PETELIN.RU | Статьи | Работа над ошибками
редактирование,MIDI,Piano,Roll,Event,List
PETELIN.RU > Статьи > Работа над ошибками

Уроки музыки на компьютере

Урок 3. Работа над ошибками

Юрий Петелин

Предыдущие "Уроки музыки на компьютере" были посвящены основанным на MIDI-сообщениях различным формам представления музыкальной информации, широко используемым в современных музыкальных редакторах. Также как текстовый и графический редактор, программа, предназначенная для работы с музыкой, позволяет вам выполнять стандартный набор операций с данными. Выделенные фрагменты можно копировать, перемещать, вырезать и удалять. В докомпьютерные времена вы бы устали резать на мелкие кусочки и клеить магнитную ленту. А сейчас - катайте мышку по коврику да щелкайте кнопкой.

Стандартные операции редактирования и именуются стандартно (Copy, Paste, Cut, Delete, ...), и интуитивно понятны. Однако музыкальные программы предоставляют пользователю и много специфических операций редактирования. О самых распространенных из них я и расскажу в ближайших нескольких статьях. И начну, пожалуй, с тех средств, которые предназначены для коррекции неидеальности “живой” игры музыканта. Сегодня поговорим о квантизации и об удалении нот-призраков.

В предыдущих статьях, рассказывая о музыкальных редакторах вообще, конкретные примеры я приводил, используя Cakewalk Pro Audio 9. Недавно музыкально-компьютерное сообщество познакомилось с пришедшей на смену этой программе новинкой - Sonar. Очень интересная вещь, вобравшая в себя лучшее от Cakewalk Pro Audio, и приобретшая еще большую гибкость, скорость, мощность. Близится к завершению работа над рукописью книги "Музыка на PC. Sonar", в которой подробно рассказывается обо всех возможностях новой программы. А пока с некоторыми из них я буду знакомить вас на страницах журнала "Магия ПК".

Начнем с квантизации (Quantize). Музыканту ничто человеческое не чуждо, в частности, ему свойственно допускать погрешности при игре. Не всегда начало извлечения звука приходится точно на необходимую долю и не всегда удается выдержать положенную длительность ноты. Речь сейчас идет не о музыканте-мастере, который сознательно берет ноты раньше или позже времени, предписанного партитурой. Такие различия почти неуловимы. Это мгновения. И, в частности, именно они делают музыку одухотворенной. В этом случае квантизация вредна. Но разработчики музыкальных программ учитывают, что тяга к музыке - явление массовое, захватившее и тех людей, которые играть в реальном времени не умеют, но писать музыку очень хотят. Для таких музыкантов квантизация - основная операция по наведению порядка в записанном музыкальном материале, средство устранения грубых ошибок.

Суть квантизации состоит, во-первых, в округлении длительности записанных нот до указанной величины и, во-вторых, в привязке начала каждой ноты к тактовой сетке. Привязка к сетке (рисование по клеточкам) позволяет, например, разместить любые графические объекты в идеальном порядке - размеры объектов и расстояния между ними будут кратны шагу сетки. Отпечатки клавиш фортепиано тоже являются графическими объектами. При квантизации осуществляется привязка начальной позиции и протяженности отпечатков клавиш к узлам сетки, расположенной вдоль оси времени, поэтому моменты возникновения и длительности звуков будут кратны шагу сетки. В качестве наглядного примера на рисунках показаны отпечатки клавиш в окне Piano Roll до и после применения квантизации.


Отпечатки клавиш до квантизации


Отпечатки клавиш после квантизации

Допустим, у вас имеется клип, записанный с MIDI-клавиатуры, и с помощью квантизации вы хотите устранить неидеальность своей игры. Для этого выделите весь клип (в окне Track) или отдельные звуки (неважно, в каком окне - Piano Roll, Event List или Staff). С помощью команды Edit > Quantize... вызовите окно диалога Quantize.


Окно диалога Quantize

В списке Resolution: задайте шаг сетки, к которой будет осуществляться привязка звуков. В группе Change выберите параметры, которые должны быть изменены:

  • Start Times - момент возникновения звука
  • Note Durations - длительность звука
  • Only Notes, Lyrics and Audio - только ноты, тексты песен и аудиосообщения
  • Stretch Audio Events - длительность аудиосообщений без изменения высоты их тона

В группе Options задайте следующие параметры квантизации:

  • Strength - жесткость привязки к сетке. Если задать 100% (по умолчанию), то все звуки будут привязаны точно к узлам сетки. При других значениях жесткости привязки звуки будут привязаны к точкам, лежащим в окрестностях узлов сетки
  • Swing - степень равномерности расположения узлов сетки. Если задать значение 50% (по умолчанию), узлы сетки будут располагаться на равном расстоянии друг от друга. В противном случае сетка будет неравномерной
  • Window - предельное относительное расстояние от начала сообщения до ближайшего узла сетки, при котором еще будет осуществляться перемещение этого сообщения. Если значение параметра Window меньше, чем относительное расстояние от начала сообщения до ближайшего узла сетки, то положение сообщения не изменится
  • Offset - смещение сетки относительно начала тактов

Как вы видите, квантизация в программе Sonar позволяет выровнять музыку по долям тактов. Но одновременно в алгоритм квантизации заложены и некоторые возможности для предотвращения эффекта "механического пианино" - мертвой равномерности, неестественной идеальности звучания произведения. О более серьезных средствах оживления звучания MIDI-композиции я расскажу в следующий раз. А сейчас поговорим еще об одном средстве борьбы с ошибками исполнителя - фильтрации случайных нот-призраков (функции Deglitch).

При игре на MIDI-клавиатуре и, особенно, на MIDI-гитаре даже самые лучшие исполнители извлекают случайные ноты. Иногда такие ноты называют “нотами-призраками”. В окне Piano Roll их действительно бывает трудно увидеть, так как обычно они имеют очень малую длительность. Звуки могут быть очень тихими, и очень высокими, поэтому услышать их тоже нелегко.

При “грязном” стиле игры ноты-призраки создаются в большом количестве, а процесс их индивидуального поочередного удаления слишком утомителен.

В Sonar предусмотрено окно диалога Deglitch, которое позволяет вам отфильтровывать не только очень короткие, но также слишком высокие и слишком тихие звуки. Для того чтобы открыть это окно диалога, воспользуйтесь командой Deglitch….


Окно диалога Deglitch

В окне диалога Deglitch имеются три фильтра:

  • Высотный фильтр (Pitch), с помощью которого вы можете устанавливать максимальную высоту звука, разрешенную для выбранного трека. Если параметр Pitch в MIDI-сообщении имеет более высокое значение, чем установленное вами, то это MIDI-сообщение будет удалено
  • Фильтр громкости (Velocity), с помощью которого вы можете устанавливать минимальную громкость, допустимую для выбранного трека. Если значение параметра Velocity в MIDI-сообщении меньше, чем установленное вами, то это MIDI-сообщение будет удалено
  • Фильтр продолжительности (Duration), с помощью которого вы можете устанавливать минимальную разрешенную для трека продолжительность ноты (в тиках или миллисекундах). Ноты (MIDI-сообщения), длительность которых меньше установленной вами, будут удалены

Поясню действие функции Deglitch на примере. На рисунке показаны отпечатки клавиш и список сообщений, относящиеся к фрагменту композиции, специально исполненной с погрешностями.


Фрагмент композиции, специально исполненной с погрешностями

В окне Piano Roll видны ноты-призраки. А из анализа содержания списка сообщений окна Event List становится ясно, что на трек случайно “проскочили” ноты G#5 длительностью 12 тиков, C6 длительностью 1 тик и E6 длительностью 10 тиков.

Разрешающая способность секвенсора составляла в данном случае 480 тиков на четверть. При темпе исполнения 100 четвертей в минуту одному тику соответствует временной интервал длительность 1,25 мс, 10 тикам - 12,5 мс, а 100 тикам - 125 мс. Поскольку самая короткая полезная нота здесь составляет 112 тиков, а самая протяженная нота-призрак - 12 тиков, то, установив в окне Deglitch время, равное примерно 40 мс, вы не ошибетесь. После выполнения команды ноты-призраки исчезнут, сыгранные правильно ноты останутся. Результат применения функции Deglitch изображен на рисунке.


Результат применения функции Deglitch (ноты-призраки удалены из композиции)

Оба окна наглядно свидетельствуют о том, что аномально короткие ноты с трека удалены полностью. Аналогичным образом можно удалить ноты, соответствующие слишком тихим или слишком высоким звукам.

Итак, подошел к завершению урок, на котором вы научились работать над ошибками, допущенными при записи партии в реальном времени. В следующий раз я расскажу вам о средствах, которые, наоборот, позволяют внести в MIDI-композицию легкую неравномерность и неидеальность и тем самым создать компьютерную музыку "с человеческим лицом".

Связаться с автором статьи можно по E-mail: j_petelin.chat.ru