PETELIN.RUСтатьи → Fruity Loops Studio - музыка без нот

Fruity Loops Studio - музыка без нот

Статья опубликована в журнале CHIP Cpecial 04' (апрель 2005)

Роман Петелин, Юрий Петелин

Наверное, каждый из нас хоть однажды предавался тайной мечте: как здорово было бы в одночасье стать знаменитым и успешным. Только где она, та сфера деятельности, вращаясь в которой, можно считать максимальной вероятность реализации подобных грез? А ведь, пожалуй, - это… музыка.

В самом деле, не в этом ли нас ежедневно и ежечасно убеждают радио и телевидение? Имена еще вчера никому неизвестных диждеев сегодня на слуху у всех. Бригады народных артистов и фабрики звезд собирают на концертах тысячи поклонников. Музыка как средство агитации на предвыборных митингах, музыкальные клипы в роли образца для подражания и учебника жизни, музыка в качестве приманки, чтобы реклама легче "кушалась". Класс! А, может быть, и для вас там найдется место? Ведь золотых хитов всех времен и народов не так уж и много, а, вместе с тем, музыкальная ротация постоянно требует обновления. Дровишки постепенно выгорают и для поддержания пламени в топку нужно подбрасывать новые и новые поленья.

Все, решено: идем в композиторы. Музыкальное училище, консерватория. Сольфеджио, гармония, музыкальная форма, полифония, инструментоведение, композиция. Кантата для голоса с оркестром в качестве выпускной квалификационной работы. После этого самое время начать сочинять хиты и предлагать их продюсерам. Начали, предлагаем. Однако не берут. Говорят, что чувствуется хорошая теоретическая подготовка, но нужны денежки, чтобы превратить ноты фортепианной партии в трек, готовый для записи на CD. А у кого берут? У этого парнишки с глазами, покрасневшими от постоянного общения с монитором. Как же так, обладая какими секретами мастерства, на каком таком повороте жизненного пути он сумел обойти соперников в гонке за успехом? Ах, вот оно что, - музыкальные компьютерные технологии…

Все верно, композитора начала XXI века делает конкурентоспособным именно владение музыкальными компьютерными технологиями. В остальном цивилизованном мире они идут с музыкальным образованием рука об руку, и только у нас все еще существуют в разных измерениях. Академические музыканты и организаторы музыкального образования не то в силу приверженности традициям, не то из-за характерной боязни техники отвергают компьютер. Ни как не желают понять, что это всего лишь новый универсальный инструмент, многократно расширяющий возможности творческого человека, но не подменяющий его. По пальцам можно пересчитать музыкальные учебные заведения, где делаются первые попытки преподавания музыкальной информатики. Это и приводит к тому печальному парадоксу, что в области популярной музыки талантливый, работоспособный, настойчивый и энергичный человек, обладающий минимальными музыкальными знаниями, но освоивший компьютер, у нас имеет не меньше шансов на успех, чем композитор с традиционным музыкальным образованием. В общем, как в песенке про сапожника-композитора: "Может быть, выйдет, а может - и нет новая песня вместо штиблет".

Только не нужно думать, будто компьютерному музыканту не требуется ничего знать и уметь. Еще как требуется. Правда, эти знания и навыки специфичны.

Музыкальные компьютерные технологии бурно развиваются, что совершенно естественно, ибо они приносят хорошие деньги разработчикам и продавцам. Производство "железа" и "софта" для работы с музыкой и звуком - это серьезные области бизнеса. Люди, которые работают в них, естественно, стремятся к расширению рынка сбыта и увеличению прибыли. Когда-то все начиналось с невероятно дорогой штучной студийной аппаратуры и не менее дорогих программ профессионального назначения. С превращением компьютера в предмет широкого потребления появилась база для распространения звукового оборудования мультимедийного качества. Все привлекательнее становится мысль о возможности создания в домашних условиях музыкальных композиций, которые в техническом отношении подобны тем, что постоянно звучат в эфире. Чтобы вовлечь в процесс покупки-апгрейда как можно больше потребителей, разрабатываются и постоянно совершенствуются самые разные по возможностям и степени сложности программы. Часть из них ориентирована на профессионалов, часть - на абсолютно неподготовленных в музыкальных вопросах людей, для которых музыка - забава на час, часть - на мечтающих об успехе талантливых самоучек, "технарей", "компьютерщиков", которым судьба не предоставила случая получить серьезное музыкальное образование.

Программы отличаются не только возможностями, но и, разумеется, ценой. Те, с помощью которых можно за десять минут собрать из готовых блоков не особенно оригинальный трек для школьной дискотеки, дешевы. Их много и они примерно одинаковы. Программы профессионального уровня (гибкие, универсальные, многофункциональные, удобные и высококачественные) стоят от нескольких сотен долларов и выше. Их можно на пальцах пересчитать.

Еще совсем недавно мир музыкального софта был полярным: на одном полюсе дешевый примитив типа бесчисленных виртуальных диджеев, на втором - дорогущий эксклюзив вроде нынешних Steinberg Nuendo 3 (по цене 1999 евро) и Magix Sequoia V8 (стоимостью $3000). Со временем запросы массового потребителя стали расти, а следом вырос и уровень программ, предназначенных для домашнего применения. Все ниши заполнились.

Процесс освоения музыкальных компьютерных технологий в нашей стране имеет свои особенности. С одной стороны, этому нигде всерьез не учат. С другой стороны - пиратские диски. По цене двух бутылок пива купить добрый десяток программ, каждая из которых вообще-то стоит сотни долларов - от такого предложения практически невозможно отказаться. Вопрос об окупаемости программ не стоит. Поэтому даже простейшие любительские поделки мы готовы творить на весьма профессиональном софте. Правда, освоить его не всем под силу.

Итак, предположим, что вы, уважаемый читатель, увлечены мечтой о сочинении, самостоятельной записи и аранжировке добротно звучащей музыки, обладаете прирожденной способностью к этому, имеете твердые навыки пользователя компьютера и даже владеете минимальным набором знаний музыкальной теории (хотя бы в объеме первых сорока страниц самоучителя по гитарному аккомпанементу). К тому же, допустим почти невероятное: вы брезгуете пиратским софтом и готовы заплатить разумные деньги за достойный продукт, обладающий запасом потребительских свойств на ближайшую перспективу вашего творческого развития. Тогда, представляется, что вашим выбором может стать программа, которую компьютерные музыканты раньше знали под именем "Fruity Loops" (в русскоязычном просторечье "Фрутис", а то и "Фрукты"). Ее современное название FL Studio, разработчик - компания Image-Line Software (http://www.image-line.com).

Что такое FL Studio

FL Studio является самодостаточной виртуальной студией, ориентированной на применение программных обработок, эффектов, инструментов. А вот прототип программы первоначально предназначался в основном для создания музыки, основанной на комбинировании зацикленных фрагментов-лупов (от слова "loop"). Встроенные в нее виртуальные синтезаторы обладают звучанием, которое позволяет создавать композиции в современным стилях. FL Studio может служить программной основой музыкального компьютера (см. Приложение 1).

При использовании FL Studio на уровне элементарных возможностей технология работы чрезвычайно проста, обеспечивает удобную запись "на слух". Интерфейс интуитивно понятен. Все это привело к тому, что программа Fruity Loops/FL Studio стала едва ли не самым популярным среди непрофессионалов (в первую очередь, молодых) и почти что культовым бытовым инструментом создания компьютерной музыки.
По мере обновления версий, стремясь удержать завоеванный в конкурентной борьбе сегмент рынка, разработчики постоянно наращивали возможности программы. Если смотреть правде в глаза, то нужно признать, что теперь FL Studio очень мало уступает любой самой продвинутой профессиональной виртуальной студии.

Таким образом, FL Studio - программа, как бы, двухслойная. Один слой - очень простой инструмент, предназначенной для быстрого и легкого производства музыки, состоящей из лупов, другой - "навороченная" и в умелых руках способная практически на все виртуальная студия.


Рис. 1. FL Studio во всей красе

Идеология Fruity Loops предполагает, что пользователь программы не обладает серьезными знаниями в области теории музыки. Разработчики этой музыкальной студии ухитрились обойтись вообще без нот как таковых. Думается, что среди требований к первой версии программы отсутствие нот было принципиальным. Ничто не должно вызывать ассоциаций со скучными нотными диктантами и упражнениями в исполнении гамм. Программа должна напоминать увлекательную компьютерную игру. О музыкальной сущности "Фруктов" в явной форме напоминают лишь виртуальные клавиатуры, спрятанные в пошаговом секвенсоре, да еще редактор отпечатков клавиш. Но самое удивительное, что от этого программа почему-то не становится грубым инструментом, неспособным передать музыке нюансы замысла ее создателя. Нет листа для нотных записей, но есть много современных, сугубо компьютерных средств воздействия на свойства музыкального звука, о которых великие композиторы прошлого вряд ли могли даже мечтать.

Работаем с FL Studio на элементарном уровне

Итак, успех программы во многом объясняется тем, что ранние версии Fruity Loops отличались простотой, столь привлекательной для начинающих компьютерных музыкантов. Все испытанные средства записи музыки сохранены в программе и по сей день. К ним, в первую очередь, относятся пошаговый секвенсор и плей-лист. Суть работы с ними сводится всего к нескольким действиям: нужно выбрать один из встроенных синтезаторов, записать в его исполнении в пошаговом секвенсоре фрагмент партии (паттерн), "набить" необходимое количество паттернов и, наконец, указать программе очередность их воспроизведения (заполнить плей-лист). Тем самым "здание" музыкальной композиции, как из отдельных "кирпичиков", оказывается сложенным из паттернов, которые воспроизводятся в цикле, превращаясь в лупы. Получилось, что разработчики Fruity Loops предложили пользователям такую технологию создания музыкальных произведений, при которой вполне можно обходиться без знания теории музыки. Во всяком случае, ни о какой записи музыки нотами или заменяющими их графическими символами и речи нет. Вместе с тем, и набор синтезаторов, и набор доступных для редактирования параметров синтеза, и сама технология применения программы весьма подходят для создания музыки с современным звучанием. Ценой относительно небольших временных затрат без особого труда можно записать электронную композицию, как минимум, пригодную для воспроизведения в кругу друзей.

FL Studio позволяет работать одновременно только с одним проектом. В момент запуска программа автоматически создает новый проект. Вы можете также сделать это сами командой главного меню FILE > New. При создании нового проекта удобно использовать шаблон, выбор которого осуществляется в подменю FILE > Templates главного меню. Шаблон определяет то, какие генераторы (синтезаторы) и какие эффекты будут по умолчанию подключаться к новому проекту. Выберем, например, шаблон FILE > Templates > Club Basic и попробуем создать какую-нибудь простейшую композицию.

Отыщите в главном окне FL Studio транспортную панель (рис. 2). В ее левой части имеется переключатель PAT/SONG. Убедитесь, что выбран режим редактирования паттерна PAT. В поле TEMPO задайте нужный темп.


Рис. 2. Транспортная панель

Кнопкой или клавишей пробела запустите текущий паттерн на циклическое воспроизведение. Во время воспроизведения указатель текущей позиции на транспортной панели будет перемещаться слева направо.

По умолчанию выбран паттерн № 1. Для смены паттернов можно использовать клавиши 1 - 9 цифровой клавиатуры (в режиме Num Lock). Если девяти паттернов не хватает, то в поле PATTERN одноименной панели можно выбрать паттерн с максимальным номером 999.
Откройте окно пошагового секвенсора Step Sequencer (рис. 3) нажатием клавиши <F6> или кнопки , расположенной на панели Shortcut.


Рис. 3. Окно пошагового секвенсора

Большую часть окна пошагового секвенсора занимает матрица кнопок. Под матрицей виден "бегущий" слева направо огонек - он отмечает воспроизводимый секвенсором в данный момент шаг (ведь мы запустили воспроизведение). Каждый шаг соответствует доле музыкального такта. Поскольку матрица пуста (ни одна из кнопок не нажата), ничего не звучит.

Каждый горизонтальный ряд кнопок соответствует одному из каналов:

  • Kick - басового барабана (бочки);
  • Clap - хлопка в ладоши;
  • HiHat - хэта;
  • Snare - малого барабана.

Если нажать на одну из этих кнопок, откроется окно Channel settings с настройками соответствующего канала. Вид окна зависит от того, какой именно генератор подключен к каналу.

Слева от кнопок с названиями каналов расположены регуляторы панорамы и громкости. Еще левее расположены индикаторы-переключатели, предназначенные для временного отключения каналов.

Не останавливая воспроизведения, с помощью левой кнопки мыши включите нужные кнопки матрицы, например, так, как показано на рис. 4. При необходимости отключайте кнопки матрицы правой кнопкой мыши. В результате ваших действий должна зазвучать простейшая барабанная партия.


Рис. 4. Создана простейшая барабанная партия

Остановим воспроизведение и усложним задачу. Допустим, мы хотим, чтобы в начале композиции звучала бочка и хэт, а уж потом вступал малый барабан. Для этого понадобится уже не один паттерн, а два. В одном из этих паттернов партия малого барабана должна присутствовать, а в другом нет.

Наметим план действий:

  • скопируем содержимое имеющегося паттерна № 1 в буфер обмена;
  • переключимся на паттерн № 2 (пустой);
  • вставим содержимое буфера обмена в паттерн № 2;
  • переключимся на паттерн № 1 и удалим из него партию малого барабана.

А теперь осуществим этот план. Слева от каждого ряда кнопок матрицы имеется индикатор-переключатель, называемый Select. Если индикатор светится - значит, соответствующий ряд выделен, и его состояние можно скопировать в буфер обмена. Выбор ряда кнопок осуществляется щелчком на соответствующем индикаторе-переключателе или с помощью клавиш <вниз>, <вверх>. Если же мы хотим выделить все ряды паттерна, достаточно сделать двойной щелчок на любом из переключателей Select. Выделим все ряды паттерна № 1. Скопируем выделенные ряды паттерна № 1 в буфер обмена. Для этого можно воспользоваться командой главного меню EDIT > Copy или нажать комбинацию клавиш <Ctrl> + <C>. Переключимся на пустой паттерн № 2 (можно воспользоваться клавишей <вправо>). Вставим содержимое буфера обмена в паттерн № 2 с помощью команды главного меню EDIT > Paste или нажатием комбинации клавиш <Ctrl> + <V>. Вернемся к паттерну № 1 (клавишей <влево>). Удалим партию малого барабана, для чего отключим все кнопки матрицы, соответствующие каналу Snare.

Итак, у нас имеется два паттерна. Давайте попытаемся составить из них простейшую композицию.

Откроем окно редактора композиции Playlist нажатием клавиши <F5> или кнопки , расположенной на панели Shortcut. Переключим FL Studio в состояние редактирования композиции, для чего на транспортной панели включим режим SONG.

Сделаем так, чтобы первые двенадцать тактов композиции звучал паттерн № 1, а, начиная с 5 такта, дополнительно звучал паттерн № 2. Для этого воспользуемся инструментом , доступным в окне Playlist. Нарисуем линию из квадратиков на уровне надписи Pattern 1 и ряд квадратиков на уровне надписи Pattern 2 так, как показано на рис. 5.

Щелкнем правой кнопкой мыши на надписи Pattern 1. Откроется маленькое окошко Pattern 1 name. Введем новое название трека паттерна № 1 и нажмем <Enter>. Аналогичным образом переименуем трек паттерна № 2. Глядя на плей-лист, теперь можно понять, когда в композиции звучат инструменты Kick (бочка) и HiHat (хэт), а когда вступает Snare (малый барабан).


Рис. 5. Формирование структуры композиции в окне Playlist

Кнопкой на транспортной панели или клавишей пробела запустим композицию на воспроизведение и послушаем результат.

Ударные в нашей композиции уже есть, теперь добавим бас. Перейдем к редактированию паттерна № 3 (пока пустого). Нам нужно создать канал с мелодическим генератором басовых звуков. Фраза выглядит сложно, а делается это просто. По умолчанию в левой части главного окна FL Studio расположено окно браузера Browser. Если его не видно, нажмите клавишу <F8> либо кнопку на панели Shortcut. В браузере следует выбрать нужный сэмпл, пресет с настройками виртуального синтезатора или пресет с настройками канала. Нам приглянулся пресет Triangle 303, доступный в папке Channel presets\TS404 браузера.

Чтобы добавить этот звук в наш проект, делаем следующее: захватываем в браузере название понравившегося пресета, тащим в окно пошагового секвенсора, "бросаем" чуть ниже последнего канала. В результате получаем новый канал Triangle 303, с подключенным виртуальным синтезатором и загруженным пресетом. Создан новый канал для партии баса. Пропишем ритм партии баса в пошаговом секвенсоре (рис. 6).


Рис. 6. Задан ритм партии баса

Безусловно, для мелодического инструмента кроме ритма существенное значение имеет высота тона. Чтобы отредактировать ноты, выберем канал Triangle 303 и затем щелкнем на кнопке , расположенной в правой верхней части окна пошагового секвенсора. Откроется окно клавишного редактора (рис. 7).


Рис. 7. Клавишный редактор пошагового секвенсора

Каждому шагу секвенсора в этом окне соответствует своя виртуальная MIDI-клавиатура, расположенная вертикально. Клавиши, выделенные оранжевым цветом, соответствуют тем нотам, которые воспроизводятся на данном шаге паттерна. С помощью правой и левой кнопок мыши вы можете включать/выключать и перемещать эти ноты. В результате получена примитивная партия баса. При этом мы столкнулись с тем, что шагов секвенсора явно не хватает для того, чтобы сделать эту партию более сложной. Устраним эту проблему. В левой верхней части окна пошагового секвенсора имеется числовое поле, котором задается количество шагов секвенсора для данного паттерна. Удвоим его. Добавим новый паттерн в композицию (рис. 8).


Рис. 8. Добавлена партия баса

Композиция пока состоит всего лишь из трех паттернов-лупов, а с помощью плей-листа мы задали программе, сколько раз и когда именно их следует воспроизводить.

Аналогичным образом запишем остальные партии аккомпанемента. Результат сохраним в файле командой File > Save as.

К сожалению, каждая из партий, записанных с помощью пошагового секвенсора, может быть лишь одноголосной. Аккорд удастся получить только путем комбинирования нескольких партий.

Помните, что в папке Channel presets браузера Browser находятся сотни пресетов каналов, позволяющих получить современное звучание партий композиции. Знайте, что в FL Studio имеется возможность формирования композиции из паттернов "на лету". Запускать нужные паттерны на воспроизведение можно с помощью MIDI-клавиатуры (или заменяющей ее компьютерной клавиатуры).

Редактор отпечатков клавиш - все как у серьезных программ

Пошаговый секвенсор - средство, подходящее для конструирования барабанных лупов. Но для работы с партиями мелодических инструментов он приспособлен плохо. Альтернативное решение, примененное разработчиками, просто и на удивление удобно. Мы называем его образно: "отпечатки клавиш". Для редактирования отпечатков клавиш в FL Studio предназначено окно Piano roll. Подобное окно обязательно имеется в любой сколько-нибудь серьезной современной музыкальной программе.

Итак, выберем канал, а затем откроем окно Piano roll (рис. 9) нажатием клавиши <F7> или с помощью кнопки , расположенной на панели Shortcut.


Рис. 9. Окно редактора отпечатков клавиш Piano roll

Можно провести аналогию между способом представления музыкальной информации в окне Piano roll и традиционной нотной записью. В окне Piano roll имеется 128 нотных линеек вместо пяти: по одной линейке для каждой ноты из числа тех, что способен воспроизводить синтезатор (виртуальный или аппаратный). Такое количество нотных линеек позволяет обойтись без ключей и знаков альтерации. И это еще не все. Для того чтобы не нужно было постоянно пересчитывать нотные линейки, в окне редактора Piano roll отображается виртуальная клавиатура, подобная фортепианной. Каждая нотная линейка начинается от определенной клавиши. Клавиши можно как бы нажимать, щелкая на них мышью. Вы немедленно услышите звучание соответствующей ноты. Это помогает ориентироваться в линейках на слух.

По сути дела, клавиатура - это вертикальная ось системы координат, в которой вам нужно записывать музыку. А горизонтальная ось - это, конечно, ось времени. Правда, время здесь измеряется в музыкальных единицах: тактах и долях. На рабочем поле окна видны линии, обозначающие их границы.

Запись музыки в окне Piano roll действительно выглядит, как следы отпечатков клавиш. Отпечаток необходимой клавиши начинается и заканчивается в необходимые моменты музыкального времени. На экране он отображается, как яркий прямоугольник.

Вертикальная координата положения прямоугольника соответствует MIDI-номеру ноты, то есть высоте тона. Левая сторона прямоугольника приходится на момент начала извлечения звука. Длина прямоугольника по горизонтали пропорциональна длительности ноты. И все это избавляет вас от массы проблем. Не обязательно помнить обозначения нот и пауз разной длительности, знать, что такое триоль, квинтоль, пунктирная нота, лига, фермата… Просто рисуйте прямоугольники разной длины и оценивайте звучание на слух.

На заголовке окна Piano roll расположены кнопки выбора инструментов. Для записи отпечатка клавиши служит инструмент , для удаления - инструмент .

Причем одним щелчком можно рисовать не только отдельные отпечатки клавиш, но и целые аккорды. Для этого предварительно следует выбрать название нужного аккорда в подменю Chord меню окна Piano roll. Конечно, неплохо было бы понимать смысл обозначений если не всех, то хотя бы большинства из 66 типов аккордов, предусмотренных здесь. На рис. 9 представлены отпечатки клавиш, соответствующие построенным от ноты до аккордам первых одинадцати типов.

Обращаем ваше внимание на недостаток, присущий FL Studio. Редактируя паттерн в пошаговом секвенсоре и отпечатки клавиш в Piano roll, вы воздействуете на разные объекты, которые никак не связаны друг с другом. В результате возникает неоднозначность в структуре композиции, сформированной этими средствами, в чем-то дублирующими друг друга.

Знакомимся с элементами виртуальной студии

Итак, мы научились использовать традиционные элементарные средства Fruity Loops, предназначенные для создания музыкальной композиции на основе паттернов (что составляет процентов пять от всех возможностей программы). И на этом простое заканчивается. Все остальное посложнее, потому что представляет собой настоящую виртуальную студию. Это значит, что весь набор студийных функций реализован программным способом, а сама студия "размещается" в операционной среде компьютера. С ней в статье удастся ознакомиться лишь в самых общих чертах. Для тех, кто заинтересуется программой и захочет изучить ее во всех деталях, предназначена книга [1]. А сейчас просто перечислим виртуальные студийные компоненты, имеющиеся в FL Studio:

  • виртуальный микшер с функцией записи автоматизации, позволяющей сохранять, редактировать и воспроизводить изменения параметров синтеза, микширования, эффектов, а также темпа композиции;
  • секвенсор для записи игры на MIDI-клавиатуре;
  • виртуальный рекордер для записи звука с микрофона и любых внешних источников, а также встроенный звуковой редактор, обеспечивающий редактирование аудиофайлов;
  • около сорока собственных и неограниченное количество подключаемых плагинов виртуальных звуковых эффектов и обработок (реверберация, дилэй, хорус, эквалайзеры, компрессоры, вокодеры и т. п.), около двадцати собственных виртуальных музыкальных инструментов (тон-генераторов, синтезаторов и сэмплеров); программа FL Studio рассчитана на применение в проектах DX- и VST-плагинов, в то же время, сама она может использоваться в качестве плагина DXi и VSTi в других музыкальных приложениях (подробности см. в Приложении 2);
  • средства для импорта материала во FL Studio, экспорта проекта из FL Studio в аудиофайлы (например, для записи на CD), обеспечения синхронной работы с другими виртуальными студиями (FL Studio позволяет подключать к проекту другие музыкальные приложения по протоколу ReWire и сама может быть подключена к другим приложениям в качестве приложения-клиента ReWire).

FL Studio - виртуальная студия. Вместе с тем, в процессе записи музыки и обработки звука не обойтись без ряда аппаратных компонентов. О том, какие приборы наряду с компьютером должны входить в простейшую домашнюю музыкальную студию, читайте в книге [2]. Краткий перечень источников дополнительной информации (сайтов и книг) вы найдете в Приложении 3.

Сегодня вы познакомились лишь с одной не самой сложной и не самой совершенной программой. А сколько других удивительных программ еще может быть взято на вооружение современным музыкантом! Их освоение равноценно тому, что в вашем персональном компьютере появятся не только персональный оркестр, но и персональная студия звукозаписи. Представьте: возможности нынешнего музыкального компьютера превышают то, чем располагали студии, в которых записывались, например, бессмертные творения Beatles! В такой ситуации просто непростительно было бы не увидеть своего шанса и не воспользоваться им.

Приложение 1. Три кита музыкального компьютера

Превращение просто компьютера в компьютер музыкальный завершается, когда вы устанавливаете на нем соответствующее программное обеспечение, а основывается на звуковой карте. В ней таятся три принципиально важных элемента: MIDI-интерфейс, синтезатор, аналого-цифровой и цифро-аналоговый преобразователи (АЦП-ЦАП).

Основная идея MIDI (Musical Instrument Digital Interface) одновременно проста и гениальна: по проводам передается не звуковой сигнал, а закодированная в виде числа команда синтезатору: сформировать определенный звук. Это позволяет записывать, редактировать и воспроизводить партитуру композиции в аппаратных и программных секвенсорах. На MIDI-клавиатуре композицию исполняют в реальном времени. Стандартизированы схемы соединения инструментов, структура сигналов, порядок обмена данными, обязательные тембры. Например, стандарт General MIDI (GM) требует, чтобы синтезатор был способен воспроизводить звучание рояля, гитары, скрипки…, в общей сложности 128-и мелодических инструментов и наборов ударных. У продвинутых аппаратных и виртуальных синтезаторов в запасе тысячи и натуральных, и фантастических тембров.

Синтезатор, реагируя на поступившую команду, формирует звук с определенной высотой тона и необходимым тембром. Наиболее распространен синтезатор, построенный на основе волновых таблиц (Wave Table). В его памяти хранятся оцифрованные образцы звуков музыкального инструмента - сэмплы. Каждый звук разделен на фазы, например: атака, спад, поддержка, затухание, а каждая фаза в целях уменьшения объема памяти представлена коротким фрагментом. Сердцем синтезатора является осциллятор - устройство, способное собрать из фрагментов цельный звук и воспроизвести его с необходимой высотой. Затем сигнал пропускают через модуляторы, получая вибрато; фильтры, формируя необходимую тембровую окраску; и эффект-процессор, реализуя реверберацию, хорус и другие эффекты. В заключение цифровой поток проходит ЦАП синтезатора. После этого мы слышим звук.

Синтезатор и интерфейс MIDI - это два из трех китов, на которых держится работа звуковой карты. Третий кит - ЦАП-АЦП. Звук - процесс непрерывный, или аналоговый. А компьютер понимает только язык цифр. Для того чтобы записать с микрофона в память компьютера сигнал, необходимо предварительно преобразовать его в цифровую форму. После этого с помощью специальных программ - звуковых редакторов - с оцифрованным звуком можно делать все, что угодно. Завершив обработку, цифры нужно вновь преобразовать в звук. Качество преобразования звука в цифры и обратно, в первую очередь, зависит от разрядности представления данных и частоты оцифровки (сэмплирования) звука. На CD-аудио оцифрованный звук представлен 16-ю двоичными разрядами при частоте сэмплирования 44,1 кГц. Хорошие звуковые карты и звуковые редакторы способны работать со звуком в формате 24 бит/96 кГц. Столь высокую точность представления данных нельзя считать излишней. Она позволяет избежать накопления ошибок вычислений при многократном выполнении сложных алгоритмов обработки звука.

Приложение 2. Виртуальный инструментарий FL Studio

Программа FL Studio богата встроенными синтезаторами. Некоторые из них уникальны:

  • TS404 - псевдоаналоговый синтезатор, имитирующий звучание легендарного инструмента Roland TB-303;
  • BeepMap - синтезатор, преобразующий изображение в сигнал звуковой частоты;
  • BooBass - синтезатор бас-гитары;
  • FL Keys - синтезатор фортепиано и органа;
  • Plucked - синтезатор струнных инструментов;
  • Sytrus - 6-операндный синтезатор на основе частотной и кольцевой балансной модуляции, обладающий ярким звучанием;
  • FL Slayer VST-синтезатор физического моделирования, имитирующий шестиструнную электрогитару с обработками, а также бас-гитару.

Перечень основных эффектов и обработок тоже выглядит впечатляюще:

  • Fruity 7 Band EQ, Fruity Parametric EQ, Fruity Bass Boost, Fruity Filter, Fruity Free Filter - эквалайзеры и фильтры;
  • Fruity Compressor - динамическая обработка;
  • Fruity Delay, Fruity Reverb, Fruity Chorus, Fruity Flanger, Fruity Phaser, Fruity Stereo Enhancer - эффекты дилэй, реверберация, хорус, флэнжер, фейзер и расширение стереобазы;
  • Fruity Blood Overdrive, Fruity Fast Dist - варианты эффекта дистошн;
  • Fruity Vocoder, Speech synthesizer - вокодер и встроенный синтезатор речи;
  • Fruity Formula Controller - контроллер, генерирующий управляющий сигнал на основании заданной пользователем формулы.

С таким набором инструментов невозможно не сочинить хит!