PETELIN.RUСтатьи → Интервью, которое дал Юрию Петелину автор очень интересных песен Александр Ткачук

Интервью, которое дал Юрию Петелину автор очень интересных песен Александр Ткачук

Предисловие Юрия Петелина

Александр Ткачук живет в городе Междуреченске, Кемеровской области. По образованию горный инженер-экономист. Музыкального образования нет. Ему 53 года. Он пишет удивительно добрые и светлые песни. В Интернете их можно найти на странице http://vk.com/sashaussr. В своем творчестве Александр использует компьютер, немного оборудования и несколько программ: MOTU 828x, Steinberg Cubase 7.5, Steinberg HALion 5, NI Kontakt, библиотеки Ильи Ефимова.

Ссылки на свои песни Александр систематически размещал на нашем форуме. В конце новогодних каникул 2015 года на форуме появилась очередная ссылка на песню, которая изначально привлекла мое внимание парадоксальным названием: «Вальс истопника». Не стану сейчас рассказывать, какого характера музыку я предполагал услышать. Просто то, что зазвучало в наушниках, оказалось совершенно непохожим на ожидаемое. Красивая мелодия, хорошо рифмованные, образные, искренние стихи, понятные и близкие всем чувства, задушевный голос… Зашел я на http://vk.com/sashaussr и в несколько вечеров послушал все песни, представленные там. Не удивительно, что мне очень захотелось познакомиться с этим одаренным человеком, расспросить его о том, как ему удается столь регулярно творить свои чудеса. А еще очень захотелось познакомить с ним участников семинаров, посвященных компьютерному музыкальному творчеству. Чуть ли не весь январь шла интенсивная переписка. Очень быстро выяснилось, что нас с Александром объединяет не только похожее отношение к музыке, но и география: я родился практически в том же месте, где он долгие годы живет и работает. На занятии 1 марта 2015 года Александр Ткачук заочно выступил в роли специального гостя. Думаю, что встреча с творчеством Александра ни кого не оставила равнодушным, заставила задуматься. Мы познакомились с несколькими его песнями и выдержками из интервью, полную версию которого предлагаю вашему вниманию.

Интервью

Ю.П. У Вас явно имеются большие музыкальные способности. Они наверняка проявились не сейчас, а раньше. Как получилось, что в юности Вы не получили музыкального образования и вообще не пошли по пути музыканта, а стали горным инженером-экономистом?

А.Т. Никаких способностей к сочинительству и тем более музыкальному творчеству я никогда не испытывал. И в семье (нас четверо детей, отец — горный инженер, мама была учителем географии) как-то было не до музыкальных школ. Тем более, как и всякий пацан, я считал это занятие бестолковым и безумно нудным, никчемным делом. Не скажу, что люблю творчество, но, видимо, мама воспитывала так, что без творческих изысканий не могу сделать даже простое какое-то дело, чтобы не замудриться.

Ю.П. Участвовали ли Вы в школьной и студенческой самодеятельности?

А.Т. В самодеятельности, конечно, участвовал, но, скорее, потому что надо, чем по зову сердца. Читал стихи, пел в хоре. Как все. Уже почти заканчивая школу, успел два месяца походить на курсы гитары. Там, в общем-то, узнал нотную грамоту и основы игры на гитаре. Никогда даже не думал связывать свою жизнь с творчеством. После школы поступил в Кузбасский Политехнический институт на инженерно-экономический факультет. Тогда профессия экономиста была не особенно в моде, поэтому студенческий коллектив был в основном женский, но ребята, с которыми мне довелось учиться, были на редкость одаренными и творческими людьми. И, конечно же, самой востребованной частью жизни стала гитара. В общем, играл, как и большинство из нас в то время, три аккорда на любую мелодию.

Ю.П. У Вас поразительно умные, образные, нетривиальные стихи. Они все написаны в зрелом возрасте или слова каких-либо песен — это стихи, прожившие уже многие годы?

А.Т. Стихи начал пробовать писать, будучи еще студентом. Это были очень эмоциональные по духу, но путанные по содержанию строки. Поэтом себя не считаю, поскольку стихи все же сочиняю, а не пишу. Но постепенно, как-то начали получаться интересные стишки. Уже, наверное, после тридцати пяти начал относиться к этому серьезнее, а потом понял, что иногда как накатит, ну просто не могу не написать. Иногда даже некогда совсем, но привяжутся какие-то строки, и вот ходишь и ходишь с ними, потом плюнешь, сядешь, выльешь это все на бумагу и постепенно додумаешь, отшлифуешь, чтобы убрать нелепости и корявость. Ну, и одновременно мелодия. Вернее, в каждом стихе своя ритмика есть, и пока пишешь, он уже не просто как текст, а звучит как бы уже, поется что ли. В общем, стихи это серьезно.

Ю.П. Настрой Ваших песен незлобливый, светлый, грустный. Верится, что они не искусственно придуманы, а в них звучит то, что у Вас есть на душе. То есть, судя по песням, Вы добрый, терпеливый человек, понимающий других людей. Как это может сочетаться с Вашей работой в качестве финансиста-предпринимателя, занимающегося в непростой сфере недвижимого имущества. Мне кажется, что здесь доброта — неуместное качество.

А.Т. Вы правы в том, что работа с финансами предполагает наличие у человека совсем других качеств по сравнению с творческими профессиями, но кто-то из великих говорил, что любимое дело никогда не должно превращаться в работу. Возможно, в этом и заложена основа тяги к пению и сочинительству. Тем более, по опыту заметил, что, чем человек меньше умеет петь, тем больше он любит это делать. Поэтому насчет своих вокальных способностей никаких иллюзий не испытываю. Равно как и насчет своей музыки вообще. Для меня музыкальное сопровождение — это как пододеяльник для стихов.

Ю.П. У Вас очень много интереснейших песен. Если попытаться определить их жанр, то получится что-то пограничное между бардовской песней с современной электронной аранжировкой и русским интеллектуальным шансоном.

А.Т. В песенном плане всегда ориентировался на традиционный, можно сказать, энциклопедический смысл понятия «песня». Стихотворение и его прочтение, декламация, пение, по моему убеждению, и есть самая настоящая песня. Увлекался еще студентом бардовскими песнями. Считаю, что русскому человеку, говорящему и думающему по-русски, ближе именно традиционная русская песня с богатым содержанием, смысловыми нагрузками, образами, метафорами и незаметной «сбоку», но всегда присутствующей душой. Русский язык, как никакой другой, позволяет донести не только самые незначительные оттенки переживаемого, но и содержит практически неограниченные возможности для поэзии и пения.
Предметно и последовательно начал заниматься творчеством лет пять назад, когда разъехались дети уже. Появилось, видимо, больше времени для себя. Решил попробовать. Но мои способности гитариста, конечно, наводили уныние и понимание того, что такие песни никто слушать не станет, а ведь мечта любого автора — это востребованность того, что он хотел бы сказать. Поскольку всегда привлекал жанр городского романса и настоящего русского шансона (но не современной его беспардонной интерпретации), то решил попробовать каким-то образом сделать музыкальное сопровождение с более насыщенным содержанием. Неплохо ориентируюсь в компьютере. На уровне продвинутого пользователя. И вот как-то на глаза попался сайт электронной музыки, откуда, в общем, и была почерпнута идея сочинения компьютерного аккомпанемента. Стал понемногу почитывать такого рода ресурсы, литературу, слушать, узнавать что-то, еще не вполне может быть понимая.

Ю.П. У Вас есть собственный оригинальный репертуар, достаточный для сольного выступления. Не думали ли Вы о том, чтобы попробовать себя в концертной деятельности?

А.Т. Относительно слушателей. Это конечно главное. Хотя каждая песня растет из тебя, но дорастает до кого-то еще или нет — зависит только от того, захотят люди ее послушать и даже может быть спеть или нет. Хотя должен признаться, закончив очередную песню, испытываю огромное облегчение и, может быть, какую-то пустоту и даже думаю: «Ну, все, хорош на этом». Примерно пару дней. А потом наваливается следующая песня и занимает все свободное пространство и время.
Сначала пробовал размещать песни на «Неизвестном гении» и других ресурсах и форумах, потом остановился на «ВКонтакте». Как-то мне там показалось удобнее. Сделал страничку и там выкладываю все песни по мере их «изготовления». О публичных выступлениях пока не думал, хотя приглашали. Но времени на это нет совсем. Надо отдельно и много готовиться, а это значит свернуть на какое-то время творчество. Да и петь я, в общем-то, не горазд совсем. А в сети может послушать любой желающий, и я, конечно, всех приглашаю на свою страничку http://vk.com/sashaussr.

Ю.П. Пожалуйста, расскажите, как выглядит процесс Вашей работой над песней. Наверное, начинается он со стихов. А дальше что? Мелодия, гармония..., что и как? Хорошо бы немного и про технологию применения компьютерных средств Вами узнать. У Вас, кстати, довольно чисто записан голос. Да и в целом звучание прозрачное. Часто в песнях играет гитара. Вы выписываете партии по нотам, или используете какой-то специализированный гитарный синтезатор с готовыми риффами? В некоторых песнях звучит балалайка. Что это за библиотека?

А.Т. Процесс написания песни для меня начинается после ясности со стихами. Если это новые стихи, то может все идти параллельно, если старые, которых достаточно много в очереди, то тогда проще. Сначала подбираю гармонию, ну, а потом мелодию и делаю аранжировку. Нотки рисую в пианоролле вручную, гитарный бой рисую в библиотеке Ефимова. Набор инструментов почти всегда один и тот же за исключением каких-то синтезаторных партий и эффектов. Пробовал делать в 192 кГц, но ест много ресурсов и возможно для меня пока только при легких аранжировках. Но зато в такой частоте сразу звук объемный, широкий, воздуха много. В общем, остановился на 96 кГц. Лучшее — враг хорошего. Возможности звуковой карты прочувствовал, когда додумался соединить вход и выход каждого канала и, закольцевав таким образом сигнал, пустить каждый трек с компьютера на свой канал. То есть звук идет не через общий и единственный главный аудиовыход в компьютере, а поканально проходит через карту, там микшируется, обрабатывается немного и возвращается уже готовым миксом по отдельному каналу сразу на аудиодорожку. Это придает звуку теплоту. Компьютерный звук он все же резкий такой, металлический, хотя «улучшателей» разных много, но через карту звук совсем другой. Это сугубо мое личное мнение. Голос записываю тоже через карту без всякой вокальной кабины, потом немного чищу от шумов, от шипящих букв и добавляю ревер, совсем чуть-чуть хоруса и дилея, всегда делаю два дабл-трека по бокам и один в центре. Вот вроде бы и вся катавасия.
Первая попытка организовать что-то вроде студии была осуществлена с подачи Интернета, где предлагали множество решений для домашних студий и главное объясняли что, как и для чего. Исходя из ограниченности бюджета приобрел внешнюю карту Edirol UA 25, микрофон конденсаторный Syc9000 (по-моему так), которым и пользуюсь, наушники специальные (сначала китайские какие-то в общем не плохие по качеству звука, но уж больно хлипкие, а потом посерьезнее, сейчас Fostex). Потом прикупил еще маленькую, но очень удобную клавиатуру Primus A25, с встроенной звуковой картой уже на 96 кГц. Из секвенсоров сначала пробовал Sonar — в итоге отказался от него и как раз с помощью Вашей книги и видеоуроков из Интернета начал осваивать Cubase. Первые песни пробовал и в Sibelius делать, потом познакомился с Reaper, в общем, отовсюду по чуть-чуть. Понимаю, что не освоил и десятой части тех возможностей, которые предоставляет компьютерное сочинительство, но тут уж приходится выбирать или творчество или продолжать углубляться в специальные познания, потому что основная работа — это кусок хлеба, и, конечно, времени оставляет очень мало и не позволяет полностью переключиться на творчество. Потом друзья и коллеги, которые, в общем, всячески поддерживают мои начинания, подарили профессиональный интерфейс MOTU 828 Mk 3 Hybrid и достаточно серьезную рабочую станцию, сыновья подарили лицензионный Cubase (сейчас версии 7.5), постепенно прикупил Halion 5, компрессор Cytomic Glue, а также Reaper (для набросков). Также купил и замечательные библиотеки Ильи Ефимова, который любезно сделал значительную скидку. Думаю, что сегодня это лучшие гитары акустика, лучший баян, аккордеон, неподражаемые балалайки и домры. Дальнейшие планы по наращиванию вооружений остановил кризис и некоторое переосмысление пути, по которому надо идти дальше.

Ю.П. Всем авторам, чьи работы представляю на семинарах, я задаю обязательно такой вопрос. Для чего Вы сочиняете музыку? Почему это Вам так необходимо?

А.Т. Почему я это делаю? Скорее всего, это болезнь. Надо. Как покурить. Есть, что сказать, и надо торопиться. В надежде на то, что песни будут петь еще и после тебя. И неважно как — под гитару у костра или в семейном кругу, главное, чтобы каждый смог найти для себя что-то приятное. Хотя бы одно мгновение. Поэтому и стараюсь писать о светлом. Мерзостей кругом и так хватает. Вспомнил как раз старые стихи в тему Вашего вопроса.

Я не могу кому-то песен не петь,
Я не могу о ком-то вслух не грустить,
Хотя, конечно, все равно не успеть
Все эти мысли на стихи положить.
Не потому, что рифмы в завять ушли,
Не потому, что мысли тонут в словах.
А просто буквы спят в бумажной пыли,
И струны стерли гриф на верхних ладах.
Но я успею написать о звезде,
Об облаках, рассвете и фонарях.
О том, что вечно навсегда и везде,
Ну, и отдельно о закрытых дверях.
О блеске серых с голубинками глаз,
Полуприкрытых парусами ресниц.
И о губах, какой помадой ни крась,
Всегда, как тысячи безумных зарниц.
Не позабуду ни друзей, ни подруг,
С кем хороводились и были нежны,
Кому достаточно пожатия рук,
А имя-отчества не так уж важны.
Я о хорошем буду петь и писать,
Не разделяя даже лист на строку,
Для остального время негде мне взять,
Его немного так на нашем веку.

Ю.П. И заключительный вопрос. Что бы Вы хотели пожелать начинающим авторам, которые слушали Вашу музыку на занятии?

А.Т. Что бы я пожелал начинающим авторам? Так я и сам такой. А себе плохого не пожелаешь ведь? Ну, а если серьезно, то к открытой душе всегда люди тянутся. Разные. Но тянутся. Это такая же потребность, как и сочинять. Слушать и понимать другого это же тоже своего рода искусство. Не стараться понять, а просто понимать. Как дышать. А это возможно только на уровне ощущений и взаимных переживаний и того, кто поет, и того, кто слушает.