PETELIN.RUСтатьи → SONAR 5 - чтобы все сладилось

SONAR 5 - чтобы все сладилось

Юрий Петелин

Нет, все же MIDI (цифровой интерфейс музыкальных инструментов) - одно из величайших изобретений человека разумного и музицирующего! Программная составляющая этого интерфейса позволила однозначно сопоставить столь тонкую материю, как музыкальный звук, с таким конструктивным средством описания реального мира, как число. Частота звуковых колебаний, соответствующих базовой ноте, - одно число, номер взятой ноты - другое число, громкость ее звучания - третье, номер играющего инструмента - четвертое, …, положение источника звука в пространстве - двадцать пятое… Вектор-строка, составленная из подобного набора чисел - уже детальный портрет элементарного звука, а матрица - исчерпывающая программа его развития во времени. Получается, что MIDI служит чем-то вроде переводчика с музыкального языка на математический. Прекрасная возможность для современных музыкантов вслед за Сальери поверить алгеброй гармонию. Тем более что в ряде случаев это просто необходимо.

Сегодня мы поговорим о фундаментальном музыкальном понятии - ладе, о связанном с ним понятии тональности, о проблеме транспонирования музыки и о том, как эту проблему позволяет решать программа Cakewalk SONAR 5.0.

Конечно, все музыканты знают, что такое лад. Жаль только, что объяснить этого непосвященным внятно не могут. Что если бы я сейчас слово в слово перепечатал содержание статьи "Лад" большого энциклопедического словаря "Музыка" (стр. 291)? Думаю, скорее всего, напросился бы этим на несколько язвительных замечаний редактора "Магии ПК" Александра Альбова и его категорическое требование переработать запутанно изложенный материал. Поэтому (да простят меня музыкальные теоретики) попытаюсь сформулировать так, как я сам сумел понять, "перелопатив" гору учебников.

Лад - это всего лишь условно разрешенный набор высот тонов. Та система звуков (не тембров), из которой композитор имеет право выбирать звуки для своего произведения.

Лад существует не в единственном числе. Ладов много. Часть из них сложились исторически. Это, как правило, те сочетания различных по высоте звуков, которые воспринимаются сознанием человека, как наиболее приятные, находятся в согласии, в ладу с его мироощущением. Поскольку различные народности прошли различный путь развития и существуют в различных условиях, то и "национальные" лады отличаются. У европейцев свои представления о гармонии жизни и музыки, у китайцев, индусов - свои.

В музыкальной литературе подчеркивается, что лад - это такое объединение звуков, которые тяготеют друг к другу. Но мне представляется, что тяготение является признаком лишь естественно сформировавшихся ладов. А кроме них есть и искусственные конструкции, придуманные композиторами. Причем не обязательно такие лады являются плодами фантазии наших современников, уж и не знающих, что бы еще такое изобрести, дабы удивить мир. "Ладотворение" характерно и для предшествующих эпох. Например, Михаил Иванович Глинка придумал целотонный лад, называющийся так потому, что между всеми звуками в нем расстояние - целый тон. Произведения, написанные в соответствии с таким ладом, звучат странно. Существует мнение, что М.И. Глинка таким способом хотел передать в музыке состояние оцепенения, чего-то фантастического и безжизненного.

В электронной музыке нашел применение вырожденный лад, состоящий только из тона единственной высоты. Грубо говоря, на протяжении всего произведения звучит одна нота, а развитие композиции происходит за счет варьирования ритмом и тембром.

Одно из определений лада формулируется так: "Лад - это система звуков, которые объединяются центральным звуком (тоникой) или созвучием. Тональность - высота лада". Наиболее распространены в классической музыке лады мажорный и минорный. Название тональности происходит от названия первой ступени лада, например, "До мажор", "ля минор".

Для удобства исполнения применяется транспозиция - перемещение звуков музыкального произведения на один и тот же интервал вверх или вниз. При этом сохраняется лад произведения, но изменяется его тональность. В результате транспозиции вокальные партии переводятся в удобный для данного голоса регистр, партии инструментов - в тональность, удобную для исполнителя или характеризующуюся удачным тембром звучания инструмента.

Одна из трудностей теории музыки заключается в том, что в ряде случаев одним и тем же термином обозначаются совершенно разные объекты. Можно подумать, что у создателей этой теории был не очень богатый словарный запас. Например, ладами называются также и металлические порожки на грифе гитары. Из-за наличия этих порожков гитара относится к ладовым инструментам. Есть и безладовые инструменты, например, скрипка.

Компьютер, оснащенный MIDI-интерфейсом и соответствующим программным обеспечением, является универсальным и предельно гибким музыкальным инструментом (а точнее, персональным оркестром), поэтому компьютерному музыканту доступен любой лад и любой музыкальный строй. А вопрос транспонирования произведения решается элементарно. Да что там транспонирование в его классическом понимании - смены тональности! Столь же просто, "на лету" решается вопрос смены лада. Записали в мажоре (Ionian - ионийский лад) "В лесу родилась елочка", щелкнули мышью - и слушайте, как этот триллер из жизни растительного мира зазвучит, например, в индийском (Indian) ладу.

Даже предыдущие версии универсального музыкального редактора и виртуальной студии Cakewalk SONAR обладали уникальными инструментами работы с тональностями и ладами, а в пятой версии это направление получило новое развитие (режим Snap to Scale). Но обо всем по порядку.

Транспонируем, как захотелось левой ноге

В программе Cakewalk SONAR есть два средства транспонирования MIDI-партий. Первое применяется только не в реальном времени к выделенным MIDI-сообщениям (нотам). Это команда Process > Transpose, которой открывается одноименное окно. В нем следует указать число полутонов, на которые необходимо транспонировать ноты, и нажать OK. Тут все просто и неоригинально.

Но есть еще и вторая возможность: MIDI-эффект Transpose. Вот о нем-то есть смысл поговорить подробнее.

Команда Process > MIDI Effects > Cakewalk FX > Transpose вызывает окно эффекта Transpose, предоставляя в ваше распоряжение универсальное и чрезвычайно гибкое средство для транспонирования выделенных MIDI-сообщений. Это же средство можно применить в качестве эффекта реального времени, подключив его к MIDI-треку.


Рис. 1. Окно MIDI-эффекта Transpose

С помощью опций окна Cakewalk FX Transpose можно выполнять простые хроматические или диатонические транспозиции, транспонировать из одной тональности (в терминологии программы ключа - Key) и лада (гаммы - Scale) в другие или определить ваш собственный алгоритм транспонирования.

Соответствие нот исходной и транспонированной композиций приводится в таблице Transposition Map (From: - To), расположенной в правой части окна. Возможны два варианта обозначения нот в таблице. Если включена опция Pitch, то используются буквенно-цифровые обозначения, например, C#1 - до-диез первой MIDI-октавы. Если же включена опция Note Number, в таблице указываются MIDI-номера нот, например, 13 - до-диез первой MIDI-октавы.

Опции Interval, Diatonic, Key/Scale и Custom Map группы Transposition Method: предназначены для выбора метода транспонирования.

Interval - хроматическое транспонирование. После транспонирования все ноты будут смещены по высоте относительно исходных на одно и тоже количество полутонов. Интервал транспонирования в полутонах указывается в поле Offset.

Diatonic - диатоническое транспонирование. Ноты транспонируются на заданное число ступеней звукоряда в пределах определенной гаммы (звукоряда).

В верхнем списке группы From: выбирают тональность, в которую следует транспонировать выделенные ноты.

Key/Scale (предпоследняя опция в группе Transposition Method:) - транспонирование нот из одной гаммы (лада) и ключа в другие. При включении данной опции в окне эффекта Transpose в группах To: и From: становятся доступными раскрывающиеся списки.

В раскрывающихся списках группы From: содержатся сведения о тональности (ключевых знаках) и гамме (ладе) исходной нотной записи. В раскрывающихся списках группы To: выбирают тональность и гамму (лад), в которые следует транспонировать композицию или партию.

На рисунках 2-4 приведены примеры транспонирования последовательности нот из натурального мажора - ионийского лада (Ionian (Major)) - в дорийский (Dorian), фригийский (Phrygian) и миксолидийский (Mixolydian) лады соответственно.


Рис. 2. Пример транспонирования из натурального мажора в дорийский лад


Рис. 3. Пример транспонирования из натурального мажора во фригийский лад


Рис. 4. Пример транспонирования из натурального мажора в миксолидийский лад

Здесь приведены примеры транспонирования в те лады, изучение которых не выходит за рамки программы музыкальной школы. Для того чтобы проиллюстрировать все варианты транспонирования по методу Key/Scale, предусмотренные разработчиками программы, понадобилось бы несколько десятков страниц.

Предлагаю вам поэкспериментировать самостоятельно. Запишите и выделите ноты гаммы До мажор или короткий фрагмент хорошо знакомой мелодии. Транспонируйте этот фрагмент различными методами и понаблюдайте за изменениями в нотной записи и звучании мелодии. Поверьте, - это лучший способ изучения возможностей не только рассматриваемого MIDI-эффекта, но и сути различных ладов. Лады, с которыми способна работать программа, перечислены в списке, появляющемся в окне Transpose при выборе опции Key/Scale. Их здесь столько, что о некоторых из них далеко не в каждом учебнике по теории музыки имеется хотя бы упоминание.


Рис. 5. Часть списка ладов, доступных пользователю

Custom Map (последняя опция в группе Transposition Method:) - произвольная транспозиция. Соответствие нот определяется пользователем в таблице. Для этого с помощью движкового регулятора, расположенного справа, прокручивайте таблицу так, чтобы в левом столбце можно было наблюдать очередную порцию исходных нот. А в ячейках правого столбца поочередно вводите ноты, к которым необходимо производить транспонирование.

Опция Constrain to Scale доступна только в случае транспонирования по методу Diatonic, Key/Scale и Custom Map. Если она включена, то все ноты, не принадлежащие установленной гамме (звукоряду), будут транспонированы к ближайшей ступени соответствующего звукоряда.

Отмечу, что транспонирование нот, расположенных вблизи нижней или верхней границы диапазона виртуальной MIDI-клавиатуры, практически всегда будет производиться некорректно. Это связано с тем, что ноты, которые при транспонировании вверх должны оказаться выше ноты G10, будут заменены именно на ноту G10. Таким же образом происходит замена нот при транспонировании вниз, только нижней граничной нотой является С0. Это "приграничное" правило действует при транспонировании любым методом, предусмотренным в данном эффекте. Существенного значения это обстоятельство не имеет, т. к. нулевая и десятая MIDI-октавы при записи композиции используются крайне редко. В тех же случаях, когда в исходном материале имеются ноты второй или девятой MIDI-октав, искажения проявятся лишь при больших интервалах транспонирования (около октавы). Если вы окажетесь в такой ситуации, соблюдайте осторожность: производите транспонирование по высоте не в один, а в несколько приемов, каждый раз контролируя корректность переноса верхних (нижних) нот партии. Как только обнаружите ошибки транспонирования, откажитесь от дальнейшего повышения (понижения) тональности, и вернитесь к предыдущему варианту.

Как забросить ноту в лунку

Рассмотренный MIDI-эффект давно обосновался в программе Cakewalk SONAR. С его помощью можно, например, транспонировать партию, записанную в некотором исходном ладу (а то и вообще безо всякого лада) в определенный лад. Правда, предсказать заранее результат сложно. Мелодия, транспонированная таким способом, вполне может обратиться бессмысленным набором звуков. Но программе нет до этого дела. Она не музыкант, а робот. Музыкант - вы. Поэтому именно вам пригодился бы инструмент, с одной стороны облегчающий транспонирование и преобразование лада, а с другой - допускающий "понотный" контроль за ходом этого процесса со стороны пользователя. В Cakewalk SONAR 5.0 такой инструмент появился. Это режим Snap to Scale привязки редактируемых нот к разрешенному звукоряду. Причем доступны те же лады, что и в эффекте Transpose.

Включить режим Snap to Scale вы можете двумя способами. Первый: посредством команды главного меню Track > Snap to Scale открывается система меню, с помощью которой можно выбрать параметры режима и включить его. Второй способ: переопределите принятые по умолчанию атрибуты трека Scale (лад) и Root Note (тональность) и включите режим (Snap to Scale Enabled) в секции треков окна Track. В любом случае результат вы увидите в окне отпечатков клавиш Piano Roll: следы нот, принадлежащих разрешенному звукоряду, останутся белыми, а запрещенных - потемнеют. Вы их как бы вычеркнете из перечня допустимых. Рисунок иллюстрирует лад, который я, возможно, изобрел по ходу написания статьи. В моем ладу разрешены только звуки, соответствующие черным клавишам фортепиано. Если бы я решился транспонировать в него произвольную мелодию, то она оказалась состоящей лишь из пяти нот.


Рис. 6. Неугодные ноты можно запретить

Из рисунка видно, что собственно включение режима Snap to Scale не привело к изменению высоты тонов в материале, предварительно записанном на трек: была здесь гамма До мажор, таковой она и осталась. Последствия проявятся позже, когда в окне Piano Roll вы попытаетесь редактировать звуки. Достаточно дотронуться до отпечатка клавиши (захватить мышью) и он, если находился на запрещенной позиции, то немедленно перепрыгнет на ближайшую разрешенную. А вот вверх он скакнет или вниз - это зависит от опции, выбранной в окне Snap to Scale Settings.

Таким образом, в вашем распоряжении оказывается довольно гибкое средство редактирования высоты тонов в записанной мелодии. Нужно привязать какие-то звуки к определенному ладу - включайте режим Snap to Scale - и флаг вам в руки! Не нужно - выключайте режим.

Функция Undo работает в режиме Snap to Scale, как обычно: при отмене операции отпечаток клавиши возвратится на свое исходное место, даже если оно относится к числу запрещенных.

Но вот ведь какая интересная вещь! Режим Snap to Scale распространяется только на окно Piano Roll, в котором информация о нотах представлена в виде, далеком от классического. А в окне нотатора Staff при этом никаких ограничений на перемещение нот нет. Точно так же обстоит и с редактированием нот, отображаемых в окне Event List в виде MIDI-сообщений.

В заключение открою секрет: расскажу, как именно можно сконструировать лад собственного изобретения.

Командой главного меню Track > Snap to Scale > Scale Manager открывается окно, в котором обитают поделенные на пять групп известные лады и прячутся инструменты для создания ладов, неизвестных музыкальной науке. Все очень просто. Щелчками на кнопках, расположенных в правой нижней части окна, помечайте те ступени шкалы, которые вы решили считать разрешенными. Их условные обозначения окажутся записанными в поле Scale Degrees (повторный щелчок отменяет выбор). Затем в поле Scale укажите имя созданного вами лада и нажмите на кнопку сохранения пресета. Альтернативный способ - щелчки на изображениях фортепианных клавиш.


Рис. 7. Вот оно - приспособление для сотворения лада

Но вообще-то это окно, на мой взгляд, более полезно не для изобретения новых ладов, а для изучения существующих. В списке Scale Family выберите ладовую группу, затем в открывшемся меню - конкретный лад. И сразу на изображении клавиатуры станет видно, что он из себя представляет.

Продолжение