PETELIN.RUСтатьи → Аранжировка за полчаса

Аранжировка за полчаса

Юрий Петелин

Прошли те времена, когда можно было привлечь к себе внимание издателя грампластинок, руководителя оркестра или организатора концертов, просто наиграв на пианино сочиненную вами мелодию. Будь вы дважды выпускник консерватории, трижды гений, а ваша мелодия четырежды восхитительной, представитель современного поколения продюсеров вряд ли станет с вами разговаривать без демозаписи. Значит, нужно искать аранжировщика, исполнителей, студию. А точнее, нужно искать деньги, чтобы оплатить этот джентльменский набор. Но можно поступить и проще - воспользоваться самым обыкновенным компьютером, тем, который в повседневной жизни уже давно выполняет обязанности безотказного партнера по играм да персональной пишущей машинки. Ну и, конечно, под стать ему придется подобрать программу-музыкальный редактор, не требующую серьезных вычислительных ресурсов, несложную в обращении и умеющую выполнять автоматическую аранжировку. Такому словесному портрету соответствуют программы Evolution Sound Studio Pro II и Yamaha XGworks. О них-то я и расскажу в этой и следующей статьях.

Вообще-то о программах-аранжировщиках я уже неоднократно писал, например, в статьях "Band-in-a-Box 2004 - три короба аранжировок" и "Попс-конструкторы". Но тема неисчерпаема. К сожалению, идеальных программ нет, например, Band-in-a-Box сложна и неудобна в работе, а Yamaha Visual Arranger создана очень давно и не обновляется. Кроме того, что бы там не заявляли их разработчики, но обе эти программы построены так, что на практике обеспечивают формирование лишь заготовки музыкальной композиции, которая требует дальнейшей доработки в какой-либо универсальной виртуальной студии. Да еще и с созданием-редактированием новых стилей проблема. В Band-in-a-Box встроен редактор стилей, но он очень и очень ненагляден, можно сказать, заумен. У Yamaha Visual Arranger нет собственного редактора стилей, и приходится пользоваться сторонними программами. Поэтому неудивительно, что и разработчик и пользователь ищет (каждый по-своему) новые приспособления для удобной и эффективной аранжировки композиций в ситуациях, когда речь идет об известных музыкальных стилях.

Эволюция аранжировки

Evolution Sound Studio Pro II представляет собой относительно несложный аудио-MIDI-редактор с функциями автоаранжировки и автоаккомпанемента. Программа была разработана компанией Evolution Electronics Ltd. Правда, если вы попытаетесь отправиться на указанный в сведениях о программе Sound Studio Pro II сайт http://www.evolution.co.uk, то ваш запрос будет переадресован на сайт фирмы M-Audio (http://www.m-audio.com). По всей видимости, это означает, что одна компания поглотила другую. В перечне продуктов M-Audio вы не найдете программу Evolution Sound Studio Pro II, имеются лишь MIDI-клавиатуры, в названии которых присутствует слово "Evolution". Но если хорошенько "покопаться" в Интернете, то можно обнаружить адреса российских магазинов, торгующих MIDI-клавиатурами Evolution из старых запасов. Они комплектуются несколькими программами, среди которых есть и Evolution Sound Studio Pro II. Ну и, конечно, в Интернете вы без труда найдете пиратский вариант Evolution Sound Studio Pro II вместе с необходимым ключом. Пожалуй, в данном случае угрызения совести никого не должны мучить: вряд ли следует считать грехом бесплатное пользование снятой с производства программой, которую создала фирма, прекратившая свое существование. Это ведь все равно, что, отремонтировав, смотреть телевизор, выброшенный на свалку прежним хозяином и подобранный вами.

Что же хорошего имеется в этой программе?

С одной стороны, Evolution Sound Studio Pro II фактически является виртуальной студией, подобной Steinberg Cubase и Cakewalk SONAR: с ее помощью можно записывать и редактировать до 1000 MIDI- и до 25 аудио-треков; применять VST-плагины (эффекты и инструменты); микшировать треки проекта и сводить их в стереотрек; автоматизировать управление микшером, просматривать видеофайлы и синхронизировать звуковое сопровождение с видеорядом, управлять темпом композиции. В программе предусмотрены все традиционные способы отображения музыкальной информации: в виде треков, нот, отпечатков клавиш, MIDI-сообщений и сигналограмм звуковых колебаний. Так что, если вы уже умеете работать в одной из виртуальных студий, то Evolution Sound Studio Pro II будет для вас дружественной средой.


Рис. 1. Отпечатки клавиш, ноты, треки - все знакомо и привычно

С другой стороны, в Evolution Sound Studio Pro II встроена функция автоаранжировки. Ее никогда не было в SONAR (вообще говоря, непонятно, почему). В ранних версиях Cubase нечто подобное по назначению имелось, но реализовано это "нечто" было настолько невнятно, что в дальнейшем разработчики от него отказались.

Как работать с автоаранжировщиком в Evolution Sound Studio Pro II? Делается это довольно просто, поэтому мои пояснения не займут много места.

Кроме аудио- и MIDI-треков в проекте может присутствовать специальный трек, который называется Chord Track. Если в окне Track вы не видите такого трека, то его нужно создать. Для этого командой главного меню View > Instant Chord Track откройте одноименное окно. В нем следует выбрать соответствующий вашему замыслу музыкальный стиль, указать длительность трека, а также определить одну из трех последовательностей аккордов, типичных для выбранного стиля. После нажатия кнопки Create Chord Track в окне треков появится аккордовый трек.

Одновременно над созданным треком появятся инструменты редактирования стиля и аккордов. Нажатием кнопки Style открывается окно загрузки одного из поставляемых вместе с программой файлов стандартных стилей. Стиль назначается для всего проекта в целом. Невозможно сделать так, чтобы одна часть композиции была аранжирована в одном стиле, а другая - в другом. Это явный недостаток программы. Каждый стиль включает в себя 10 компонентов-подстилей: вступление, окончание, 4 вариации основной части композиции (например, куплета или припева) и 4 перехода между частями. На Chord Track в правой секции вы увидите клипы (части трека). В заголовке каждого клипа указаны самые важные сведения: аккорд, которым клип обыгрывается, и функция части (Intro - вступление, Variation - основная часть, Fill - переход, Outro - окончание).


Рис. 2. Три-четыре щелчка - и аккордовый трек создан

Компоненты стиля вы можете комбинировать, как угодно (вплоть до того, что меняйте местами вступление и окончание, если, конечно, найдете в подобной операции рациональное зерно). Протяженность каждого из клипов может составлять от доли такта до многих тактов. Чтобы для выделенного клипа выбрать подстиль, нажмите кнопку Section.

Кнопками группы Chord выбирают тонику аккорда и его тип. Доступны аккорды пятнадцати типов. Это меньше, чем в Yamaha Visual Arranger, но вполне достаточно для того, чтобы разнообразить гармонию аранжировки.

Клипы можно вставлять и удалять, а их длительность можно изменять с помощью сменных инструментов. Необходимый инструмент выбирают на панели, которая открывается щелчком правой кнопкой мыши на клипе.

Подобрав из числа готовых подходящий стиль и записав на Chord Track необходимую последовательность аккордов, вы тем самым создадите основу аранжировки - аккомпанемент, соответствующий одному из заготовленных стилей. Теперь его можно модернизировать с тем, чтобы придать композиции неповторимое и оригинальное звучание. Для этого предусмотрено несколько возможностей. Во-первых, аккомпанемент можно упростить, исключив из него партии одного или нескольких инструментов кнопками, расположенными над клипами (Acc1 - Acc5, Bass, Drums). Во-вторых, к имеющимся в стандартном стиле партиям можно дописать свои собственные партии (как аккомпанирующих, так и солирующих инструментов). Делается это "вручную" на MIDI-треках, имеющихся в проекте (вне треков стиля). Как вариант, на аудиотреки проекта можно записать партии в исполнении "живых" инструментов, а также вставить подходящие сэмплы, либо взятые из различных библиотек, либо созданные самостоятельно с помощью звукового редактора. А в-третьих, можно отредактировать собственно стандартный стиль. Это отдельная история. Подробно на ней я останавливаться не буду, а расскажу лишь о самом существенном.

Чтобы получить доступ к редактированию стиля, воспользуйтесь командой главного меню Style Editor > Style Editor On/Off. В результате окно Track станет отображать не только треки проекта, но и треки, из которых состоит стиль (рис. 3).


Рис. 3. Чтобы создать аранжировку в таком стиле "по ноткам", пришлось бы изрядно помучиться

На верхнем треке отображаются аккорды, на следующем - структура стиля. Ниже на отдельных треках отображаются партии всех инструментов, задействованных в аранжировке. Каждую партию можно модернизировать либо в нотном редакторе, либо в редакторе отпечатков клавиш. Отредактированный стиль можно сохранить в файле стиля, воспользовавшись командой главного меню File > Save As.

Разработчики программы допускают вероятность того, что найдутся пользователи, не желающие ограничивать себя возможностями Evolution Sound Studio Pro II и намеренные после создания основы MIDI-аранжировки продолжить ее обработку в каком либо другом MIDI-редакторе. На этот случай предусмотрено преобразование данных, ассоциированных с Chord Track, в MIDI-сообщения, "разложенные" на несколько MIDI-треков. А далее проект, видоизмененный таким путем, сохраняется в стандартном MIDI-файле.

Все, о чем я уже рассказал, относится к функции автоматизации аранжировки: на треках проекта записываете свою мелодию, задаете известную вам последовательность аккордов, выбираете стиль. Все это вы делаете, не спеша, примерно минут за 20 - 30. Потом включаете воспроизведение, и ваша мелодия звучит в сопровождении оркестра, играющего в заданном стиле.

Виртуальная самоиграйка

Однако кроме автоаранжировки программа Evolution Sound Studio Pro II способна обеспечить еще и автоаккомпанемент. Подобной возможностью обладают многие клавишные синтезаторы-"самоиграйки". В отличие от автоаранжировки автоаккомпанемент действует в реальном времени. Заранее выбирается лишь стиль (да и то его можно оперативно сменить). Клавиатура инструмента функционально разделена на две части. Клавиши левой части служат для выбора аккорда, а правой - для исполнения мелодии. Как только вы прикоснетесь к клавише в левой области клавиатуры, начнется воспроизведение аккомпанемента. Вам остается только вовремя играть правой рукой мелодию, а левой - выбирать очередной необходимый аккорд. В общем, сам себе и солист, и оркестр "в одном флаконе". Подчеркну: функция автоаккомпанемента присуща синтезаторам, а не MIDI-клавиатурам. Так вот, Evolution Sound Studio Pro II превращает вашу MIDI-клавиатуру в "самоиграйку", но не аппаратную, а программную. Хотя, какая вам разница?

Для того чтобы подобное чудо свершилось, нужно, конечно, обладать MIDI-клавиатурой, подключенной к компьютеру посредством MIDI-интерфейса. Если с этим все в порядке, то остается лишь выбрать в главном меню Evolution Sound Studio Pro II команду View > Keyboard. Откроется окно виртуальной клавиатуры, внешне напоминающей одну из реальных клавиатур Evolution (рис. 4).


Рис. 4. Виртуальная "самоиграйка"

Чтобы активизировать управление программой с этой клавиатуры, нужно нажать на ней кнопку On. В результате этого в окне Track программы сразу же появятся два трека: знакомый вам трек аккордов и трек мелодии. На них, в принципе, можно записать в реальном времени то, что вы будете наигрывать. Можно щелкать мышью по клавишам виртуальной клавиатуры, а можно и нажимать пальцами на клавиши MIDI-клавиатуры, подключенной к компьютеру и программе. Результат будет одинаков. Но, конечно, на настоящей клавиатуре играть удобнее и интереснее.

Кнопками, расположенными на виртуальной клавиатуре, можно мгновенно переходить к одному из двадцати заранее выбранных стилей, оперативно менять подстиль, выбирать голос (MIDI-инструмент), исполняющий мелодию.

Для начинающих исполнителей очень важно, что виртуальная клавиатура "понимает" упрощенный способ взятия аккордов, который не совсем точно принято называть "однопальцевым". На самом деле нажатием на единственную клавишу можно извлечь лишь мажорный аккорд. А минорный аккорд и септаккорд извлекаются двумя пальцами. В общем, как в обычных "самоиграйках".

Думаю и не могу понять причину, по которой новые хозяева клавиатур Evolution не стали поддерживать Sound Studio Pro хотя бы под другим именем. В принципе, программа очень полезна, сочетает в себе все самые необходимые свойства музыкальной рабочей станции, имеет наглядный и понятный графический интерфейс. Набор стандартных стилей достаточен для начинающего компьютерного музыканта, а аранжировки звучат прилично. В голову приходит только одно объяснение: у программы имеется какой-то изъян, возможно, скрытый, но не исключено, что и явный. С одной проблемой я успел столкнуться в процессе изучения программы при подготовке статьи. Из трех компьютеров, на которых я пытался установить программу, ее "воспринял" лишь один. На двух других машинах приложение Sound Studio Pro либо поминутно зависало, либо вообще не запускалось. Удивительно, что программа успешно работала как раз на самом "слабом" компьютере. Объяснение я вижу только в том, что Sound Studio Pro не очень дружит с VST-плагинами. "Висла" она именно на тех компьютерах, где установлены сотни VST-плагинов, и функционировала без нареканий в той среде, где этих виртуальных эффектов и инструментов было, от силы, штук пять.

В заключение статьи остается лишь напомнить, что на сайте http://petelin.ru поддерживается форум, посвященный обсуждению вопросов, связанных с применением автоаранжировщиков.