторов:

  • WAVEFORM - форма волны; для первого осциллятора: треугольная, пилообразная, прямоугольные импульсы с изменяемой скважностью, шум; для второго осциллятора: треугольная, пилообразная, прямоугольные импульсы, шум, режим кольцевой модуляции (RNG);
  • PW - скважность прямоугольных импульсов первого осциллятора;
  • PITCH - смещение высоты тона второго осциллятора;
  • SCALE - смещение высоты тона с шагом в октаву.

Регулятором PORTAMENTO задается время портаменто, FINE TUNE - точная подстройка высоты тона.

В группе VCO MIXER задаются уровни сигналов осцилляторов в общем миксе.

В группе FREQUENCY MODULATION задается глубина модуляции высоты тона генератором сигнала низкой частоты и генератором огибающей.

В группе VOLTAGE CONTROLLED HIGHPASS FILTER доступны параметры фильтра верхних частот: CUTOFF FREQUENCY - частота среза, PEAK - подъем характеристики фильтра на частоте среза (резонанс). В группе CUTOFF FREQUENCY MODULATION задается глубина модуляции частоты среза фильтра генератором сигнала низкой частоты и генератором огибающей. Аналогичные параметры доступны и для фильтра нижних частот (VOLTAGE CONTROLLED LOWPASS FILTER).


Рис. 2. Панель MS-20 в режиме отображения EDIT (доступна часть параметров)

В группе MODULATION GENERATOR (рис. 3) расположены параметры генератора сигнала низкой частоты:

  • KEY - опция запуска генератора при каждом нажатии MIDI-клавиши;
  • TEMPO - опция синхронизации с темпом проекта;
  • BASE NOTE - длительность ноты, которой соответствует период генерируемого сигнала;
  • WAVEFORM - форма волны генерируемого сигнала;
  • FREQUENCY/TIMES - коэффициент умножения частоты.

Под надписью SYNC расположен виртуальный светодиод, который мигает в такт генератору.

В группе ENVELOPE GENERATOR 1 расположены элементы управления параметрами первого генератора огибающей:

  • DELAY TIME - задержка перед запуском генератора;
  • ATTACK TIME - длительность фазы атаки;
  • RELEASE TIME - длительность фазы освобождения.

В группе ENVELOPE GENERATOR 2 расположены элементы управления параметрами второго генератора огибающей:

  • HOLD TIME - длительность фазы удержания;
  • ATTACK TIME - длительность фазы атаки;
  • DECAY - длительность фазы спада;
  • SUSTAIN LEVEL - уровень поддержки;
  • RELEASE TIME - длительность фазы освобождения.

В правой части интерфейса синтезатора расположена патч-панель, на которой осуществляется коммутация модулей синтезатора с помощью виртуальных кабелей. Причем верхняя часть панели относится к работе синтезатора в качестве именно синтезатора, а нижняя соответствует применению MS-20 в качестве виртуального устройства обработки сигнала от внешнего источника (EXTERNAL SIGNAL PROCESSOR).

В правой верхней части панели MS-20 находится регулятор громкости VOLUME.


Рис. 3. Панель MS-20 в режиме отображения EDIT (остальные параметры)

В режиме отображения CONFIG (рис. 4) для редактирования доступны общие параметры синтезатора.

В группе EXTERNAL MODULATION CONTROL CHANGE задаются четыре вида сообщений типа Control Change, которые могут использоваться для модуляции параметров синтеза. Переключателями POLARITY устанавливается полярность MIDI-контроллеров. При положительной полярности максимальному значению MIDI-контроллера (127) соответствует максимальная глубина модуляции. При отрицательной полярности максимальному значению MIDI-контроллера соответствует нулевая глубина модуляции.

В группе MIDI FILTER расположены три переключателя, соответствующие разным видам MIDI-сообщений:

  • CTRL CNG - Control Change (смена состояния MIDI-контроллера);
  • PROG CNG - Program Change (смена пресета);
  • CH.PRESSURE - Channel Pressure (среднее давление на MIDI-клавиши).

Если переключатель установлен в положение ENABLE, то сообщения соответствующего типа будут восприниматься синтезатором, если - в положение DISABLE - не будут.

В группе TUNING собраны параметры, имеющие отношение к настройке MS-20 по высоте тона:

  • MASTER TUNE - общая подстройка высоты тона, задается частота ноты ля 4-й MIDI-октавы в Гц.;
  • SCALE - музыкальный строй: Equal Temp - равномерно темперированный строй, Pure Major - натуральный мажор, Pure Minor - натуральный минор, User 1, ..., User 13 - пользовательские;
  • KEY - тональность.

Если выбран пользовательский строй, то для каждой ноты в октаве можно задать смещение высоты тона в центах.


Рис. 4. Панель MS-20 в режиме отображения CONFIG

В режиме отображения PROGLIST (рис. 5) доступен список пресетов от 00 до 31 (всего 32 пресета). Под списком пресетов расположены следующие кнопки:

  • WRITE - сохранить состояние синтезатора в текущем пресете;
  • LOAD BANK - загрузить банк пресетов из файла;
  • SAVE BANK - сохранить банк пресетов в файле;
  • LOAD PROG - загрузить пресет из файла;
  • SAVE PROG - сохранить пресет в файле.


Рис. 5. Панель MS-20 в режиме отображения PROGLIST

Название текущего патча также отображается в левой нижней части панели синтезатора на всех вкладках. Вы можете переименовать текущий патч. Для этого следует сделать двойной щелчок на его названии, после чего оно станет доступным для редактирования. Наберите новое название и нажмите .

Синтезатор Polysix

Синтезатор Polysix (1981 г.) являлся конкурентом культовому синтезатору Prophet 5 за счет более низкой цены. Подобно Prophet 5, Polysix имеет шесть голосов полифонии, полностью программируется. В Polysix используется по одному аналоговому осциллятору на каждый голос, фильтр нижних частот, генератор огибающей, арпеджиатор, процессор эффектов. Имеется режим унисона. Синтезатор обладает памятью на 32 патча, возможностью сохранения содержимого памяти на кассету.

Синтезатор PolySix использовали в своем творчестве Eat Static, Geoff Downes, Astral Projection, Jimi Tenor, Global Communications, Kitaro, Robert Rich, Keith Emerson и Tears for Fears.

Интерфейс виртуального Polysix содержит такие же вкладки, как и интерфейс MS-20. На вкладке MAIN доступен общий вид синтезатора (рис. 6). На вкладке EDIT удобно редактировать параметры синтеза (рис. 7).


Рис. 6. Панель Polysix в режиме отображения MAIN

В группе VCO расположены параметры осциллятора:

  • VIBRATO INT - коэффициент интенсивности (глубины) вибрато;
  • OCTAVE - смещение высоты тона с шагом в октаву;
  • WAVEFORM - форма волны: пилообразная; прямоугольные импульсы (PW); прямоугольные импульсы, скважность которых модулируется низкочастотным сигналом (PWM);
  • PW/PWM - скважность импульсов для PW или глубина модуляции скважности импульсов для PWM;
  • PWM SPEED - частота модуляции скважности импульсов для PWM;
  • SUB OSC - генератор суббасовых частот: OFF - выключен, 1 OCT, 2 OCT - смещение тона на 1 или 2 октавы.

В группе VCF расположены параметры фильтра нижних частот:

  • CUTOFF - частота среза;
  • RESONANCE - подъем характеристики фильтра на частоте среза (резонанс);
  • EG INTENSITY - интенсивность модуляции частоты среза генератором огибающей;
  • KBD TRACK - интенсивность модуляции частоты среза номером MIDI-клавиши.

В группе VCA расположены параметры усилителя:

  • MODE - модуляция амплитуды сигнала: модуляция генератором огибающей (EG) или прямоугольным сигналом, длительность которого соответствует длительности удержания MIDI-клавиши нажатой;
  • ATTENUATOR - подстройка уровня громкости.

В группе MG расположены параметры генератора сигнала низкой частоты:

  • KEY - опция запуска генератора при каждом нажатии MIDI-клавиши;
  • TEMPO - опция синхронизации с темпом проекта;
  • BASE NOTE - длительность ноты, которой соответствует период генерируемого сигнала;
  • FREQUENCY/TIMES - коэффициент умножения частоты;
  • DELAY - задержка перед запуском генератора;
  • LEVEL - глубина модуляции заданного параметра;
  • MODE - параметр, который будет модулироваться: VCO - высота тона осциллятора (частотное вибрато), VCF - частота среза фильтра (вау-вау), VCA - амплитуда сигнала (тремоло).

В группе EG расположены параметры генератора огибающей:

  • ATTACK TIME - длительность фазы атаки;
  • DECAY - длительность фазы спада;
  • SUSTAIN - уровень поддержки;
  • RELEASE - длительность фазы освобождения.

В группе OUTPUT расположены регуляторы панорамы (PAN) и громкости (VOLUME).

В группе ARPEGGIATOR находятся параметры арпеджиатора:

  • KEY - опция запуска арпеджиатора при каждом нажатии MIDI-клавиши;
  • TEMPO - опция синхронизации с темпом проекта;
  • BASE NOTE - длительность нот в арпеджио;
  • SPEED/TIMES - коэффициент умножения частоты следования нот;
  • RANGE - диапазон арпеджио;
  • MODE - порядок следования нот в арпеджио: UP - вверх, DOWN - вниз, UP/DOWN - вверх/вниз;
  • LATCH - если данный режим включен (ON), то арпеджиатор будет запоминать последние ноты и будет играть арпеджио даже после того, как MIDI-клавиши будут отпущены; если режим выключен (OFF), то арпеджио будет звучать только пока нажаты MIDI-клавиши.

В группе EFFECTS доступны параметры эффектов:

  • MODE - выбор эффекта: OFF - выключен, CHORUS - хорус, PHASE - фейзер, ENSAMBLE - ансамбль (уникальный эффект Polysix);
  • SPREAD - разброс голосов по стереопанораме;
  • SPEED/INTENSITY - частота модуляции задержки голосов/глубина эффекта.

В группе PITCH задается диапазон смещения высоты тона колесом (BEND RANGE), транспонирование в полутонах (TRANSPOSE) и точная подстройка (TUNE).

В группе EXTERNAL MODULATION редактируется степень влияния двух заданных источников информации (SOURCE 1, SOURCE 2) на различные параметры синтеза.

В группе KEY ASSIGN MODE расположены элементы управления следующими режимами и параметрами:

  • HOLD - режим удержания нот;
  • CHORD - режим аккорда;
  • UNISON - включение режима унисона и количество голосов унисона;
  • POLY - включение/выключение полифонического режима;
  • TOTAL - количество голосов полифонии;
  • SINGLE/MULTI - режим работы генераторов, используемых для модуляции сигналов осцилляторов в одноголосном режиме: SINGLE - запуск генераторов будет происходить только для первой ноты в легато, MULTI - запуск генераторов будет происходить для каждой ноты;
  • UNISON DETUNE - смещение тона голосов, используемых для создания унисона;
  • UNISON SPREAD - разброс голосов унисона по стереопанораме;
  • ANALOG - "аналоговость" звучания (степень изменения строя синтезатора).


Рис 7. Панель Polysix в режиме отображения EDIT

В режиме аккорда нажатием одной MIDI-клавиши играется целый аккорд. Чтобы записать в память синтезатора нужный аккорд, следует выбрать режим POLY, сыграть аккорд, не отпуская MIDI-клавиш установить режим CHORD.

Режимы отображения CONFIG и PROGLIST у Polysix такие же, как у MS-20.

Вспомогательный инструмент Legacy Cell

Legacy Cell (рис. 8) - это вспомогательный инструмент, который позволяет комбинировать тембры MS-20 и Polysix с обработками и эффектами MDE-X. Доступны следующие варианты комбинаций:

  • один экземпляр MS-20 совместно с одним экземпляром Polysix;
  • два экземпляра MS-20;
  • два экземпляра Polysix;
  • один экземпляр MS-20 или один экземпляр Polysix.

Сигнал с выхода каждого синтезатора может быть обработан двумя экземплярами MDE-X в режиме вставки. Затем общий микс может быть обработан еще двумя мастер-эффектами MDE-X.

Возможны несколько режимов отображения панели Legacy Cell:

  • PERFORMANCE - выбор пресета, добавление/удаление синтезаторов, управление основными параметрами синтеза, виртуальная MIDI-клавиатура, микшер, параметры мастер-эффектов;
  • MS-20, POLYSIX - вкладки с названиями задействованных синтезаторов, на них доступны параметры синтеза и параметры эффектов;
  • COMBINATION - раскладка синтезаторов по MIDI-клавиатуре.

Вкладка PERFORMANCE имеет интуитивно понятный интерфейс. Тем не менее, поясню порядок выполнения основных действий.


Рис. 8. Панель Legacy Cell в режиме отображения PERFORMANCE

С выбором пресета из банка проблем не возникнет - просто выбираете.

В правой верхней части панели отображается текущая конфигурация: какие синтезаторы задействованы. Синтезаторы можно менять. Чтобы это сделать, нужно щелкнуть рядом с названием текущего синтезатора (рис. 9), после чего откроется меню:

  • none - не подключать синтезатор;
  • MS-20;
  • Polysix.

Если сделаете двойной щелчок на полях синтезаторов COMBINATION или INSERT FX, то откроется вкладка COMBINATION или вкладка соответствующего синтезатора.


Рис. 9. Текущая конфигурация

На рис. 10 показана секция мастер-эффектов. Ее можно свернуть/развернуть с помощью кнопки /. Всего имеется два мастер-эффекта - два плагина MDE-X.

Важно уметь подключить нужный эффект. У каждого экземпляра MDE-X есть поле, содержащее две строки: верхняя - номер и название пресета, нижняя - название алгоритма. На рис. 10 на это поле нацелен указатель мыши в форме руки. Чтобы выбрать алгоритм, нужно щелкнуть на нижней строке левой кнопкой мыши (откроется соответствующее меню). Чтобы выбрать пресет для данного алгоритма, нужно щелкнуть на верхней строке правой кнопкой мыши.

Перечень доступных параметров эффекта или обработки зависит от того, какой алгоритм выбран. Но есть параметры общие для всех алгоритмов:

  • DRY/WET - отношение исходного и обработанного сигналов в миксе на выходе MDE-X;
  • IN, OUT - уровни входного и выходного сигналов;
  • BYPASS - передача сигнала в обход MDE-X (без обработки).


Рис. 10. Секция мастер-эффектов

На рис. 11 показана секция MIDI-контроллеров. На ней расположены 8 вращающихся и 8 ползунковых назначаемых регуляторов. Каждый из них можно назначить любому параметру любого синтезатора или эффекта. Названия текущих параметров отображаются над регуляторами. Для смены параметра необходимо щелкнуть на его названии правой кнопкой мыши. Откроется меню, в котором следует выбрать нужный экземпляр синтезатора или эффекта, а затем и сам параметр.

Назначаемые регуляторы можно связать с MIDI-сообщениями типа Control Change (CC). Для этого следует правой кнопкой мыши вызвать контекстное меню регулятора, в подменю Controllers выбрать нужный тип CC или воспользоваться командой Learn (автоматически выбрать первый задействованный MIDI-контроллер).

В поле TEMPO задается темп, к которому могут быть привязаны генераторы синтезаторов или эффектов. Если включить кнопку SYNC, то будет установлена синхронизация с темпом проекта.


Рис. 11. Секция MIDI-контроллеров

На рис. 12 показана секция микшера. SYNTH1, SYNTH2 - модули микшера, соответствующие синтезаторам. Регуляторами MFX1, MFX2 осуществляется посыл сигналов синтезаторов на мастер-эффекты. Кнопкой PRE включается режим, при котором на уровень посылаемого сигнала не будет влиять положение фейдера громкости. PAN - регулятор панорамы.
С выхода эффекта MFX1 можно осуществить посыл сигнала на MFX2. В нижней части каждого из модулей расположена кнопка с названием задействованного синтезатора и алгоритма эффекта. Эти кнопки выполняют функцию мьютирования (заглушения) соответствующих модулей.


Рис. 12. Секция микшера

В верхней части панели Legacy Cell на вкладке COMBINATION (рис.13) расположена таблица из двух строк. Строки таблицы соответствуют синтезаторам, названия и пиктограммы которых расположены слева. Перечислю столбцы:

  • KEY ZONE LOW HIGH - зона синтезатора на MIDI-клавиатуре: LOW - низшая нота зоны, HIGH - высшая нота зоны;
  • VELOCITY ZONE LOW HIGH - зона синтезатора на шкале Velocity: LOW - минимальное значение Velocity, HIGH - максимальное значение Velocity;
  • KEY TRANSPOSE - транспонирование в полутонах;
  • CONTROL CHANGE - передавать (ENABLE) синтезатору сообщения типа Control Change или не передавать (DISABLE);
  • CHANNEL PRESSURE - передавать (ENABLE) синтезатору сообщения о силе давления на клавиши или не передавать (DISABLE).


Рис. 13. Панель Legacy Cell в режиме отображения COMBINATION

Границы зон распределения синтезаторов по MIDI-клавиатуре и Velocity можно задавать в графическом виде в секции KEY/VELOCITY ZONE. Границы зон отображаются в виде прямоугольников на координатной плоскости. Вертикальная координатная ось соответствует значениям Velocity от 0 до 127, горизонтальная - MIDI-клавишам. Изменять можно зону текущего синтезатора. Выбор текущего синтезатора осуществляется щелчком на соответствующей пиктограмме в левой верхней части панели.


Рис. 14. Секция VELOCITY CURVE

Секция VELOCITY CURVE (рис. 14) содержит графики зависимости выходного значения Velocity (OUTPUT VELOCITY) от входного значения этого параметра (INPUT VELOCITY). При поступлении сообщения о нажатии MIDI-клавиши параметр Velocity преобразуется в соответствии с графиками. Каждому синтезатору соответствует свой график. В правом верхнем углу панели расположена таблица VELOCITY IN OUT (см. рис. 13). При редактировании графиков в этой таблице отображаются текущие координаты указателя мыши.

Синтезатор Mono/Poly

Mono/Poly (1981 г.) - лид-синтезатор с четырьмя осцилляторами, поддерживает одноголосный и полифонический режимы, унисон. Имеет встроенный арпеджиатор, резонансный фильтр, два генератора огибающих, два генератора сигналов низкой частоты. Синтезатор Mono/Poly использовали в своем творчестве Hardfloor, Tangerine Dream, The Orb, 808 State, Juno Reactor, Megaton Matt Haines, Freddy Fresh и Chemical Brothers.

Рассмотрим панель виртуального синтезатора Mono/Poly (рис. 15) в последовательности, соответствующей архитектуре синтезатора, начиная с осцилляторов.

На панели Mono/Poly имеются виртуальные светодиоды, выполняющие также функции кнопок включения/выключения того или иного модуля синтезатора или режима. Например, с их помощью включаются/выключаются осцилляторы.


Рис. 15. Панель Mono/Poly

Параметры осцилляторов собраны в группах VCO1, VCO2, VCO3, VCO4:

  • TUNE - смещение высоты тона второго, третьего и четвертого осцилляторов;
  • WAVEFORM - волновая форма осциллятора: треугольная, пилообразная, прямоугольные импульсы с модулируемой скважностью, прямоугольные импульсы;
  • SEMITONE - смещение высоты тона с шагом в половину октавы;
  • LEVEL - уровень сигнала осциллятора.

В группах MG 1, MG 2 (в левой верхней части панели) расположены параметры генераторов сигналов низкой частоты:

  • KEY - опция запуска генератора при каждом нажатии MIDI-клавиши;
  • TEMPO - опция синхронизации с темпом проекта;
  • BASE - длительность ноты, которой соответствует период сигнала генератора;
  • TIMES - коэффициент умножения частоты;
  • WAVEFORM - форма волны генерируемого сигнала.

В группе PWM расположены параметры модуляции прямоугольных импульсов для режима осциллятора PWM. Трехпозиционным переключателем выбирается модулятор (генераторы сигналов низкой частоты или генератор огибающей для модуляции частоты среза фильтра). Регулятором WIDTH задается глубина модуляции. BIPOLAR - включение биполярного режима модулирующего сигнала.

Регулятором PW задается скважность импульсов для режима осциллятора PW.

В группе VCF доступны элементы управления параметрами фильтра:

  • CUTOFF - частота среза;
  • RESONANCE - подъем характеристики фильтра на частоте среза (резонанс);
  • EG INTENSITY - интенсивность модуляции частоты среза генератором огибающей;
  • KBD TRACK - интенсивность модуляции частоты среза номером MIDI-клавиши.

В группе VCF EG задаются параметры генератора огибающей, модулирующего частоту среза фильтра:

  • ATTACK TIME - длительность фазы атаки;
  • DECAY - длительность фазы спада;
  • SUSTAIN LEVEL - уровень поддержки;
  • RELEASE TIME - длительность фазы освобождения.

Аналогичные параметры имеются в группе генератора огибающей VCA EG, но этот генератор используется для модуляции амплитуды сигнала осцилляторов.

В группе VCO MODULATION расположены параметры эффектов, основанных на особой модуляции сигналов осцилляторов. Включение/выключение этих эффектов осуществляется кнопкой ON/OFF.

Изюминкой Mono/Poly является наличие уникальных режимов SYNC (от "Syncro") и X-MOD (от "X-Modulation" - "кросс-модуляция"). Режим S&X соответствует такому состоянию синтезатора, когда SYNC и X-MOD действуют одновременно. Для каждого из этих режимов в свою очередь предусмотрены подрежимы SINGLE и DOUBLE.

Режим работы синтезатора задается переключателями MODE.

В режиме SINGLE осциллятор VCO1 используется в качестве ведущего, остальные осцилляторы - ведомые. В режиме DOUBLE ведущими осцилляторами являются VCO1 и VCO2, а VCO3 и VCO4 - ведомыми по отношению к VCO1 и VCO2 соответственно.

В режиме SYNC ведомые осцилляторы синхронизируются с ведущими. В режиме X-MOD ведомые осцилляторы модулируются ведущими. Глубина модуляции задается вращающимся регулятором X-MOD.

Регулятором FREQ MOD задается глубина дополнительной частотной модуляции, при которой в качестве источника модулирующего сигнала может быть выбран генератор MG1 или VCF EG.

BIPOLAR - включение биполярного режима модулирующего сигнала.

Регулятором PORTAMENTO задается время портаменто. MASTER TUNE - общая подстройка высоты тона.
Регулятор DETUNE настраивает смещение высоты тона VCO4 относительно VCO2.

TRANSPOSE - транспонирование высоты тона в пределах +/- 2 октавы.

Регулятором NOISE задается уровень специально генерируемого шума. В малых количествах шум придает тембру большую насыщенность, а в больших количествах шум может использоваться для создания различных шумовых эффектов.
Регулятором BEND задается диапазон смещения высоты тона колесом (BEND RANGE).

В группе OUTPUT расположены регуляторы панорамы (PAN) и громкости (VOLUME) сигнала на выходе блока синтеза перед его обработкой эффектами.

В группе ARPEGGIATOR находятся элементы управления параметрами арпеджиатора:

  • ON/OFF - включение/выключение арпеджиатора;
  • LATCH - если данный режим включен, то арпеджиатор будет запоминать последние ноты и будет играть арпеджио даже после того, как MIDI-клавиши отпущены; если режим выключен, то арпеджио будет звучать лишь пока нажаты MIDI-клавиши.
  • MODE - порядок следования нот в арпеджио;
  • RANGE - диапазон арпеджио.

Скорость следования нот в арпеджо определяется частотой генератора MG 2.

В группе VIRTUAL PATCH задается интенсивность влияния (INTENSITY) различных источников управляющих воздействий (SOURCE) на различные параметры синтеза (DESTINATION).

Группы EFFECT 1 и EFFECT 2 содержат параметры двух процессоров эффектов, которых в оригинальном Mono/Poly, естественно, не было. Эти эффекты реализованы на основе плагина MDE-X.

В левой нижней части панели предусмотрен удобный браузер пресетов (PROGRAM BROWSER), позволяющий загружать, прослушивать, сравнивать, сохранять пресеты.

В группе KEY ASSIGN MODE расположены следующие элементы управления режимами и параметрами:

  • HOLD - режим удержания нот;
  • CHORD - режим аккорда (такой же, как у Polysix);
  • UNISON - включение режима унисона и количество голосов унисона;
  • ORIGINAL - включение/выключение полифонического режима такого же, как в оригинальном Mono/Poly (4 осциллятора - 4 голоса);
  • POLY - включение/выключение полифонического режима, количество голосов задается в группе VOICES.

В группе VOICES расположены элементы управления параметрами голосов синтезатора:

  • TOTAL - количество голосов полифонии;
  • UNISON - количество голосов унисона;
  • DETUNE - смещение тона голосов, используемых для создания унисона;
  • SPREAD - разброс голосов унисона по стереопанораме;
  • ANALOG - "аналоговость" звучания.

MASTER VOLUME - общая громкость.

На этом рассказ об аналоговых программных синтезаторах Korg закончен. В следующей статье цикла рассмотрим культовые цифровые синтезаторы Korg M1 и Wavestation.

Статья была опубликована в журнале "Звуковые виртуальные студии" № 1, 2008.

Продолжение