PETELIN.RUСтатьи → Мои любимые виртуальные синтезаторы. Slayer

Мои любимые виртуальные синтезаторы. Slayer

Юрий Петелин

Да, имечко у очередного моего любимца, прямо скажем, мрачноватое (Slayer - киллер). Но на деле - это электрогитара, которая убить никого не сможет. Ведь она виртуальная, а значит, исключен пробой изоляции в блоке питания и невозможно поражение электрическим током человека, играющего на ней :) А что до названия, то оно явно позаимствовано у одноименной культовой группы. И это не случайно. Инструмент таков, что на нем вполне можно исполнять гитарные партии, характерные для музыки Slayer. Впрочем, все зависит от того, в чьи руки он попадет.

Slayer представляет собой VST-плагин, имитирующий 6-струнную электрогитару, а также бас-гитару. При его разработке использованы методы, подобные физическому моделированию. В результате получилась программа, которая при относительно небольшом объеме и невысоких требованиях к компьютеру позволяет воспроизводить многие приемы звукоизвлечения, характерные для современной электрогитары.

Кроме собственно виртуальной электрогитары в состав плагина входят несколько вариантов моделей комбо (усилителя+акустической системы) и эффект-процессор. Так что Slayer - завершенный инструмент, позволяющий создавать гитарные партии (как аккомпанемента, так и соло).

Разработчиком VST-плагина является фирма reFX (http://www.reFX.net).

В настоящее время распространены две версии плагина: Slayer 1 и Slayer 2. Они устроены приблизительно одинаково. Несмотря на наличие новой версии, не советую вам "выбрасывать" Slayer 1. Дело в том, что различные наборы эффектов и неповторяющиеся пресеты делают привлекательными обе версии.

Придерживаясь хронологии разработки плагина, вначале рассмотрим версию Slayer 1.

Киллер №1

Информация о нотах, которые должен сыграть Slayer, поступает либо с MIDI-клавиатуры, либо с того MIDI-трека секвенсора программы-хоста, для которого плагин выбран в качестве виртуального выходного MIDI-порта.

Цифровой аудиосигнал формируется в модели гитары. Далее он поступает на вход модели усилителя и акустической системы.

Цепь обратной связи имитирует имеющее место в реальной обстановке воздействие на струны и корпус гитары звуковых волн, излучаемых акустической системой. В результате появляется возможность получения правдоподобно звучащей "возбужденной" гитары.

В конце тракта обработки сигнала включен эффект-процессор, реализующий типичные гитарные эффекты. Как и у любых других VST-инструментов, сигнал с выхода Slayer поступает на вход виртуального микшера программы-хоста (например, Cubase SX).

Таким образом, Slayer представляет собой VST-плагин, в состав которого входит VST-инструмент и эффекты. Окно VST-плагина Slayer 1 представлено на рис. 1.


Рис. 1. Окно VST-плагина Slayer 1

В верхней части окна находится секция гитары, затем идет секция усилителя и акустической системы, внизу расположена секция эффект-процессора.

Строго говоря, элементы, расположенные в один ряд в верхней части рис. 1, не относятся непосредственно к окну плагина. Это его обрамление, вид которого зависит от того, совместно с какой программой-хостом плагин используется. Обращу ваше внимание на раскрывающийся список. В нем обычно отображаются пресеты, а в данном случае - различные сочетания гитар, усилителей, акустических систем и эффектов, которые плагин Slayer 1 способен имитировать. Их очень много!

Справа вверху расположены элементы управления характером исполнения: Mode, Timing и Latch.

Раскрывающийся список Mode и кнопки пролистывания его содержимого позволяют выбрать способ извлечения звука.

Вариант None означает, что виртуальный гитарист будет исполнять только те ноты, которые поступают на его вход в виде MIDI-сообщений (с трека секвенсора программы-хоста или в реальном времени с MIDI-клавиатуры). Нажмете одну клавишу - зазвучит одна нота, нажмете несколько клавиш - аккорд. Причем, если, извлекая аккорд, на MIDI-клавиатуре вы одновременно нажмете несколько клавиш, то все ноты аккорда зазвучат одновременно (строго говоря, в момент нажатия соответствующей клавиши). Гитарист будет играть "по-фортепианному".

Вариант Stumming также означает исполнение программой только нот, строго соответствующих нажатым клавишам. Но в данном случае предусмотрено моделирование ситуации, возникающей при игре на реальной гитаре. Ноты взятого аккорда начнут звучать не одновременно, а с небольшим смещением во времени, как будто правая рука настоящего гитариста поочередно наносит удары по всем струнам, начиная с басовых. По сути дела, имитируется "бренчание" или быстрое арпеджио, как будто вы "чиркаете" поперек струн медиатором или ногтем пальца. Время арпеджио задается регулятором Timing.

Если выбраны варианты AutoChords и PwrChords, то на основе поступающих MIDI-сообщений плагин будет формировать аккорды. Иными словами, в этих режимах, нажав на MIDI-клавиатуре единственную клавишу, вы заставите виртуального гитариста сыграть гитарный аккорд. Нужно сказать, что "одноклавишные" способы формирования аккордов в плагине Slayer не соответствуют тем, что приняты в синтезаторах-автоаранжировщиках. В документации пользователя их детальное описание отсутствует. Поэтому вам придется либо отказаться от такого способа игры аккордами, либо потратить какое-то время на составление таблицы закрепления аккордов за клавишами. Во втором случае, есть смысл исследовать систему аккордов, подбирая на слух аккомпанемент к каким-либо знакомым композициям.

Варианты Solo fixed и Solo dynamic означают игру с подтяжками. Причем, складывается впечатление, что, используя этот прием, виртуальный гитарист не знает меры.

Если кнопка Latch включена, то гитара будет звучать лишь до тех пор, пока на MIDI-клавиатуре остаются нажатыми клавиши. В противном случае после отпускания клавиш звук не прекращается, а затухает естественным для конкретного инструмента образом. Например, возбужденная гитара может продолжать звучать "бесконечно".

В левой части секции гитары находятся переключатели, позволяющие выбрать тип моделируемой гитары.

Правее расположены переключатели выбора типа датчика (звукоснимателя).

Если выбрана опция Single, то моделируется гитара с одним датчиком, причем с помощью мыши его можно двигать вдоль струн. При расположении датчика вблизи грифа звучание любой из гитар сочное, с богатым тембром. По мере перемещения датчика к нижнему порожку тембр обедняется. В общем, все как у настоящей электрогитары.

Если выбрана опция Double, то по идее должны появиться два датчика. Изменение тембра свидетельствует об этом, но визуально ничего не происходит. Второй датчик скрыт от нашего взора. Похоже, это "глюк", который в версии Slayer 2 устранен "с избытком": там в подобной ситуации можно увидеть не 2, а 3 датчика.

Не нужно думать, что надпись None означает отсутствие звукоснимателя. Иначе откуда бы взялся сам звук? Просто, если выбрана эта опция, то положение датчика на тембр не влияет. Ниже струн на корпусе гитары расположено 6 регуляторов. Вот они-то на тембр звука влияют.

Посмотрите на секцию усилителя и акустической системы. Здесь в группе AMP расположены переключатели, с помощью которых выбирают тип моделируемого усилителя.

На панели усилителя располагаются 6 регуляторов:

  • Drive - регулятор "драйва", а по существу - степени искажения сигнала при перегрузке усилителя;
  • Presence - регулятор частоты среза характеристики фильтра присутствия, которым звук гитары можно сделать ярче и заметнее на фоне других инструментов;
  • Feedback - регулятор глубины обратной связи, с помощью которой моделируется возбуждение гитары в результате воздействия на нее звуковых волн, излученных акустической системой;
  • Low, Mid, High - трехполосный эквалайзер с частотами разделения фильтров 200, 1000 и 2500 Гц.
  • Посередине панели секции эффект-процессора находится раскрывающийся список, предназначенный для выбора типа эффекта, и кнопки для пролистывания списка. Всего имеется пятнадцать эффектов.

Два безымянных регулятора предназначены:

  • левый - для управления либо частотой модуляции в тех эффектах, где модуляция в принципе предусмотрена (например, в тремоло), либо временем задержки (например, в дилэе);
  • правый - для управления глубиной эффекта (соотношением уровней сигналов, необработанного и обработанного эффектом).

Все существенные элементы коммутации и регулировки VST-инструмента Slayer могут быть автоматизированы.

Попробовав Slayer 1 в деле, вы, вероятно, согласитесь с тем, что он не годится в качестве имитатора акустической гитары и даже электрогитары без обработок. Звучание, формируемое им, совсем не похоже на натуральное. А вот если использовать Slayer 1 с имеющимися в нем "примочками", то дело обстоит гораздо лучше.

Эта версия программы не лишена недостатков. Самый существенный из них заключается в том, что эффект-процессор не позволяет одновременно использовать более одного эффекта.

Один киллер - хорошо, а два - лучше

У плагинов Slayer 1 и Slayer 2 много общего. Оба они моделируют электрогитару, подключенную к усилителю, который, в свою очередь, нагружен на акустическую систему (параметры моделей этих устройств пользователь может выбирать в довольно широких пределах). Оба VST-плагина содержат в своем составе эффект-процессор. За счет наличия обратной связи можно имитировать игру в реальной обстановке, характерной для сцены или студии, когда на инструмент воздействует звук, исходящий из акустической системы. Но у плагинов есть и несколько существенных различий.

Во-первых, в Slayer 1 эффекты подключаются только после комбо-усилителя. А в Slayer 2 эффекты можно подключать как перед усилителем (Pre Effects), так и после акустической системы комбо-усилителя (Post Effects). Эффекты в режиме Pre Effects моделируют "примочки", которыми обычно пользуется гитарист. Они и в самом деле должны быть включены в цепочку между выходом гитары и входом усилителя. Эффекты в режиме Post Effects не имеют аналогов, которые сам реальный гитарист мог бы применять в своей практике. Можно считать, что часть эффектов в режиме Post Effects (такие, например, как реверберация и дилэй) моделируют акустические свойства помещения, в котором расположен комбо-усилитель. Другие эффекты в этом режиме, возможно, позволяют учесть влияние свойств микрофона, через который в условиях перегрузки звук снимается с динамиков комбо (например, дистошн). В отношении некоторых можно высказать предположение, что они имитируют динамические свойства тракта записи гитарного сигнала (например, компрессор). И уж, безусловно, все Post-эффекты следует отнести к тем средствам, которыми пользуется уже не гитарист, а звукорежиссер при обработке записанного гитарного трека и сведении композиции.

Во-вторых, Slayer 1 одновременно позволяет использовать лишь один из 15 эффектов. В Slayer 2 общее число эффектов 16, и любые 8 из них можно одновременно включить в цепочку в качестве Pre Effects, и любые 8 - в качестве Post Effects. Этого более чем достаточно. Причем порядок расположения эффектов в цепочках может быть произвольным. Для каждого эффекта предусмотрено отдельная панель с необходимыми регуляторами.

В-третьих, плагин Slayer 2 обладает расширенными функциональными возможностями. Это проявляется и в увеличении числа типов моделируемых гитар, усилителей, акустических систем, и в расширении числа регулируемых параметров моделей. Например, имеются регуляторы, позволяющие как бы влиять на размеры виртуальной гитары и даже учитывать свойства материала, из которого "выполнен" ее корпус.

Информация о нотах, которые должен сыграть Slayer 2, поступает либо с MIDI-клавиатуры, либо с того MIDI-трека секвенсора программы-хоста, для которого плагин выбран в качестве виртуального выходного MIDI-порта. MIDI-сообщения претерпевают изменения, учитывающие модель исполнителя (различные типы ударов и способы формирования аккордов). Цифровой аудиосигнал формируется моделью гитары, состоящей из модели гитарных струн и модели корпуса гитары. С выхода модели гитары сигнал поступает на эффект-процессор (Pre Effects), реализующий типичные гитарные эффекты. Далее сигнал поступает на вход модели усилителя и акустической системы. Цепь обратной связи имитирует возбуждение гитары в результате воздействия на ее струны и корпус звуковых волн, излучаемых акустической системой. В конце тракта обработки сигнала включен еще один эффект-процессор (Post Effects). Сигнал с выхода Slayer 2 поступает на вход виртуального микшера программы-хоста.

Все основные параметры VST-плагина доступны для автоматизации.

Окно VST-инструмента Slayer 2 представлено на рис. 2.


Рис. 2. Окно VST-плагина Slayer 2

В левой части окна находится секция гитары, справа - секция комбо-усилителя (усилителя и акустической системы), внизу расположены секции Pre- и Post-эффект-процессоров.

Многие элементы секции гитары аналогичны элементам плагина Slayer 1.

В группе coil представлены переключатели количества датчиков:

  • none - датчиков нет, положение изображения датчика не влияет на тембр гитары;
  • single - один датчик;
  • double - два датчика.

В группе string находятся переключатели типов гитары. В Slayer 2 число типов гитары увеличилось. Словами описывать отличия в их звучании не имеет смысла. Лучше послушать и сравнить.

Регуляторы size и material относятся к модели корпуса гитары, и, по мнению разработчиков, позволяют изменять тембр звучания инструмента в зависимости от размеров гитары и материала, из которого она изготовлена.

На корпусе гитары расположены 6 регуляторов:

  • tone - частоты среза формантного фильтра;
  • slap - громкости "щелчка" по струне в фазе атаки;
  • dyn - динамического диапазона параметра Velocity в MIDI-сообщениях о нажатии клавиш; в крайне левом положении регулятора значение параметра игнорируется, в крайне правом - сохраняется реальная динамика ударов по клавишам;
  • decay - уровня гитарного сигнала в фазе поддержки;
  • release - длительности фазы затухания звука;
  • vel - степени воздействия значений Velocity в поступающих MIDI-сообщениях на значения параметров decay и release.

Площади корпуса гитары для всех регуляторов не хватило, часть из них находится на конструкции, напоминающей металлическую раму (наверное, подразумевается рэковая стойка). Слева расположен переключатель p-bend/glis (Pitchbend/Glissando), которым выбирают один из режимов функционирования колеса сдвига тона, имеющегося на MIDI-клавиатуре:

  • Pitchbend - вращение колеса приводит к непрерывному изменению высоты тона;
  • Glissando - вращение колеса приводит к дискретному изменению высоты тона с шагом в полутон.

Рукоятка pb rng (Pitchbend Range) служит регулятором диапазона изменения высоты тона колесом сдвига тона.

Слайдером hue можно в широких пределах изменить цвет корпуса виртуальной гитары.

Слайдер gain служит регулятором уровня сигнала на выходе плагина (регулятором громкости).

Раскрывающийся список mode и кнопки в виде вертикальных стрелок для его прокрутки позволяют выбрать стиль звукоизвлечения. По сравнению с Slayer 1 число способов звукоизвлечения возросло. Это произошло за счет того, что вместо одного варианта арпеджио (arpeggio) и одного варианта бренчания (strumming) здесь предусмотрено по пять разновидностей этих приемов.

Самое существенное отличие нового варианта комбо-усилителя состоит в том, что его полностью можно исключить из тракта обработки гитарного сигнала. А для его подключения нужно щелкнуть в окрестностях индикатора status в левой части панели. Тотчас в гнезда входного (in) и выходного (out) разъемов будут "вставлены" штекеры, и комбо-усилитель окажется при деле.

В секции эффект-процессора слева расположена зона подключения Pre-эффектов (на них сигнал подается с выхода гитары, а после обработки эффектами он поступает на вход комбо-усилителя). Справа находится зона Post-эффектов (на них сигнал подается с выхода комбо-усилителя, а после обработки эффектами он поступает на вход микшера программы-хоста).

В каждой зоне имеется по 8 "посадочных мест". Для подключения эффекта нужно сделать щелчок правой кнопкой мыши на свободном месте секции. Откроется контекстное меню, в котором перечислены все 16 доступных эффектов. Выбрав в этом меню строку с названием эффекта (все строки начинаются со слова Create - создать), вы тем самым создадите условия для включения эффекта в тракт обработки гитарного сигнала. Панель эффекта появится в секции эффект-процессора.

Если сделать щелчок правой кнопкой мыши на том месте секции эффект-процессора, где уже установлен какой-либо эффект, то в открывшемся контекстном меню будет дополнительная команда, предназначенная для удаления эффекта. Команда находится в нижней строке контекстного меню, начинается со слова Remove и далее содержит имя текущего эффекта.

На панели каждого эффекта расположены кнопка и индикатор (если он подсвечен, эффект функционирует). Кроме того, для каждого эффекта имеются по три регулятора основных параметров.

Не стану рассказывать обо всех 16 эффектах и 48 их регуляторах. Если вы заинтересовались инструментом, то его подробное описание и рекомендации по работе с ним вы найдете в книге "Музыкальный компьютер для гитариста" (издательство "БХВ-Петербург").

Замечу, что VST-инструмент, начавший свою жизнь под именем "Slayer 1", сейчас входит в состав популярной виртуальной студии Fruity Loops Studio. Правда, там он называется "FL Slayer". О применении FL Slayer и других очень интересных инструментов в составе FL Studio вы можете прочитать в книге "Fruity Loops Studio: музыкальная фабрика на PC", третье издание которой вышло этим летом (2007). С содержанием книг можно познакомиться на сайте http://petelin.ru.

Итак, вы познакомились с VST-инструментом Slayer, помощью которого можно создать гитарные партии, звучащие агрессивно, тяжело, металлически.