PETELIN.RUСтатьи → Вперёд… в прошлое. Часть 2. Roland, Roland и ещё раз Roland

Вперёд… в прошлое.
Часть 2. Roland, Roland и ещё раз Roland

Юрий Петелин

В первой части статьи я рассказал о том, как чёрт меня однажды дёрнул добавить к имеющимся виртуальным синтезаторам еще и несколько аппаратных. Как несмотря на то, что основная часть покупок совершалась на вторичном рынке (посредством сайта Авито), я потратил очень приличную сумму. И как почти на целый год оказался вышибленным из творческого процесса, всё это время занимаясь освоением и состыковкой с компьютером десятков килограммов железа, начиненного звуками, ритмами и эффектами. Сейчас этот этап почти завершен. Все русскоязычные руководства пользователя скачаны и прочитаны, все ключевые положения англоязычных – переведены, драйверы отысканы и установлены-переустановлены, кабельные разъёмы состыкованы… Опять можно заняться музыкой.

Собрал волю в кулак и заставил себя привести в порядок несколько композиций, объединенных в альбом, который не случайно назван «Позавчера». Композиции навеяны воспоминаниями о событиях, которые произошли не вчера, а несколько (и даже значительно) ранее. В порядке эксперимента альбом размещен на сайте cdbaby. Когда у меня появится существенный опыт общения с cdbaby, я поделюсь им с вами.

В первой части статьи я лишь в самых общих чертах рассказал о возможностях приобретенных мной синтезаторов и проблемах, возникших при попытке встроить их в компьютерную студию, основу которой составляет Steinberg Cubase. Следующие части статьи «Вперёд… в прошлое» будут посвящены конкретным приборам. Если ничто не помешает, я собираюсь рассказать о работе с рэковым синтезатором Yamaha MOTIF-RACK XS, аудиоинтерфейсом Steinberg MR816 CSX и синтезатором KORG Pa700 Professional Arranger. Но это в будущем.

А сегодня речь пойдет о трёх приборах, разработанных фирмой Roland: MIDI-клавиатуре Roland A-49, рэковых синтезаторах Roland Fantom-XR и Roland INTEGRA-7. Приступим.

Roland A-49

MIDI-клавиатуру Roland A-49 я первоначально купил для использования в летнее время на даче. Туда систематически «переезжали» морально устаревающие элементы моей домашней студии. «Тянуть» ресурсоёмкие современные виртуальные инструменты они уже не способны, но как подспорье для изготовления набросков аранжировок ещё годятся. В качестве MIDI-клавиатуры там ранее применялся древний синтезатор Yamaha PSS 590. Его малюсенькие клавиши вконец разболтались, некоторые надломились и были неоднократно склеены. А кроме того, миниатюрные размеры клавиш приводят к тому, что даже после непродолжительной игры пальцы устают и превращаются в «руки-крюки». Поэтому и захотелось приобрести MIDI-клавиатуру с полноразмерными клавишами, но легкую и занимающую мало места. Сначала я принялся искать желаемое на Авито. Обнаружил там массу предложений очень дешевых клавиатур, выбрал несколько вариантов, и стал детально их изучать. Оказалось, что в большинстве случаев это относительно старые разработки, для которых отсутствуют USB-драйверы, совместимые с современными версиями Windows. У меня несколько лет назад уже случилась история, когда при переходе на Windows 7 не очень «именитая» MIDI-клавиатура исчезла из поля зрения компьютера как USB-устройство. Пришлось подключать ее по MIDI, купив USB-MIDI-интерфейс (рис. 1).


Рис. 1. USB-MIDI-интерфейс «M-AUDIO MIDISPORT Uno»

Также при выборе MIDI-клавиатуры нужно помнить, что механические элементы (клавиши, переключатели и регуляторы) с высокой вероятностью могут оказаться поврежденными в результате длительной эксплуатации.

В итоге я отказался от мысли купить б/у устройство, а вместо этого купил совершенно новую MIDI-клавиатуру Roland A-49 (рис.2). Замечу: отзывы о клавиатурах Roland в Интернете в массе своей положительные.


Рис. 2. MIDI-клавиатура Roland A-49

MIDI-клавиатура Roland A-49 легкая и компактная, питание по USB (адаптер не требуется), 49 полноразмерных клавиш с чувствительностью к силе нажатия. Вместо двух традиционных колес – джойстик. Удобные кнопки для октавного транспонирования и кнопки для пролистывания MIDI-инструментов, два назначаемых регулятора. Даже сами фортепианные клавиши можно превратить в кнопки выбора MIDI-каналов, отправки MIDI-сообщений. Как и многие современные инструменты фирмы Roland, эта клавиатура оснащена D-BEAM контроллером — оптическим датчиком-регулятором, который позволяет изменять некоторые параметры синтеза путем бесконтактного перемещения руки в его «поле зрения». А еще Roland А-49 позволяет автоматически назначать контроллеры для максимального использования возможностей внешних SuperNATURAL звуковых модулей, таких как Roland INTEGRA-7. На сайте https://www.roland.com/ru/products/a-49/downloads/ можно скачать и обновления операционной системы клавиатуры, и драйверы под Windows и macOS разных версий. Драйвер для Windows 10 скачивать не придется: он загружается и устанавливается автоматически после подключения клавиатуры к компьютеру по USB. На сайте https://www.roland.com/ru/support/by_product/a-49/owners_manuals/0591a5fe-6a3b-4212-8eb7-0d4082b02329/ доступно для скачивания русскоязычное руководство пользователя.

Клавиатура Roland A-49 оказалась самой беспроблемной моей покупкой. Она настолько полюбилась мне, что я перевёз её с дачи домой и стал использовать как основную клавиатуру. До этого таковой служила клавиатура клавишного синтезатора, применять которую было не очень удобно, т.к. сам синтезатор в проектах Cubase выступал еще и в роли тон-генератора. Поэтому во избежание самовозбуждения системы приходилось без конца включать/выключать на нем опцию Local Control, а также подключать/отключать синтезатор ко входу MIDI-треков.

Roland Fantom-XR

Следующим моим приобретением стал синтезатор Roland Fantom-XR (рис. 3), его я намеревался в основном использовать для озвучивания MIDI- и караоке-файлов, под которые летом на даче развлекаются внучки. Но также не исключал и применение культовых «роландовских» звуков в Cubase-проектах своей музыки.


Рис. 3. Синтезатор Roland Fantom-XR

Сразу скажу — инструмент интересный. Пресетная память: патчей – 1024 + 256 (GM2); наборов барабанов – 40+9 (GM2); перформансы 64. Пользовательская память: патчей – 256; наборов барабанов – 32; перформансы – 64. На передней панели расположен слот РС CARD, для сохранения данных поддерживаются носители объемом до 1 Гб.

Мультиэффекты 78 типов; 3 типа хоруса, реверберация – 5 типов; обработка входных сигналов – 6 типов эффектов; эффекты для мастеринга – трехполосный компрессор. Максимальная полифония 128 голосов; мультитембральность – 16 партий; арпеджиатор: 128 пресетных + 128 пользовательских рисунков. Имеется встроенный сэмплер: формат данных 16-бит линейный (типы файлов wav/aiff), частота сэмплирования 44,1 кГц; максимальное время сэмплирования для стереофонической записи при стандартной память 16 Мб приблизительно 90 сек, при максимальном расширении памяти с помощью модулей DIMM до 528 Мб приблизительно 49 мин. Коммутация: разъем для наушников – джек 1/4 дюйма; выходные разъемы OUTPUT А (MIX) (L/MONO, R) – балансные типа стереоджек TSR 1/4 дюйма; выходные разъемы OUTPUT B (L, R) – небалансные типа джек 1/4 дюйма; входные разъемы INPUT (L/MONO/MIC, R) типа джек 1/4 дюйма; разъемы MIDI (IN, OUT, THRU); разъем USB (поддерживает передачу файлов и передачу MIDI-информации), цифровой аудиоинтерфейс S/PDIF (коаксиальный вход и выход).

Предусмотрено 6 слотов расширения волновой памяти и патчей звукового генератора с помощью карт SRX. Подробное описание дополнительных карт для синтезаторов Roland вы найдете в статье: http://www.muzoborudovanie.ru/equip/studio/module/xv5050/rolandxv5050srxsrjv.php . Там же имеется и описание программы, предназначенной для управления параметрами синтезатора из компьютера по MIDI.

На сайте фирмы Roland русскоязычного руководства пользователя нет, но его удалось найти здесь.

Если бы Roland Fantom-XR стал моим лет 10-15 назад, или если бы фирма Microsoft после Windows 8 прекратила выпускать новые версии, то я, наверное, считал бы себя счастливым человеком. Скачал бы драйверы и утилиты здесь , подключил бы синтезатор к компьютеру и подмешивал бы в проектах Cubase «роландовские» звуки к звукам VST-инструментов. Но, увы, на Земле уже наступила эпоха Windows 10. А разработчики «Фантома», как это нередко случается, «кинули» его владельцев, прекратив обновлять драйверы.

Конечно, мне можно было бы подключиться к компьютеру посредством не USB-, а истинного MIDI-интерфейса. Но тогда не все функции синтезатора были бы доступны. Да и вообще, где это видано, чтобы в наши дни вместо одного кабеля прокладывать целых два! В общем, я «уперся» и решил во что бы то ни стало решить проблему отсутствующего USB-драйвера.

Microsoft тестирует драйверы всех приборов, выпускаемых для работы с компьютерами. На успешно прошедших испытания драйверах фирма ставит свою цифровую подпись. Этот цифровой документ служит гарантией подлинности драйвера и безопасности операционной системы, на которую он будет установлен. На сайте фирмы Roland нашелся драйвер под 64-битную версию Windows 8. Этот доступный старый USB-драйвер для Fantom-XR не сертифицирован применительно к Windows 10. Поэтому на моем компьютере он не устанавливался. Система не гарантировала безопасность и корректность работы неизвестного ей драйвера, поэтому и не позволяла его установить. Вместе с тем, на крайний случай в Windows предусмотрен вариант обхода этого препятствия, правда, на страх и риск пользователя. Процедура в картинках описана на многих сайтах, например, здесь. Она не сложна и занимает немного времени.

  1. Щелкните на значке Пуск (в левом нижнем углу экрана), выберите Завершение работы.
  2. На клавиатуре нажмите и удерживайте клавишу [Shift], на экране выберите Перезагрузка.
  3. В результате перезагрузки появится меню Выбор действия, выберите Диагностика.
  4. В окне Диагностика выберите Дополнительные параметры.
  5. В окне Дополнительные параметры выберите Параметры загрузки.
  6. В окне Параметры загрузки нажмите кнопку Перезагрузить (справа внизу).
  7. Компьютер перезагрузится, и на экране появится меню Параметры загрузки.
  8. Для выбора опции Отключить обязательную проверку подписи драйверов нажмите на клавиатуре клавишу [F7]. Система перезапустится.
  9. Установите доступный драйвер в соответствии с его инструкцией и перезагрузите компьютер.

Как я уже говорил, есть риск того, что драйвер не заработает, и даже того, что будет повреждена система. Но тут уж каждый решает для себя: «Быть или не быть». На тематических форумах встречались сообщения о том, что после очередного перезапуска компьютера неподписанный драйвер опять «слетал». Но в моём случае ничего плохого не произошло. Драйвер установился и после выключения/перезагрузки компьютера оставался работоспособным, система не повредилась.

Но к этому моменту я уже разочаровался в синтезаторе Roland Fantom-XR в качестве элемента компьютерной студии, основанной на Steinberg Cubase (при всём уважении к нему как отдельно взятому тон-генератору). Как мы работаем в Cubase с VST-инструментами? Подключаем инструмент к проекту, выбираем звук, регулируем эффекты, а всё «наруленное» непосильным трудом автоматически запоминается в файле проекта при его сохранении. В Cubase есть специальное средство (о нём подробно расскажу в конце статьи), с помощью которого любой аппаратный синтезатор можно задействовать в проекте аналогично виртуальному VST-инструменту. С MIDI-трека проекта в подключенный таким способом Fantom-XR будут посылаться MIDI-сообщения (ноты, команды смены инструментов, команды регулировки параметров…), а с аудиовыхода Fantom-XR, подключенного ко входу звуковой карты (модуля), в проект Cubase будет возвращаться звук. Результат игры синтезатора можно будет «заморозить», записать на трек, экспортировать в виде аудиофайла. Это здорово! Но… Настройки синтезатора в проекте не сохранятся.

Можно, конечно, сохранять их в виде пресетов в пользовательской памяти самого синтезатора. И лет двадцать назад все так бы и делали. А сейчас – увольте! К хорошему быстро привыкаешь… В первой части статьи я уже упоминал о том, что ошибочно вообразил, будто компьютерная программа, Fantom-X Editor, позволяющая посредством виртуальных регуляторов управлять синтезатором с компьютера, является VST-плагином. А она оказалась автономной виртуальной панелью управления, встроить которую в Cubase напрямую невозможно. Задним числом я теперь предполагаю, что можно было бы исхитриться задействовать эту панель управления, связав ее с Cubase виртуальным MIDI-кабелем https://www.tobias-erichsen.de/software/loopmidi.html . Но не факт, что она изъявила бы желание работать под Windows 10, да и всех проблем это всё равно бы не решило. Поскольку синтезатора Roland Fantom-XR в мой рэковой стойке теперь уже нет, то и предположение проверить не удастся.

Файл FantomX Cubase Patch, позволяющий из Cubase выбирать инструменты по их названиям, достался мне в наследство от продавца. Наверное, некогда он был доступен и на сайте Roland. Сейчас его там не видно. А скачать и сам XML-файл, и инструкцию по его использованию можно здесь .

Roland INTEGRA-7

Следующим аппаратным синтезатором Roland, приобретенным посредством Авито, стал Roland INTEGRA-7 .


Рис. 4. Синтезатор Roland INTEGRA-7

При его покупке решающими стали три обстоятельства:

  1. наличие современных драйверов https://www.roland.com/ru/products/integra-7/downloads/ ;
  2. существование VST-плагина INTEGRA-7 Editor Ver.2, позволяющего управлять синтезатором непосредственно из Cubase https://www.roland.com/global/support/by_product/integra-7/updates_drivers/ ;
  3. надежный (потому что знакомый) продавец, много лет занимающийся коллекционированием, а значит, и покупкой/продажей музыкального оборудования: https://www.avito.ru/user/d59d71713891fc3e3ba1a7b08029e80f/profile?id=1352214705 .

Чего только нет в этом синтезаторе! Есть: секция SuperNatural-синтеза с модулями Acoustic, Synth, Drum; секция традиционного PCM-синтеза с модулями Synth и Drum Kit; 4 виртуальных слота расширения с загружаемыми звуками (в постоянной памяти есть 12 карт серии SRX, 6 дополнительных наборов SuperNatural, 1 набор ExPCM с высококачественными сэмплированными звуками).

Широко представлены эффекты и обработки: 16 канальных процессоров эффектов (67 типов обработки в каждом); 16 канальных эквалайзеров и 6 пар компрессор+эквалайзер для канала ударных инструментов; мастер-процессор эффектов (ревербератор/хорус + Master EQ); процессор пространственной обработки Motional Surround, позволяющий создавать пространственное звучание в формате 5.1, или же моделировать его в формате двухканального стерео.

При записи композиции можно использовать одновременно до семнадцати различных звуков. Шестнадцать звуков генерируются в самом мультитембральном синтезаторе, а семнадцатый – это аудиосигнал, приходящий на аналоговые входы. INTEGRA-7 имеет две пары входных разъёмов, на передней и задней панелях (на самом деле это один и тот же стереовход). Для внешнего сигнала (EX) доступны регулировки уровня громкости и уровней посыла в системные эффекты хоруса, ревербератора.

На задней панели расположены восемь выходных аудиоразъёмов. Любой звук можно назначить на любой из этих выходов. Также стереосигнал в цифровом виде выводится посредством коаксиального интерфейса S/PDIF.

Если задействован специальный драйвер USB от Roland, то INTEGRA-7 становится не только синтезатором, но и простейшим аудиоинтерфейсом, с единственным входным стереофоническим аудиопортом.

Русскоязычное руководство пользователя лежит здесь . В нем на 64 страницах описан порядок работы с синтезатором.

Хочу обратить ваше внимание на то, что на русскоязычном сайте фирмы Roland доступны далеко не вся документация. Такие важные документы, как INTEGRA-7 Sound List, Parameter List и INTEGRA-7 Parameter Guide вы найдете на американском сайте: https://www.roland.com/us/products/integra-7/support/ .

Поговорим о некоторых особенностях INTEGRA-7, информация о которых либо разбросана по разным документам, либо вообще не просматривается в них.

Вообще-то скачивать драйвер для INTEGRA-7 под Windows 10 не требуется. А по адресу https://www.roland.com/ru/support/by_product/integra-7/updates_drivers/0140537a-7dd9-4304-9453-1409ea960480/ фактически находится не драйвер, а инструкция по его установке.

Существенный момент: INTEGRA-7 может работать с одним из двух типов драйверов:

  • GENERIC (MIDI only) – стандартный драйвер USB, входящий в состав операционной системы компьютера (доступен обмен только MIDI-данными);
  • VENDER (MIDI+AUDIO) – специальный драйвер USB от Roland (доступен обмен аудио- и MIDI-данными).

Для полноценного использования возможностей синтезатора, а также для того, чтобы можно было применять VST-плагин INTEGRA-7 Editor Ver.2, необходимо обеспечить установку драйвера VENDER (MIDI+AUDIO). Для этого на панели самого синтезатора заранее (до подключения USB-кабеля) выполните следующие операции:

  • нажмите на кнопку [MENU], в открывшемся окне STUDIO SET MENU выберите SYSTEM и нажмите на кнопку [ENTER];
  • в открывшемся окне SYSTEM выберите ярлык SETUP, затем выберите строку USB Driver, нажмите на кнопку [ENTER];
  • в открывшемся окне выберите VENDER (MIDI+AUDIO);
  • удерживая кнопку [SHIFT], нажмите на кнопку [EDIT] для сохранения установки;
  • выключите питание синтезатора;
  • подключите USB-кабель к синтезатору и компьютеру;
  • включите питание синтезатора.

Есть ещё несколько не менее важных моментов. Но сначала – небольшое отступление. Я работаю с современной версией Cubase (на момент написания статьи – это версия 10.5). В ней возможен выбор языка интерфейса. В частности, официально предусмотрен русский язык. Поэтому в случае необходимости в своих статьях я в дальнейшем буду приводить скриншоты элементов именно русскоязычного интерфейса.

Замечу, что существует фирменное русскоязычное руководство пользователя Cubase: https://steinberg.help/cubase_pro/v10.5/ru/Cubase_Pro_10_5_Operation_Manual_ru.pdf. Беда в том, что в нём изображения окон взяты из англоязычного интерфейса. В тексте элементы названы по-русски, а чтобы найти их на картинке, всё равно нужно знать английский. Но и на том спасибо!

Следующие несколько абзацев сэкономят много времени и нервов тому, кото решит использовать связку Cubase -> INTEGRA-7 -> VST-плагин INTEGRA-7 Editor Ver.2.

Питание синтезатора INTEGRA-7 нужно включать до того, как вы запустите Cubase. Если сделать наоборот, то Cubase не увидит драйверов синтезатора.

После установки специального драйвера USB VENDER (MIDI+AUDIO) в системе появляются два MIDI-драйвера: INTEGRA-7 и INTEGRA-7 CTRL. Вы можете их увидеть в любой программе, работающей с MIDI. Конечно, они видны и в Cubase. Командой главного меню Cubase Студия > Настройка студии откройте одноименное окно (рис. 5) на вкладке Настройка MIDI портов.


Рис. 5. Окно Настройка студии

Убедитесь, что строки INTEGRA-7 помечены косым крестиком (как в секции входных, так и в секции выходных портов), а строки INTEGRA-7 CTRL не помечены! При необходимости сделайте/снимите нужные пометки сами. Порты INTEGRA-7 – это те, по которым в синтезатор и обратно в программу будут пересылаться MIDI-сообщения, например, Note On/Off о взятии/снятии ноты. А порты INTEGRA-7 CTRL зарезервированы для организации взаимодействия синтезатора и VST-плагина INTEGRA-7 Editor Ver.2. Если вы выберете эти порты в окне, представленном на рис. 5, то вся дальнейшая работа с этим плагином пойдет наперекосяк.

Инструкция по установке VST-плагина INTEGRA-7 Editor Ver.2 находится здесь: https://static.roland.com/assets/media/pdf/INTEGRA7_Editor_Ver2_Instal_Guide_e02.pdf . Она занимает девять страниц, но реально вам понадобится прочитать только две страницы (процедура поочередно описывается для двух операционных систем Windows, Mac OS и трех виртуальных студий Cubase, Sonar, Logic Pro X). Что касается Cubase, то в инструкции речь идет о версии 7.5, но вы по аналогии сумеете справиться и с последующим версиями. Инструкция по применению VST-плагина INTEGRA-7 Editor Ver.2 находится здесь: https://static.roland.com/assets/media/pdf/INTEGRA-7_Editor_Ver2_OM.pdf . Она также достаточно лаконична и представляет собой последовательность скриншотов окна VST-плагина, открытого на различных вкладках. В сносках содержатся краткие пояснения назначения элементов окна (рис. 6).


Рис. 6. Главное окно INTEGRA-7 Editor Ver.2, представленное в руководстве пользователя

Собственно установочный файл VST-плагина INTEGRA-7 Editor Ver.2 можно свободно скачать здесь .

После успешной инсталляции плагин появится в рэке Cubase наряду с другими VST и VSTi.

Я установил INTEGRA-7 Editor Ver.2 и довольно долго экспериментировал с ним. Наибольшую ценность представляет вкладка Motional Surround (рис. 7).


Рис. 7. Вкладка Motional Surround

Она предназначена для локализации звука каждой партии в пространстве посредством имеющейся в синтезаторе функции Motional Surround. Даже при двухканальном выводе действительно можно создать иллюзию расположения кажущихся источников звука в различных точках окружающего пространства. Мало того, используя автоматизацию, можно организовать их произвольное перемещение. Аналогичное средство, но только в виртуальном исполнении имеется в модуле Visual Mixer, разработанном фирмой iZOTOPE: https://www.izotope.com/en/products/visual-mixer.html .

Но со временем я удалил VST-плагин INTEGRA-7 Editor Ver.2 из своей системы. Практика показала, что работает он очень ненадежно: долго синхронизируется с синтезатором, долго переключает инструменты и очень часто зависает. В результате теряется связь синтезатора с Cubase. Приходится выключать и включать синтезатор, перезагружать компьютер и начинать всё с начала. Поэтому теперь я использую предусмотренную в Cubase штатную возможность подключения любого внешнего синтезатора в качестве VST-плагина. Позвольте напомнить вам, как это организуется.

Начнем с того, что хорошо бы создать (а еще лучше найти в Интернет готовый) файл скрипта инструментов синтезатора (в данном случае синтезатора INTEGRA-7). Применительно к Cubase такие файлы носят общее название Cubase Patch Scripts. Скрипты хранятся либо в файлах с расширением XML (формат Steinberg XML), либо в файлах с расширением TXT. В первом случае кроме описания инструментов в скрипте может находиться еще и виртуальная панель управления. Правда её разработка – весьма трудоемкое занятие, поэтому файлы XML, содержащие панель управления, встречаются очень редко.

В комплекте поставки Cubase есть довольно много скриптов для различных синтезаторов. Вот путь, по которому можно их увидеть: C:\Documents and Settings\[user name]\Application Data\Steinberg\Cubase 10.5_64\Scripts\Patchnames\inactive\. Вместо [user name] нужно выбрать свое имя пользователя. Имя Cubase 10.5_64 так же может быть другим в зависимости от имеющейся у вас версии программы. В свою очередь в папке inactive вы увидите подпапки, соответствующие названиям наиболее известных фирм, разрабатывающих синтезаторы, в частности, папку roland. По идее там-то и должен храниться скрипт для INTEGRA-7. Но, увы, его не видно!

Попробуем найти скрипт на сайте Roland. Его и там нет. Единственное, что имеется «из этой оперы», так это SONAR Instrument Definition Files for the INTEGRA-7 – аналогичный по смыслу скрипт, но только для программы Sonar (ins-файл): https://www.roland.com/us/support/by_product/integra-7/updates_drivers/7164a999-7992-4010-b841-51872a7565e1/

Можно попробовать приспособить содержимое ins-файла к Cubase. Существует программа, предназначенная для конвертирования Instrument Definition Files в Cubase Patch Scripts: http://музыкальный-компьютер.рф/viewtopic.php?f=33&t=7719&p=53885&hilit=ins#p53885. Я пробовал применять ее. Корректно конвертируется только первый по тексту банк инструментов.

Когда фирменная поддержка оказывается несостоятельной, я обычно открываю Yandex и начинаю перебирать ключевые слова для поиска. В итоге нахожу готовый Cubase Patch Script (файл roland-integra-7-full.txt) здесь. Помещаю этот файл в папку, путь к которой в данном тексте выделен красным цветом (см. выше). Но это еще далеко не финал.

Допустим, синтезатор INTEGRA-7 физически уже подключен к компьютеру по интерфейсу MIDI или USB MIDI. Прежде всего нужно, чтобы виртуальная студия Cubase «узнала» о существовании этого синтезатора и обеспечила доступ к его ресурсам.

Командой главного меню Cubase Студия > Больше опций > Менеджер MIDI устройств откройте диалоговое окно Менеджер MIDI устройств (рис. 8). До тех пор, пока установленных устройств нет, список Установленные устройства будет пуст, как будет пуст и список, расположенный внизу окна (а на рис. 8 отображены инструменты, имеющиеся в моей студии, их я вообще-то установил раньше).


Рис. 8. Диалоговое окно Менеджер MIDI устройств

В список Установленные устройства окна нужно добавить элемент, соответствующий вашему синтезатору.

Нажмите кнопку Импорт настроек. Откроется стандартное окно загрузки файлов. По умолчанию в нём отображаются только файлы с расширением XML. Если вы знаете, что Patch Script для вашего синтезатора находится в файле с расширением TXT, то выберите в этом окне опцию Любой Тип. Как обычно укажите путь к искомому файлу (в описываемом случае это файл roland-integra-7-full.txt). Нажмите Открыть. Откроется окно Импорт MIDI устройств. В списке Оборудование вы увидите имена MIDI-устройств. Среди них должно быть и имя вашего нового устройства, либо только одно это имя, если файл скрипта находится не в специально отведённой для него папке (см. выше путь, выделенный красным цветом). Обращу ваше внимание на то, что имя MIDI-устройства с большой вероятностью может не совпадать с именем файла. Переименовать файл вы можете традиционными средствами Windows. А вот имя оборудования «спрятано» в самом содержимом файла. В качестве примера приведу несколько первых строк скрипта инструмента Integra-7 в текстовом формате. Красным цветом выделено имя MIDI-устройства, под которым оно будет отображаться в списке Оборудование:

[cubase parse file]
[parser version 0001]
[comment]Cubase Patchname Scriptfile
[creators first name] Michael
[creators last name] Long
[device manufacturer] Roland
[device name] Integra 7 Full
[script name] Integra 7 Full
[script version] version 1.04

Если вы располагаете скриптом в формате XML, то начальная часть текста скрипта будет выглядеть иначе:

Здесь в качестве примера я использовал скрипт для синтезатора Korg PA700. Красным цветом выделено имя. Отредактировать имя MIDI-устройства, под которым оно будет отображаться в списке Оборудование, удобнее всего можно с помощью программы Notepad++. Найти её можно здесь.

В диалоговом окне Менеджер MIDI устройств (см. рис. 8) нажмите кнопку Установить устройство; в открывшемся диалоговом окне Добавить MIDI устройство (рис. 9) выберите в списке название нужного устройства (в данном случае Integra 7 Full (Roland) и нажмите кнопку OK. Загрузятся названия инструментов, поддерживаемых синтезатором, и MIDI-команды для их выбора.


Рис. 9. Добавить MIDI устройство

Список MIDI-устройств на рис. 9 называется Скрипты (сценарии). Сценарий содержит набор MIDI-команд и (возможно) описание виртуальных панелей для управления синтезатором. Разные сценарии объединены в своеобразные банки: выбирая элемент в списке Скрипты, вы тем самым выбираете и загружаете в Cubase совокупность сценариев, имеющих отношение к определенному MIDI-устройству. Выбрав элемент Integra 7 Full (Roland) и нажав кнопку OK, мы загрузили сценарии для MIDI-устройства Roland Integra-7 (напомню, что мы заранее разместили в «красной» папке файл roland-integra-7-full.txt). В списке Установленные устройства окна Менеджер MIDI устройств (см. рис. 8) появился элемент Integra 7 Full.

В нижней части окна Менеджер MIDI устройств крупным шрифтом отображается название устройства, выбранного в списке Установленные устройства. В раскрывающемся списке Выход следует выбрать MIDI-порт, к которому данное устройство должно быть подключено.

Если потребуется удалить банк сценариев какого-либо устройства, выберите его название в списке Установленные устройства и нажмите кнопку Удалить устройство.

К компьютеру можно подключить несколько внешних синтезаторов (для этого в системе должно быть соответствующее количество MIDI-портов). Все подключенные синтезаторы следует добавить в список Установленные устройства.

Всё проделанное выше обеспечивает только лишь возможность передавать с MIDI-трека Cubase сообщения выбора того или иного звука в синтезаторе INTEGRA-7, оперируя не безликими номерами инструмента и банка инструментов, а достаточно содержательным названием инструмента.

Конечно, синтезатор INTEGRA-7 должен быть подключен к компьютеру посредством либо MIDI, либо MIDI-USB-интерфейса.

А вот для того, чтобы внешний синтезатор функционировал в составе Cubase в режиме VST-инструмента, дополнительно требуется один из аудиовыходов синтезатора физически (кабелем) подключить к одному из аудиовходов звукового модуля. Roland INTEGRA-7 я подключил к модулю Steinberg MR816 CSX посредством коаксиального интерфейса S/PDIF. По нему стереосигнал передается в цифровой форме. По сравнению с аналоговым вариантом подключения преимущество заключается в отсутствии наведенных в кабелях помех, устранении дополнительных искажений, которые возникали бы в процессе преобразования цифра-аналог на выходе синтезатора и аналог-цифра на входе звукового модуля.

Кроме физических соединений синтезатора с компьютером необходимо также выполнить ряд виртуальных подключений и настроек в самой программе Cubase.

В диалоговом окне Аудио подключения откройте вкладку Внешние инструменты (рис. 10).


Рис. 10. Диалоговое окно Аудио подключения на вкладке Внешние инструменты

Нажмите кнопку Добавить внешний инструмент. Откроется окно Добавить внешний инструмент (рис. 11).


Рис. 11. Диалоговое окно Добавить внешний инструмент

В диалоговом окне Добавить внешний инструмент введите название внешнего инструмента (в данном случае Integra 7 Full) и определите требуемое количество моно (в данном случае 0) или стерео (в данном случае 1) возвратов. Нажмите кнопку Связать MIDI устройство и выберите MIDI устройство (в данном случае Integra 7 Full). Нажмите OK. Добавится новая шина внешнего инструмента.

В диалоговом окне Аудио подключения на вкладке Внешние инструменты (см. рис. 10) щёлкните в графе Аудиоустройства, вместо Не подключен выберите строку с названием вашего аудиоустройства (в данном случае Yamaha Steinberg FW ASIO). В графе Порт Устройства щёлкните на ячейках левого и правого портов шины возврата для назначения входов вашего аудио устройства, к которым вы подключили внешний инструмент (в данном случае MR816CSX S/PDIF (coax) L и MR816CSX S/PDIF (coax) R). Закройте диалоговое окно Аудио подключения. Новый VST-инструмент готов к применению. Все сделанные вами настройки сохранятся и после выхода из Cubase. Правда, если случайно «слетит» ASIO драйвер аудиоустройства, то после восстановления связи с ним (Студия > Настройка студии > VST Аудио Система > ASIO драйвер) придется вновь обратиться к графам Аудиоустройства, Порт Устройства окна Аудио подключения на вкладке Внешние инструменты (см. рис. 10).

В Cubase новый VST-инструмент появится и в рэке, и в списке инструментов при добавлении инструментального трека. Работать с ним следует так же, как и с любым виртуальным VST-инструментом. Существенное различие состоит в том, что окно редактирования любого внешнего VST-инструмента всегда выглядит одинаково и содержит всего лишь 2 регулятора:

  • время задержки (для ручной подстройки в необходимых случаях времени задержки сигнала в данном VST-инструменте к задержке в других VST-инструментах);
  • усиление аудиосигнала, поступающего в проект с шины возврата (т.е. фактически с выхода внешнего синтезатора).

На этом я завершаю вторую часть статьи. До новых встреч!

Январь 2020 года.