Читайте в третьем номере журнала за 2009 год
«Звуковые виртуальные студии»
(аннотации статей)

Теория и практика компьютерной обработки звука

Сергей Дядченко, Мария Дядченко. Музыкальные компьютерные программы в учебном процессе Таганрогского педагогического института

На кафедре истории и теории музыки Таганрогского педагогического института ведется планомерная работа по внедрению компьютерных программных средств в учебный процесс. В статье рассматриваются следующие ее направления: создание тестов по музыкальным дисциплинам; создание мультимедийного учебника «Анализ музыкальных произведений. Простые формы»; анализ справочно-энциклопедических и обучающих программ с целью использования их в различных курсах, практикумах и в самостоятельной работе студентов.

MIDI-запись и аранжировка музыки

Вячеслав Убогов. Все больше звуков хороших и разных

Вероятно, всем хорошо известны традиционные способы создания аранжировок: а) только с участием реальных музыкальных составов; б) только с применением синтезаторов; в) комбинация первых двух способов. Ныне прочное место все увереннее занимает четвертый способ — компьютерная аранжировка с применением виртуальных инструментов. И если некоторое время назад это было лишь досугом множества любителей, то теперь и профессионалы не прочь использовать «софт» в своих работах.

Секреты виртуальных студий

Юрий Петелин. Наглядные способы отображения музыкальной информации в виртуальных студиях: сигналограммы

В предыдущих статьях цикла вы могли познакомиться с наглядными способами отображения MIDI-информации: нотами, табулатурами, списком сообщений, отпечатками клавиш. Но виртуальные студии позволяют работать с музыкальной информацией еще одного класса — с аудиосигналами. Точность и удобство редактирования звуковых данных (монтажа, микширования, применения обработок и эффектов) зависит от того, насколько наглядно и гибко организовано их отображение. В этой статье на примере звуковой студии Adobe Audition рассматривается наиболее естественный способ визуализации записанного в памяти компьютера оцифрованного звука — сигналограмма. В следующих статьях мы поговорим об особенностях использования сигналограмм в таких программах, как Sony Sound Forge и Cakewalk SONAR.

Роман Петелин. Альтернативная виртуальная студия REAPER. Эффект качания (side chain)

В современной музыке большое внимание уделяется звучанию бочки (большого барабана). Музыканты идут на различные ухищрения, чтобы сделать ее звучание более выразительным и «вкусным». Если композиция насыщена большим количеством инструментов, то никакие обработки не спасут бочку. Она попросту «утонет» в грувах и пэдах. Не спасет ее и мастеринг. Чтобы этого не происходило, используется эффект качания. Данная статья о том, как организовать эффект качания средствами REAPER.

Применение звуковых редакторов

Юрий Петелин. Основные обработки. Динамическая обработка. Часть 1. Теоретические основы

Изменение динамического диапазона аудиосигналов наряду с частотной фильтрацией относится к числу наиболее важных обработок. В статье пояснена сущность понятия «динамический диапазон аудиосигнала», приведена классификация автоматических устройств динамической обработки и их типовая структура, рассказано об особенностях применения наиболее распространенных устройств (компрессоров, деэссеров, лимитеров и гейтов) в процессе записи и обработки звука.
В следующем выпуске журнала будет опубликована вторая часть статьи, в которой будут проанализированы конкретные виртуальные устройства динамической обработки, как входящие в состав виртуальных студий и звуковых редакторов, так и реализованные в виде VST/DX-плагинов.

Роман Петелин. 12-битный мастеринг: итоги теста-провокации

В Интернете ведется много споров о том, какой хост «звучит» лучше, а какой хуже. Музыкальное сообщество убедило себя в том, что, например, Samplitude «звучит» лучше, чем Cubase, программно-аппаратный комплекс Pro Tools HD с 48-битной шиной звуковых данных звучит лучше, чем Nuendo с 32-битным представлением звука. А способно ли человеческое ухо в принципе услышать какую-либо разницу? На форуме сайта http://petelin.ru был проведен провокационный опрос: какой из двух выложенных WAV-файлов с одинаковыми фрагментами музыки звучит хуже и что в нем не так (какая применена обработка)? Один из вариантов фрагмента был в 16-битном представлении, а второй — в 12-битном. Результаты опроса потрясающие: за две недели никто толком и не понял, что один из файлов 12-битный, а многие проголосовали за то, что 16-битный файл звучит хуже 12-битного. Почему так? Давайте разбираться.

Путеводитель в мире виртуальных инструментов и эффектов

Роман Петелин. Инструменты для создания 8-битной музыки

8-битная музыка — музыкальный жанр, в котором используются инструменты со звучанием, характерным для 8-битных игровых приставок и бытовых компьютеров 80-х годов XX века. 8-битная музыка живет своей жизнью, имеет своих поклонников и никак не пересекается с мэйнстримом. Однако последнее время появилась тенденция использования 8-битных звуков в более доступной для широкой публики музыке. Звуки 8-битных компьютеров и приставок постепенно набирают популярность, также как в свое время стали популярными звуки раритетных аналоговых синтезаторов. А раз так, то, конечно, появляются и VST-инструменты, имитирующие характерное звучание. О них и пойдет речь в статье.

Роман Петелин. Плагины Togu Audio Line

В бесплатных плагинах Togu Audio Line (TAL) реализованы достаточно простые по своей архитектуре, но качественные виртуальные синтезаторы и эффекты. Программы мало загружают процессор и занимают очень немного памяти. Статья является кратким описанием плагинов TAL.

Желаю Вам успехов в творчестве!
С уважением, главный редактор журнала
Юрий Петелин