PETELIN.RU | Статьи | Радиостудия на дому. Часть 2
домашняя,студия,звукозапись,Джингл,радио,iZotope,Ozone,Adobe,audition
PETELIN.RU > Статьи > Радиостудия на дому. Часть 2

Радиостудия на дому. Часть 2

Юрий Петелин

Моя статья в предыдущем выпуске журнала "Магия ПК" о том, как в домашних условиях записывается радиопередача "Музыкальный компьютер", уже вызвала у некоторых читателей усмешку. Они даже написали мне об этом по электронной почте. Еще бы не смеяться над попытками сделать приличный звуковой продукт, отгораживаясь от шума пледами и одеялами! А идея размещения микрофона для записи дикторского текста в прихожей площадью чуть более двух квадратных метров вообще антинаучна. Что на это сказать? Все правильно, невозможно в таких условиях записывать ни целую радиопередачу, ни отдельно взятую песню. Точнее, было бы невозможно, если бы не некоторые магические свойства удивительных компьютерных программ… Но обо всем по порядку.

Поговорим немного о структуре радиопередачи. Начинаться она должна с музыкальной заставки, дальше должно идти приветствие и представление ведущего, анонс содержания выпуска, тематическая часть (текст на музыкальном фоне), представление участников передачи и их музыкальных композиций и, наконец, прощание со слушателями. Отдельные части передачи должны разделяться джинглами - короткими музыкальными "репликами".

Джингл за джинглом

Музыкальная заставка в начале передачи служит чем-то вроде звуковой обложки, которая призвана выделять именно эту передачу, и позволяет слушателям идентифицировать ее с первых же секунд. Стилистически она должна быть подобна джинглам. Реально - это просто один из джинглов

Вообще-то существует целая индустрия производства джинглов. Комплект фирменно сделанных джинглов может стоить немалых денег. Но при желании неплохой джингл под силу создать любому продвинутому пользователю музыкального компьютера. Как это делается?

В нашем случае основой любого джингла служит фраза: "Музыкальный компьютер". В одном из MIDI-редакторов сочиняется, записывается и аранжируется множество коротких мелодий (музыкальных фраз), таких, что на каждую из них эти два слова, в принципе, могут быть пропеты. Подобная работа занимает не более часа. Здесь требуется только музыкальная фантазия и умение работать с программой-аранжировщиком. Дальше на каждую из фраз накладывается голос. В ряде случаев это чарующий голос студентки ИТМО и исполнительницы многих наших песен Ирины Сунеевой, обработанный различными благородно звучащими эффектами (реверберация и дилэй). Но при изготовлении некоторых джинглов в качестве "певцов" пришлось выступить и самим авторам передачи. Наши голоса вряд ли можно считать голосами вокалистов. Огрехи пения слышны "невооруженным ухом". Поэтому ничего не остается делать, как только утрировать отдельные недостатки и довести их до абсурда, когда они уже не кажутся промахами, а становятся концептуальными и эстетически значимыми "приемами". В любом нормальном звуковом редакторе для такой трансформации есть необходимый инструмент, и зовется он вокодером. В этом виртуальном аппарате голос человека сначала анализируется (раскладывается на несколько частотных полос), превращаясь в абстрактные числовые коэффициенты, потом перемножается с некоторым цифровым звуковым сигналом-переносчиком и, наконец, подвергается процедуре ресинтеза. В итоге становится совершенно неважно, кто и каким "голосом" спел про музыкальный компьютер. То, что получается после всей этой математики, больше всего напоминает говорящий рояль или поющего робота. Правда, эффект этот не так уж и прост в применении. Взгляните, например, на окно вокодера, который поставляется вместе с программой Cubase SX 3. Сколько ручек, и ведь каждая для чего-то нужна!


Рис. 1. "Наруливаем" голос для джингла

Хорошо отредактированный роман

Следующий этап работы над передачей - сочинение ее текста. Редакция радиостанции согласна выпускать передачу в эфир при соблюдении с нашей стороны определенных условий. Одно из них заключается в том, что передача не может состоять только из музыкальных композиций, она должна включать в себя элемент просветительства и обучения. Получается, что основная цель такой передачи - донесение до слушателей основ музыкальных компьютерных технологий. Недостатка в информации нет. На сегодняшний день по этой теме "из под нашего пера" вышло более двух десятков книг общим объемом около 15000 страниц. Трудность заключается в другом. За разумное число выпусков передачи (1 - 2) нужно суметь раскрыть определенную проблему из области музыкальной информатики, затрачивая на ее объяснение в каждом выпуске порядка 2 - 3 минут. Если растянуть тему на большее число выпусков, то постоянные поклонники передачи могут и забыть, о чем идет речь, а новые слушатели попросту "не врубятся".

Говорят, что анекдот - это хорошо отредактированный роман. Именно эта шутка и стала тем принципом, согласно которому я формирую текст информационного блока передачи. Берется из книги, например, сорокастраничный раздел об интерфейсе MIDI и кромсается, кромсается, кромсается (спасибо, Word!) до тех пор, пока от него не остается полстраницы самых значимых фраз. Занятие это не менее увлекательное и творческое, чем сочинение стихов. И там, и там главное - образность и лаконичность. По ходу производства такого "концентрата" хочешь - не хочешь, но приходится решать еще одну задачу. Каждая фраза не только обязана обладать смысловой ясностью и правильно отражать суть дела, но еще она должна быть выговариваемой. Я же не профессиональный диктор, у меня масса проблем с произношением! Некоторые сочетания слов мне не удаются и с десятого раза. Так что подбор слов-эквивалентов продолжается на протяжении всего сеанса записи.

Здравствуйте, у микрофона Юрий Петелин…

Микрофон подключен. Текст отшлифован и высвечивается на мониторе ноутбука в окне Word. А в другом окне открыта та программа, в которой предстоит вести запись моей речи - Adobe Audition. Это отличный звуковой редактор. О нем и о его предшественнике Cool Edit Pro написано уже довольно много книг и статей. Например, книги: "Музыкальный компьютер. Секреты мастерства", "Cool Edit Pro 2. Секреты мастерства", "Adobe Audition. Обработка звука для цифрового видео", статьи: "Cool Edit Pro - космические технологии в музыке", "Фильтруй базар", "Знал ли Пушкин о реверберации?", "Adobe Audition 1.5 - интересные новинки".

Включаю режим записи. Наговариваю фразы, ошибаюсь, повторяю. Пережидаю, когда отшумит вода в трубе за стеной и сделает паузу электродрель двумя этажами выше. Иногда смотрю на измеритель уровня сигнала: нет ли перегрузки. Ну вот, трехминутный текст записал за восемь минут (рис. 2). Не так уж и плохо сегодня выступил.


Рис. 2. Сигналограмма моей речи в окне Adobe Audition

Теперь пришла пора надеть наушники и вчерне смонтировать фонограмму, вырезав неудачные дубли, посторонние звуки и все те слова, которыми я комментировал ремонтную деятельность соседей. Прослушиваю фрагмент, выделяю ненужные куски и перед их удалением обязательно нажимаю на кнопку Adjust selection to zero crossings. В результате границы выделенного для удаления участка перемещаются на несколько звуковых отсчетов, в такие точки, где сигнал пересекает нулевой уровень. Если не делать этого, то монтаж фонограммы завершится совсем бесславно: я создам жуткое количество щелчков в местах стыков. Ну вот, из восьми минут исходной фонограммы я накромсал задуманные три минуты.

Теперь начнется ювелирная работа. Слушаю каждое словечко и выискиваю места, где ненароком щелкнул зубами, шлепнул губами, и слишком громко втянул воздух при вдохе.

Если удается локализовать точное место нежелательного призвука, то стараюсь вырезать его, а если удаление щелчка сказывается на звучании слова, то пытаюсь хотя бы ослабить негативное впечатление, например, уменьшив уровень сигнала на крохотном интервале времени или обработав его фильтром, срезающим высшие частоты. И с этим управился.

Теперь ослабим широкополосный шум. Зная, что такая операция неизбежна, еще при записи, в начале фонограммы, перед тем как произнести: "Здравствуйте! В эфире "Музыкальный компьютер". У микрофона Юрий Петелин…", - я немного помолчал и тем самым сохранил в файле так называемую тишину, а на самом деле - тот шум, который проявлял себя в данном конкретном помещении в данное время. Его средний уровень составляет порядка -50 дБ. Это для речи, звучащей на фоне музыки, сносно, но все же плоховато. Шум нужно устранить. Выделяю фрагмент "тишины" и открываю окно Noise Reduction. Нажав на кнопку Capture Profile, включаю "шумодав" в режим обучения. В результате спектрального анализа реализации шума программа синтезирует амплитудно-частотную характеристику оптимального фильтра. Полюбуйтесь на нее (рис. 3).


Рис. 3. Спектр шума в моей прихожей

Закрою окно Noise Reduction, выделю всю фонограмму, опять открою окно Noise Reduction и нажму OK. И действительно, спустя десяток секунд все станет "Ok": фонограмма будет обработана фильтром, "натасканным" на конкретную реализацию шума. В итоге этот самый шум окажется ослабленным до уровня порядка -90 дБ, а моей речи "слышимого" ущерба нанесено не будет.

Вот так, уважаемые скептики, прихожая, соседствующая с санузлом, легким движением руки с мышью превращается в довольно тихую студию. Но не все ее негативные свойства уже парированы.

Хватит бубнить

Шум бытового помещения - это проблема проблем, но есть еще одна беда. Как раз на нее намекают мои критики, когда говорят об антинаучности решения о размещении микрофона в крохотном помещении отгороженной прихожей. И я прекрасно понимаю, о чем идет речь. В камере с отражающими звук стенами для колебаний определенных частот образуются так называемые стоячие волны. Высокочастотные колебания неплохо поглощаются обоями, штукатуркой и тем более пористым покрытием, которым в моей "студии" оклеены стены. Однако чтобы избавиться от низкочастотных колебаний, потребовался бы звукопоглощающий слой толщиной в десятки сантиметров, а еще лучше - в единицы метров. Стоячие волны одолеть нереально. Этот эффект вызывает, как минимум, два последствия.

Во-первых, тембр звука существенно зависит от того, в какой точке находится его источник. Поэтому даже небольшое изменение в расположении микрофона или моих губ приводит к заметной трансформации тембра записанного голоса. Но с этим явлением можно бороться исключительно путем укрепления трудовой дисциплины: весь сеанс записи нужно провести, мысленно скомандовав себе: "Смирно!".

Во-вторых, стоячие волны проявляют себя как резонанс на некоторых частотах. В данном помещении - как раз на частотах вблизи нижней границы слышимого звукового диапазона. В итоге мой голос, записанный в таких условиях, становится навязчиво бубнящим, как у жуткого зануды, к тому же произносящего свои нравоучения в пустую бочку. Частично устранить последствия этого эффекта можно, пропуская сигнал с микрофона через фильтр, подавляющий колебания с частотами, расположенными ниже 60 - 80 Гц. Но, во-первых, у меня нет аппаратного параметрического эквалайзера, позволяющего с прецизионной точностью установить частоту среза фильтра и уровень ослабления сигнала. А, во-вторых, одной фильтрацией проблема не решается. Хотя, чтобы ослабить заметность бубнения, я действительно обрабатываю записанный сигнал частотным фильтром, реализованным программно. На первых порах в этих целях использовался один из многочисленных фильтров, встроенных в Adobe Audition. А затем, когда потребовалось комплексное решение, я перешел на мастеринговый DX-плагин iZotope Ozone 3. В его составе, кроме всего прочего, имеется многополосный параметрический эквалайзер (рис. 4).


Рис. 4. При таком фильтре "бу-бу" почти не слышно

Но, как я уже сказал, простой фильтрации здесь недостаточно. Тембр звука исходно оказывается здорово подпорченным плохим помещением. Голос звучит смазано и тускло. Ему не хватает звонкости и прозрачности. Но и этой беде есть, чем помочь. В составе плагина iZotope Ozone 3 имеется модуль MULTIBAND HARMONIC EXCITER (рис. 5). В переводе на русский: "многополосный возбудитель гармоник". Он позволяет разделить весь звуковой диапазон частот на четыре полосы и для каждой полосы в отдельности дополнительно к спектру существующего сигнала сгенерировать еще частотные составляющие. Причем имеется возможность изменять несколько параметров, влияющих на уровень "гармоник" и их временные свойства. Экспериментальным путем я установил, что при формировании гармоник с уровнем 3 дБ в полосе частот, лежащей выше частоты 2 кГц, в моем голосе, искалеченным студией-прихожей, восстанавливается яркость, прозрачность и окончательно маскируется "бочковость", недодавленная фильтром.


Рис. 5. MULTIBAND HARMONIC EXCITER: добавление яркости

Речь, как песня

Особенность современной танцевальной и электронной музыки - очень малый динамический диапазон. Для того чтобы музыка звучала громче и от этого субъективно казалась лучше, музыкальный сигнал принято подвергать сильной компрессии, почти ограничению на уровне около 0 дБ. Большинство композиций, которые мне присылают компьютерные музыканты, сделаны примерно по такому рецепту. Хорошо ли это, плохо ли, и всегда ли уместно - отдельный разговор. Но факт остается фактом.

Как это сказывается на подготовке радиопередачи, спросите вы? Ничего страшного, просто немного дополнительных хлопот.

Я записываю свою речь без применения компрессора. Если в таком виде свести ее с "зажатой" музыкой в общую фонограмму, то по радио музыка будет слышна нормально, а речь - тихо. Пытаться просить звукооператора в реальном времени регулировать степень компрессии сигнала, подаваемого из аппаратной в передатчик - безнадежное дело. В добрые старые времена, услышав по приемнику, что передача на "Гардарике" идет с искажениями, можно было позвонить дежурному оператору и напомнить, что не следует компрессировать скомпрессированное. Раздавался щелчок, и дальше из эфира вместо хрипов начинали литься чарующие звуки музыки. Сейчас такой номер не проходит. Там и оператора-то, скорее всего, нет. Компьютер в автономном режиме настойчиво отрабатывает суточное расписание, поочередно загружая в плееры заранее занесенные в базу MP3-файлы.

Какова мораль? Да просто мне приходится речь обрабатывать компрессором, чтобы по динамическому диапазону и уровню она стала похожа на музыку. Делается это с помощью еще одного модуля, входящего в iZotope Ozone 3. Правда, это не просто компрессор, а более сложный прибор, носящий имя LOUDNESS MAXIMIZER - максимизатор громкости. В итоге этой операции в эфире моя речь будет звучать с той же громкостью, что и музыка.

iZotope Ozone 3 относится к числу универсальных средств. Среди шести его виртуальных обработок есть и ревербератор. С его помощью я чуть-чуть добавляю звуку объемность. Ведь в моей прихожей естественную реверберацию я практически изжил: пористое звукопоглащающее покрытие, плюс пресловутый плед, занавешивающий дверной проем - и никакого эха. Глухо, но не как в танке, а как внутри перины.

Ну вот, файл с речью готов к тому, чтобы быть вмонтированным в проект передачи.

Мультитрек-мультитрек, я тебя вижу!

Больше никаких плагинов. Только Adobe Audition и я в наушниках. Загружаю в программу файлы с джинглами, речью, музыкальными композициями. И каждый их файлов поочередно вставляю на свой трек в мультитрековый редактор программы Adobe Audition (рис. 6). Сразу же ясно, как вставленные клипы соотносятся во времени. Каждый из клипов, захватив мышью, можно перемещать в разные временные позиции и на разные треки. Для каждого из клипов можно сформировать огибающую уровня сигнала - график, влияющий на громкость звучания клипа в тот или иной момент времени. Например, можно плавно увеличить громкость в начале песни, изменить до нужного уровня громкость фоновой музыки, или вообще свести ее на нет в пределах заданного участка.


Рис. 6. Мультитрековый редактор программы Adobe Audition

В позицию 00:00.000 я устанавливаю начало джингла. Это будет началом передачи. А на позицию 08:00.000 должно приходиться затихающее эхо моих традиционных прощальных слов: "Будьте здоровы и счастливы. И да поможет Вам музыка-а-а-а!"

Речь записана как один файл. Но на самом деле она состоит из фрагментов, которые должны звучать не подряд, а в разные моменты времени: после стартового джингла, на фоне музыки, перед песней и в конце передачи. В других программах файл, скорее всего, пришлось бы разрезать на несколько более коротких, а каждый кусок по отдельности нужно было бы вставлять в проект. А вот мультитрековый редактор программы Adobe Audition позволяет использовать неразрушающие способы преобразования клипов. Внешне все выглядит так, будто бы, применив соответствующую команду, я разрезал клип на две части и растащил их во времени. Но на самом деле разрезается и перемещается только изображение клипа, а собственно звуковой файл, каким был таким и остался. По сути дела, графически задается: в какой момент времени, начиная с какого звукового отсчета и заканчивая каким звуковым отсчетом, следует воспроизводить фрагмент файла.

Путем последовательных взаимных перемещений клипов добиваюсь, чтобы и весь текст был произнесен, и музыка по максимуму прозвучала, причем не только в качестве фона, но и как самостоятельный фрагмент передачи. Иногда приходится жертвовать длинным вступлением к песне, на его фоне представляя авторов.

Проект готов. Нужно только свести его в стереотрек. Для этого достаточно в меню Edit выбрать команду Mix Down to File (сведенный стереотрек окажется сохраненным в аудиофайле) или Mix Down to Empty Track (сведение будет выполнено на первый же свободный стереотрек проекта). Для истории я сохраняю стереотрек в WAV-файле, а для радиостанции - MP3-файле.

Вот и все. Остается отвезти диск с передачей редактору музыкального вещания "Радио России Санкт-Петербург" Ольге Семеновой да объявить о дате очередной выпуска на нашем сайте.