Моя статья в
предыдущем выпуске журнала
"Магия ПК" о том, как в домашних
условиях записывается
радиопередача "Музыкальный
компьютер",
уже вызвала у некоторых читателей
усмешку. Они даже написали мне об
этом по электронной почте. Еще бы не
смеяться над попытками сделать
приличный звуковой продукт,
отгораживаясь от шума пледами и
одеялами! А идея размещения
микрофона для записи дикторского
текста в прихожей площадью чуть
более двух квадратных метров
вообще антинаучна. Что на это
сказать? Все правильно, невозможно
в таких условиях записывать ни
целую радиопередачу, ни отдельно
взятую песню. Точнее, было бы
невозможно, если бы не некоторые
магические свойства удивительных
компьютерных программ… Но обо всем
по порядку.
Поговорим немного о
структуре радиопередачи.
Начинаться она должна с
музыкальной заставки, дальше
должно идти приветствие и
представление ведущего, анонс
содержания выпуска, тематическая
часть (текст на музыкальном фоне),
представление участников передачи
и их музыкальных композиций и,
наконец, прощание со слушателями.
Отдельные части передачи должны
разделяться джинглами - короткими
музыкальными "репликами".
Джингл за джинглом
Музыкальная заставка в
начале передачи служит чем-то вроде
звуковой обложки, которая призвана
выделять именно эту передачу, и
позволяет слушателям
идентифицировать ее с первых же
секунд. Стилистически она должна
быть подобна джинглам. Реально - это
просто один из джинглов
Вообще-то существует целая
индустрия производства джинглов.
Комплект фирменно сделанных
джинглов может стоить немалых
денег. Но при желании неплохой
джингл под силу создать любому
продвинутому пользователю
музыкального компьютера. Как это
делается?
В нашем случае основой
любого джингла служит фраза:
"Музыкальный компьютер". В
одном из MIDI-редакторов сочиняется,
записывается и аранжируется
множество коротких мелодий
(музыкальных фраз), таких, что на
каждую из них эти два слова, в
принципе, могут быть пропеты.
Подобная работа занимает не более
часа. Здесь требуется только
музыкальная фантазия и умение
работать с
программой-аранжировщиком. Дальше
на каждую из фраз накладывается
голос. В ряде случаев это чарующий
голос студентки ИТМО и
исполнительницы многих наших песен
Ирины Сунеевой, обработанный
различными благородно звучащими
эффектами (реверберация и дилэй). Но
при изготовлении некоторых
джинглов в качестве "певцов"
пришлось выступить и самим авторам
передачи. Наши голоса вряд ли можно
считать голосами вокалистов.
Огрехи пения слышны
"невооруженным ухом". Поэтому
ничего не остается делать, как
только утрировать отдельные
недостатки и довести их до абсурда,
когда они уже не кажутся промахами,
а становятся концептуальными и
эстетически значимыми
"приемами". В любом нормальном
звуковом редакторе для такой
трансформации есть необходимый
инструмент, и зовется он вокодером.
В этом виртуальном аппарате голос
человека сначала анализируется
(раскладывается на несколько
частотных полос), превращаясь в
абстрактные числовые коэффициенты,
потом перемножается с некоторым
цифровым звуковым
сигналом-переносчиком и, наконец,
подвергается процедуре ресинтеза.
В итоге становится совершенно
неважно, кто и каким "голосом"
спел про музыкальный компьютер. То,
что получается после всей этой
математики, больше всего
напоминает говорящий рояль или
поющего робота. Правда, эффект этот
не так уж и прост в применении.
Взгляните, например, на окно
вокодера, который поставляется
вместе с программой Cubase SX 3. Сколько
ручек, и ведь каждая для чего-то
нужна!
Рис. 1.
"Наруливаем" голос для джингла
Хорошо
отредактированный роман
Следующий этап работы над
передачей - сочинение ее текста.
Редакция радиостанции согласна
выпускать передачу в эфир при
соблюдении с нашей стороны
определенных условий. Одно из них
заключается в том, что передача не
может состоять только из
музыкальных композиций, она должна
включать в себя элемент
просветительства и обучения.
Получается, что основная цель такой
передачи - донесение до слушателей
основ музыкальных компьютерных
технологий. Недостатка в
информации нет. На сегодняшний день
по этой теме "из под нашего
пера" вышло более двух десятков
книг общим объемом около 15000
страниц. Трудность заключается в
другом. За разумное число выпусков
передачи (1 - 2) нужно суметь раскрыть
определенную проблему из области
музыкальной информатики,
затрачивая на ее объяснение в
каждом выпуске порядка 2 - 3 минут.
Если растянуть тему на большее
число выпусков, то постоянные
поклонники передачи могут и забыть,
о чем идет речь, а новые слушатели
попросту "не врубятся".
Говорят, что анекдот - это
хорошо отредактированный роман.
Именно эта шутка и стала тем
принципом, согласно которому я
формирую текст информационного
блока передачи. Берется из книги,
например, сорокастраничный раздел
об интерфейсе MIDI и кромсается,
кромсается, кромсается (спасибо,
Word!) до тех пор, пока от него не
остается полстраницы самых
значимых фраз. Занятие это не менее
увлекательное и творческое, чем
сочинение стихов. И там, и там
главное - образность и
лаконичность. По ходу производства
такого "концентрата" хочешь -
не хочешь, но приходится решать еще
одну задачу. Каждая фраза не только
обязана обладать смысловой
ясностью и правильно отражать суть
дела, но еще она должна быть
выговариваемой. Я же не
профессиональный диктор, у меня
масса проблем с произношением!
Некоторые сочетания слов мне не
удаются и с десятого раза. Так что
подбор слов-эквивалентов
продолжается на протяжении всего
сеанса записи.
Включаю режим записи.
Наговариваю фразы, ошибаюсь,
повторяю. Пережидаю, когда отшумит
вода в трубе за стеной и сделает
паузу электродрель двумя этажами
выше. Иногда смотрю на измеритель
уровня сигнала: нет ли перегрузки.
Ну вот, трехминутный текст записал
за восемь минут (рис. 2). Не так уж и
плохо сегодня выступил.
Рис. 2. Сигналограмма
моей речи в окне Adobe Audition
Теперь пришла пора надеть
наушники и вчерне смонтировать
фонограмму, вырезав неудачные
дубли, посторонние звуки и все те
слова, которыми я комментировал
ремонтную деятельность соседей.
Прослушиваю фрагмент, выделяю
ненужные куски и перед их удалением
обязательно нажимаю на кнопку Adjust
selection to zero crossings. В результате
границы выделенного для удаления
участка перемещаются на несколько
звуковых отсчетов, в такие точки,
где сигнал пересекает нулевой
уровень. Если не делать этого, то
монтаж фонограммы завершится
совсем бесславно: я создам жуткое
количество щелчков в местах стыков.
Ну вот, из восьми минут исходной
фонограммы я накромсал задуманные
три минуты.
Теперь начнется ювелирная
работа. Слушаю каждое словечко и
выискиваю места, где ненароком
щелкнул зубами, шлепнул губами, и
слишком громко втянул воздух при
вдохе.
Если удается локализовать
точное место нежелательного
призвука, то стараюсь вырезать его,
а если удаление щелчка сказывается
на звучании слова, то пытаюсь хотя
бы ослабить негативное
впечатление, например, уменьшив
уровень сигнала на крохотном
интервале времени или обработав
его фильтром, срезающим высшие
частоты. И с этим управился.
Теперь ослабим
широкополосный шум. Зная, что такая
операция неизбежна, еще при записи,
в начале фонограммы, перед тем как
произнести: "Здравствуйте! В
эфире "Музыкальный компьютер".
У микрофона Юрий Петелин…", - я
немного помолчал и тем самым
сохранил в файле так называемую
тишину, а на самом деле - тот шум,
который проявлял себя в данном
конкретном помещении в данное
время. Его средний уровень
составляет порядка -50 дБ. Это для
речи, звучащей на фоне музыки,
сносно, но все же плоховато. Шум
нужно устранить. Выделяю фрагмент
"тишины" и открываю окно Noise
Reduction. Нажав на кнопку Capture Profile,
включаю "шумодав" в режим
обучения. В результате
спектрального анализа реализации
шума программа синтезирует
амплитудно-частотную
характеристику оптимального
фильтра. Полюбуйтесь на нее (рис. 3).
Рис. 3. Спектр шума в
моей прихожей
Закрою окно Noise Reduction,
выделю всю фонограмму, опять открою
окно Noise Reduction и нажму OK. И
действительно, спустя десяток
секунд все станет "Ok":
фонограмма будет обработана
фильтром, "натасканным" на
конкретную реализацию шума. В итоге
этот самый шум окажется
ослабленным до уровня порядка -90 дБ,
а моей речи "слышимого" ущерба
нанесено не будет.
Вот так, уважаемые
скептики, прихожая, соседствующая с
санузлом, легким движением руки с
мышью превращается в довольно
тихую студию. Но не все ее
негативные свойства уже
парированы.
Хватит бубнить
Шум бытового помещения -
это проблема проблем, но есть еще
одна беда. Как раз на нее намекают
мои критики, когда говорят об
антинаучности решения о размещении
микрофона в крохотном помещении
отгороженной прихожей. И я
прекрасно понимаю, о чем идет речь.
В камере с отражающими звук стенами
для колебаний определенных частот
образуются так называемые стоячие
волны. Высокочастотные колебания
неплохо поглощаются обоями,
штукатуркой и тем более пористым
покрытием, которым в моей
"студии" оклеены стены. Однако
чтобы избавиться от низкочастотных
колебаний, потребовался бы
звукопоглощающий слой толщиной в
десятки сантиметров, а еще лучше - в
единицы метров. Стоячие волны
одолеть нереально. Этот эффект
вызывает, как минимум, два
последствия.
Во-первых, тембр звука
существенно зависит от того, в
какой точке находится его источник.
Поэтому даже небольшое изменение в
расположении микрофона или моих
губ приводит к заметной
трансформации тембра записанного
голоса. Но с этим явлением можно
бороться исключительно путем
укрепления трудовой дисциплины:
весь сеанс записи нужно провести,
мысленно скомандовав себе:
"Смирно!".
Во-вторых, стоячие волны
проявляют себя как резонанс на
некоторых частотах. В данном
помещении - как раз на частотах
вблизи нижней границы слышимого
звукового диапазона. В итоге мой
голос, записанный в таких условиях,
становится навязчиво бубнящим, как
у жуткого зануды, к тому же
произносящего свои нравоучения в
пустую бочку. Частично устранить
последствия этого эффекта можно,
пропуская сигнал с микрофона через
фильтр, подавляющий колебания с
частотами, расположенными ниже 60 - 80
Гц. Но, во-первых, у меня нет
аппаратного параметрического
эквалайзера, позволяющего с
прецизионной точностью установить
частоту среза фильтра и уровень
ослабления сигнала. А, во-вторых,
одной фильтрацией проблема не
решается. Хотя, чтобы ослабить
заметность бубнения, я
действительно обрабатываю
записанный сигнал частотным
фильтром, реализованным
программно. На первых порах в этих
целях использовался один из
многочисленных фильтров,
встроенных в Adobe Audition. А затем, когда
потребовалось комплексное решение,
я перешел на мастеринговый DX-плагин
iZotope Ozone 3. В его составе, кроме всего
прочего, имеется многополосный
параметрический эквалайзер (рис. 4).
Рис. 4. При таком
фильтре "бу-бу" почти не слышно
Но, как я уже сказал,
простой фильтрации здесь
недостаточно. Тембр звука исходно
оказывается здорово подпорченным
плохим помещением. Голос звучит
смазано и тускло. Ему не хватает
звонкости и прозрачности. Но и этой
беде есть, чем помочь. В составе
плагина iZotope Ozone 3 имеется модуль
MULTIBAND HARMONIC EXCITER (рис. 5). В переводе на
русский: "многополосный
возбудитель гармоник". Он
позволяет разделить весь звуковой
диапазон частот на четыре полосы и
для каждой полосы в отдельности
дополнительно к спектру
существующего сигнала
сгенерировать еще частотные
составляющие. Причем имеется
возможность изменять несколько
параметров, влияющих на уровень "гармоник"
и их временные свойства.
Экспериментальным путем я
установил, что при формировании
гармоник с уровнем 3 дБ в полосе
частот, лежащей выше частоты 2 кГц, в
моем голосе, искалеченным студией-прихожей,
восстанавливается яркость,
прозрачность и окончательно
маскируется "бочковость",
недодавленная фильтром.
Особенность современной
танцевальной и электронной музыки -
очень малый динамический диапазон.
Для того чтобы музыка звучала
громче и от этого субъективно
казалась лучше, музыкальный сигнал
принято подвергать сильной
компрессии, почти ограничению на
уровне около 0 дБ. Большинство
композиций, которые мне присылают
компьютерные музыканты, сделаны
примерно по такому рецепту. Хорошо
ли это, плохо ли, и всегда ли уместно
- отдельный разговор. Но факт
остается фактом.
Как это сказывается на
подготовке радиопередачи, спросите
вы? Ничего страшного, просто
немного дополнительных хлопот.
Я записываю свою речь без
применения компрессора. Если в
таком виде свести ее с "зажатой"
музыкой в общую фонограмму, то по
радио музыка будет слышна
нормально, а речь - тихо. Пытаться
просить звукооператора в реальном
времени регулировать степень
компрессии сигнала, подаваемого из
аппаратной в передатчик -
безнадежное дело. В добрые старые
времена, услышав по приемнику, что
передача на "Гардарике" идет с
искажениями, можно было позвонить
дежурному оператору и напомнить,
что не следует компрессировать
скомпрессированное. Раздавался
щелчок, и дальше из эфира вместо
хрипов начинали литься чарующие
звуки музыки. Сейчас такой номер не
проходит. Там и оператора-то, скорее
всего, нет. Компьютер в автономном
режиме настойчиво отрабатывает
суточное расписание, поочередно
загружая в плееры заранее
занесенные в базу MP3-файлы.
Какова мораль? Да просто
мне приходится речь обрабатывать
компрессором, чтобы по
динамическому диапазону и уровню
она стала похожа на музыку.
Делается это с помощью еще одного
модуля, входящего в iZotope Ozone 3. Правда,
это не просто компрессор, а более
сложный прибор, носящий имя LOUDNESS
MAXIMIZER - максимизатор громкости. В
итоге этой операции в эфире моя
речь будет звучать с той же
громкостью, что и музыка.
iZotope Ozone 3 относится к числу
универсальных средств. Среди шести
его виртуальных обработок есть и
ревербератор. С его помощью я чуть-чуть
добавляю звуку объемность. Ведь в
моей прихожей естественную
реверберацию я практически изжил:
пористое звукопоглащающее
покрытие, плюс пресловутый плед,
занавешивающий дверной проем - и
никакого эха. Глухо, но не как в
танке, а как внутри перины.
Ну вот, файл с речью готов к
тому, чтобы быть вмонтированным в
проект передачи.
Мультитрек-мультитрек,
я тебя вижу!
Больше никаких плагинов.
Только Adobe Audition и я в наушниках.
Загружаю в программу файлы с
джинглами, речью, музыкальными
композициями. И каждый их файлов
поочередно вставляю на свой трек в
мультитрековый редактор программы
Adobe Audition (рис. 6). Сразу же ясно, как
вставленные клипы соотносятся во
времени. Каждый из клипов, захватив
мышью, можно перемещать в разные
временные позиции и на разные треки.
Для каждого из клипов можно
сформировать огибающую уровня
сигнала - график, влияющий на
громкость звучания клипа в тот или
иной момент времени. Например,
можно плавно увеличить громкость в
начале песни, изменить до нужного
уровня громкость фоновой музыки,
или вообще свести ее на нет в
пределах заданного участка.
Рис. 6. Мультитрековый
редактор программы Adobe Audition
В позицию 00:00.000 я
устанавливаю начало джингла. Это
будет началом передачи. А на
позицию 08:00.000 должно приходиться
затихающее эхо моих традиционных
прощальных слов: "Будьте здоровы
и счастливы. И да поможет Вам музыка-а-а-а!"
Речь записана как один
файл. Но на самом деле она состоит
из фрагментов, которые должны
звучать не подряд, а в разные
моменты времени: после стартового
джингла, на фоне музыки, перед
песней и в конце передачи. В других
программах файл, скорее всего,
пришлось бы разрезать на несколько
более коротких, а каждый кусок по
отдельности нужно было бы
вставлять в проект. А вот
мультитрековый редактор программы
Adobe Audition позволяет использовать
неразрушающие способы
преобразования клипов. Внешне все
выглядит так, будто бы, применив
соответствующую команду, я
разрезал клип на две части и
растащил их во времени. Но на самом
деле разрезается и перемещается
только изображение клипа, а
собственно звуковой файл, каким был
таким и остался. По сути дела,
графически задается: в какой момент
времени, начиная с какого звукового
отсчета и заканчивая каким
звуковым отсчетом, следует
воспроизводить фрагмент файла.
Путем последовательных
взаимных перемещений клипов
добиваюсь, чтобы и весь текст был
произнесен, и музыка по максимуму
прозвучала, причем не только в
качестве фона, но и как
самостоятельный фрагмент передачи.
Иногда приходится жертвовать
длинным вступлением к песне, на его
фоне представляя авторов.
Проект готов. Нужно только
свести его в стереотрек. Для этого
достаточно в меню Edit выбрать
команду Mix Down to File (сведенный
стереотрек окажется сохраненным в
аудиофайле) или Mix Down to Empty Track (сведение
будет выполнено на первый же
свободный стереотрек проекта). Для
истории я сохраняю стереотрек в WAV-файле,
а для радиостанции - MP3-файле.
Вот и все. Остается отвезти
диск с передачей редактору
музыкального вещания "Радио
России Санкт-Петербург" Ольге
Семеновой да объявить о дате
очередной выпуска на нашем сайте.