Читайте во втором номере журнала
«Звуковые виртуальные студии»
(аннотации статей)

Авторы статей

Юрий Рагс - доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Свою педагогическую деятельность начал в 1952 году в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. Заведовал кафедрой гармонии и сольфеджио, работал проректором по научной работе и аспирантуре. Вел курсы музыкальной акустики, анализа музыкальных произведений, гармонии. В 1991 году, будучи профессором кафедры Московской консерватории, начал проводить первые систематические занятия по музыкальной информатике.

Ксения Шварц - классическая пианистка с консерваторией за плечами, 15 лет проработавшая в сфере музыкального образования, пришла в компьютерную музыку сложным путем самоучки. Несколько лет самостоятельных увлеченных занятий музыкой на компьютере привели ее к идее создания на базе обычного компьютерного класса в музыкальном лицее факультатива музыкальной информатики. Проект реализовался, и теперь мы можем наблюдать за его ростом, развитием и трансформацией.

Вячеслав Убогов - опытный звукорежиссер и аранжировщик, умело сочетающий в своей работе аппаратные и виртуальные средства. Автор журнальных статей, рассказывающих о работе с музыкальными программами. Уважаемый участник дискуссий на форуме сайта http://petelin.ru (более 500 консультаций). И самое главное - автор прекрасных песен.

Станислав Фоминенко - пианист, клавишник, аранжировщик, композитор, арт-директор студии звукозаписи "VILENA", автор большого числа статей, опубликованных в ряде журналов. Первая широко известная аранжировка, выполненная Станиславом еще в 1985 году для Игоря Скляра, - "Комарово". В 1986 году он поступил на курсы аранжировщиков к легендарному Владимиру Мулявину. После завершения обучения целый сезон отработал с "Песнярами"! С компьютерами имеет дело с 1988 года.

Роман Петелин, Юрий Петелин - соавторы 26 книг (из которых 6 изданы в США) и около 100 статей, посвященных применению компьютера в музыкальном творчестве. Романом Петелиным выполнена вся операторская, монтажная, дизайнерская и программистская работа по подготовке телепередач, радиопередач, видеошкол и дисков, сопровождающих книги. Он создал и поддерживает сайт http://petelin.ru. Пишет музыку, которая отличается красотой, глубиной мысли и чувств.

Аннотации статей

Юрий Рагс. Мы были первыми

Сейчас информатику вводят в музыкальные учебные заведения по учебному плану, а в 1991 году никто о ней не заботился. Не было ни компьютеров, ни помещения, ни бюджетных средств. Разумеется, не было и специалистов. В таких условиях в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского первопроходцы закладывали камни в фундамент компьютеризации музыкального образования. Это было счастливое время, это было время больших ожиданий…

Ксения Шварц. Музыкальная информатика в Кикиных палатах

Как сохранить у подрастающих детей интерес к обучению музыке? Что нужно для создания детского электронно-музыкального класса? Как научить ребенка работе со звуком на компьютере? Музыка и компьютер: аргументы за и против. Интересно узнать, что думает об этом типичный музыкальный педагог. Впрочем, слово "типичный" не подходит к человеку, организовавшему преподавание музыкальной информатики в музыкальном колледже с многолетними традициями.

Юрий Петелин. Блеск и нищета MIDI. Часть 2. Где можно увидеть MIDI-сообщения?

В первой части статьи речь шла об аппаратной составляющей MIDI-интерфейса. А сейчас настала очередь поговорить о его "программной стороне" - о формате (протоколе) MIDI-данных. Казалось бы, сколько об этом написано! Таблицы MIDI-инструментов, коды MIDI-сообщений сейчас ни для кого не в диковинку. Важнее знать, как всем этим воспользоваться в программе, предназначенной для редактирования музыки.

Вячеслав Убогов. Сколько мук! Где же звук?

Много лет работая со звуком и в последние годы "путешествуя" по Интернету, автор статьи то и дело сталкивается с возникающими у коллег по цеху проблемами, связанными с отсутствием (пропаданием) звука в компьютерах (даже самых-самых). Причем, это случается со звуковыми картами любой ценовой категории. Рассмотреть причины, систематизировать опыт, попытаться найти общие подходы к решению проблемы - это и есть цель статьи.

Станислав Фоминенко. Минус один.

Минусовка - музыкальный сленговый термин, означающий "полноценный микс минус один инструмент" (как правило, "вычитаемое" - солирующий инструмент, а чаще всего - голос). Это фонограмма, близкая к оригиналу, или оригинальная версия песни исполнителя без его голоса. В статье речь идет о том, как делаются минусовки.

Юрий Петелин. Cakewalk меняет кожу

От ветра перемен нет спасения: фирма Roland Corporation - один из мировых лидеров в производстве музыкальной аппаратуры - приобрела контрольный пакет акций Cakewalk. Новые программные продукты будут выходить под маркой Cakewalk Roland. Что-то получится из этого альянса? Но в статье речь идет совсем о другом: в актуальную версию Cakewalk SONAR Producer Edition разработчики заложили ряд средств, которые в "шаловливых" руках способны сделать программу неузнаваемой.

Кто Вы, Сергей MusicLab?

Этот человек придумал и создал такие VST-шедевры, как MusicLab RealGuitar и MusicLab RealStrat. На крупнейших мировых выставках он может целыми днями не отходить от MIDI-клавиатуры, демонстрируя удивленным посетителям… виртуозную гитарную технику игры. Вы его, наверное, знаете. Точнее говоря, возможно, видели на видеороликах его руки, порхающие над черно-белой клавиатурой. Он живет в России, а руководства пользователя для своих программ пишет сразу на английском. Он согласился на интервью, но не готов назвать свое имя.

Юрий Петелин. Измерение уровня аудиосигнала в звуковых редакторах. Часть 1

Любая серьезная программа-звуковой редактор "начинается" с виртуальных измерительных приборов. Здесь есть стереогониометры, анализаторы спектра и "сборщики" статистических сведений об аудиофайле. Но всему голова - измеритель уровня. Виртуальные измерители уровня, имеющиеся в звуковых редакторах, непросты. В них смоделированы разные типы реальных приборов. И хотя объект измерения носит общее название "уровень аудиосигнала", но речь может идти о нескольких "разновидностях" уровня, каждый из которых по-своему характеризует изменение величины отсчетов оцифрованного звука и громкости фонограммы. Поэтому без небольшого экскурса в теорию не обойтись.

Роман Петелин. Методы синтеза звука. Часть 2. Цифровые синтезаторы

В первой части статьи речь шла о методах синтеза, применяемых в аналоговых и псевдоаналоговых синтезаторах. Рядом с аналоговым синтезатором, у которого есть множество различных регуляторов и индикаторов, звуковой модуль современного цифрового синтезатора выглядит невзрачно. Но это только внешняя сторона дела. Цифровые синтезаторы являются высокотехнологичными и наукоемкими аппаратными или виртуальными устройствами, которые очень сложно классифицировать по методам синтеза.

Роман Петелин. Коллекция наследия KORG. Часть 2. KORG M1

Первая часть статьи была посвящена краткой истории фирмы Korg и ее виртуальному "аналоговому" наследию. Пришло время близко познакомиться с виртуальными цифровыми синтезаторами из пакета Korg Legacy Collection Digital Edition. В следующем номере журнала вы прочитаете рассказ о Korg Wavestation. А сегодня встречайте: легендарный M1!

Желаю Вам успехов в творчестве!
С уважением, главный редактор журнала
Юрий Петелин