PETELIN.RUСтатьи → Компьютер "Русского размера"

Компьютер "Русского размера"

Интервью с участником группы "Русский Размер" Виктором Бондарюком

Компьютер - это очень большие мозги, которые помнят все то, что ты в него заложил. Заложил ты в него гадости - гадости и получишь. Заложил что-нибудь хорошее - все будет хорошо.

Виктор Бондарюк

Дав согласие на интервью, Виктор предложил встретиться на концерте. Это выглядело очень заманчиво. "Русский Размер" - группа, послушать которую всегда интересно. Но мы предпочли другой не менее интригующий вариант встречи - в собственной студии "Русского Размера", среди синтезаторов, опутанных кабелями, и по соседству с компьютером - центром, вокруг которого все в студии и вертится. Раскрыл я свой ноутбук, подключил микрофон, запустил программу Cool Edit Pro, нажал кнопку Record, стал задавать вопросы и мотать на винчестер ответы человека, который кое-чего в жизни добился и кое-что в компьютерах понимает.

Какие события в истории группы "Русский Размер" можно отнести к наиболее важным? И как на фоне творческой истории выглядит история вашего взаимодействия с компьютером?

Первое, безусловно, важное событие - наш переезд в Питер. Второе этапное событие - знакомство в Москве с Вадимом Володиным. С этого началась вся "электрическая" направленность проекта "Русский Размер". Тогда стало интересно этим заниматься, и начались какие-то поиски.

С компьютером наша история связана очень плотно. Мы прошли все этапы. Вначале был "Atari", любимый, кстати, компьютер, на котором я работал года три-четыре. На моей памяти он ни разу не завис. Как чугунный молоток с мегабайтом оперативной памяти. Колоти им, молоти по нему… Думаю, если сейчас включить его, то, все равно, заработает. А программы тогда были - первые версии "Cubase", еще без аудио, только MIDI.

Помню, ехали мы на одну из первых гастролей, и с Димоном (Дмитрием Копотиловым) был разговор: вот бы хорошо, если можно было бы в компьютер писать вокал. И мы стали рассуждать: сколько это места занимает, что это безумие, как должны технологии шагать… Ан не тут-то было, сейчас не только вокал, а и все пишем в компьютер.

Когда-то у нас стоял огромный пульт, который звучал абсолютно хреново, хотя выглядел пафосно: куча проводов, море ручек. Но потом я купил карточку, и мы стали писать все в компьютер. Возможность полного edit'а оценит только тот, кому есть, с чем сравнивать. Это просто замечательно, когда можно и частотную обработку выполнять и с шумами расправляться, и панорамировать, и все что угодно там делать. Все внешнее железо сливается в компьютер, и в компьютере производится сведение.

Без компьютера никуда. Я думаю, что если бы не было компьютера, то не было бы группы "Русский Размер".

На "Atari", была записана пластинка "Танцуем", и первая часть проекта с Лебединским "Давай-давай". Приходилось сводить через пульт, работать было неудобно. Потом пошли "Пентиумы". Сейчас у меня стоит четвертый "Пень" 2,5 гигагерца, но он не выгребает. Одна песня составляет от 20 до 28 стереотреков 24 бита 44,1 килогерц. Когда они все начинают играть, например, в Cubase, то все, комп помирает.

Карта у меня Motu 24i. Так про нее скажу. Я работал в Германии на студии. Мы сравнивали фанеры, произведенные в немецкой студии и у меня. В принципе, особых промахов нет, звучит она корректно, но есть один большой минус - слушаешь, как будто через матовое стекло. Хотя, как говорят рекординговые компании, на продажу дисков это не влияет.

Я хочу воспеть оду программе Cool Edit Pro. Это, на мой взгляд, одна из лучших программ для работы со звуком, особенно на PC. И самое большое ее достоинство в том, что если у тебя комп виснет и вываливается, то Кул все запоминает и в сессию тебя возвращает. Это для PC вещь просто незаменимая. Вдобавок ко всему, там замечательный, просто меговский шумодав, суперский дисторшн. Я им пользуюсь всегда. Для обработки звука от внешнего синтезатора специально в Германии купил железный дисторшн. Подключил его - и расстроился. Он для гитары, там есть такая ручка "высота тона", которая все портит. Потом как-то случайно увидел в Куле дисторшн. Дай-ка, думаю, попробую. И он как заиграл, ну просто, как настоящий. А купленный дисторшн у меня просто лежит в коробке. Так что Cool Edit Pro - просто супер. Есть свои недочеты, конечно, но они настолько незначительны! Например, там градация 16 и 32 бита. Почему нет 24 бит? Непонятно.







Что такое "Русский Размер" сегодня? Кто пишет тексты, придумывает музыку, делает аранжировки? Какая роль во всем этом отводится компьютеру?

Сейчас "Русский Размер" - это Элеонора Маркова, Дмитрий Копотилов и я, Виктор Бондарюк.

С Димоном мы работаем вместе с самого начала. Будем отмечать 21 мая 13-летие проекта. Трудно разделить наше авторство на составные части. Запутанный творческий процесс. Каждый что-то добавляет, меняет. Хотя случается и сольные работы.

Элеонора, прежде всего, вокалистка, в сочинении музыки участвует в меньшей степени, но ее творческие инициативы ни в коем случае не пресекаются. Для последней пластинки писали песню "Далеко". Там есть такой момент, где по замыслу должны быть вздохи, причем, желательно, чтобы они звучали сексуально. Мы попросили ее во время записи как следует повздыхать. Элеонора дышала, дышала: "А, о-о, у-у-у". С первого дубля получилось, просто супер. Ничего менять не стали.

А что касается роли компьютера в творчестве - кухня простая. Благодаря тому, что у нас есть своя студия с компьютером, мы абсолютно свободны.

У вас есть разная музыка, в том числе и такая, которую вполне можно назвать музыкой для души, например, песня "Ангел дня". Вместе с тем, создавая ее, вы явно использовали электронные, в конечном счете, компьютерные технологии. Многие музыканты, композиторы считают, что синтезатор, музыкальный компьютер - инструменты, лишенные души. И в настоящей музыке им не место. Что об этом думаете Вы?

Ничего подобного. Я не согласен с этим. У самого компьютера есть, если не душа, то, во всяком случае, характер. Компьютер, на самом деле, чувствует отношение человека, это абсолютно четко и однозначно. Бывает, что он вредничает. Я так иногда на него злюсь, просто ужасно, когда начинаешь работать, а компьютер встанет, что-нибудь там заглючит. У меня мысли, их бы записать скорее, а он… Один раз было, я думал, что его расколочу. Целый день делал песню, а он подвис. И я прогружаю сонг Cubase, а он пишет "File not found". Блин! Ну, это было! Все! Целый день работы коту под хвост. Это о характере компьютера. А о душе в музыке… Что такое компьютер, по большому счету? Компьютер - это большие мозги, которые помнят то, что ты в него заложил. Но делает-то человек. Не компьютер делает музыку. Компьютер запомнил то, что ты ему сказал. Это, как ребенок. Ребенок растет, и ты в него постоянно что-то вкладываешь, вкладываешь. И он получается такой, каким ты его сделал своими поступками. Точно также и песня. Смотря, что ты в нее вкладываешь. И танцевальная музыка в этом плане точно такая же, как и любая другая. Песня может быть и агрессивная, и мягкая, и мелодичная. Но все это делается на компьютере. Это, знаете, как у радистов. Рации все одинаковые, но у каждого свой подчерк. Так и у музыкантов. Нот всего семь. Синтезаторы, инструменты все, в принципе, одни и те же. Гитары у всех одинаковые. Но песни-то разные.

На страницах журналов, имеющих отношение к шоу-бизнесу, постоянно повторяется мысль о том, что запись альбома с профессиональным качеством возможна в условиях лишь нескольких специально сконструированных студий. Ваша студия размещается в самой обычной квартире в центре Питера. Она, бесспорно, очень хорошо оснащена, но нельзя сказать, что есть принципиальные отличия от аналогичных домашних студий, которых теперь очень и очень много. Почему вы решили обзавестись собственной студией? За счет чего вам удается записывать в ней композиции с великолепным звуком? Всю ли работу вы делаете здесь или какую-то часть передаете в другие студии? Чего в вашей студии не хватает для полного музыкантского счастья?

Я считаю, что профессиональные студии, безусловно, нужны. Но они должны быть специализированными. Студия, предназначенная для записи живой музыки, не может быть студией для записи электронной музыки и наоборот. Потому что цели и задачи абсолютно разные, применение звуков и вообще саунда кардинально разное, направленность разная. Это все равно, что санки и лыжи. Вроде, и то и другое нужно, чтобы кататься зимой, но санки по-другому делаются и принцип катания немножко другой. Так и здесь.

Что касается электронной музыки, здесь, конечно, ситуация проще в том, что при правильном и корректном подборе приборов, желании и некоем умении работать с компьютером можно достичь большего.

Почему родилась идея собрать свою студию? Это гораздо удобнее. Когда ты приходишь в чужую студию, там сидит некий третий человек, которому или может быть все равно, или он как-то там заинтересован. Но это уже другой человек с другим мышлением, другим видением. Т. е. получается, что это уже не на 100% твоя песня. И мы с этим просто столкнулись многократно. И даже если ты ему говоришь: "Сделай так", - то он все равно делает как-то по-своему.

Если ты хочешь самовыразиться музыкально, все равно, приходишь к тому, что собственная студия просто необходима.

Мы у себя в студии сочиняем музыку, записываем ее, записываем голос, делаем сведение, делаем все, кроме мастеринга. Считаю, что мастеринг должны выполнять профессионалы. У меня просто не хватает терпения сидеть, все вытаскивать, равнять частоты, компрессировать звук.

У нас ламповый микрофон. Никакого специального акустического оформления комнаты нет. Только окна во время записи закрываются. А что касается шума, то есть же компьютер - наш друг.

Здесь можно сделать не демо, а профессиональную запись. Кстати, я могу сказать, что Европе тоже люди, в основном, так работают. Главное, чтобы уши на голове были.

Я работаю с исполнителями, делаю ремиксы и знаю, что при студийной записи вокала часто вообще люди не запариваются с тем, что там еще что-то снизу играет. Исполнитель потягивает носом, шмыгает, топает. Эти шумы, вздохи, звук аккомпанемента в паузах, проникающий в микрофон из наушников - часто это вообще не вырезается. Мы в этом плане особо дотошны. У нас этим Дима в основном занимается. Он вырезает все лишнее.

А для полного счастья не хватает системы Pro Tools. Это все же мировой стандарт качества звука. Недавно в очередной раз собрался было обзавестись. И тут подвернулась машина. Сейчас с новым рулем, но без Pro Tools. Но нужно, нужно к этому переходить.

На первый взгляд оборудование, окружающее вас в студии, выглядит не менее сложным, чем набитая приборами кабина современного самолета: дисплеи, ручки, кнопки, клавиши, провода… Чтобы справиться с синтезаторами, эффектами, обработками и с толком применять их, нужно многое знать и уметь. Есть ли у Вас специальное образование в области звукорежиссуры, компьютерных технологий или пришлось обучаться самостоятельно по ходу дела?

К сожалению моему большому, образования у меня нет. Надо иметь желание. Это как вождение машины. Можно пойти в автошколу, а можно самому научиться. Был бы вкус и интерес. Большое количество проводов и ручек пугает людей. Однако на поступающие от начинающих панические вопросы, типа: "Я подключил микрофон, клавиатуру, а звука нет, что делать?", - ответ должен быть один: "Парень, разберись сам".

Сейчас идет очень серьезное сращивание внешних железок с компьютером. На новых приборах стоит USB-порт, по нему они соединены с компом. Например, сэмплер AKAI S6000: можно буквально мышью перетаскивать файлы туда-сюда. AKAI можно убрать хоть на антресоли, его и не видно, а он будет там мочить. Разработчики синтезаторов осознали, что компьютер - это данность, от которой уже ни куда не денешься и просто нужно сделать так, чтобы было удобно.











Какие компьютерные программы Вы применяете в работе с музыкой и звуком? Как относитесь к виртуальным синтезаторам, какие из них используете?

К виртуальным синтезатором отношусь отлично и достаточно часто применяю их, особенно звуки различных пэдов. В пластинке "Меня колбасит" применяется очень много виртуальных басов из плагина Trilogy. У меня стоят Atmosphere, Stylus, FM7 (аналог синтезатора Yamaha DX7). Настоящий же DX7 я использую как MIDI-клавиатуру. Программы, на которых мы работаем - это Cubase, Cool Edit Pro. На Cool Edit Pro я делаю сведение. Очень удобно делать на нем панорамирование. А особенно теперь, когда Кул стал с подвешиваемыми DX-плагинами - это вообще супер!

Вместе с тем, на мой взгляд, кардинально неправильно суждение, что можно заменить одним компьютером, виртуальными программами оригинальные синтюки. В каких-то случаях можно, и я пользуюсь виртуальными синтезаторами. Но это не основополагающие звуки. Говорят, что у "Русского Размера" особый саунд. Меня часто спрашивают о том, что я делаю со звуком. Я говорю: "Ничего". Дело в том, что есть у синтезаторов свой голос. И вот именно самое важное, найти тот подбор инструментов, звуков, который будет тебя характеризовать. Опять же ставить какие-то рамки и говорить: "Я работаю только на железе", или: "Я работаю только на виртуальном", - это глупо. То же самое, что говорить: "Я ношу брюки только серого цвета". Тоже глупо.

Есть такая тема: люди, глядя со стороны, думают, что если кто-то играет на живой гитаре, то он делает это постоянно, и компьютер здесь не при чем. Но в студии применяется компьютерная запись, в том числе и живых гитар. Будет абсолютно логично, и гораздо дешевле купить винчестер побольше, с высокой частотой и битностью на него все записать, нежели покупать какой-нибудь магнитофон Atari, который стоит 10 - 15 тысяч долларов. Компьютер в качестве рекордера, для правки вокала, очистки шумов. Это же постоянно применяется. Просто об этом рокеры как-то не особенно говорят. А среднестатистический обыватель смотрит на компьютер как на что-то невразумительно ужасное. Представьте объявление на столбе: "Обучаем работе на компьютере". Типа: "Включаем кнопку Power…". Это было бы глупо. Так может появиться и объявление: "Обучаем работе на микроволновой печи". Это все от безграмотности.

У группы "Русский Размер" есть официальный сайт, существуют и неофициальные сайты, созданные вашими поклонниками. Насколько важным вы считаете свое присутствие в Интернет? Какую пользу оно вам приносит?

"Русский Размер" был одним из первых коллективов, который сделал сайт. Это был год 97 или 98. Мне это помогает таким образом: просто часто смотрю, что люди пишут. Какие мысли есть, какие идеи. Что пишут о музыке. Я практически никогда не отвечаю на письма, вопросы, но регулярно просматриваю их.

Интернет - это очень важная вещь. Для всех синтюков, которые есть сейчас, там выкладываются обновления операционных систем, новые звуки. И еще одна фишка Интернета. В работе это очень сильно помогает, особенно когда работаешь с человеком, который физически находится где-то далеко. Человек просит тебя сделать песню или какую-то партию. Он тебе присылает MIDI-файлы, тем более они весят совсем ничего. Ты там что-то наигрываешь или делаешь партию, скидываешь человеку. Человек послушал, скидывает тебе. Так делаешь аранжемент, сводишь… Я знаю совершенно точно, что существуют такие проекты, где один живет в Штатах, другой в Австралии, третий в Европе. Один вокал пишет, другой барабаны прописывает, третий пэды. Это же очень удобно, особенно, если скоростной Интернет.

У вас довольно обширная дискография, тринадцать дисков. Откуда время берется? Интернет ведь засасывает.

У нас Дима занимался одно время плотно Интернетом. Сейчас, наверное, в меньшей степени. Он там поначалу всем рулил.

Откровенно говоря, я не знаю, как хватает времени на все. Замечаю, что в последнее время все меньше стал спать. Особенно с подготовкой к этому большому юбилею группы. Многое только за счет сна получается.

Сайт нам делал Петерлинк и он же нам его и поддерживает. С момента создания дизайн сайта не менялся. И какое-то время люди писали: "Надоело, что за старый сайт". Сейчас прошло около 7 - 8 лет. Новые люди приходят: "О, что за клевый сайт!". Такое ретро получается.

Что бы Вы хотели сказать читателям "Магии ПК"?

Я хочу сказать следующее. Не нужно думать, что компьютер - панацея от всех проблем. Мне кажется, что надо рассматривать компьютер, как некий помощник. Никого не удивляет в наши дни наличие дома у человека газовой плиты, которая помогает жить. У людей есть компьютеры. У меня, например, два. Один как рабочая станция, другой для Интернет. Димон как-то на заре наших дел сказал крылатую фразу, к которой я всецело присоединяюсь: "Компьютер должен быть у каждого человека Земли". Я с ним согласен на 100%, потому что темп жизни настолько ускоряется и настолько все хардово, что подчас компьютер - просто незаменимая вещь. Но опять-таки, компьютер - не панацея. Это просто твой некий домашний инструмент, который, когда он есть, ты уже просто не замечаешь его. Я повторюсь. Компьютер - это очень большие мозги, которые помнят все то, что ты в него заложил. Заложил ты в него гадости - гадости и получишь. Заложил что-нибудь хорошее - все будет хорошо. Каждый сам для себя выбирает.

Редакция поздравляет группу "Русский Размер" с 13-летием и желает новых песен и новых успехов!

Беседу вел Юрий Петелин, фото Романа Петелина