PETELIN.RUСтатьи → Виртуальная студия с открытым кодом LMMS - бесплатный аналог FL Studio

Виртуальная студия с открытым кодом LMMS - бесплатный аналог FL Studio

Роман Петелин

Виртуальная студия LMMS изначально разрабатывалась под Linux. Само название LMMS является аббревиатурой от Linux MultiMedia Studio. В настоящий момент эта программа доступна и для платформы Windows. LMMS во многом напоминает FL Studio, однако в отличие от именитого аналога является бесплатной и распространяется по лицензии GPL. Данная статья ориентирована на пользователей FL Studio (зачастую, нелегальных), которые желают перейти на свободное программное обеспечение.

Чтобы в дальнейшем не отвлекаться, сразу скажу о недостатках LMMS (по сравнению с FL Studio):

  1. документация недостаточно подробная;
  2. слишком простой микшер, нет возможности формировать посылы;
  3. нет привычных плагинов из поставки FL Studio.

А на другую чашу весов помещу преимущества LMMS:

  1. бесплатность (очень полезное для учебных заведений свойство);
  2. наличие "своих" интересных плагинов, поддержка плагинов VST и LADSPA;
  3. наличие функции замораживания (Freeze) паттернов для освобождения ресурсов процессора.

LADSPA (Linux Audio Developer's Simple Plugin API) - формат плагинов, который используется на платформе Linux так же широко, как VST на платформе Windows. LADSPA посвящен сайт http://www.ladspa.org.

Скачать LMMS можно на сайте http://lmms.sourceforge.net в разделе Download. На момент написания статьи актуальной является версия 0.4.4. Доступны дистрибутивы для Linux и Windows. Пускай вас не смущает номер версии (меньше, чем 1.0.0). Дело в том, что у свободного и коммерческого программного обеспечения (ПО) разные принципы нумерации версий. Коммерческое ПО:

  • группа программистов постоянно работает над написанием нового кода, в котором воплощаются различные задумки в соответствии с планом работы;
  • приближается час х (рождество, какая-нибудь выставка, или же конкуренты выпустили очередную версию своего ПО) и менеджмент компании принимает решение о выпуске новой версии, или даже о переименовании продукта;
  • все существующие наработки собираются "до кучи", наспех проводится тестирование, ПО выпускается на дисках в красивых коробках;
  • пользователи покупают красивые коробки, устанавливают "сырое" ПО, сталкиваются с "глюками", обращаются в службу поддержки, выявленные ошибки устраняются, для ПО выпускаются обновления.

Это продолжается полгода, год или даже несколько лет.

А примерно так происходит разработка свободного ПО с открытым кодом:

  • группа программистов-энтузиастов неспешно работает над написанием нового кода, постепенно реализуя множество своих задумок;
  • если все задумки были бы воплощены, то данному ПО можно было бы присвоить версию 1, но нет предела совершенству - разработка длится многие годы, выходят промежуточные версии;
  • поскольку ПО и его исходный код открыт для всех желающих, в его разработке и тестировании принимает очень большое количество энтузиастов - программистов и рядовых пользователей, поэтому ПО получается очень надежным, несмотря на странные номера версий.

Дистрибутив LMMS занимает около 15 Мб, установка версии для Windows проходит без осложнений.

Сомнительным преимуществом LMMS является наличие русифицированного интерфейса. Например, паттерны в русском интерфейсе называются не совсем подходящим словом "лейтмотив" (в английском интерфейсе они называются Beat/Bassline). Плагины в одном месте называются "модулями", а в другом "фильтрами". Редактор отпечатков клавиш лаконично называется "секвенсором" (это при наличии "пошагового секвенсора" и "финального секвенсора"). Редактор автоматизации называется "Редактором временных зависимостей". Одним словом, перевод интерфейса корявый и сбивает с толку. Если использовать LMMS для обучения, то крайне желательно пользоваться английским вариантом интерфейса. В настройках программы нет возможности переключать языки интерфейса. Чтобы "переключиться" на английский интерфейс, нужно зайти в папку C:\Program Files\LMMS<№ версии>\data\locale и удалить (или переместить в другое место) все файлы, кроме en.qm и qt_uk.qm.

В дальнейшем я буду приводить русские названия элементов интерфейса, а рядом в скобках - английские.

Перед изучением LMMS настоятельно рекомендую проделать следующее. В настройках программы (окно настроек открывается командой главного меню Edit > Settings (Правка > Параметры), на вкладке Paths, которая открывается кнопкой , в поле LMMS WORKING DIRECTORY (РАБОЧИЙ КАТАЛОГ LMMS) задайте путь к папке C:/Program Files/LMMS <№версии>/data. После этого программа будет находить все нужные файлы.

После внесения изменений в настройки, закройте программу и запустите ее заново.

В верхней части главного окна программы (рис. 1) расположена панель инструментов, поля, в которых задается темп и музыкальный размер, регуляторы общей громкости и высоты тона, индикатор загрузки процессора (CPU) и "осциллограф", на котором отображается воспроизводимая в данный момент волновая форма.

На панели инструментов расположены кнопки операций с проектами (создание нового проекта, создание нового проекта из шаблона, сохранение проекта и т. п.), а также кнопки, которые открывают/закрывают различные окна программы. У всех кнопок имеются всплывающие подсказки.


Рис. 1. Главное окно LMMS

В левой части главного окна программы располагается браузер. В свернутом виде он выглядит как расположенный вертикально набор кнопок. Каждая кнопка открывает свою вкладку:

, Instrument plugins - плагины виртуальных инструментов;
, My projects - папка с демонстрационными и учебными проектами (туда же в дальнейшем можно сохранять собственные проекты);
, My samples - библиотека сэмплов;
, My presets - папка с пресетами для различных инструментов;
, My home - домашняя папка пользователя Windows;
, My computer - все дисковые ресурсы.

Для начала попробуйте выбирать и загружать готовые проекты. В поставку LMMS входит множество демонстрационных проектов. Многие из них звучат наивно, чувствуется, что созданы не очень опытными энтузиастами. Однако это вовсе не означает, что программа плохая. Все в ваших руках.

В настройках FL Studio можно выбирать различные алгоритмы интерполяции, используемые во встроенных генераторах. Чем более точная интерполяция, тем больше нагрузка на процессор и тем выше качество звучания. В LMMS таких алгоритмов всего два: "высокое качество включено" и "высокое качество выключено". Включение/выключение осуществляется кнопкой , расположенной в верхней части главного окна. Включайте/выключайте эту кнопку во время воспроизведения какого-нибудь проекта - ощутите изменения звука на слух.

Новый проект создается командой главного меню Project > New (Проект > Новый). Если у вас имеются проекты, созданные средствами FL Studio, или просто MIDI-файлы, то их можно импортировать командой Project > Import (Проект > Импорт).
Большая часть работы над проектом выполняется в двух окнах: Beat+Bassline Editor (Пошаговый секвенсор) - аналог окна Step sequencer в FL Studio и Song-Editorинальный секвенсор) - аналог окна Playlist в FL Studio.

Чтобы добавить новый инструмент (в FL Studio инструменты называются "генераторами"), нужно захватить его на вкладке Instrument plugins браузера и перетащить на свободное место в окно Beat+Bassline Editor (Пошаговый секвенсор). Аналогичным образом можно перетаскивать в это окно пресеты и сэмплы. При этом нужные инструменты будут подключены автоматически.

Доступны следующие инструменты:

  • AudioFileProcessor - аналог встроенного сэмплера FL Studio;
  • BitInvader - осциллятор, форму волны которого можно редактировать в графическом виде;
  • Kicker - синтезатор звука большого бараабна;
  • LB302 - синтезатор, подобный Roland TB303;
  • Mallets - синтезатор перкуссионных звуков;
  • Organic - аддитивный синтезатор;
  • FreeBoy - эмулятор звучания игровой приставки GameBoy;
  • PatMan - эмулятор синтезатора некогда популярных звуковых карт Gravis UltraSound;
  • Sf2 Player - синтезатор-плеер файлов SoundFont;
  • SID - эмулятор звуковой системы компьютера Commodore;
  • TripleOscillator - качественный псевдоаналоговый синтезатор с тремя осцилляторами;
  • VeSTige - программный адаптер для подключения VSTi;
  • Vibed - синтезатор звучания струнных;
  • ZynAddSubFX - мощный синтезатор со сложной архитектурой.


Рис. 2. Пошаговый секвенсор, контекстное меню

Пошаговый секвенсор (рис. 2) содержит матрицу кнопок. Каждая строка матрицы соответствует одному инструменту, каждая кнопка в строке - определенному шагу секвенсора. Слева от каждого ряда кнопок имеется поле с логотипом инструмента и названием пресета или звукового файла. На рис. 2 эти поля называются kick_harg01.ogg, kick04.ogg и т. д. Если щелкнуть на таком поле, откроется панель соответствующего инструмента. Кнопкой открывается меню, с помощью которого можно копировать/удалять строки, матрицы, сопоставлять инструменты с входными/выходными MIDI-портами. Чуть правее этой кнопки расположены пары кнопок-индикаторов, которые позволяют включать/выключать инструменты, включать для них режим солирования. Регуляторы ГРМК, БАЛ (VOL, PAN) - громкость, панорама.

Для каждого ряда матрицы доступно контекстное меню, которое показано на рис. 2. Команда Открыть в секвенсоре (Open in piano-roll) на самом деле открывает редактор отпечатков клавиш (рис. 3).

В LMMS реализована функция Freeze ("замораживание" инструмента), когда прозрачно для пользователя происходит расчет (рендеринг) звуковых файлов партии инструмента с учетом подключенных к нему эффектов. В процессе "замораживания" пользователь наблюдает прогресс-индикатор. В результате "замораживания" ресурсы процессора не расходуются на синтез звука инструмента, т. к. его звучание воспроизводится из аудиофайла. К функции Freeze относятся следующие команды контекстного меню пошагового секвенсора:

  • Заморозить (Freeze) - "заморозить" партию инструмента;
  • Переморозить (Refreee) - повторно "заморозить" партию инструмента с учетом внесенных в нее изменений;
  • Разморозить (Unfreeze) - разморозить партию инструмента.

Единовременно в пошаговом секвенсоре можно редактировать только один паттерн. Выбор текущего паттерна осуществляется с помощью раскрывающегося списка в верхней части окна. Кнопкой добавляется новый паттерн.

Кнопкой добавляется трек автоматизации. По умолчанию новый трек автоматизации не сопоставлен ни с одним из параметров. Чтобы сопоставить трек параметру, нужно проделать следующее:

  • нажмите и удерживайте нажатой клавишу ;
  • левой кнопкой мыши захватите регулятор нужного параметра в окне пошагового секвенсора или на панели нужного инструмента;
  • перетащите указатель мыши на трек автоматизации, отпустите кнопку мыши и .


Рис. 3. Редактор отпечатков клавиш

Двойным щелчком на треке автоматизации открывается редактор автоматизации (рис. 4), который называется Редактор временных зависимостей (Automation editor).


Рис. 4. Редактор автоматизации

Панели некоторых инструментов показаны на рис. 5. У пользователей FL Studio не должно возникнуть никаких проблем при работе с ними. На каждой панели доступно несколько вкладок. На вкладке МОДУЛЬ (PLUGIN) расположены основные параметры инструмента: громкость, панорама, смещение высоты тона и номер канала микшера (КАНАЛ FX), на который будет отправляться сигнал инструмента. Остальные параметры являются уникальными для каждого конкретного инструмента. Другие вкладки являются общими для всех инструментов:

  • ОБЛ/LFO (ENV/LFO) - параметры генераторов огибающих, LFO, встроенного фильтра;
  • АКК/АРП (FUNC) - параметры встроенного гармонизатора и арпеджиатора;
  • FX - "корзина" для подключении цепочки эффектов, которыми будет обрабатываться сигнал инструмента;
  • MIDI - настройка интерфейса MIDI для конкретного инструмента.

а б в
Рис. 5. Панели некоторых инструментов

Финальный секвенсор (Song-editor), возможный вид которого показан на рис. 6, позволяет формировать композицию из паттернов. Каждый трек секвенсора соответствует отдельному паттерну. Прямоугольники на треках означают, что на соответствующих временных отрезках композиции будут звучать соответствующие паттерны.


Рис. 6. Финальный секвенсор

Кнопкой можно добавить в композицию аудиотрек, кнопкой - трек автоматизации. Аудиотреки предназначены для размещения на них звуковых файлов (например, с вокалом). При необходимости нужный файл можно перетащить непосредственно из браузера. Для воспроизведения звуковых файлов используется встроенный сэмплер.

Основное назначение микшера (рис. 7) заключается в том, чтобы обрабатывать сигналы разных каналов разными цепочками, составленными из плагинов. Также можно регулировать громкости каналов. Ничего другого с помощью микшера делать нельзя. Всего имеется 64 канала, модули которых доступны на четырех вкладках A, B, C, D. В правой части микшера имеется секция ЦЕПЬ ФИЛЬТРОВ (EFFECT CHAIN), которая относится к выбранному в данный момент модулю микшера. Данная секция предназначена для формирования цепочки из плагинов для обработки сигнала выбранного модуля микшера.


Рис. 7. Микшер

Экспортировать проект в аудиофайл можно с помощью команды главного меню Проект > Экспорт. Откроется окно, в котором вы сможете задать имя файла и формат аудиофайла: WAV или OGG (открытый стандарт мультимедийных файлов). После нажатия кнопки Сохранить откроется еще одно окно (рис. 8), в котором можно задать параметры экспорта.


Рис. 8. Экспорт проекта в аудиофайл

В группе Output задается формат аудиофайла. В группе Quality settings задаются параметры, влияющие на субъективное качество звучания: Interpolation - алгоритм интерполяции, используемый во встроенных инструментах (от наименее качественного Zero Order Hold до самого качественного Sinc Best); Oversampling - оверсэмплинг (внутреннее повышение частоты дискретизации для более качественной обработки); Sample-exact controllers - расчет автоматизации с точностью до сэмпла; Alias-free oscillators - подавление элайсинга осцилляторов встроенных инструментов.

Как видите, LMMS является достаточно развитой бесплатной виртуальной студией, которая по своим возможностям практически эквивалентна FL Studio.