PETELIN.RUСтатьи → Spectrasonics Atmosphere

Мои любимые виртуальные синтезаторы. Spectrasonics Atmosphere

Юрий Петелин

Оказалось, что тема, сформулированная в цикле статей "Мои любимые виртуальные синтезаторы", волнует многих читателей. Во всяком случае, просьбы поделиться впечатлениями об используемых виртуальных инструментах на форумах сайта http://petelin.ru/ появляются постоянно. Причем, частенько обращения наиболее эмоциональных посетителей форума выглядят буквально как крик о помощи. И в самом деле, утонуть в море (а может быть, уже даже и в океане) виртуальных музыкальных инструментов очень легко.
Поэтому продолжу делиться своими субъективными впечатлениями о тех программах, с которыми мне довелось соприкоснуться не только как автору книг и статей, но, в первую очередь, как пользователю, накопившему определенный опыт их применения в процессе аранжировки собственных музыкальных композиций.
В двух первых статьях цикла речь шла о довольно компактных программах. А сегодня поговорим о программе Spectrasonics Atmosphere, которую можно отнести к числу "монстров средних размеров", поскольку ее дистрибутив занимает всего лишь 6 CD.

Разработку своих виртуальных инструментов фирма Spectrasonics (http://www.spectrasonics.net) начала, уже имея огромный опыт в области производства библиотек сэмплов. Библиотеки сэмплов Spectrasonics выпускаются не только на CD и DVD в различных форматах (Akai/Emu, Roland, GIGA), но и используются в платах расширений для звуковых модулей (например, модули Roland SR-JV80-10, SR-JV80-13, SRX-01 и др.). До основания в 1994 году Spectrasonics креативный директор фирмы Эрик Персинг (Eric Persing) 10 лет работал консультантом и главным звуковым дизайнером корпорации Roland. Многие тембры популярных синтезаторов, звуковых модулей, сэмплерных библиотек Roland были созданы именно этим человеком. Являясь музыкантом, композитором, аранжировщиком и продюсером, Персинг имеет большой опыт работы с известнейшими группами и исполнителями: Дайаной Росс, Майклом Джексоном, Бон Джови, Селин Дион и др. Многие альбомы и звуковые треки к фильмам, созданные при его участии, завоевали различные награды Американской Академии Звукозаписи ("Грэмми") и Американской Академии Киноискусств. Все это говорит о том, что виртуальные инструменты Spectrasonics просто обязаны иметь отличное звучание, соответствующее самым высоким мировым стандартам.

Появление VSTi от Spectrasonics стало если не революцией, то, во всяком случае, очень большим шагом в области развития музыкальных компьютерных технологий.

Инструменты Spectrasonics можно позиционировать как звуковые модули. Каждый из них представляет собою комбинацию библиотек сэмплов специального формата и сэмлера, который может работать только с этими библиотеками. Для чего потребовалось создавать подобные инструменты, если можно было просто ограничиться выпуском библиотек для программных сэмплеров третьих фирм? Точка зрения пользователя: с инструментами Spectrasonics работать гораздо удобнее, чем с сэмплером - не нужно "зарываться" в куче CD-ROM, не нужно поочередно загружать пресеты в сэмплер. Инструменты Spectrasonics совмещают в себе простое управление, удобную навигацию по пресетам, реализованную с помощью системы меню, и сэмплерные библиотеки солидного размера. Сравните: типичный объем библиотеки сэмплов на плате расширения для звуковых модулей Roland - 64 Мб, объем библиотеки сэмплов виртуального инструмента Edirol - не превышает 100 Мб, объем библиотеки для инструмента Spectrasonics - более 3 Гб отборных сэмплов. Сэмплы, используемые в инструментах Spectrasonics, созданы эксклюзивно для этих инструментов, т. е. они не выпускаются в составе отдельных сэмплерных библиотек. В процессе дизайна библиотек сэмплов для инструментов Spectrasonics использовалось несколько десятков аппаратных синтезаторов и процессоров эффектов, сотни программных плагинов, студийные записи живых инструментов и вокала. Задача звукорежиссера, сводящего проект, в котором применяются инструменты Spectrasonics, упрощается: ему не нужно "выруливать" звучание отдельных инструментов. За него эту работу уже выполнила команда звуковых дизайнеров мирового уровня.

Пресеты инструментов Spectrasonics состоят из комбинаций разных сэмлов с различными параметрами синтеза. Манипулируя параметрами синтеза, вы можете создавать свои собственные пресеты.

Отличительной особенностью инструментов Spectrasonics является то, что воспроизведение сэмплов осуществляется не с жесткого диска, как это делается во многих программных сэмплерах, а из оперативной памяти. С одной стороны это хорошо, т. к. сводит к минимуму нагрузку на процессор. А с другой стороны, повышаются требования к объему оперативной памяти. Производители откровенно говорят, что для работы Spectrasonics нужно столько оперативно памяти, сколько можно установить в ваш компьютер. Чем больше оперативной памяти - тем больше экземпляров инструментов Spectrasonics вы сможете использовать в своих проектах. Фирмой Spectrasonics созданы инструменты, которые в совокупности перекрывают весь спектр потребностей музыкантов, работающих в современных стилях:

  • Atmosphere - звуковой модуль, ориентированный на воспроизведение пэдов и эмбиентных звуков;
  • Trilogy - звуковой модуль, ориентированный на воспроизведение басов;
  • Stylus RMX - звуковой модуль, ориентированный на воспроизведение барабанных лупов и ритмических звуков.

Сегодня поговорим о Spectrasonics Atmosphere.

Двухслойная атмосфера

В силу доступности практически любых программ у российских пользователей сложилась привычка "стрелять из пушки по воробьям". Аранжировка песни для выступления ребенка на детсадиковском утреннике, конечно, делается в программе класса не слабее, чем Nuendo, и желательно в формате 5.1. А при записи набросков мелодии непременно подключается какой-либо виртуальный суперсинтезатор, безжалостно пожирающий ресурсы самого производительного компьютера. На самом деле, лучше бы выбирать инструмент, соответствующий той работе, которая в данный момент вами выполняется. Иначе творческие задачи вынужденно уйдут на второй план, а все ваши силы и все время будут расходоваться на преодоление несвоевременно возникших технических препятствий.

По признанию Эрика Персинга Atmosphere является воплощением его собственной мечты, вероятно, поэтому полное название синтезатора звучит как "Atmosphere, Dream Synth Module", что можно перевести как "Атмосфера, звуковой модуль мечты". Модуль Atmosphere ориентирован в первую очередь на воспроизведение пэдов и эмбиентных звуков. С одной стороны его звуки являются музыкальными (содержат основной тон), а с другой стороны многие из них обладают свойствами, делающими их похожими на шумы реального мира. Присутствуют в Atmosphere и стринги, и басы, и множество других типов тембров. Перечень всех пресетов Atmosphere занимает 6 страниц формата А4 мелким шрифтом. В Amosphere используется библиотека сэмплов объемом 3.7 Гб (один большой файл). Во время инсталляции вам предлагается задать каталог для размещения данного файла. Он может размещаться отдельно от программного модуля плагина на любом диске, указанном вами.

Большая часть пресетов Amosphere базируется на двух независимых сэмплах (A и B), звучащих параллельно. В качестве осцилляторов используются высококачественные сэмплы, звучание которых может изменяться с помощью различных генераторов и фильтров.


Рис.1. Панель Spectrasonics Atmosphere

На самом видном месте панели Spectrasonics Atmosphere (рис. 1) располагается поле выбора сэмпла. По умолчанию загружен пресет "Patch Selection" ("Выбор пресета"), который, в принципе, не является пустышкой и издает чистый тон. Щелкаете на этой надписи - открывается трехуровневая система меню для выбора пресетов. Выбираете пресет, происходит загрузка сэмплов и соответствующих параметров синтеза из банка в оперативную память. После загрузки на панели Atmosphere отображается название пресета и объем занимаемой им памяти в мегабайтах. Слева от названия пресета отображается его тип: Dual или Single - двойной (базирующийся на двух сэмплах) или одинарный (на одном сэмпле).

Фактически Atmosphere состоит из двух идентичных модулей, каждый из которых занимается воспроизведением своего сэмпла (A или B). У каждого из этих модулей имеются свои независимые от другого модуля параметры синтеза. Для того чтобы избежать путаницы, будем использовать термин "слои" (layers). Часть синтезатора, которая воспроизводит и модулирует сэмпл A, будем называть слоем А. Вторую часть синтезатора, воспроизводящую и модулирующую сэмпл B, будем называть слоем B. Каждый пресет включает в себя настройки одного или двух слоев. Кроме библиотеки пресетов имеется библиотека слоев, из которых эти пресеты сформированы. Каждая запись в библиотеке слоев включает в себя информацию о мультисэмпле, используемом в качестве осциллятора (на эти настройки пользователь повлиять не может), и информацию о параметрах синтеза.

Если у вас нет подключенной MIDI-клавиатуры, можете послушать звучание пресета с помощью кнопки PREVIEW. Справа от этой копки расположено поле, предназначенное для смены ноты, которая будет воспроизводиться при прослушивании.

Если не хватает заводских пресетов

Вряд ли вам потребуется создавать собственные пресеты для Atmosphere. Но если вы захотите этим заняться, необходимо знать назначение параметров синтеза Atmosphere. Разумеется, и для того, чтобы создавать различные эффекты, базирующиеся на изменении тембра во времени, тоже нужно иметь представление об архитектуре синтеза Atmosphere.

Рассмотрим назначение различных регуляторов на панели Atmosphere. Основным элементом панели можно считать область, в которой находятся кнопки A и B для выбора активного слоя. Большинство регуляторов на панели Atmosphere относятся к тому слою, который в данный момент является активным. Если вы нажмете кнопку A, то регуляторы всех групп кроме MIXER и PITCH будут относиться к параметрам слоя A, который в данный момент будет считаться текущим. Если нажать кнопку B, то активным станет слой B, и регуляторы будут относиться к нему. Между кнопками A и B расположена еще одна кнопка, называемая Link On/Off. Она включает или выключает режим Link, при котором параметры синтеза обоих слоев оказываются связанными между собою. Однако связь эта проявляется только в том случае, если вы решите изменить значение какой-либо параметра. Т. е. режим Link может быть включен, однако аналогичные параметры разных слоев могут иметь различные значения до тех пор, пока вы не переместите соответствующий регулятор. Тем самым вы установите одинаковые значения выбранного параметра для обоих слоев.

Под упомянутыми кнопками располагается поле, щелчком на котором вызывается трехуровневая система меню библиотеки слоев. С его помощью из библиотеки загружаются параметры активного слоя. По своей сути эти совокупности настроек слоев тоже являются пресетами, однако хранят они настройки только одного слоя, а не всего синтезатора.

Сигналы, синтезируемые модулями обоих слоев, смешиваются в микшере (MIXER). Расположенные вертикально регуляторы управляют громкостью слоев, кнопки под регуляторами предназначены для временного отключения звучания слоев. Для каждого слоя можно задать панораму (pan). В группе PITCH расположены регуляторы высоты тона: coarse - грубая регулировка, fine - точная регулировка. Поле, расположенное слева от названия пресета, является контекстным - в нем отображается значение редактируемого параметра. После выбора пресета в нем отображается тип выбранного пресета (dual или single), во время изменения громкости слоя (и после этого) в поле будет отображаться громкость в дБ и т. д.

В Atmosphere имеется три независимых фильтра: два фильтра для раздельной обработки сигналов слоев A и B и один мастер-фильтр для обработки общего сигнала. В группе FILTERS доступны параметры фильтра активного слоя.

Регулятором MASTER FILTER задается частота среза характеристики мастер-фильтра и его тип.

В группе FILTER ENV доступны параметры генератора огибающей для управления частотой среза фильтра применительно к активному слою.

Длительность атаки или спада может зависеть от скорости нажатия MIDI-клавиш (velocity). С помощью кнопки-переключателя A/D выбирается, какой именно параметр будет зависеть от velocity: A (длительность атаки) или D (длительность спада). Регулятором v-time задается глубина модуляции A или D параметром velocity.

Параметр SENS определяет зависимость глубины модуляции частоты среза фильтра генератором FILTER ENV от скорости нажатия MIDI-клавиши.

В группе AMP ENV доступны параметры генератора амплитудной огибающей. Они аналогичны параметрам генератора FILTER ENV. Разница заключается в том, что регулятор v-time не подписан и присутствует дополнительный регулятор START. Последний задает смещение относительно начала сэмпла, т. е. сэмпл будет воспроизводиться не с нала, а с точки, заданной регулятором START. Следует понимать, что реально звучащая фаза атаки зависит не только от положения регулятора A, но еще и от самого воспроизводимого сэмпла. Используя функцию START, вы можете опустить длинные фазы атак, получая звучание, характерное для перкуссии, басов и других типов тембров с короткой фазой атаки.

Кроме генераторов огибающих в Atmosphere есть несколько генераторов сигналов низкой частоты. По два генератора LFO1 и LFO2 доступны для каждого из слоев. Еще два генератора LFO3 и LFO4 являются общими для всех слоев и для всех звучащих нот. Их характерной особенностью является то, что в отличие от LFO1 и LFO2 они не перезапускаются для каждой ноты. Благодаря этому можно плавно варьировать различные параметры тембра на протяжении целых музыкальных фраз. Параметры генераторов сигналов низкой частоты доступны в группе LFOS.

Регуляторами DEPTH и RATE для выбранного генератора задаются глубина и частота модуляции соответственно.

Генераторы LFO1 - LFO4 наряду с другими источниками управляющей информации могут использоваться для модуляции следующих параметров слоев: высоты тона, частоты среза фильтра, амплитуды и панорамы.

Соответствующие регуляторы глубины модуляции расположены в группе MODULATION. Над каждым из регуляторов имеется по кнопке. Название кнопки соответствует тому параметру, который является источником модулирующего сигнала. Выбрать новый источник можно из меню, которое вызывается нажатием кнопки.

Итак, Atmosphere имеет простую, но очень гибкую архитектуру синтеза. Например, генератор огибающей для управления фильтром можно использовать не только по прямому назначению, но и для управления высотой тона, амплитудой и панорамой. При этом сам фильтр можно отключить от генератора огибающей, установив регулятор ENV группы FILTERS в крайнее левое положение.

В Atmosphere имеется и генератор огибающей для управления высотой тона. Его параметры расположены в группе PITCH ENV.

В правой нижней части панели Atmosphere расположена группа общих параметров синтезатора:

  • VOICES - максимальная полифония;
  • OCT - транспозиция с шагом в октаву;
  • BEND - диапазон перестройки тона колесом Pitch Bend;
  • CC# - номер назначаемого контроллера;
  • 32 BIT - режим повышенного качества звучания Atmosphere (расходуется удвоенное количество оперативной памяти).

Допустим, что, взяв за основу какой-то "заводской" пресет и изменив параметры синтеза, вы создали свой собственный тембр. Как сохранить его в виде пресета? В отличие, например, от инструментов Edirol, в Atmosphere не предусмотрено никаких специальных средств для сохранения пользовательских пресетов. Это не является недостатком, поскольку, во-первых, все настройки Atmosphere сохраняются непосредственно в проекте программы-хоста (например, Cubase SX или SONAR). А во-вторых, используя стандартные возможности музыкального редактора, вы можете сохранить настройки VSTi/DXi в файл.

В Atmosphere очень много пресетов. Перебирать их все во время сведения композиции не представляется реальным. Поэтому имеет смысл заранее сохранять настройки понравившихся вам пресетов в файлах, используя опять-таки стандартные возможности приложения-хоста.

Атмосферные явления

Atmosphere, как и все другие инструменты Spectrasonics поддерживает только интерфейс VSTi. Atmosphere является однотембровым синтезатором. Поэтому совершенно не важно, по какому MIDI-каналу вы собираетесь им управлять. Если вам требуется задействовать несколько тембров Atmosphere в проекте, подключайте столько экземпляров плагина, сколько необходимо. Но поскольку Atmosphere "щедро" расходует оперативную память, вы не сможете подключать неограниченное количество экземпляров плагина. По достижению предельного для вашей системы количества подключенных экземпляров плагина вы просто не сможете воспроизводить свой проект. Это количество так же зависит от состава используемых пресетов. Одни пресеты могут занимать около 1 Мб оперативной памяти, а другие - более 50 Мб.

Особенностью инструментов Spectrasonics, включая Atmosphere, является то, что они не передают список поддерживаемых MIDI-контроллеров приложению-хосту. При работе в Cubase SX это проявляется в невозможности использования огибающих автоматизации. Однако управлять параметрами синтеза Atmosphere можно посредством MIDI-сообщений типа Controller. В короткой статье невозможно привести список MIDI-контроллеров, поддерживаемых Atmosphere. В SONAR вы совершенно свободно можете использовать огибающие автоматизации для управления параметрами Atmosphere. Для этого нужно создать огибающую и назначить ее на MIDI-контроллер с заданным номером. Поскольку перечень поддерживаемых Atmosphere MIDI-контроллеров в SONAR не передается, вы должны вручную ввести номер нужного MIDI-контроллера.

Если вас заинтересовал этот виртуальный инструмент, то не только список контроллеров, но и детальное описание приемов работы с Atmosphere вы найдете в книге "Профессиональные плагины для SONAR и Cubase".