PETELIN.RUСтатьи → Фабрика аранжировок

Фабрика аранжировок

Юрий Петелин

Интересная закономерность вырисовывается: большинство программ-автоаранжировщиков малодоступны. Причем не только в лицензионном варианте, но и в контрафактном. Исключение составляет лишь Band-in-a-Box. Ее можно легально приобрести даже в России (http://cps.ru/content/view/433/58/). Да и почти в любом пиратском сборнике MIDI-редакторов Band-in-a-Box занимает одно из почетных мест. Остальные программы-аранжировщики, рассмотренные в этой и предшествующих статьях, найти не так-то просто.

Сказанное в полной мере относится и к следующей программе. Демо-версия Yamaha XGworks на сайте Yamaha (http://www.yamaha.com), если и имеется, то запрятана так глубоко, что, начав поиск с главной страницы сайта или даже со страницы http://www.yamahamusicsoft.com, вы не сможете на нее выйти. Но "потеряшка" обнаружится и даже предложит себя скачать, если отправиться по адресам http://www.yamaha.co.uk/xg/download/xgworks/xgwksdem.zip (демо-версия 3.02E для Win98), http://www.yamaha.co.uk/xg/download/midplug/xp_patch_XGWV3.zip (3.07 XP patch - обновление XGworks до версии 3.07 с поддержкой Windows XP).

Yamaha XGworks представляет собой MIDI-редактор, специально приспособленный для совместной работы со звуковыми картами и синтезаторами, поддерживающими стандарт Yamaha XG. Это вовсе не означает, что программа не будет работать с синтезаторами, соответствующими стандарту General MIDI (GM). Будет, но в этом случае не все ее функции редактирования параметров синтеза найдут применение.

Как известно, MIDI-устройства, соответствующие стандарту GM, поддерживают только 128 мелодических инструментов и один набор ритмических. Согласно стандарту Yamaha XG группы инструментов объединены в банки, которые выбираются с помощью специальных MIDI-команд. В одном банке может быть до 128 инструментов. В разных моделях тон-генераторов XG может быть различное количество инструментов (от 676 до 1267 мелодических инструментов и от 21 до 46 наборов ударных для популярных в недавнем прошлом звуковых карт Yamaha). Следующая особенность приборов, соответствующих стандарту XG, - это замечательные эффекты. В соответствии со стандартом Yamaha XG тон-генератор обязан иметь как минимум три независимых модуля эффект-процессора. Первые два из них называются Reverb и Chorus. Эти модули обеспечивают различные эффекты реверберации и хоруса. Третий модуль, называемый Variation (вариация), помимо собственного набора эффектов, формирует большинство эффектов модулей Reverb и Chorus. Эффекты, создаваемые любым из модулей, могут отличаться не только значениями отдельных параметров (временем задержки, коэффициентом обратной связи и т. п.), но и схемами, в соответствии с которыми данные эффекты реализуются. Возможности синтезаторов стандарта Yamaha XG - предмет отдельного серьезного разговора. В структурированном виде этот материал имеется лишь в книге "Аранжировка музыки на PC". Ее содержание вы найдете на сайте http://petelin.ru.

Для редактирования параметров синтеза XG тон-генераторов (фактически - для создания новых инструментов на базе имеющихся в наборе) разработаны специальные программы. Один из подобных XG-редакторов встроен в Yamaha XGworks (открывается командой главного меню Window > XG Editor).

Подчеркну: программа Yamaha XGworks работает только с MIDI-данными. Запись и редактирование звука с ее помощью осуществлять невозможно. Программа не поддерживает виртуальные DX- и VST-инструменты. Т. е. звук вы услышите лишь в тех случаях, когда в качестве выходного MIDI-порта выбраны: аппаратный синтезатор, имеющийся на звуковой карте; внешний аппаратный синтезатор, подключенный к звуковой карте посредством MIDI-интерфейса; встроенный в Windows программный синтезатор; виртуальный синтезатор, создающий при инсталляции виртуальные MIDI-порты (например, Yamaha Software Synthesizer S-YXG50). Возможно, программа способна корректно взаимодействовать и с виртуальными синтезаторами других классов посредством виртуального MIDI-кабеля, но эту ситуацию я не моделировал.

Говоря о Yamaha XGworks как о MIDI-секвенсоре, отмечу, что он обеспечивает запись, редактирование и воспроизведение MIDI-сообщений в любой из традиционных форм: отпечатки клавиш, ноты, список сообщений. Поэтому опытному пользователю не составит труда обучиться работе с ним.

Если бы программа была не более чем MIDI-секвенсором, то она вряд ли привлекла бы внимание к себе. Просто секвенсоров - пруд пруди. Основным преимуществом Yamaha XGworks является наличие функции автоматической аранжировки. По этой части все устроено почти так же, как и в программе Evolution Sound Studio Pro II, рассмотренной в предыдущей статье. Но есть и отличия. Автоматическая аранжировка реализована не на одном, а на двух треках - Chord и Style (рис. 1). Они находятся на фиксированном месте в нижней части окна Track и могут быть скрыты или открыты для отображения с помощью соответствующей кнопки на панели инструментов главного окна.


Рис. 1. Два трека обеспечивают полную свободу в выборе аккордов и стиля

На треке Chord нужно записать последовательность аккордов. Для этого в контекстном меню следует выбрать инструмент Pencil, нацелить указатель мыши на трек Chord в позицию необходимых такта/доли и щелкнуть левой кнопкой мыши. Откроется окно выбора вставляемого аккорда (рис. 2).


Рис. 2. Трудный выбор: доступные типы аккордов

Завершив запись последовательности аккордов, переключаем внимание на трек Style. Инструментом Pencil создаем клип (Style Block). Его длительность может составлять целое число тактов. Если требуется вставить клип произвольной длительности, то придется воспользоваться опциями окна Create Style Block, которое открывается командой главного меню Edit > Create Style Block. Клипов на треке Style можно "нарисовать" практически сколько угодно и какой угодно длительности. Важно, что каждому из них в отдельности можно сопоставить свой стиль, а не только подстиль одного стиля, как в Evolution Sound Studio Pro II. В момент создания клипа с ним ассоциируется стиль, предусмотренный по умолчанию. Для смены стиля нужно щелкнуть на клипе правой кнопкой мыши и в открывшемся контекстном меню выбрать строку Replace Style. Станет доступным подменю, в котором перечислены все подстили текущего стиля и содержится команда Select Style. Она открывает диалоговое окно Change Style. Каждая вкладка в этом окне соответствует определенной группе стилей (Disco, Country, Ballad,…). Выбираете вкладку, а на ней - разновидность стиля. Фактически тем самым осуществляется выбор одной из стилевых папок и загрузка в программу файла с расширением .STY.

Стилевые папки по умолчанию находятся в папке Program Files\Yamaha\Style. При инсталляции программы здесь создаются 10 стилевых папок, в каждой из которых содержится по 10 - 15 файлов. Сюда же можно скопировать и папки со стилями, которые вам удастся приобрести или "достать" отдельно от Yamaha XGworks. Появление новой папки вызовет к жизни новую вкладку в окне Change Style. Каждый "родной" стиль состоит из 10 подстилей, включающих в себя по нескольку различных экземпляров основных частей и переходов. Получается, что уже на основе их можно создать бесчисленное количество вариантов аранжировки. Но это не все. Программа "понимает" стили, загружаемые даже в самые современные клавишные синтезаторы фирмы Yamaha. Они более сложные и разнообразные, чем стили, поставляемые с Yamaha XGworks, - содержат до 15 подстилей. Кроме того, при желании вы найдете в Интернете сайты, на которых можно скачать не только файлы со стилями от инструментов Yamaha, но и файлы, в которых хранятся стили, конвертированные в стандарт Yamaha из стандартов синтезаторов других фирм, например, Roland и Korg. Таким образом, Yamaha XGworks, в принципе, может обеспечить вам доступ практически ко всем мировым запасам стилей-аранжировок, записанных музыкантами, прекрасно разбирающимися в особенностях музыкальных жанров и работающими на самых прославленных производителей электронных музыкальных инструментов. Это просто бесценное богатство!

К программе, оперирующей таким фантастическим набором самых искусных аранжировок, словечко "самоиграйка" уже не применимо. Фактически Yamaha XGworks является средством накопления, воспроизведения и редактирования специализированных MIDI-файлов, которые все вместе взятые составляют гигантскую электронную нотную библиотеку, вобравшую в себя многолетний практический опыт лучших музыкантов-аранжировщиков. Грубые прикидки показывают, что если ноты стилей, "обитающих" в Интернете, распечатать на бумаге и сброшюровать, то общий объем полученных книг окажется сравнимым с объемом всех изданных партитур произведений композиторов-классиков. Одному человеку (даже самому подготовленному и работоспособному) за всю жизнь не написать по отдельным нотам, не наиграть на MIDI-клавиатуре и десятой доли такой библиотеки. Это новый пласт музыкального опыта. Наверное, скоро все же наступит то время, когда здравый смысл возобладает и презрительное отношение к готовым стилям, характерное для многих музыкантов, сменится на отношение конструктивное.

Но продолжим знакомиться с возможностями Yamaha XGworks в области аранжировки. Никто не заставляет вас использовать в своих композициях существующие стили "один к одному". Каждая нота каждой партии стиля, ассоциированного с клипом, доступна для редактирования. На треке Style выделите желаемый клип, правой кнопкой мыши откройте контекстное меню и выберите в нем команду Expand to MIDI Track. В окне Track на MIDI-треках тут же появятся клипы (в терминологии программы - блоки), которые соответствуют партиям инструментов, задействованных в аранжировке (рис. 3). Разумеется, инструменты будут обыгрывать аккорды, записанные на треке Chord. Затем выделяйте любую партию и открывайте одно из окон редактирования MIDI-сообщений, например, Piano Roll для редактирования отпечатков клавиш. И повышайте качество аранжировки.


Рис. 3. Треки стиля и аккордов преобразованы в партитуру произведения, доступную для редактирования

Если я, поведав столько хорошего о программе Yamaha XGworks, под конец заявлю, что она самая лучшая, то не верьте мне. Да я этого и не скажу. У нее есть свои изъяны. Самый существенный недостаток Yamaha XGworks заключается в том, что ее не так уж и просто заставить работать под Windows XP. Но коллективный разум "обитателей" Интернета всемогущ. Вот и теорию "ремонта" программы Yamaha XGworks вместе с четкими практическими указаниями вы в Сети, если умеете искать, то, конечно, найдете.

Что еще плохого сказать об этой замечательной программе? Не удалось мне воспользоваться ее нотатором. Вместо символов нот, диезов, бемолей и других знаков нотного письма в окне Staff наблюдаются совсем другие символы, вплоть до черепа со скрещенными костями. Возможно, что это и не недостаток самой программы. Просто необходимый шрифт куда-то потерялся в процессе ее "пропатчивания".

В статье речь шла лишь об основном инструменте аранжировки - треках Chord и Style. Вне обсуждения остались традиционные средства редактирования, а также дополнительные функции программы, реализованные в виде MIDI-плагинов. К теме разговора имеет непосредственное отношение плагин AutoArranger. Вот он-то мне очень не понравился. Идея, вроде бы, здравая. Вы записываете (или импортируете из MIDI-файла) на MIDI-трек программы свою мелодию. Выделяете полученную партию и в главном меню выбираете команду Plug-in > AutoArranger. Открывается окно, в котором нужно выбрать стиль аккомпанемента, характер исполнения (в терминологии программы - атмосферу) и нажать кнопку старта процесса автоаранжировки. Программа ненадолго задумывается, применяя к обрабатываемому материалу одной ей известные алгоритмы, и выдает результат. Вы получаете два варианта рекомендованных автоаранжировщиком последовательностей аккордов. Слушаете их и… начинаете смеяться или злиться (в зависимости от склада вашего характера). Каждый третий аккорд - мимо. Я провел эксперимент, предложив автоаранжировщику не мелодическую линию, которую можно гармонизировать и так, и сяк, а последовательность аккордов. Уж она то должна распознаваться программой однозначно, а предложенные варианты просто обязаны совпадать с исходным материалом, или уж, во всяком случае, должны с ним сочетаться (предлагаемые аккорды должны относиться к той же гармонической функции, что и соответствующие исходные). Как бы не так! Рассмотренный пример лишний раз убеждает меня, что теория искусственного интеллекта пока еще на практике не реализована в эффективных алгоритмах. Всякий раз, когда на компьютерную программу пытаются возложить чисто человеческие функции - получается пшик. Вот и плагин AutoArranger оказался не в состоянии принимать правильные решения в условиях неполной априорной определенности и множественных ветвлений процесса. И это вселяет надежду на то, что даже, когда появятся еще более мощные программы-аранжировщики, они, все равно, останутся лишь инструментами, облегчающими творчество, а творцами по-прежнему будут люди. Мы с вами.