PETELIN.RUСтатьи → Телефон из чистого мрамора

Телефон из чистого мрамора

О пиратской электронной копии нашей книги "Cubase SX. Секреты мастерства"

Юрий Петелин

Наверное, вы смотрели старый добрый детский фильм "Старик Хоттабыч". Тогда вы должны помнить забавную сцену. Вольке нужно позвонить по телефону, но к автомату выстроилась очередь. Тогда джинн говорит свое магическое: "Трах-тибидох", выдергивает волос из бороды, и прямо из воздуха появляется телефонная будка. Волька берет в руки трубку, однако аппарат не работает. Оказывается, Хоттабыч, действуя из лучших побуждений, создал телефон… из цельного куска чистого мрамора. Вот так была сотворена подделка, внешне похожая на оригинальный предмет, но не способная выполнять его функции.

Почему-то именно эта параллель возникла, когда мы начали знакомиться с электронной пиратской версией одной из наших наиболее успешных книг "Cubase SX. Секреты мастерства" (издательство БХВ-Петербург, апрель 2003; книга стала хитом продаж, тираж был быстро распродан и допечатан).

Вообще-то впервые пираты опубликовали свой вариант этой нашей книги на диске, спустя всего лишь два месяца после выхода ее в свет. Об этой истории позже мы даже написали в предисловии к книге "Cubase SX 2. Секреты мастерства". Диск мы видели, но принципиально не покупали.

Однако дней десять назад (в середине мая 2004 г.) на форуме нашего сайта появилось несколько сообщений неизвестного доброжелателя, который обвинил издательство БХВ-Петербург в том, что оно "слило" пиратам электронные оригиналы наших книг. Мы ответили в том смысле, что:

  • издательство вне подозрений, хотя бы потому, что ему это совершенно не выгодно;
  • это не первая украденная у нас книга, и обычно на дисках размещаются не исходные электронные версии текста и рисунков, а отсканированные, содержащие ошибки (издательство же располагает выверенным электронным текстом и электронными оригиналами рисунков).

Аноним не унимался и, продолжая обличать издательство, а, также ругая заодно и авторов, заявил, что мы заблуждаемся и скрываем истину: рисунки не отсканированные, они цветные, оригинальные, что указывает на издательство как на источник материала.

Пришлось поступиться принципами и купить диск. Как раз подошла пора просматривать оригинал-макет нашей очередной книги (пираты, на старт, внимание!). А заодно с этим приятным делом решили обсудить возникший вопрос с генеральным директором и главными редакторами издательства. В первый момент все участники "следственного эксперимента" расстроились: картинки в электронной книге на пиратском диске, действительно, оказались не отсканированными, а четкими, цветными, снятыми с экрана. Но как только всмотрелись внимательнее, заметили, что на диске рисунки, содержащие характерные элементы (графики, волновые формы), отличаются от книжных. Таким образом, всякие подозрения о том, что утечка материала произошла в издательстве, были сняты.

Цель, которую ставил перед собой аноним - поссорить нас с издательством - не достигнута. Зато общими усилиями, покопавшись в памяти и проанализировав тексты сообщений на форуме, мы воссоздали "фоторобот", а заодно и "психологический портрет" писавшего их человека. И теперь догадываемся, кто это.

Но дело не в том. Раз уж в руках оказался диск с контрафактной копией нашей книги, интересно было посмотреть, что там в этот раз "откололи" пираты.

Напомним, что предыдущий наиболее анекдотичный случай по милости пиратов произошел с копией еще одной нашей "хитовой" книги "Звуковая студия в PC". Мы писали о нем не раз: на пиратском диске под разными именами дважды помещена одна и та же глава, но зато пропущена одна из ключевых глав книги. Эта книга была пиратами отсканирована с массой ошибок в тексте и в таком виде бродит с диска на диск и с сайта на сайт. Поскольку срок контракта на нее давно истек, мы опубликовали выверенную авторскую электронную версию книги "Звуковая студия в PC" на своем сайте и включаем ее в диски, сопровождающие новые книги.

Все, о чем мы пишем в данной статье ниже, будет особенно полезно людям, которые, случается, высказывают идеи в том смысле, что они не собираются покупать бумажные книги, так как им достаточно пиратских электронных копий.

Начнем с перечисления того, чего не оказалось на пиратском диске.

  1. Нет раздела "От авторов", в котором мы, как обычно, даем общий обзор рассматриваемых проблем и программ, анализируем текущие тенденции в музыкально-компьютерных делах, рассказываем об очередных проектах с участием читателей и даем координаты для связи. На самом деле, этот раздел традиционно представляет собой квинтэссенцию книги, и люди, не почитавшие его, теряют очень много.

  2. Обрезано Введение. Из него, в частности, исчезло упоминание о диске, сопровождающем книгу, и его краткое описание.

  3. Отсутствует Заключение с приглашением участвовать в очередном конкурсе авторских работ и повторением координат для связи.

  4. Нет предметного указателя и, главное, списка дополнительной литературы. Это существенно обесценивает текст книги. Дело в том, что в наших книгах, написанных в духе добрых традиций научно-технических изданий, дополнительная литература имеет важное значение. Мы не можем вместить в книгу все, рассмотреть каждый вопрос в деталях, поэтому по тексту в квадратных скобках даем ссылку на номер, под которым та или иная необходимая книга (или статья) числится в списке, приведенном в конце книги. Ссылки пираты сохраняют (наверное, попросту, не знают, что это за квадратные скобки встречаются в тексте), но поскольку самого пронумерованного списка литературы нет, то ссылки эти ведут читателя пиратской копии "в никуда".

  5. Нет Приложения с подробным описанием диска. А в нем мы перечисляем и характеризуем все файлы, имеющиеся на диске.

  6. Естественно, нет самого нашего диска (хотя пираты широко им пользовались, что следует из знакомых имен файлов и папок, встречающихся на рисунках).

Между тем, довольно часто приходят письма с жалобами от разъяренных читателей, которые готовы "бить морды" продавцам, утаившим от них диск. Такое настроение появляется у пострадавших после того, как где-то случайно они знакомятся с диском и начинают понимать, чем именно оказались обделены. Но тут уж сами виноваты. На книге со всех сторон написано и обозначено, что она выпущена с диском. Да и содержание диска дважды приведено. Нужно быть внимательнее и требовательнее при покупке. Все наши новые книги выходят с дисками. А отдельные недобросовестные продавцы стараются их "заныкать" и как бы "продать дважды". Они-то понимают ценность диска. Как правило, там есть демоверсии программ, показательные примеры проектов, масса полезной дополнительной информации по проблеме "компьютер-музыка". Часто на диске бывает записан очень интересный видеоматериал. Например, на диске к нашей следующей книге помещены: видеошкола "Гитары и гитарное оборудование", демонстрационный видеоролик, показывающий возможности новейшего уникального плагина, и два присланных читателями видеоклипа, иллюстрирующих, на что способны талантливые и целеустремленные люди, пусть даже они работают в достаточно сложных условиях. Или, скажем, книга "Adobe Audition: обработка звука для цифрового видео" (тоже ставшая бестселлером, переведенная и изданная в США) без диска вообще теряет смысл, ибо она построена по принципу последовательного описания работы над проектом, а исходные файлы и все промежуточные результаты обработки хранятся на диске, и ссылки на эти файлы имеются чуть ли не на каждой странице.

Итак, чего лишен читатель пиратской копии по сравнению с читателем "бумажной" книги, мы выяснили. И теперь самое время задаться вопросом: когда же появится пресловутый мраморный телефон? Сейчас. Напомним только, что образом телефона, сделанного из мрамора, мы обозначили подделку, внешне похожую на оригинал, но не способную выполнять его функции. Так вот, детальный анализ пиратской электронной подделки показал, что она не может выполнить главную функцию книги и не в состоянии послужить той цели, ради которой потрачены ваши деньги. Она не только не может научить работе с программой, но, наоборот, способна запутать, кого хочешь.

Дело, прежде всего, в рисунках. Рисунки в нашей книге делятся на две группы.

Первая - вид каких-либо окон. Эти рисунки служат для того, чтобы читатель мог сориентироваться в расположении описываемых элементов интерфейса. С рисунками этой группы на диске все в порядке.

Рисунки второй группы получены в результате моделирования нами конкретных ситуаций, иллюстрируют порядок выполнения неких действий, отображают изменения, происходящие в итоге выполнения рассматриваемых операций, учитывают важные для работы исходные условия и значения параметров. Пират, не понимая ничего в программе, не понимая, что именно показано на наших рисунках, просто-напросто их сымитировал, подделал, изготовил "телефон из мрамора". Практически ни один рисунок названной группы не соответствует подрисуночной подписи и тексту, поясняющему те или иные функции, операции, понятия, приемы. В общей сложности таких липовых рисунков в пиратской книге мы насчитали около 80. Они противоречат контексту и попросту вводят в заблуждение. О любой из них можно споткнуться и "зависнуть" на нем надолго. Бред, логику шизофреника - вот что представляют собой подобные рисунки в сочетании с правильным текстом.

Глупый воришка проделал колоссальную работу! Но… Он не знает, как "забить" в текст математические и греческие символы, поэтому пояснение сути преобразований Фурье и динамической обработки утратило смысл.

Пират настолько безграмотен, что даже с аккордом ля минор не знаком и не способен изобразить его на виртуальной клавиатуре. Хотя бы посмотрел на следующий (отсканированный) рисунок, где мы приводим таблицу всех самых "ходовых" аккордов.

Он не смыслит ничего в спектральном анализе, поэтому на важнейших рисунках, которыми мы иллюстрируем выбор стратегии фильтрации аудиосигналов на параллельных треках, изобразил что-то "от балды", после чего понимающему читателю остается только не верить глазам своим, а новичок навсегда утвердится в мысли, что спектры и фильтры - это нечто недоступное его пониманию.

В распоряжении пирата не было ни того "софта", к которому мы прибегали, сравнивая с ним Cubase SX, ни тех звуковых карт, которые мы специально приобретали или брали напрокат, чтобы адекватно описать и отобразить определенные функции программы. В результате полной ересью выглядит проиллюстрированное пиратом изложение таких вопросов, составляющих "изюминки" книги, как работа с многоканальным звуком (5.1), использование приложений ReWire и организация сети студийных компьютеров. А часть материала прямо посредине разделов просто вырезана, т. к. никаких рисунков он из себя выжать не смог.

На рисунках-подделках представлены нелепые последовательности нот (попробуйте сыграть, убедитесь), нелепые ритмические фигуры, партии записаны в нелепых ключах (получается до шести добавочных линий).

На каждом шагу пират буквально рекламирует свою безграмотность в любых вопросах. О нотах и преобразованиях Фурье мы уже сказали. С Булевой алгеброй дело обстоит еще хуже. Достаточно взглянуть на пиратский вариант таблицы 6.2. Логическая переменная X2 у него принимает только единичные значения, да и значения самой функции OR тождественно равны единице.

Звукооператор из пирата тоже еще тот! Например, вместо эквалайзера в сверхнизкочастотный канал сабвуфера он зачем-то предлагает воткнуть кольцевой модулятор (ничего кроме нелинейных искажений это не даст).

Так что, ЕСЛИ ВЫ НЕ ХОТИТЕ НАУЧИТЬСЯ работать с Cubase SX, то пользуйтесь электронными копиями наших книг, опубликованных на пиратских дисках небезызвестной фирмы "Навигатор", логотипом которой служит популярный в советские времена знак качества, и которая не стесняется делать на вкладыше приписку "Все права защищены".

Кстати, электронная версия книги, о которой мы ведем речь, теперь кочует и по другим дискам этой и других фирм, причем в соседстве с другими версиями Cubase. А фрагментами пиратского продукта обмениваются друг с другом обитатели Интернета. Запущенная в оборот "деза" приобрела очень широкий масштаб. О чем мы вам и сообщаем. А уж выводы делайте сами.