PETELIN.RUСтатьи → D16 Group Audio Software Decimort - высококачественный бит крашер

D16 Group Audio Software Decimort - высококачественный бит крашер

Роман Петелин

Виртуальные синтезаторы-клоны цифровых синтезаторов прошлого века никогда не смогут звучать так же, как их аппаратные прототипы. Все дело в цифроаналоговых преобразователях (ЦАП). Вы слышите звучание виртуальных синтезаторов через качественные ЦАП современного аудиоинтерфейса. Однако в раритетных цифровых синтезаторах использовались далекие от идеальных ЦАП, обладающие особым звучанием. Именно это неидеальное звучание ценится специалистами в области звукозаписи. Обеспечить неидеальность звучания современных виртуальных инструментов можно за счет применения эффекта "бит крашер". Об одном из плагинов, в котором реализован этот эффект, и идет речь в статье.

Инженеры, создававшие цифровые синтезаторы прошлого века, стремились к тому, чтобы звучание их разработок было как можно более качественным. Например, чтобы пресет "Grand Piano" звучал как настоящий рояль, а пресет "Bass" - как настоящая бас гитара. При этом они меньше всего желали того, чтобы ЦАП синтезатора вносил в звучание инструмента некую специфическую окраску. Однако в своих конструкциях они могли использовать лишь те микросхемы ЦАП, которые реально присутствовали на рынке. При этом, естественно, учитывалось отношение цена/качество. Цена и, соответственно, качество ЦАП не могли быть сколь угодно высокими, т. к. конечный продукт (синтезатор) должен быть конкурентоспособным. Прошло время, и появились гораздо более качественные и недорогие АЦП/ЦАП. Однако появилось и много ценителей звучания цифровых синтезаторов прошлого века. А спрос, как известно, рождает предложение. Вот и стали появляться как аппаратные, так и программные эффекты типа "бит крашер". Здесь "бит" (bit) - единица измерения объема информации, "крашер" (crusher) - дробилка, т. е. "дробилка битов". Что же делает эта дробилка? Например, у вас есть качественная запись партии инструмента в формате 24 бита 96 кГц. Вы пропускаете эту запись через бит крашер, в результате чего она звучит так же, как если бы у вас был низкокачественный 8-битный ЦАП, работающий на частоте дискретизации 11 кГц. По сути дела эффект заключается в ресэмплировании исходного сигнала с понижением разрядности и частоты дискретизации, с сохранением или без сохранения артефактов, вызванных элайсингом (наложением спектров). Разрядность и частоту дискретизации ресэмплирования можно менять. Не обязательно использовать экстремальные настройки бит крашера (типа: 4 бита 8 кГц). Например, если использовать 16 бит 32 кГц, то звучание эффекта будет напоминать звучание сэмплеров конца 80-х годов XX века.

Бит крашер часто используют в современной музыке. Обычно ярко выраженный эффект применяется к отдельным инструментам. Чтобы не быть голословным, залезу в свой mp3-плеер и приведу в качестве примера первые три композиции, в которых явно прослушивается бит крашер: Ferry Corsten feat. Howard Jones Into The Dark (original mix), Cressida 6AM (Kyau & Albert Remix), тема Taxi Ride из саундтрека к фильму "K-Pax" (композитор Edward Shearmur). А иногда можно услышать целые диджейские сеты, пропущенные через бит крашер. Я противник такого использования эффекта, считаю это экстремизмом. Совсем другое дело - если применять эффект с умом, обрабатывать им отдельные партии инструментов, чтобы они звучали как синтезаторы конца прошлого века, или применять к перкуссии там, где это уместно.

Звучит как каламбур, но бит крашер Decimort польского производителя D16 Group Audio Software портит звук очень качественно, "музыкально". В данном плагине используется внутреннее 64-битное представление звукового сигнала. Нежелательные, неприятные на слух гармоники удаляются, а желательные гармоники, характерные для раритетных АЦП/ЦАП, оставляются. Имеется качественный ФНЧ для устранения элайсинга. При желании этот ФНЧ можно отключить. Имеются качественные фильтры, обладающие "аналоговым" звучанием. Левый и правый стереоканалы можно обрабатывать независимо, с разными настройками. Эффект реализован в виде плагинов VST и AU (для платформы Mac). Стоимость Decimort составляет 35 EUR. На сайте производителя http://www.d16.pl можно скачать демонстрационную версию и, при желании, приобрести плагин.

Фотореалистичная панель плагина Decimort показана на рис. 1. PREAMP - регулятор предварительного усиления. Для левого и правого стереоканалов имеется два ряда идентичных органов управления: L/MONO и RIGHT соответственно. В группе DECIMATOR расположены параметры ресэмплинга: BITS - разрядность, FREQUENCY - частота дискретизации, AA LPF - включение/выключение фильтра, подавляющего элайсинг.


Рис. 1. Панель Decimort

В группе FILTER SECTION расположены параметры фильтров: FILTER TYPE - тип фильтра, CUTOFF - частота среза, RESO/B WIDTH - добротность. Кнопкой LINK PARAMS включается режим, при котором однотипные параметры обработки левого и правого стереоканалов связываются между собой. Регулятором FX задается соотношение обработанного (Wet) и исходного (Dry) сигнала на выходе плагина. OUTPUT VOLUME - регулятор громкости.

В поле PRESET NAME отображается название текущего пресета. При необходимости его можно отредактировать (включение режима редактирования - двойной щелчок на названии пресета).

Пресеты можно перебирать кнопками PREV и NEXT. Кнопкой BROWSER открывается меню выбора пресетов. В этом же меню имеется команда Preset Manager, которая открывает одноименное окно. С его помощью можно создавать/удалять группы пресетов, переносить пресеты с одного места в списке на другое, перемещать пресеты между группами.

Кнопкой OPTIONS открывается меню, с помощью которого можно сохранять в файлы и загружать из файлов отдельные пресеты, банки пресетов, таблицы соответствия параметров плагина MIDI-контроллерам. Имеется режим Midi Learn, который включается/выключается командой Midi Learn Mode в меню OPTIONS. В Decimort этот режим реализован так: сначала вы задействуете регулятор нужного MIDI-контроллера, а затем мышью вращаете виртуальный регулятор плагина. Программа запоминает соответствие MIDI-контроллера регулятору и ожидает назначения следующего MIDI-контроллера до тех пор, пока режим Midi Learn не будет отключен.

Удачного перемалывания битов!

Статья была опубликована в журнале "Звуковые виртуальные студии" № 1, 2009.