PETELIN.RUСтатьи → Рукописи не горят

Рукописи не горят

Юрий Петелин

Слово, сказанное, записанное, напечатанное на бумаге (особенно, напечатанное), не исчезает. Оно живет своей жизнью и влияет на жизнь людей. Услышишь слово, когда оно прозвучит, - тебя ждет одна судьба, пропустишь мимо ушей - другая.

Вот на какие почти философские обобщения наводит история создания компьютерной программы, реализующей ряд технических приемов сочинения и гармонизации мелодии! А история эта если и не вполне мистическая, то уж, во всяком случае, не лишена магической окраски.

О программе Palette, разработанной талантливым программистом из Новосибирска Ильей Щепихиным, вы могли прочитать в статьях "Palette - гармония, поверенная алгеброй" и "Математика плюс музыка". Казалось бы, что можно добавить? Но даже небольшой интервал времени, прошедший с момента предыдущей публикации, ознаменован важными событиями. Palette заинтересовалась одна из фирм, специализирующихся на мультимедийных обучающих программных продуктах. И сейчас Илья занимается "шлифовкой" своей разработки, готовя ее к публикации на диске. На сайте http://www.palette-mct.com/, который представлен и в русскоязычном, и в англоязычном вариантах, вы можете найти наиболее интересные композиции, сочиненные пользователями Palette.

Палитра для композитора

Программу Palette ее автор считает инструментом для создания мелодий. Отличительная особенность Palette заключается в том, что программа лишь предлагает варианты развития короткого исходного фрагмента мелодии, придуманного человеком. Да и в дальнейшей работе над композицией роль человека не сводится только к фиксированию наиболее удачного "экземпляра" музыки, созданной компьютером. В нашей власти выбор алгоритмов и сочетаний их параметров.

В программу интегрированы 17 уроков. Каждый урок содержит один или два демо-сценария: весь процесс создания мелодии последовательно раскрывается на экране.

Уже при первом знакомстве с программой можно заметить, что в руководстве пользователя кроме описания графического интерфейса также содержится и довольно обширный теоретический материал - основы гармонии и приемы композиции. Причем трудные вопросы изложены очень ясно, лаконично и конкретно. Это удивительно, потому что, к сожалению, нехарактерно для музыкальной учебной литературы. Вы со мной, вероятно, согласитесь, если попробуете почитать, например, учебное пособие "Теория современной композиции" - коллективный труд (624 страницы), созданный на кафедре теории музыки Московской консерватории и вышедший в 2006 году в издательстве "Музыка".

Palette представляет мелодию в виде структуры, которая аналогична структуре обычной речи. В ней есть слова (мотивы), фразы, предложения, запятые (цезуры), вопросительный знак и точка (каденции). Такое деление мелодии на части позволяет применять простой, последовательный и эффективный алгоритм сочинения. Каждая последующая часть мелодии создается на основе одной из предыдущих частей путем применения к ней приема развития: вариации, инверсии, повтора, секвенции и т. д. В общей сложности современная версия программы реализует 24 приема развития мотива (рис. 1). В принципе, если вам претит использование компьютерной программы в таком тонком деле, как сочинение музыки, вы можете, ознакомившись с сущностью приемов развития мотива, применять их, записывая ноты ручкой в самой обычной нотной тетради.


Рис. 1. Страница встроенного в Palette учебника: 24 приема развития мотива

Получается, что программист Илья Щепихин, не имеющий серьезного музыкального образования, сумел найти ответ на вопрос: "Как сочинить музыку"? Невероятно! Как же ему это удалось сделать? Ведь в книгах и статьях, написанных профессиональными музыкантами, доводилось сотни раз читать о том, что научить сочинению музыки невозможно, причем, часто само содержание этих публикаций служит доказательством справедливости такого утверждения. За примерами далеко ходить не надо.

Взял - и песню сочинил?

Допустим, открыли мы книгу С. Стрелецкого "Популярный учебник композиции или Как сочинять песни" (2003 год, издатель В. Катанский, авторская пунктуация в названии сохранена). В первой же фразе читаем: "Известно мнение, что научить сочинять нельзя - ни музыку, ни стихи, ни прозу…". И в самом деле, несмотря на интригующее название, прочитав эту книгу, вы не станете композитором. Как расходуются 93 страницы текста? На двух страницах автор исхитряется изложить нотную грамоту и начала теории музыки. Четырнадцать страниц занимают таблицы аккордов. Основная доля оставшихся страниц посвящена поверхностному анализу трех с половиной десятков известных музыкальных композиций. А ключевой раздел "Сочиняем мелодию сами" занимает 6 страниц. На четырех из них приводится текст и ноты песни, музыку к которой написал автор книги. На оставшихся двух страницах раздела содержатся "практические" рекомендации. Попытаемся "отделить зерна от плевел" - вычленить то, что говорится здесь по поводу технологии сочинения песни. "Во-первых: песни сочиняются или на готовый текст (это считается как бы более правильным и логичным), или сначала появляется мелодия, на которую потом сочиняются (или подкладываются) слова". Глубокая мысль, ничего не скажешь! Ищем "во-вторых", но опять: "Во-первых, песня может родиться сразу, прийти целиком и без вариантов, а может складываться долго и мучительно". Как говорил А. Райкин: "Могет быть - могет быть". Ну, вот, наконец-то: "Во-вторых - мелодия может сочиниться в голове при помощи внутреннего слуха, но может и потребовать и инструментальной поддержки…". Вот и все рекомендации по сочинению мелодии. Но у песни должен быть еще и текст. В предисловии содержится обещание рассказать, как сделать достойную песню, текст которой не делает прекрасную мелодию "пустяком". Так как же? Вот ответ автора: "Возвращаясь к тексту: правило первое - обязательно вчитайтесь в него…". Второго правила в книге найти не удалось.

Но хватит о грустном. Лучше поговорим о предметах интересных и где-то даже загадочных, непосредственно связанных с программой Palette.

Учитель, которого забыли

Разработчик Palette Илья Щепихин участвовал в одном из семинаров "Музыкального компьютера", с ним мы поддерживаем постоянную переписку. И с самой первой встречи возник вопрос о теоретических основах, на которых базируется алгоритм сочинения музыки программой. Илья отвечал, что реализованные в первой версии программы приемы композиции он не сам придумал, а нашел их описание в учебнике. Причем, в свое время в его руки попал только фрагмент книги, поэтому ее автора долго не удавалось установить. У меня собрана внушительная библиотека книг по теории музыки, но среди них ничего подобного не было. Не дал результатов и анализ электронных ресурсов Интернет-библиотек. Кончилось дело тем, что сам Илья, всерьез занявшись поиском, выяснил, кто же является идейным отцом его программы. Им оказался Евгений Иосифович Месснер. А книга называется "Основы композиции". Она вышла в 1968 году в московском издательстве "Музыка" и допущена в качестве учебного пособия для средних и высших музыкальных заведений.

На мой взгляд, книга уникальна. Понимая и соглашаясь, что никакая теория не может научить творчеству, Е. И. Месснер, в тоже время, совершенно недвусмысленно заявляет: "Каждый вид искусства характеризуется определенным комплексом технических приемов, усвоение которых необходимо для творческой работы. Музыка - один из самых трудоемких видов искусства - особенно нуждается в технической оснащенности". А дальше на пятистах страницах книги он логично и ясно рассказывает о приемах и методах, которые составляют технологическую основу деятельности композитора, приводит сведения из теории музыки, без которых невозможно обойтись, профессионально занимаясь сочинительством.

Книга настолько интересна, что от нее невозможно оторваться. С каждой прочитанной страницей растет уважение к ее автору, переходящее в восхищение мастерством композитора-практика и мудростью педагога-методиста. Невольно возникает желание почитать и другие работы Е. И. Месснера, послушать его музыку, узнать, что это был за человек, как складывалась его судьба. Интернет может быть прекрасным помощником в подобных исследованиях. Но только, как оказалось, не в данном случае. Даже Yandex, в котором "найдется все", и тот дал осечку: Месснера-композитора "заслонили" его однофамильцы - киноактер, альпинист, военный теоретик...

Вот буквально вся информация, которую удалось найти в Интернете (http://www.rusfno.boom.ru/ht/MessnYe.html): Евгений Иосифович Месснер (1897 - 1967); образование: Московская консерватория (окончил в 1930 г.), аспирантура (1935 - 1937 гг.); преподаватели: Н. Я. Мясковский (композиция); профессиональная деятельность: преподаватель Музыкального училища им. Гнесиных (1932 - 1944 гг.), Музыкального училища при Московской консерватории (1932 - 1941 гг.), Московской консерватории (1934 - 1939, 1943 - 1957 гг.).

Хорошо, раз такое дело, зайдем на сайт Московской консерватории. Грузимся, грузимся, грузимся… Наконец-то терпение вознаграждено - загрузились. Однако результат странный. Судя по содержимому исторического очерка (http://www.mosconsv.ru/history/), не было в консерватории такого преподавателя!

На очереди сайт Музыкального училища имени Гнесиных. Тоже неудача. Лишь в архивных материалах (http://www.gnesin.ru/history/), подготовленных к 80-летию (1975 г.) и 90-летию (1985 г.) Музыкального училища имени Гнесиных встречается единственное упоминание: "Гнесинское училище окончили такие известные композиторы как Арам Хачатурян, Тихон Хренников, Арно Бабаджанян, Андрей Эшпай, Евгений Месснер…".

Продолжение поисков в Интернете дало лишь несколько ссылок на биографические материалы ряда известных музыкантов. Оказывается, учениками Е. Месснера были: М. Ростропович, Э. Колмановский, А. Эшпай, А. Холминов, Н. Сидельников и другие известные исполнители и композиторы. Так, например, вспоминает свои занятия в музыкальной школе Борис Чайковский: "Класс детского сочинения вел талантливый педагог Евгений Иосифович Месснер. Как он умел объяснять нам сложнейшие истины…".

Чем дальше, тем страшней. В приемных требованиях для абитуриентов, поступающих в Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского на композиторский факультет по специальности "Композиция" среди рекомендованной литературы нет книги Е. И. Месснера.

На форуме "Классика" (http://www.forumklassika.ru/) общаются выпускники и студенты консерваторий. В разделе "Искусство композиции" видим тему: "Посоветуйте книги об искусстве композиции и аранжировки". Из ответов ясно, что будущим композиторам, равно как и композиторам-выпускникам "консы", этот автор незнаком.

В Большом энциклопедическом словаре "Музыка" под редакцией Г. В. Келдыша, нет Е. И. Месснера (при том, что словарь процентов на 60-70 состоит из статей, посвященных персоналиям).

Среди имеющихся в моем распоряжении трудов современных музыкальных теоретиков ссылки на книгу Е. И. Месснера, а также на его суждения по ряду вопросов удалось найти лишь в работах В. Н. Холоповой.

В свою очередь, Е. И. Месснер был учеником одного из крупнейших симфонистов XX века - народного артиста и доктора искусствоведения Николая Яковлевича Мясковского. Об этом говорится в статье, размещенной на биографическом сайте (http://www.myaskovsky.ru). Но и в энциклопедическом словаре, и в музыкальных словарях для учащихся, где в различных сочетаниях перечисляются десятки фамилий учеников Н. Я. Мясковского, одной лишь фамилии вы не найдете. Чьей? Догадайтесь с одного раза.

В общем, создается впечатление, что книга Е. И. Месснера, его педагогический опыт и само его существование почему-то замалчиваются. Хотя, возможно, они попросту забыты в суете изобретения нетрадиционных музыкальных форм и вычурных техник композиции. Может быть, кто-либо из читателей знает, в чем тут дело. Напишите, пожалуйста, на форум нашего сайта.

Прав Михаил Булгаков: рукописи не горят. Поэтому обрывок книги, написанной полвека назад, нашел все же талантливого юношу и зажег в его душе мечту, чтобы затем возродиться из небытия в облике компьютерной программы, которая продолжает дело, начатое Мастером.

Видите, на какие исследования вдохновила программа Palette! На поиски в Интернете следов автора полезной книги потрачено несколько ночей. А вопросов стало еще больше, чем было в начале. Цель не достигнута? Как бы не так! Во-первых, я заинтригован загадочной судьбой Е. И. Месснера и его книги, а значит, буду продолжать попытки понять и разобраться. А во-вторых, поиск дал совершенно неожиданное побочное открытие, касающееся человека, который был учителем Е. И. Месснера. Выяснилось, что до того как стать композитором и музыкальным педагогом, Николая Яковлевича Мясковский был военным. Причем окончил он 2-й Кадетский корпус в Санкт-Петербурге. А это именно то учебное заведение, которое, претерпев множество преобразований и переименований, спустя годы превратилось в Военно-Космическую академию имени А. Ф. Можайского. Здесь в должности начальника кафедры и в звании полковника служит автор статьи. Здесь, в клубе академии базируется проект "Музыкальный компьютер". Символично?

Оказалось, что и судьба Н. Я. Мясковского очень интересна и полна загадок. Необычайность ее состоит не только в сочетании трудносочетаемого: профессиональный военный, офицер, участник войны 1914 года - с одной стороны - и композитор, педагог, организатор музыкального издательства, общественный деятель - с другой. Н. Я. Мясковскому выпала участь стать жертвой одного из самых трагических и неприглядных событий в истории отечественной музыки. Речь идет о постановлении ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 года, обвинившем С. Прокофьева, Н. Мясковского, Д. Шостаковича и нескольких других композиторов в формализме, а также о последовавших за этим действиях властей и реакции коллег по искусству. Но рассказ об этом выходит за рамки статьи.

В заключение трудно удержаться, чтобы не дать совет. Если вы хотите освоить и элементарные, и более сложные приемы техники сочинения музыки, не поленитесь найти книгу Е. И. Месснера "Основы композиции" и обзавестись программой Ильи Щепихина Palette.