Пятилетка музыкального ПК
Роман Петелин, Юрий Петелин
В феврале 2001 года статьями "Почти настоящая гитара" и "Виртуальное диджейство" мы открыли рубрику "Музыкальный ПК". Сегодня вы читаете последний бумажный и одновременно юбилейный сотый выпуск журнала. Это ли не повод, чтобы подвести некоторые итоги и "с высоты птичьего полета" взглянуть на то, как сложились судьбы героев наших статей - программ, предназначенных для музыкального творчества и обработки звука, людей, создающих и применяющих эти программы?
На самом деле "Музыкальный ПК" - больше чем рубрика. Страницы журнала "Магия ПК" давно превратились в важную составную часть проекта "Музыкальный компьютер". В свою очередь, этот проект задуман нами как средство распространения знаний о музыкальных компьютерных технологиях. Кроме того, он предоставляет начинающим компьютерным музыкантам редчайшую возможность быть услышанными и замеченными. А еще мы поставили перед собой цель: искать российских создателей музыкально-звуковых компьютерных программ и оборудования с тем, чтобы рассказывать о наиболее интересных разработках. Ну и конечно, мы старались на многочисленных конкретных примерах убедить читателей в том, что персональный компьютер действительно обладает магией, по крайней мере, когда становится инструментом в руках музыканта талантливого и готового к восприятию нового.
О проделанном
Проект "Музыкальный компьютер" существует около восьми лет, но сегодня мы будем говорить лишь о тех "крайних" пяти годах, в течение которых статьи о музыке регулярно печатались на страницах компьютерного журнала "Магия ПК".
Начнем с признания своего просчета. Занимаясь проблемой применения компьютера в музыкальном творчестве долгие годы, мы познакомились с интересными и эрудированными людьми. С благословения главного редактора журнала Александра Альбова многим из них предложили стать авторами статей с тем, чтобы поделиться с читателями накопленным опытом и секретами мастерства. Думалось, что отбоя от желающих не будет. Но откликнулись единицы: С. Бударин, Д. Васильев, С. Обломкин, Э. Сафронов и В. Убогов. Словом, вышло так, что, организовав рубрику, мы невольно взяли на себя обязательство поддерживать ее существование: ежемесячно писать и писать статьи. Писать даже, если совсем нет времени и настроения.
Так постепенно мы подготовили семьдесят статей. Как такое удалось сделать - теперь трудно представить. Ведь в этот же период у нас вышли 15 книг в издательстве "БХВ-Петербург", 6 из которых были переработаны, переведены и опубликованы в США. Одновременно мы записывали радиопередачи. Сначала на радио "Гардарика", затем на "Радио России-Петербург" в общей сложности в эфире прозвучали 49 выпусков передачи "Музыкальный компьютер", в которых радиослушатели смогли познакомиться с композициями 80 самодеятельных авторов. Массу времени отняли 7 выпусков одноименной телепередачи на "Санкт-Петербургском кабельном телевидении". Много нервных клеток "сгорело" при подготовке и проведении концертов авторской компьютерной музыки сначала в ДК "Гавань", а позже в клубе ВКА им. А. Ф. Можайского. А для того, чтобы найти наиболее интересную музыку для 15 сборников на дисках, сопровождающих книги, потребовалось прослушать порядка тысячи CD с добрым десятком тысяч композиций.
И все это время рядом с
нами были журнал "Магия ПК" и
его главный редактор Александр
Альбов. На концертах и в конкурсах -
информационный спонсор и
учредитель призов. На семинарах -
докладчик, в телепередачах -
участник. При подготовке статей -
опытный, строгий и
доброжелательный редактор,
способный взаимодействовать с
автором так, что сухой технический
материал магическим образом
превращается в нечто
противоположное. Очень важно, что в
отличие от многих других журналов
"Магия ПК" совершенно не
напоминает собаку на сене. Все
статьи, опубликованные в бумажном
номере, тут же появляются и в
свободном доступе на сайте журнала
Главный редактор журнала "Магия ПК" Александр Альбов выступает на семинаре "Музыкального компьютера"
Просматривая опубликованные статьи, приходим к выводу, что удалось познакомить читателей с огромным количеством интересных, удивительных, фантастических программ. Все они предназначены для работы с музыкой и звуком, но при этом каждая из них решает свои собственные специфические задачи. Давайте пробежимся по названиям некоторых программ:
- Cakewalk SONAR Producer Edition, Steinberg Cubase SX, FL Studio, Propellerhead Reason - виртуальные студии с безграничными возможностями;
- Cool Edit Pro (Adobe Audition) - универсальный звуковой редактор;
- Waves Platinum Native Bundle - гигантский пакет плагинов для обработки звука всеми мыслимыми эффектами;
- Steinberg Virtual Guitarist, Steinberg Virtual Guitarist Electric Edition - синтезаторы реалистично звучащих гитарных партий;
- Celemony Melodyne, Steinberg VoiceMachine, Antares Auto-Tune, Antares CHOIR Vocal Multiplier - специализированные плагины для обработки вокала;
- Native Instruments FM7, Native Instruments Pro-52 - программные эмуляторы легендарных аппаратных синтезаторов;
- MusiNum, Palette, Automated Composing System - программы-автокомпозиторы;
- Yamaha Visual Arranger, Band-in-a-Box - программы-автоаранжировщики.
А программы, рассмотренные в серии из семнадцати "Уроков музыки на компьютере", трудно перечислить. Да, пожалуй, и не программы в этих уроках были на первом месте. Главное в них - разъяснение понятий и объектов, которые в музыкальных компьютерных технологиях являются ключевыми: структура звуковой карты; способы представления музыкальной информации; основы MIDI-интерфейса; MIDI-редактирование; оживление звучания MIDI-композиций; способы записи основных партий музыкальной композиции; принципы шумоподавления; реализация фильтрации и динамической обработки, сущность основных звуковых эффектов.
Цикл статей "Во власти звука" посвящен вопросам работы с многоканальным звуком (Surround Sound). В двух частях статьи "Радиостудия на дому" повествуется о различных ухищрениях, позволивших нам в домашних условиях записывать радиопередачи, качество которых соответствует современным техническим требованиям.
Забавная история связана со статьей "Cool Edit Pro - космические технологии в музыке". Как и многие наши статьи, она регулярно попадает на пиратские диски с музыкальным софтом и его описаниями (разумеется, без упоминания имен авторов). В один прекрасный момент программу приобрела фирма Adobe, после чего ее очередная версия вышла под именем Adobe Audition. Пираты "актуализировали" нашу статью, механически заменив в тексте "Cool Edit Pro" на "Adobe Audition". В результате отдельные фразы, в которых в оригинале сравнивались версии Cool Edit Pro, стали просто нелепыми.
Нужно сказать, что многие наши книги также незаконно отсканированы и в электронном виде распространяются практически на всех пиратских дисках с музыкальными программами. Но, видимо, воровством занимаются такие никудышние "специалисты", что в их "обработке" исходные тексты и картинки большей частью превращаются в "мануалы", не только бесполезные, но и способные серьезно навредить пользователю. Поэтому если вы не хотите научиться работать с музыкальными программами, то непременно пользуйтесь пиратскими вариантами наших книг. Подробное обоснование этой мысли с массой примеров содержится в статье "Телефон из чистого мрамора", опубликованной на нашем сайте и на дисках, сопровождающих книги.
Гордимся!
Смотришь телевизор - и
досада берет. По версии центральных
каналов выходит, что нашу страну
сплошь населяют торговцы запасами
недр, обманутые инвесторы,
неудачливые потребители
спиртосодержащих жидкостей,
политические деятели, у которых все
"получилось, как всегда", да
симбиоз криминалитета и
правоохранителей. Создается
впечатление, что мы вообще
разучились делать что-либо. Все от
шурупа и игрушки до компьютера и
автомобиля - заграничное. Может и в
самом деле мы - народ,
деградировавший от водки, и
отупевший от продажи сырья? Не
хотите верить в это и смиряться с
кажущейся безысходностью? И
правильно делаете. Среди наших
соотечественников полно умнейших,
талантливейших людей, способных и в
сфере высоких технологий дать сто
очков вперед многим западным
специалистам. Вот только их работа
очень редко становится
информационным поводом для
телевизионного сюжета. Да и на
рекламу в прайм-тайм денежек у
таких людей нет. Конечно, "за всю
Одессу" говорить мы не беремся.
Но даже в таком узком и
специфическом направлении, как
разработка музыкальных программ и
оборудования, за эти годы нам
удалось найти буквально
потрясающие примеры. Питерское
предприятие "Неватон" (
Директор предприятия "Неватон" Александр Баранов демонстрирует компьютерным музыкантам конденсаторный микрофон
Пять лет - огромный срок. Столько перемен произошло, что, наверное, было бы и не удивительно узнать, что люди, о которых мы писали в статьях, разочаровались в выбранных направлениях деятельности, отказались от планов, ранее представлявшихся перспективными, и вообще потерпели фиаско. Но, к счастью, все не так. И в очередных статьях мы более подробно расскажем о некоторых из них еще много удивительного и почти магического.